ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 декабря 2009 года  Дело N А19-1126/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 14.12.2009.

Полный текст постановления изготовлен 21.12.2009.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Т.В. Стасюк, судей: М.А. Клепиковой, О.А. Куклина, при ведении протокола судебного заседания секретарем А.Н. Зенчиком, в отсутствие представителей сторон, рассмотрел апелляционную жалобу Министерства финансов Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 05 октября 2009 года по иску Открытого акционерного общества «ПТС»  к Государственному учреждению  «1 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области», Иркутской области  в лице Министерства финансов  Иркутской области о взыскании 16 547 374 руб. 20 коп. (суд первой инстанции: Г.Н. Грибещенко).

Открытое акционерное общество «ПТС» (далее - ОАО «ПТС») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к отряду Государственной противопожарной службы МЧС России по Иркутской области (ОГПС МЧС России по Иркутской области) о взыскании суммы 16 547 374 руб. 20 коп., составляющих: 16 500 000 руб. - основной долг, 47 374 руб. 20 коп. - штрафные санкции.

Определением Арбитражного суда Иркутской области от 12 февраля 2009 года, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Иркутской области и произведена замена ненадлежащего ответчика - ОГПС МЧС России по Иркутской области на надлежащего - Государственное учреждение «1 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области» (далее - ГУ «ОФПС по Иркутской области»).

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 15 апреля 2009 года иск удовлетворен.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 июня 2009 года решение суда первой инстанции от 15 апреля 2009 года оставлено без изменения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно - Сибирского округа от 30 июля 2009 года указанные судебные акты были отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Определением суда от 03 сентября 2009 года по ходатайству истца к участию в процессе в качестве второго ответчика привлечена Иркутская область в лице министерства финансов Иркутской области.

В порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса РФ истцом заявлен отказ от искового требования о взыскании штрафных санкций в размере 47 374 руб. 20 коп. Определением суда от 28 сентября 2009 года производство по делу прекращено в части искового требования ОАО «ПТС» к ГУ «1 ОФПС по Иркутской области», Иркутской области в лице министерства финансов Иркутской области о взыскании штрафных санкций в размере 47 374 руб. 20 коп.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 05 октября 2009 года заявленные истцом требования были удовлетворены: с Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области за счет казны Иркутской области в пользу Открытого акционерного общества «ПТС» взыскан основной долг размере 16 500 000 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 93 763 руб. 13 коп. В части требований к Государственному учреждению «1 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области» в лице агентства имущественных отношений Иркутской области - в иске отказано.

Не согласившись с указанным решением суда, Министерство финансов Иркутской области обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить. При этом заявитель апелляционной жалобы ссылается на то, что не является надлежащим ответчиком по делу, не является стороной в рассматриваемом договоре, к участию в деле не привлечены участники Соглашения, заключенного между Администрацией Иркутской области и МЧС России, а также отклонено ходатайство о привлечении к участию в деле Агентства имущественных отношений  Иркутской области. Ответчик ссылается также на то, что не имел обязательств перед истцом, а грузовой тягач  и полуприцеп используются отрядами федеральной противопожарной службы.

Из отзыва на апелляционную жалобу, представленного ОАО «ПТС», усматривается, что решение суда первой инстанции истец считает законным и обоснованным, обращает внимание суда на то, что согласно государственного контракта  оплата товара должна была производиться из средств областного бюджета, закупка  пожарной техники относилась к расходам Иркутской области, что также подтверждается Соглашением, утвержденным Постановлением Правительства  РФ №382 от 22.05.2008. Истец также считает необходимым учесть, что  товар, приобретенный ГУ «1 ОФПС по Иркутской области» в рамках Государственного контракта, числится в реестре  государственной собственности Иркутской области, и ответчик - 1  утратил статус  главного распорядителя  средств субъекта  Российской Федерации. Истец также заявил о рассмотрении спора в его отсутствие.

Из отзыва ответчика - 1, представленного в суд апелляционной инстанции факсимильной связью, усматривается, что ответчик - 1 решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, доводы заявителя апелляционной жалобы - необоснованными.

Представители сторон в суд не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены в установленном порядке, что подтверждается почтовыми уведомлениями №02215, 02217, ходатайством истца о рассмотрении дела в его отсутствие.

