ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 августа 2010 года  Дело N А19-3545/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 19 августа 2010 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Ячменёва Г.Г.,

судей Желтоухова Е.В., Ткаченко Э.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Малановой А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Иркутской области на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 апреля 2010 года по делу № А19 - 3545/10 по заявлению Администрации муниципального образования города Братска к  Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Иркутской области о признании недействительным распоряжения от 28 декабря 2009 года № 1031 - и

с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Открытого акционерного общества «Группа «Илим»

(суд первой инстанции: Позднякова Н.Г.)

в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,

и установил:

Администрация муниципального образования города Братска (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Иркутской области (далее - ТУ Росимущества, Управление) о признании недействительным распоряжения от 28 декабря 2009 года № 1031 - и «О безвозмездной передаче имущества, составляющего имущество государственной казны Российской Федерации, в собственность муниципального образования города Братска».

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Открытое акционерное общество «Группа Илим» (далее - ОАО «Группа Илим»).

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 23 апреля 2010 года заявленные требования удовлетворены. Суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемого распоряжения, поскольку орган местного самоуправления не только не выразил своего согласия на прием имущества от федерального органа, но возражает принимать данное имущество из федеральной собственности в собственность муниципальную.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на обязательность передачи имущества в муниципальную собственность в силу части 11 статьи 54 Федерального закона от 22.08.2004 № 122 - ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 № 122 - ФЗ).

Заявитель апелляционной жалобы полагает, что судом первой инстанции необоснованно сделана ссылка на Определение Конституционного суда Российской Федерации от 4 декабря 2007 года № 828 - О - П, поскольку письмом КУМИ Администрации г. Братска от 19 ноября 2009 года № 11 - 03/Ис - 7763/11 выражено согласие Администрации принять спорные объекты в муниципальную собственность.

Кроме того, ТУ Росимущества указало на злоупотребление правом со стороны Администрации, что в силу статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации недопустимо.

Администрацией и ОАО «Группа Илим» письменные отзывы на апелляционную жалобу не представлены.

О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается почтовыми уведомлениями № 67200027398905, № 67200027398899, № 67200027398912 и № 67200027398929, однако своих представителей в судебное заседание не направили. ТУ Росимущества заявило ходатайство от 10 августа 2010 года № АШ - 11/11007 о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителей. В соответствии с частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Иркутской области заявило ходатайство о его процессуальной замене на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области на основании приказа Росимущества от 27 мая 2009 года № 143 «О реорганизации Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Иркутской области» и свидетельства о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о создании юридического лица путем реорганизации в форме преобразования от 21 мая 2010 года серии 38 № 003178179 (т. 2, л.д. 91)

Суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, производит замену Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Иркутской области на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, распоряжением от 28 декабря 2009 года № 1031 - и «О безвозмездной передаче имущества, составляющего имущество государственной казны Российской Федерации, в собственность муниципального образования города Братска» (т. 1, л.д. 10) Управление осуществило передачу в собственность муниципального образования города Братска федерального имущества, указанного в приложении к распоряжению, а именно:

1) 2 - х квартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Братск, ж/р Стениха, ул. Дорожная, 1;

2) Жилое помещение (квартира), расположенное по адресу: г. Братск, ж/р Стениха, ул. Советская, 1, квартира 1;

3) Жилое помещение (квартира), расположенное по адресу: г. Братск, ж/р Стениха, ул. Советская, 3, квартира 1;

4) Жилое помещение (квартира), расположенное по адресу: г. Братск, ж/р Стениха, ул. Советская, 4, квартира 1;

5) 2 - х квартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Братск, ж/р Стениха, ул. Советская, 5;

6) 2 - х квартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Братск, ж/р Стениха, ул. Советская, 9;

7) 2 - х квартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Братск, ж/р Стениха, ул. Советская, 11;

8) 2 - х квартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Братск, ж/р Стениха, ул. Советская, 14;

9) 2 - х квартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Братск, ж/р Стениха, ул. Советская, 15;

10) Жилое помещение (квартира), расположенное по адресу: г. Братск, ж/р Стениха, ул. Советская, 16, квартира 1;

11) 2 - х квартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Братск, ж/р Стениха, ул. Советская, 17;

12) 2 - х квартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Братск, ж/р Стениха, ул. Советская, 20;

13) Жилое помещение (квартира), расположенное по адресу: г. Братск, ж/р Стениха, ул. Советская, 22, квартира 1;

14) Жилое помещение (квартира), расположенное по адресу: г. Братск, ж/р Стениха, ул. Лесная, 1, квартира 2;

15) Жилое помещение (квартира), расположенное по адресу: г. Братск, ж/р Стениха, ул. Лесная, 3, квартира 2;

16) 2 - х квартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Братск, ж/р Стениха, ул. Лесная, 4;

17) 2 - х квартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Братск, ж/р Стениха, ул. Лесная, 5;

18) 2 - х квартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Братск, ж/р Стениха, ул. Лесная, 6;

19) 4 - х квартирный жилой дом (за исключением квартир №№ 2, 3), расположенный по адресу: г. Братск, ж/р Стениха, ул. Лесная, 7;

20) 2 - х квартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Братск, ж/р Стениха, ул. Лесная, 8;

21) одноквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Братск, ж/р Стениха, ул. Южная, 1;

22) одноквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Братск, ж/р Стениха, ул. Южная, 1;

23) Жилое помещение (квартира), расположенное по адресу: г. Братск, ж/р Стениха, ул. Южная, 2, квартира 1;

24) Жилое помещение (квартира), расположенное по адресу: г. Братск, ж/р Стениха, ул. Южная, 4, квартира 1;

25) одноквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Братск, ж/р Стениха, ул. Южная, 5;

26) Жилое помещение (квартира), расположенное по адресу: г. Братск, ж/р Стениха, ул. Южная, 6, квартира 1;

27) одноквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Братск, ж/р Стениха, ул. Южная, 7;

28) 4 - х квартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Братск, ж/р Стениха, ул. Южная, 8.

