ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 ноября 2009 года  Дело N А58-4754/2009

Резолютивная часть постановления объявлена  12 ноября 2009 года

Полный текст постановления изготовлен  19 ноября 2009 года

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Н.В. Клочковой,

судей: Г.Г. Ячменёва, Е.В. Желтоухова,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Павловой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя по делу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Верхнеколымском улусе (районе) Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 августа 2009 года по делу №  А58 - 4754/09 по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Верхнеколымском улусе (районе) Республики Саха (Якутия) к Открытому акционерному агростроительному обществу «Верхнеколымское» о взыскании штрафа в размере 9949 рублей за несвоевременное представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета (суд первой инстанции: Шевелев В.В.),

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не было;

от заинтересованного лица: не было;

установил:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Верхнеколымском улусе (районе) Республики Саха (Якутия) (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с требованием к Открытому акционерному агростроительному обществу «Верхнеколымское» (далее - Общество, ОААО «Верхнеколымское») о взыскании штрафа в размере 9949 рублей за несвоевременное представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Решением  Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 августа 2009 года  в удовлетворении заявленных требований Управлению отказано. Как следует из судебного акта, основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований послужил вывод суда о том, что Управлением нарушены существенные условия процедуры рассмотрения материалов камеральной проверки, установленные статьей 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации, - Управление не обеспечило возможность Обществу представить письменные возражения по акту проверки № 1 от 05 марта 2009 года.

Заявитель, не согласившись с решением суда, обжаловал его в суд апелляционной инстанции. В апелляционной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене решения суда и принятии нового судебного акта о взыскании штрафа, считает, что  не соблюдение  положений статьи 101.4 Налогового кодекса РФ не является существенным нарушением и безусловным основанием для признания решения управления недействительным в связи с тем, что  Общество было надлежащим образом уведомлено о рассмотрении  акта камеральной проверки,  участие в его рассмотрении не приняло, письменные возражения на акт не представило, в том числе при рассмотрении дела в суде. А также суд не установил, каким образом принятое Управлением решение о привлечении страхователя к ответственности повлияло на его права и интересы.

Управление и Общество о времени и месте судебного заседания были уведомлены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, Управление направило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.

Руководствуясь частью 1 статьи 123 и частью 3 статьи 156 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает доводы апелляционной жалобы несостоятельными в силу следующего.

Из материалов дела следует, что главный эксперт Управления Болотина Е.М. 05 марта 2009 года провел камеральную проверку своевременности представления сведений ОААО «Верхнеколымское» в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Верхнеколымском улусе (районе) Республики Саха (Якутия). По результатам проверки был составлен акт № 1 от 05 марта 2009 года,  в котором отражено, что Общество в нарушение пункта 2 статьи 11 Федерального Закона РФ № 27 - ФЗ от 01.04.1996 г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее -   Закон № 27 - ФЗ) индивидуальные сведения представило 5 марта 2009 года, то есть с нарушением установленного срока на 2 дня. Копия акта  была  вручена 30 марта 2009 года конкурсному управляющему Общества Попову В.Н. В акте  было разъяснено право на предоставление в течение 10 дней со дня получения акта письменных возражений, в случае несогласия с изложенными в нём фактами, а также было указано время и место  рассмотрения   акта  с учетом представленных страхователем документов - 02 апреля 2009 года в здании Управления.

02 апреля 2009 года исполняющий обязанности начальника Управления Иванова О.А. в отсутствие конкурсного управляющего Общества рассмотрел материалы проверки и решением № 1  привлек ОААО «Верхнеколымское»  к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17  Закона РФ № 27 - ФЗ,   - непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в виде штрафа в размере 9949 рублей. Данное решение направлено Обществу заказным письмом.

Требованием № 1 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов организацией - страхователем по состоянию на 02 апреля 2009 года ОААО «Верхнеколымское» было предложено уплатить штраф в срок до 13 апреля 2009 года.

Общество  уплату штрафа не произвело. Указанное обстоятельство послужило основанием  для обращения Управления 30 июня 2009 года в суд с настоящим заявлением.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» ОААО «Верхнеколымское» является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 11 Закона N 27 - ФЗ помимо  сведений о каждом работающем у них застрахованном лице,  страхователь  один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, представляет  в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.