Учитывая положения ст. 156 АПК РФ, апелляционная жалоба подлежит рассмотрению в отсутствие представителей сторон.

Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.

21.08.2008 между Отрядом государственной противопожарной службы МЧС России (заказчик) и ОАО «ПТС» (поставщик) был заключен Государственный контракт № 416 на поставку учебно - тренировочного комплекса Теплодымокамера ПТС - ГРОТ».

Государственный контракт был заключен по результатам проведенного Агентством по государственному заказу Иркутской области открытого аукциона (протокол от 07.08.2008 № 416/1), победителем которого было признано ОАО «ПТС».

По условиям контракта истец обязался передать заказчику теплодымокамеру с седельным тягачом по цене 16 500 000 руб. Индивидуально - определенные признаки поставляемого товара (тягача, полуприцепа и фургона) с перечнем технического оборудования, установленного на поставляемом полуприцепе и фургоне, были согласованы сторонами в приложении № 1 (спецификации на поставку товара) к контракту, подписанном обеими сторонами и являющемся неотъемлемой частью контракта.

В обоснование исполнения истцом принятых на себя обязательств в материалы дела представлена товарная накладная № 277/1 от 19.09.2008, счет - фактура № 0000547/1 от 19.09.2008, акты приема - передачи объектов основных средств № 00000030, № 00000031 от 19.09.2008, подтверждающие факт передачи истцом заказчику ОГПС МЧС России по Иркутской области полуприцепа ИПВ - 9487 VIN XWR9487SG80000001 и грузового тягача седельного МАЗ - 5432АЗ - 322, ш.590 на общую сумму 16 500 000 руб. Товарная накладная подписана от имени получателя Лумповым Д.В., уполномоченным на получение товара от истца доверенностью № 262 от 06.10.2008.

Положениями пункта 2.1.3 государственного контракта от 21.08.2008 № 416, заключенного между ОАО «ПТС» и ОГПС МЧС Иркутской области, предусмотрена оплата поставляемой тепло дымокамеры с седельным тягачом за счет средств областного бюджета.

28.08.2008 ОГПС МЧС по Иркутской области был переименован в ГУ «1 ОФПС по Иркутской области» в соответствии с приказом МЧС России № 507. Согласно положению о ГУ «1 ОФПС по Иркутской области», утвержденному приказом Главного управления МЧС России по Иркутской области от 01.12.2008 № 721, финансовое и материально - техническое обеспечение учреждения осуществляется за счет средств федерального бюджета. ГУ «1 ОФПС по Иркутской области» в настоящее время не включено в реестр бюджетополучателей Иркутской области и не может получать финансирование из областного бюджета.

Между Администрацией Иркутской области и МЧС России  заключено  утвержденное  постановлением  Правительства  РФ  от  22.05.2008  № 382 Соглашение о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера и ликвидации их последствий, организации и проведения аварийно - спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, организации тушения пожаров силами государственной противопожарной службы, организации осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне, осуществления поиска и спасения людей на водных объектах.

Пунктом 1 ст.2 указанного Соглашения установлено, что Администрация Иркутской области передает, а МЧС России принимает полномочия по организации мероприятий по защите населения и территории Иркутской области от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и ликвидации указанных чрезвычайных ситуаций. Принимаемые МЧС России полномочия реализуются за счет средств областного бюджета.

Согласно п.2 Соглашения, реализацию передаваемых Администрацией Иркутской области полномочий на территории Иркутской области от имени МЧС России осуществляет Главное управление МЧС России, которое для этих целей наделяется правами выступать от имени Иркутской области в качестве государственного заказчика Иркутской области на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Иркутской области в пределах передаваемых в соответствии с Соглашением полномочий; заключать в установленном порядке договоры и соглашения по вопросам реализации полномочий, передаваемых в соответствии с Соглашением; распределять и расходовать в установленном законодательством порядке финансовые и материальные средства, выделенные на реализацию передаваемых полномочий.

В деле имеется акт приема - передачи имущества государственной собственности Иркутской области от 29.12.2008, согласно которому имущество, приобретенное ОГПС МЧС России по Иркутской области в 2008 году за счет средств областного бюджета (в том числе приобретенное у истца по государственному контракту № 416 от 21.08.2008), передано агентству имущественных отношений в связи с реорганизацией ОГПС МЧС России по Иркутской области и созданием субъектовых отрядов для обеспечения пожарной безопасности на территории Иркутской области.

