• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 августа 2009 года  Дело N А58-2812/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2009 года

Полный текст постановления изготовлен 20 августа 2009 года

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Н.В. Клочковой,

судей Э.В. Ткаченко, Е.О. Никифорюк,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Будаевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя по делу Федерального казенного предприятия «Аэропорты Севера» на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 12 мая 2009 года по делу № А58 - 2812/09 по заявлению Федерального казенного предприятия «Аэропорты Севера» к Территориальному управлению Федеральной службы финансово - бюджетного надзора в Республике Саха (Якутия) о признании незаконным и отмене постановления № 12 (по делу № 98 - 09/19) от 08 апреля 2009 года (суд первой инстанции: А.Н.Устинова),

при участии в судебном заседании:

от заявителя ФКА «Аэропорты Севера»: не явился;

от административного органа Территориального управления Федеральной службы финансово - бюджетного надзора в Республике Саха (Якутия): не явился;

установил:

Федеральное казенное предприятие «Аэропорты Севера» (далее - заявитель, ФКП «Аэропорты Севера», предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с требованием о признании незаконным постановления Территориального управления Федеральной службы финансово - бюджетного надзора в Республике Саха (Якутия) (далее - административный орган, Управление) № 12 (по делу № 98 - 09/19) от 08 апреля 2009 года о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 12 мая 2009 года в удовлетворении требований Обществу отказано. Как следует из судебного акта, основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований послужил вывод суда о том, что Общество правомерно было привлечено к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

Заявитель, не согласившись с решением суда, обжаловало его в суд апелляционной инстанции. В апелляционной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене решения суда и направлении дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции, указывает, что протокол об административном правонарушении был составлен без надлежащего уведомления органа юридического лица.

Заявитель и административный орган о времени и месте судебного заседания были уведомлены надлежащим образом, направили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своих представителей.

Руководствуясь частью 1 статьи 123 и частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что старшим государственным таможенным инспектором отдела таможенной инспекции Якутской таможни Васильевой О.А. проведен таможенный контроль в форме проверки документов и сведений, представленных при таможенном оформлении товаров по ГТД № 10701030/101208/0000267 по вопросам достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном оформлении.

В ходе проверки установлено, что 02 сентября 2008 года ФКП «Аэропорты Севера» (покупатель) заключило с компанией СSТ «AVION» S.A., Молдова (поставщик) договор на поставку товаров согласно Спецификаций на общую сумму 30000 000 рублей на условиях поставки СРТ станция Нерюнгри. По данному договору в филиале ОАО банка «ВТБ» в г.Якутске оформлен паспорт сделки № 08100001/1000/0039/2/0 на сумму 30 000 000 рублей с датой завершения исполнения обязательств 02 сентября 2013 года.

В Якутском таможенном посту по ГТД № 10701030/101208/0000267 дата выпуска 10 декабря 2008 года продекларирован товар (водило буксировочное ВБ - 28 - 10 шт., ВБ - 24 - 5 шт., стремянка авиационная СОС - 19 - 40 шт.) на общую сумму 4099761 рублей, в том числе стоимость транспортировки 332 396 рублей, согласно счету от 17 ноября 2008 года № 89. Согласно ведомости банковского контроля филиала ОАО Банка «ВТБ» по паспорту сделки № 0810001/1000/0039/2/0 на момент проверки справка о подтверждающих документах по ГТД № 10701030/101208/0000267 и сама декларация ФКП «Аэропорты Севера» не представлены, что является нарушением Федерального закона от 10.12.2003г. № 173 - ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», Положения Центробанка России от 01.06.2004г. № 258 - П «О порядке представления резидентами уполномоченными банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций».

18 марта 2009 года старший государственный таможенный инспектор отдела таможенной инспекции Якутской таможни Васильева О.А. на основании материалов проверки составил протокол об административном правонарушении № 10701000 - 21/2009 о совершении ФКП «Аэропорты Севера» административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ - несоблюдение установленного порядка представления форм учета и ответственности по валютным операциям.

О времени и месте составления протокола об административном правонарушении предприятие и его законный представитель генеральный директор Халин П.В. были уведомлены письмом Якутской таможни от 16 марта 2009 года № 09 - 08/849. На составление протокола об административном правонарушении явился представитель ФКП «Аэропорты Севера» Ефимов Е.В. с доверенностью № 57/09 от 12 января 2009 года, дающей право на представление полномочий предприятия в отношениях с органами государственного управления в пределах Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации.

Определение от 27 марта 2009 года, которым рассмотрение дела было назначено на 08 апреля 2009 года на 10 - 00 часов по адресу: г.Якутск, пр.Ленина, 43, каб.313, - предприятие получило 02 апреля 2009 года, на рассмотрение дела законный представитель и защитник юридического лица не явились, и руководитель Территориального управления Федеральной службы финансово - бюджетного надзора в Республике Саха (Якутия) Тимощенко А.К. вынес постановление № 12 от 08 апреля 2009 по делу № 98 - 09/19 о назначении ФКП «Аэропорты Севера» административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

Не согласившись с постановлением ФКП «Аэропорты Севера» обжаловало его в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).