Во исполнение положений статьи 19 Закона N 27 - ФЗ Правительством Российской Федерации разработан и утвержден порядок ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 318 утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования (далее - Инструкция). Согласно пункту 27 этой Инструкции (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.2004 N 73) каждый страхователь ежегодно, до 1 марта года, вместе с индивидуальными сведениями представляется ведомость по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в которой отражаются сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом по организации за расчетный период, а также имеющаяся задолженность по уплате страховых взносов на начало и конец расчетного периода. Форма указанной ведомости утверждается Пенсионным фондом Российской Федерации.

Утвержденную постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 31 июля 2006 года № 192п Ведомость уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (Формы АДВ - 11)  и протокол к ней Общество составило 4 марта 2009 года и  представило   в Пенсионный фонд РФ 05 марта 2009 года.

Статьей 17 Закона № 27 - ФЗ  за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования предусмотрена ответственность в виде наложения санкций в размере 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Согласно протоколу к ведомости уплаты страховых взносов сумма начисленных страховых взносов за 2008 год составила 99 491 рубль, 10% от которой составляет 9949,10 рублей.

Таким образом, Управление  правильно установило совершенное  Обществом нарушение и определило размер санкции, однако  при этом были допущены существенные нарушения процедуры рассмотрения  акта.

Законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании согласно  статье 2 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, Федеральных законов «Об основах обязательного социального страхования», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации» и «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.

На правоотношения, связанные с контролем за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, распространяется законодательство Российской Федерации о налогах и сборах. Пунктами 1 - 2 статьи 101.4 Налогового кодекса  РФ установлено, что при обнаружении фактов, свидетельствующих о правонарушениях должностным лицом  должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое  правонарушение. Об отказе лица, совершившего налоговое правонарушение, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте.

Пунктом 4 указанной статьи Кодекса установлено, что акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения.

Согласно пункту 5 статьи 101.4 Налогового кодекса РФ лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение 10 дней со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом указанное лицо вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.

В соответствии с пунктом 6 статьи 101.4 Налогового кодекса РФ по истечении срока, указанного в пункте 5 настоящей статьи, в течение 10 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим налоговое правонарушение.

Пункт 7 статьи 101.4 Налогового кодекса РФ предусматривает, что акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица.

При рассмотрении акта могут оглашаться составленный акт, иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения. Отсутствие письменных возражений не лишает этого лица права давать свои объяснения на стадии рассмотрения акта.

Акт проверки от 05 марта 2009 года  № 1 был вручен конкурсному управляющему 30 марта 2009 года, следовательно,  Управление должно было рассмотреть акт  после  14.04.2009 г. Между тем, Управление рассмотрело материалы проверки и вынесло решение значительно раньше, 02.04.2009 г., не обеспечив заинтересованному лицу возможность  представить письменные возражения по акту в течение установленного законом  десятидневного срока.

Решение согласно  пункту 8  статьи 101.4 Налогового кодекса РФ руководитель (заместитель руководителя) выносит  по результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов и материалов.

В соответствии с пунктом 12 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.

Основаниями для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию неправильного решения.

Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что Управление при рассмотрении материалов проверки и вынесении решения № 1 от 02.04.2009г.  нарушило существенные условия процедуры рассмотрения материалов камеральной проверки, установленные статьей 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации - не предоставило Обществу время, предусмотренное пунктом 6 статьи 101.4 Налогового кодекса РФ, для подготовки возражений на акт, и тем самым не обеспечило возможность Обществу представить объяснения (возражения) на акт проверки, что в силу прямого указания закона относится  к нарушениям существенных условий процедуры рассмотрения акта проверки.

Доводы апелляционной жалобы о том, что в силу пункта 7 статьи 101.4 Налогового кодекса РФ отсутствие письменных возражений Общества  не лишало его права  давать свои объяснения на стадии рассмотрения  материалов проверки, однако  Общество  не приняло участие в рассмотрении материалов акта камеральной проверки, несмотря на имевшуюся возможность, и не представило объяснений и  возражений на акт в суде, подлежат отклонению. Законодатель  предусмотрел  реализацию права лица, в отношении которого был составлен акт, на представление возражений на него  как до рассмотрения акта, так и во время его рассмотрения, для чего установил срок для представления возражений. Выбор способа реализации указанного права принадлежало Обществу,  Управление со своей стороны не обеспечило  Обществу условия для реализации этого права.

С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому решение суда  отмене или изменению не подлежит.

Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия)  от 26 августа 2009 года по делу № А58 - 4754/09 оставить без  изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в  законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа в течение двух месяцев со дня принятия.

     Председательствующий
   Н.В. Клочкова

     Судьи
   Г.Г. Ячменёв

     Е.В. Желтоухов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка