ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 марта 2010 года  Дело N А19-930/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 24.03.2010.

Полный текст постановления изготовлен 24.03.2010.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Т.В. Стасюк, судей: М.А. Клепиковой, К.Н. Даровских, при ведении протокола судебного заседания секретарем Л.М. Шумаковой, в отсутствие представителей сторон, рассмотрел апелляционную жалобу Государственного учреждения «1 отряд федеральной противопожарной  службы по Иркутской области» на решение арбитражного суда Иркутской области от 16.12.2009 по иску Общества с ограниченной ответственностью  Центр комплексной пожарной безопасности «СЭЙВ плюс» к  Государственному учреждению  «1 отряд федеральной противопожарной  службы по Иркутской области», Министерству финансов Иркутской области, Иркутской области  в лице Министерства финансов Иркутской области, третьи  лица: Правительство Иркутской области, Министерство  имущественных  отношений Иркутской области, о взыскании 395 868 руб. 40 коп. (суд первой инстанции: Н.А. Бучнева).

Общество с ограниченной ответственностью Центр комплексной пожарной безопасности «СЭЙВ плюс» (далее - ООО ЦКПБ «СЭЙВ плюс») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к отряду государственной противопожарной службы МЧС России по Иркутской области о взыскании 353 320 руб., составляющих стоимость поставленных в сентябре - октябре 2008 года товара - нанорно - всасывающие рукава D 75 в сборе с ГРВ - 80 и начисленной за период с 15.10.2008 по 13.04.2009  неустойки  в  сумме 26 747 руб. 53 коп.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечена администрация Иркутской области, впоследствии замененная в порядке процессуального правопреемства на Правительство Иркутской области.

Определением от 12.02.2009 ненадлежащий ответчик заменен на надлежащего - государственное учреждение «1 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области» (далее - ГУ «1 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области), к участию в деле привлечен второй соответствии - министерство финансов Иркутской области.

Решением от 16.04.2009, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2009, с ГУ «1 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области» в пользу истца взысканы: основной долг в сумме 352 320 руб., неустойка в сумме 27 918 руб. 48 коп., расходы по государственной пошлине в сумме 9 101 руб. 35 коп. В удовлетворении иска ко второму ответчику отказано.

Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно - Сибирского округа от 17.08.2009 решение суда первой инстанции от 16.04.2009 и постановление апелляционной инстанции от 11.06.2009 отменены,  дело направлено на новое рассмотрение.

Отменяя судебные акты, окружной суд указал на необходимость при новом рассмотрении дела исследовать вопрос о том, кто являлся государственным заказчиком при заключении государственного контракта от 18.08.2008 № 413 - 1 и определить источник финансирования  указанного контракта.

При новом рассмотрении истец ООО ЦКПБ «СЭЙВ плюс» уточнил исковые требования в части взыскания неустойки, просил взыскать неустойку, начисленную за период с 15.10.2008 по 14.12.2009 в размере 45 028 руб. 20 коп.

Кроме того, по ходатайству сторон определением от 29.09.2009 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Иркутская  область в лице Министерства  финансов Иркутской области, а в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований  относительно  предмета  спора, Агентство  имущественных отношений Иркутской  области, впоследствии, в связи с переименованием, замененное на Министерство имущественных отношений Иркутской области.

Решением арбитражного суда Иркутской области от 16.12.2009 с Государственного учреждения «1 отряд федеральной противопожарной  службы по Иркутской области» в пользу общества  с ограниченной ответственностью  Цент комплексной пожарной  безопасности  «СЭЙВ плюс» взыскано 352 320 руб. - основного дола, 45 028 руб. 20 коп. - пени, 9 101 руб. 35 коп. - расходы по оплате государственной пошлины. В иске к Министерству  финансов иркутской области и Иркутской области в лице  Министерства финансов  Иркутской области  отказано.