В соответствии с частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объективной стороной выявленного административным органом правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, является несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173 - ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, предусмотренные статьей 23 настоящего Федерального закона, вести в установленном порядке учет и представлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.

Согласно части 4 статьи 5 названного Закона Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления.

Пунктами 2.1, 2.2 Положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 г. N 258 - П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение N 258 - П) предусмотрено, что в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением, резидент в порядке, установленном настоящим Положением, представляет в банк паспорта сделки документы, связанные с проведением указанных операций и подтверждающие ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее - подтверждающие документы).

Подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к настоящему Положению (далее - справка о подтверждающих документах).

В соответствии с пунктом 2.4 Положения № 258 - П резидент представляет в банк паспорта сделки документы, указанные в пункте 2.2 настоящего Положения, в установленном банком паспорта сделки порядке и в согласованный с банком паспорта сделки срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (в случае представления грузовой таможенной декларации на бланке установленной формы - графа "D"), которые в соответствии с нормативными правовыми актами в области таможенного дела подлежат декларированию таможенным органам путем подачи таможенной декларации, за исключением случая, указанного в абзаце третьем настоящего пункта.

Указанием Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 N 1950 - У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемых резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" справка о подтверждающих документах отнесена к формам учета по валютным операциям.

С учетом изложенного, предприятие должно было предоставить справку о подтверждающих документах и грузовую таможенную декларацию № 10701030/101208/0000267 в уполномоченный банк в срок до 25.12.2008г. (в ГТД 10701030/101208/000026 по отметке таможенного органа датой выпуска товара является 10.12.2008г.). Между тем, предприятием вышеуказанная обязанность не исполнена, что подтверждается разделом III ведомости банковского контроля от 17.02.2008г. Таким образом, материалами дела подтверждается факт несоблюдения ФКП «Аэропорты Севера» требований валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Вывод суда о том, что законный представитель ФКП «Аэропорты Севера» был надлежаще уведомлен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении является правильным, соответствую фактическим обстоятельствам и подтверждается представленными доказательствами, и доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.

В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется при непосредственном участии в его составлении законного представителя лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица протокол может быть составлен лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.

В соответствии с частью 2 статья 25.4 КоАП РФ законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

В силу части 3 указанной статьи дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Письмо от 16.03.2009г. № 09 - 08/849 с уведомлением о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, было адресовано Халину П. В., исполнявшему на тот момент обязанности Генерального директора ФКП «Аэропорты Севера», и было направлено по месту нахождения предприятия: г.Якутск, п.Маган, ул.40 лет Победы,1.

Согласно штампу входящей корреспонденции на копии вышеуказанного письма оно было зарегистрировано за № 2390 входящей корреспонденции ФКП «Аэропорты Севера». О том, что юридическому лицу было известно о времени и месте составления протокола об административном правонарушении свидетельствует также явка Ефимова Е.В., представлявшего интересы юридического лица по общей доверенности от 12.01.2009г. № 57/09, и допущенного к участию в составлении протокола.

Доказательства в подтверждение доводов апелляционной жалобы, что на уведомлении стоит штамп входящей корреспонденции неизвестного происхождения, а также, что под указанным номером в журнале входящей корреспонденции зарегистрирован иной документ, несмотря на предложение апелляционного суда и требование закона (часть 1 статьи 65 АПК РФ) заявитель суду не представил. При внешнем осмотре на копии письма от 16.03.2009г. № 09 - 08/849 Якутской таможни, штамп входящей корреспонденции Федерального казенного предприятия «Аэропорты Севера» не имеет видимых отличий от штампа входящей корреспонденции Федерального казенного предприятия «Аэропорты Севера» на копии протокола об административном правонарушении, приложенной предприятием к поданному в арбитражный суд заявлению. Кроме того, на копии письма Якутской таможни поставлен входящий «№ 2320», а на копии протокола об административном правонарушении - «№ 2395».

Наличие у защитника лица, привлекаемого к административной ответственности, доверенности на участие в конкретном административном деле, по смыслу правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в пункте 24 постановления от 02 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", является лишь одним из доказательств надлежащего уведомления юридического лица о составлении в отношении него протокола об административном правонарушении, в связи с чем при наличии иных доказательств такого уведомления (как в рассматриваемом случае) общая доверенность предоставляет полномочия на участие при составлении протокола об административном правонарушении в качестве защитника.

Протокол об административном правонарушении составлен и постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченными лицами, нарушений требований КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, административным органом допущено не было.

С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому решение суда отмене или изменению не подлежит.

Заявителю подлежит возврату госпошлина в сумме 1000 рублей, уплаченная при подаче апелляционной жалобы платежным поручением № 3587 от 21.05.2009, в связи с тем, что на основании части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и жалобы на решения судов по нему госпошлиной не облагаются.

Руководствуясь статьями 268, пунктом 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 12 мая 2009 года по делу № А58 - 2812/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить Федеральному казенному предприятию «Аэропорты Севера» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 рублей. Выдать справку на возврат госпошлины.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа в течение 2 - х месяцев с даты принятия.

     Председательствующий  
  Н.В. Клочкова

     Судьи  
  Э.В. Ткаченко

     Е.О. Никифорюк

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А58-2812/2009
Принявший орган: Четвертый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 20 августа 2009

Поиск в тексте