Перечисленное имущество является федеральной собственностью, что следует из выписок из реестров федерального имущества от 28 декабря 2009 года №№ 67/7, 67/8, 67/9, 67/10, 67/11, 67/12, 67/13, 67/14, 67/15, 67/16, 67/17, 67/18, 67/19, 67/20, 67/21, 67/22, 67/23, 67/24, 67/25, 67/26, 67/27, 67/28, 67/29, 67/30, 67/31, 67/32, 67/33 (т. 2, л.д. 2 - 28).

Указанным распоряжением на Администрацию возложена обязанность представить на утверждение в ТУ Росимущества подписанный акт приема - передачи имущества в течении трех недель с момента издания распоряжения (т. 1, л.д. 11).

Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции о незаконности оспариваемого распоряжения, исходя из следующего.

Согласно пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122 - ФЗ  передача имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации осуществляться в порядке, предусмотренном данной статьей.

Находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае:

- если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

- если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 № 184 - ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных решений о передаче имущества в соответствии с передаточным актом. В передаточном акте указываются наименования и места нахождения передаваемых государственных и муниципальных унитарных предприятий и государственных и муниципальных учреждений.

Передача имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность осуществляется на основании решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность, принимаемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.

При применении части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122 - ФЗ суд первой инстанции обоснованно руководствовался правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в Постановлении от 30 июня 2006 года № 8 - П и Определениях от 7 декабря 2006 года № 542 - О и от 4 декабря № 828 - О - П.

В частности, в пункте 3 мотивировочной части Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2007 года № 828 - О - П указано, что установленное действующим законодательством правовое регулирование отношений по безвозмездной передаче имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации в связи с разграничением полномочий между уровнями публичной власти аналогично регулированию порядка передачи имущества из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность. Положения части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122 - ФЗ в системе действующего правового регулирования предполагают необходимость волеизъявления органа местного самоуправления на передачу имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и не могут рассматриваться как позволяющие исполнительному органу государственной власти Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, осуществляющему полномочия собственника имущества, принимать решения о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или в собственность Российской Федерации в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления на такую передачу.

Из изложенных в Постановлении от 30 июня 2006 года № 8 - П и Определении от 7 декабря 2006 года № 542 - О правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации следует, что положения части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122 - ФЗ закрепляют общий порядок передачи имущества от одного публичного собственника к другому в связи с перераспределением публичных полномочий и - независимо от состава публично - территориальных субъектов, выступающих участниками такой передачи, и направления движения находящегося в публичной собственности имущества - предполагают при его реализации соблюдение общих принципов и гарантий, к числу которых относятся наличие волеизъявления всех заинтересованных субъектов и согласованность действий соответствующих уполномоченных органов, что обусловливает учет позиции органов местного самоуправления и в том случае, когда муниципальное образование выступает в роли получателя имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, т.е. при передаче имущества из федеральной собственности в собственность муниципальную.

Необходимость выявления в этом случае позиции органов местного самоуправления определяется конституционной природой муниципальной власти, призванной обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения, прежде всего за счет собственных материально - финансовых ресурсов муниципального образования, а при наличии объективной необходимости - и за счет финансовой поддержки, оказываемой в рамках межбюджетных отношений Российской Федерации и ее субъектов. Поскольку федеральное законодательство, устанавливая критерии состава имущества, могущего находиться в федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации, не исключает дискреции уполномоченных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по определению конкретных имущественных объектов, передаваемых в муниципальную собственность, отсутствие у муниципальных образований возможности сформулировать и отстаивать свою позицию в отношении соответствующего имущества порождало бы возможность передачи в муниципальную собственность имущественных объектов, наименее эффективных в социально - экономическом плане и не являющихся объективно необходимыми для решения вопросов местного значения. Безоговорочное принятие таких имущественных объектов могло бы повлечь для муниципальных образований дополнительные расходы на их содержание и существенно препятствовать реализации конституционных функций местного самоуправления. При этом сами местные сообщества оказывались бы, по существу, объектом государственной деятельности, что не согласуется с их конституционно - правовым статусом субъекта права на осуществление муниципальной власти, гарантируемым, в частности, правом на судебную защиту и запретом на ограничение прав местного самоуправления (статья 133 Конституции Российской Федерации).

Судом первой инстанции установлено, что орган местного самоуправления города Братска своего волеизъявления на передачу спорного имущества в муниципальную собственность не выражал.

Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что такое волеизъявление выражено в письме Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации от 19 ноября 2009 года № 11 - 03/Ис - 7763/11, рассмотрен и признан необоснованным в силу следующего.

На основании статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Частью 1 статьи 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно статье 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под органами местного самоуправления понимаются избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.