Не согласившись с указанным решением суда, ГУ «1 отряд федеральной противопожарной  службы по Иркутской области» обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой ссылается на то, что спорные отношения возникли в результате заключения государственного контракта №413 - 1 от 18.08.2008, в котором госзаказчиком выступал ГУ «1 ОФПС по Иркутской области» согласно предоставленных полномочий, а  Иркутская область выступала гарантом. Имущество, приобретенное по рассматриваемой сделке, как указывает заявитель, включено в  реестр государственной собственности Иркутской области и используется истцом безвозмездно. Как считает ответчик, обязанность оплатить полученное имущество, в соответствии с условиями договора, возложена на Иркутскую область. По мнению ответчика, в результате его реорганизации, задолженность за полученный товар не может быть оплачена из Федерального бюджета РФ.

Из отзыва на апелляционную жалобу, представленного истцом в виде факсограммы, усматривается, что решение суда им признается законным и обоснованным, а доводы заявителя апелляционной жалобы - не состоятельными.

Правительство Иркутской области доводы заявителя апелляционной жалобы отклонило, ссылаясь на законность и обоснованность выводов суда первой инстанции.

Как следует из отзыва на апелляционную жалобу Министерства финансов Иркутской области, государственная гарантия ответчику - 1 не выдавалась, решение суда является законным и обоснованным.

Правительство Иркутской области, ответчик - 1 заявили о рассмотрении апелляционной жалобы в их отсутствие.

Лица, участвующие в деле, в суд не явились, надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения дела, что подтверждается почтовыми уведомлениями №№54868, 54866, 54867, 54869, 54870.

Учитывая положения ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба подлежит рассмотрению в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.

Агентством по государственному заказу Иркутской области за реестровым номером 413 - 0А/08 было размещено информационное сообщение о проведении открытого аукциона по размещению государственного заказа на приобретение напорно - всасывающих рукавов  (лот№1) по начальной цене 352 320 руб.

Как следует из протокола открытого аукциона № 413/2 от 04.08.2008 победителем аукциона по лоту № 1 признано ООО ЦКПБ «СЭЙВ плюс», с которым 18.08.2008 государственный заказчик - отряд государственной противопожарной службы МЧС России по Иркутской области заключил государственный  контракт № 413 - 1.

ООО ЦКПБ «СЭЙВ плюс» по накладным от 22.09.2008 № 650, от 08.10.2008 №650, от 14.10.2008 № 653 поставил отряду государственной противопожарной службы МЧС России по Иркутской области предусмотренный контрактом товар - напорно - всасывающие рукава D 75 в сборе с ГРВ - 80 в количестве 120 шт. на общую сумму 352 320 руб.

Пунктом 2.1.1. государственного контракта от 18.08.2008 № 413 - 1 предусмотрена обязанность заказчика оплатить стоимость поставленного товара (352 320 руб.) по факту его поставки.

Пунктом 4.4.  государственного контракта от 18.08.2008 № 413 - 1  предусмотрено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых на себя обязательств по договору стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Для оплаты  поставленного  товара ООО ЦКПБ «СЭЙВ плюс» предъявлены счета - фактуры от 22.09.2008 № 650, от 08.10.2008 № 652, от 14.10.2008 № 653 на сумму 352 320 руб.

28.08.2008 ОГПС МЧС по Иркутской области был переименован в ГУ «1 ОФПС по Иркутской области» в соответствии с приказом МЧС России № 507. Согласно положению о ГУ «1 ОФПС по Иркутской области», утвержденному приказом Главного управления МЧС России по Иркутской области от 01.12.2008 № 721, финансовое и материально - техническое обеспечение учреждения осуществляется за счет средств федерального бюджета. ГУ «1 ОФПС по Иркутской области» в настоящее время не включено в реестр бюджетополучателей Иркутской области и не может получать финансирование из областного бюджета.

Между Администрацией Иркутской области и МЧС России заключено утвержденное  постановлением  Правительства  РФ  от  22.05.2008  № 382 Соглашение о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера и ликвидации их последствий, организации и проведения аварийно - спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, организации тушения пожаров силами государственной противопожарной службы, организации осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне, осуществления поиска и спасения людей на водных объектах.