Ссылаясь на отсутствие надлежащей оплаты по условиям заключенного Государственного контракта, истец обратился в суд с настоящим требованием.

Заявленные истцом требования были правомерно удовлетворены судом за счет второго ответчика, учитывая следующее.

Как установлено судом первой инстанции, ответчик ГУ «1 ОФПС по Иркутской области» подтвердил факт передачи истцом товара, согласованного государственным контрактом № 416 от 21.08.2008 и приложением № 1 к нему, а также факт наличия перед истцом задолженности по оплате данного товара в исковой сумме.

При наличии в материалах дела вышеназванных доказательств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что факт исполнения истцом обязательств по поставке товара по условиям государственного контракта № 416 от 21.08.2008 доказан и в соответствии с положениями ст.ст.454, 486, 526 Гражданского кодекса РФ и условиями контракта данное обстоятельство влечет возникновение у истца права требовать оплаты поставленного им товара в согласованные контрактом сроки.

В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» данный Закон применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

В силу пункта 1 статьи 3 названного Закона под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» государственными и муниципальными заказчиками могут выступать соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

В соответствии со статьей 71 Бюджетного кодекса РФ все закупки бюджетными учреждениями товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда (200000 рублей) осуществляются исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов.

В соответствии  со ст. 125 Гражданского кодекса РФ от имени субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

В соответствии с частью 2 статьи 532 Гражданского кодекса РФ при оплате покупателем товаров по договору поставки для государственных или муниципальных нужд государственный или муниципальный заказчик признается поручителем по этому обязательству покупателя.

На основании Соглашения между Администрацией Иркутской области и МЧС России, утвержденного  постановлением  Правительства  РФ  от  22.05.2008  № 382, Отряд государственной противопожарной службы МЧС по Иркутской области выступил заказчиком по государственному контракту на поставку тягача с теплодымокамерой, заключенному с ОАО «ПТС» по итогам открытого аукциона, состоявшегося 07.08.2008.

Материалами дела подтверждается, что государственный контракт заключен государственным заказчиком ОГПС МЧС по Иркутской области в целях обеспечения государственных нужд Иркутской области, поставка товаров по государственному контракту, заключаемому по итогам аукциона, осуществляется для государственных нужд Иркутской области.

Как предусмотрено абз.2 п.2 ст. 4 Соглашения между Администрацией Иркутской области и МЧС России, утвержденного  постановлением  Правительства  РФ  от  22.05.2008  № 382, согласованный обеими сторонами  объем финансовых средств, необходимых для обеспечения исполнения обязательств, предусмотренных настоящим Соглашением, подлежит включению в проект областного бюджета (в отношении расходных обязательств  Иркутской области).

Согласно справке по финансированию из областного бюджета Иркутской области в 2008 году отрядов государственной противопожарной службы МЧС России по Иркутской области по кодам 310 и 340 в 2008 г. по статье расходов 310 Иркутской областью профинансировано 56 888 257,95 руб. из 162 552 368, 41 руб. Это же подтверждается заверенным Управлением федерального казначейства Иркутской области отчетом об исполнении бюджета (строка №217).

Расходование поступивших денежных средств в размере 56 888 257,95 руб. по назначению расписано в справке по использованию бюджетных средств в 2008 г. по статье расходов 310 «Увеличение стоимости основных средств».

Так, лимиты финансирования отрядов из областного бюджета, с учетом условий Соглашения, были определены и предусмотрены в бюджете области на 2008 год.

Поставленная ОАО «ПТС» теплодымокамера с седельным тягачом, стоимость которой заявлена к  взысканию  по  настоящему иску,  является  собственностью Иркутской области.

Согласно сообщению агентства имущественных отношений Иркутской области от 06.04.2009 №20 - 1735/1и, грузовой тягач седельный МАЗ - 5432.аЗ - 322, ш.590 и полуприцеп ИПВ - 9487 VES XWR9487SG80000001, приобретенные по государственному контракту от 21.08.2008 № 416 поставку учебно - тренировочного передвижного комплекса «Теплодымокамера ПТС - ГРОТ» на сумму  16 500 000 руб.,  являются собственностью  Иркутской области  и значатся в реестр государственной собственности области.

При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что возложение на ГУ «1 ОФПС по Иркутской области» обязанности по оплате поставщику ОАО «ПТС» стоимости теплодымокамеры с седельным тягачом, поставленной последним по государственному контракту от 21.08.2008 № 416, означает возложение бремени оплаты данного имущества на федеральный бюджет, что не соответствует требованиям действующего законодательства, условиям заключенного между Администрацией Иркутской области и МЧС России Соглашения, а также положениям государственного контракта от 21.08.2008 № 416, согласно которым поставленная ОАО «ПТС» теплодымокамера с седельным тягачом приобреталась государственным заказчиком ОГПС МЧС по Иркутской области для обеспечения государственных нужд Иркутской области и финансирование ее оплаты должно осуществляться за счет средств областного бюджета.

Согласно Положению о министерстве финансов Иркутской области, утвержденном постановлением Правительства Иркутской  области  от 23.12.2008  №  120 - пп, задачей министерства финансов Иркутской области является осуществление управления областными финансами, представление интересов областной казны в арбитражных судах.

Следовательно, судом первой инстанции было обоснованно удовлетворено требование истца о взыскании основного долга по указанному государственному контракту в размере 16 500 000 руб. за счет казны Иркутской области в лице главного распорядителя бюджетных средств Иркутской области - министерства финансов Иркутской области.

Доводы Министерства финансов Иркутской области о том, что надлежащим ответчиком по заявленному ОАО «ПТС» иску является ГУ «1 ОФПС по Иркутской области» как сторона по государственному контракту № 416 от 21.08.2008, а также доводы об отсутствии оснований для взыскания с него стоимости поставленного истцом по государственному контракту от 21.08.2008 № 416 имущества, так как это имущество используется ГУ «1  ОФПС по Иркутской области» были рассмотрены судом первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.

ОГПС МЧС России по Иркутской области (ГУ «1 ОФПС по Иркутской области») является государственным учреждением и не может владеть имуществом на праве собственности исходя из положений действующего законодательства.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что нахождение  в безвозмездном пользовании ГУ «1 ОФПС по Иркутской области» спорного имущества не изменяет положение собственника - Иркутской области. В материалах дела имеется акт приема - передачи имущества государственной собственности Иркутской области от 29.12.2008, согласно которому имущество, приобретенное ОГПС МЧС России по Иркутской области в 2008 году за счет средств областного бюджета (в том числе приобретенное у истца по государственному контракту № 416 от 21.08.2008), передано агентству имущественных отношений в связи с реорганизацией ОГПС МЧС России по Иркутской области и созданием субъектовых отрядов для обеспечения пожарной безопасности на территории Иркутской области.

По указанным основаниям не принимается во внимание судом и довод Министерства финансов Иркутской области о том, что в паспортах транспортных средств на грузовой тягач седельный и полуприцеп  изотермический в соответствующих строках в качестве собственника указано ОГПС МЧС Pоссии по Иркутской области.

Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что к участию в деле не привлечены участники Соглашения, заключенного между Администрацией Иркутской области и МЧС России, также подлежат отклонению.

При рассмотрении спора в суде первой инстанции министерство финансов Иркутской области заявило о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица Агентство имущественных отношений Иркутской области - специально уполномоченный орган в сфере имущественных отношений.

Судом первой инстанции были оценены доводы ответчика - 2 и получили надлежащую правовую оценку.

Принимая во внимание положения п.1 ст.51 Арбитражного процессуального кодекса РФ, судом не были установлены основания для привлечения Агентства имущественных отношений Иркутской области к участию в процессе, поскольку в рамках данного спора судом рассматривается требование о взыскании денежных средств за товар, поставленный по государственному контракту, финансируемому за счет средств Иркутской области; осуществление же управления областными финансами, представление интересов областной казны в арбитражных судах является задачей министерства финансов Иркутской области и не входит в полномочия Агентства имущественных отношений Иркутской области.

С данными выводами суд апелляционной инстанции согласен, считает их обоснованными и правомерными.

Так, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.

Расходы по уплате государственной пошлины обоснованно отнесены на ответчика Иркутскую область в лице министерства финансов Иркутской области согласно требованиям ст.110 Арбитражного процессуального кодекса РФ и взысканию с него в пользу истца за счет казны Иркутской области.