Пунктом 1 ст.2 указанного Соглашения установлено, что Администрация Иркутской области передает, а МЧС России принимает полномочия по организации мероприятий по защите населения и территории Иркутской области от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и ликвидации указанных чрезвычайных ситуаций. Принимаемые МЧС России полномочия реализуются за счет средств областного бюджета.

Согласно п.2 Соглашения, реализацию передаваемых Администрацией Иркутской области полномочий на территории Иркутской области от имени МЧС России осуществляет Главное управление МЧС России, которое для этих целей наделяется правами выступать от имени Иркутской области в качестве государственного заказчика Иркутской области на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Иркутской области в пределах передаваемых в соответствии с Соглашением полномочий; заключать в установленном порядке договоры и соглашения по вопросам реализации полномочий, передаваемых в соответствии с Соглашением; распределять и расходовать в установленном законодательством порядке финансовые и материальные средства, выделенные на реализацию передаваемых полномочий.

В деле имеется подтверждение Агентства имущественных отношений  Иркутской области  от 19.03.2009, согласно которому напорно - всасывающие рукава, приобретенные по государственным  контрактам  №413 - 1 от 18.08.2008 на 353 320 руб. значатся  в Реестре  государственной собственности области.

Ссылаясь на неисполнение должником обязательств по оплате полученного товара, истец обратился в суд с настоящим требованием.

Заявленные истцом требования подлежат удовлетворению, учитывая следующее.

Как установлено судом первой инстанции, ответчик ГУ «1 ОФПС по Иркутской области» подтвердил факт передачи истцом товара, согласованного государственным контрактом № 413 - 1 от 18.08.2008 и приложением № 1 к нему, а также факт наличия перед истцом задолженности по оплате данного товара в исковой сумме.

При наличии в материалах дела вышеназванных доказательств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что факт исполнения истцом обязательств по поставке товара по условиям государственного контракта № 413 - 1 от 18.08.2008 доказан и в соответствии с положениями ст.ст.454, 486, 526 Гражданского кодекса РФ и условиями контракта данное обстоятельство влечет возникновение у истца права требовать оплаты поставленного им товара в согласованные контрактом сроки.

В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» данный Закон применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

В силу пункта 1 статьи 3 названного Закона под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» государственными и муниципальными заказчиками могут выступать соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

В соответствии со статьей 71 Бюджетного кодекса РФ все закупки бюджетными учреждениями товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда (200 000 рублей) осуществляются исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов.

В соответствии  со ст. 125 Гражданского кодекса РФ от имени субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

В соответствии с частью 2 статьи 532 Гражданского кодекса РФ при оплате покупателем товаров по договору поставки для государственных или муниципальных нужд государственный или муниципальный заказчик признается поручителем по этому обязательству покупателя.

На основании Соглашения между Администрацией Иркутской области и МЧС России, утвержденного постановлением  Правительства  РФ  от  22.05.2008  № 382, Отряд государственной противопожарной службы МЧС по Иркутской области выступил заказчиком по государственному контракту №413 - 1 на поставку напорно - всасывающих рукавов по итогам открытого аукциона, состоявшегося  04.08.2008.

Материалами дела подтверждается, что государственный контракт заключен государственным заказчиком ОГПС МЧС по Иркутской области в целях обеспечения государственных нужд Иркутской области, поставка товаров по государственному контракту, заключаемому по итогам аукциона, осуществляется для государственных нужд Иркутской области.

Как предусмотрено абз.2 п.2 ст. 4 Соглашения между Администрацией Иркутской области и МЧС России, утвержденного  постановлением  Правительства  РФ  от  22.05.2008  № 382, согласованный обеими сторонами  объем финансовых средств, необходимых для обеспечения исполнения обязательств, предусмотренных настоящим Соглашением, подлежит включению в проект областного бюджета (в отношении расходных обязательств  Иркутской области).

Согласно справке по финансированию из областного бюджета Иркутской области в 2008 году отрядов государственной противопожарной службы МЧС России по Иркутской области по кодам 310 и 340 в 2008 г. по статье расходов 310 Иркутской областью профинансировано 56 888 257,95 руб. из 162 552 368, 41 руб. (т.2, л.д. 11).

Расходование поступивших денежных средств в размере 56 888 257,95 руб. по назначению расписано в справке по использованию бюджетных средств в 2008 г. по статье расходов 310 «Увеличение стоимости основных средств» (т.2, л.д. 8 - 10).

Так, лимиты финансирования отрядов из областного бюджета, с учетом условий Соглашения, были определены и предусмотрены в бюджете области на 2008 год.

Поставленные напорно - всасывающие рукава, стоимость которых заявлена к  взысканию  по  настоящему иску,  является  собственностью Иркутской области.

При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что возложение на ГУ «1 ОФПС по Иркутской области» обязанности по оплате поставщику ООО ЦКПБ «СЭЙВ плюс» стоимости напорно - всасывающих рукавов, поставленных последним по государственному контракту от 18.08.2008 № 413 - 1, означает возложение бремени оплаты данного имущества на федеральный бюджет, что не соответствует требованиям действующего законодательства, условиям заключенного между Администрацией Иркутской области и МЧС России Соглашения, а также положениям государственного контракта от 18.08.2008 № 413 - 1, согласно которым поставленные истцом напорно - всасывающие рукава приобретались государственным заказчиком ОГПС МЧС по Иркутской области для обеспечения государственных нужд Иркутской области и финансирование их оплаты должно осуществляться за счет средств областного бюджета.

Согласно Положению о министерстве финансов Иркутской области, утвержденном постановлением Правительства Иркутской  области  от 23.12.2008  №  120 - пп, задачей министерства финансов Иркутской области является осуществление управления областными финансами, представление интересов областной казны в арбитражных судах.

Следовательно, требование истца о взыскании основного долга по указанному государственному контракту в размере 352 320 руб. подлежат удовлетворению за счет казны Иркутской области в лице главного распорядителя бюджетных средств Иркутской области - министерства финансов Иркутской области.

Доводы Министерства финансов Иркутской области о том, что надлежащим ответчиком по заявленному ОАО «ПТС» иску является ГУ «1 ОФПС по Иркутской области» как сторона по государственному контракту № 413 - 1 от 18.08.2008, а также доводы об отсутствии оснований для взыскания с него стоимости поставленного истцом по государственному контракту имущества, так как это имущество используется ГУ «1  ОФПС по Иркутской области», подлежат отклонению.

ОГПС МЧС России по Иркутской области (ГУ «1 ОФПС по Иркутской области») является государственным учреждением и не может владеть имуществом на праве собственности исходя из положений действующего законодательства.

Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что при заключении рассматриваемого государственного контракта Иркутской областью были оформлены бюджетные гарантии, не подтверждены материалами дела и подлежат отклонению.

В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом,  пеней)  признается  определенная  законом  или  договором  денежная  сумма, которую должник должен уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

В соответствии с ч. 9 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94 - ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в случае просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, другая сторона вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного государственным или муниципальным контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Руководствуясь приведенной нормой права ООО ЦКПБ «СЭЙВ плюс» начислило пени за период с 15.10.2008 (со следующего дня после даты последней поставки товара)  по 14.12.2009 в сумме 45 028 руб. 20 коп.

Пунктом 4.5 государственного контракта предусмотрена ответственность заказчика в случае просрочки исполнения обязательств по контракту.

Поскольку факт просрочки в оплате товара подтвержден материалами дела и признан ответчиками, то требование о взыскании с ответчика - 2 пени правомерно и подлежит удовлетворению.

Самостоятельный ответчик - Министерство финансов Иркутской области не является участником договора - государственного контракта №413 - 1 от 18.о8.2008 и не может отвечать по обязательствам по оплате. Оснований, предусмотренных законом для взыскания с него долга, также не имеется.

Доводы ответчика - 2 об отсутствии оснований для удовлетворения за его счет заявленных истцом требований, судом апелляционной инстанции отклоняются на основании вышеизложенного.

Расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на ответчика Иркутскую область в лице министерства финансов Иркутской области согласно требованиям ст.110 Арбитражного процессуального кодекса РФ и взысканию с него в пользу истца за счет казны Иркутской области.