• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 06 апреля 2009 года  Дело N А58-4792/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 06 апреля 2009 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Доржиева Э.П.,

судей: Лешуковой Т.О., Никифорюк Е.О.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Аюшиновой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика по делу Межрайонной ИФНС России №5 по Республике Саха (Якутия) на Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21 января 2009г. по делу №А58 - 4792/08, по заявлению государственного унитарного предприятия "Жилищно - коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)" к Межрайонной ИФНС России №5 по Республике Саха (Якутия) о признании недействительным решения налогового органа (суд первой инстанции Григорьева В.Э.),

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явился, извещен;

от ответчика: не явился, извещен;

установил:

Государственное унитарное предприятие "Жилищно - коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)" обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Межрайонной ИФНС России №5 по Республике Саха (Якутия) о признании недействительным пункта 2 резолютивной части решения от 23.06.2008 №1174.

Решением от 21 января 2009 года суд удовлетворил заявленные требования, в обоснование указав, что решение налогового органа подлежит признанию недействительным в связи с нарушением инспекцией существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.

Не согласившись с указанным решением, Межрайонная ИФНС России №5 по Республике Саха (Якутия) обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. Считают, что налогоплательщиком не подтверждено право на применение налогового вычета по рассматриваемым счетам - фактурам. Представление переоформленных счетов - фактур не допускается. Не представлены документы, подтверждающие оплату счетов - фактур, не представлены документы об оприходовании услуги. Не согласны с доводами суда первой инстанции, что неучастие заявителя при рассмотрении материалов проверки привело к принятию неправомерного решения. Пунктом 6 ст.101 НК РФ не предусмотрено такой процедуры, как уведомление налогоплательщика о рассмотрении материалов проверки и представления возражений по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля.

Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом. Ходатайствует о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом. Ходатайствует о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.

Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

26 ноября 2007 года Предприятием представлена уточненная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за июнь 2006 года.

3 декабря 2007 года налоговым органом выставлены требования о представлении документов.

5 декабря 2007 года Предприятием налоговому органу представлено ходатайство о продлении срока представления документов до 15 января 2008 года в связи с большим объемом документооборота.

7 декабря 2007 года налоговым органом в продлении срока представления Предприятием документов отказано.

17 декабря 2007 года Предприятием по реестрам переданы налоговому органу книги продаж и покупок.

12 декабря 2008 года налоговым органом составлен акт №3087, которым, в частности, зафиксировано:

в счетах - фактурах ОАО «Якутскэнерго», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Сахаэнерго», МУП «Суон - Тиит» неверно указан ИНН покупателя,

в счетах - фактурах ООО «Табагинская лесная компания» отсутствуют ИНН и КПП покупателя;

в счетах - фактурах ОАО «Якутскэнерго», ООО «ПромАвтоТэк», ООО «Дэу Лена», ИП Гомерштадт и ИП Мыльникова отсутствуют ИНН, КПП и адрес покупателя;

налогоплательщиком не представлены платежные поручения на оплату счетов - фактур ОАО «Сургутнефтегаз», ООО «Сивиком», ГУП «Республиканский центр энергоресурсосбережения»,

по счетам - фактурам ООО «Полярные авиалинии» не представлены первичные документы, подтверждающие оприходование.

16 апреля 2008 года экземпляр акта проверки вручен представителю Предприятия под роспись.

17 апреля 2008 года представителю Предприятия вручено уведомление от 17.04.2008 года исх №14 - 1/12685 о вызове на рассмотрение акта камеральной проверки 13 мая 2008 года в 9 часов 45 минут.

13 мая 2008 года с участием представителей налогоплательщика Ивановой И.В., Петровой Г.И. состоялось рассмотрение материалов налоговой проверки. Предприятием представлены возражения на акт камеральной проверки.

15 мая 2008 года налоговым органом составлено экспертное заключение №18/155.

23 мая 2008 года налоговым органом принято решение №52 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Решение вручено представителю Предприятия 3 июня 2008 года

6 июня 2008 года налоговым органом в адрес Предприятия, ООО «Сивиком», ГУП «Республиканский центр энергоресурсосбережения» выставлены требования от 6.06.08 исх.№14 - 1/20139, №14 - 1/20137, №14 - 1/20138.

23 июня 2008 года налоговым органом вынесено решение №5629 об отказе в привлечении Предприятия к налоговой ответственности. В мотивировочной части решения указано, что на выставленные в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля требования документы на момент вынесения решения не представлены, представленные с возражениями вновь оформленные счета - фактуры не приняты в связи с несоответствием законодательству о порядке внесения исправлений в первичные бухгалтерские документы, представленные документы об оплате не приняты в связи с несоответствием указанных назначений платежа, представленные документы о производственном характере произведенных затрат не приняты в связи с тем что отсутствует реестр авиабилетов.

23 июня 2008 года налоговым органом вынесено решение №1174, которым по аналогичным мотивам Предприятию отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в размере 65313866 рублей.

Не согласившись с указанным решением, Предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в размере 65313866 рублей.

Федеральным законом от 27.07.2006 N 137 - ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" (Федеральный закон от 27.07.2006 N 137 - ФЗ) в часть 101 Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения, вступившие в силу с 01.01.2007.

В соответствии с пунктом 2 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137 - ФЗ) руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.

Согласно пункту 6 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе в срок, не превышающий один месяц, вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий, указываются срок и конкретная форма их проведения.

Статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен общий порядок привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, который налоговый орган обязан соблюдать в случае выявления правонарушения в результате проведения любых предусмотренных законодательством мероприятий налогового контроля, в том числе и дополнительных мероприятий налогового контроля.

Таким образом, рассмотрение материалов дополнительных мероприятий налогового контроля также должно проводиться по правилам статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно: налогоплательщик должен быть извещен о времени и месте рассмотрения материалов дополнительных мероприятий налогового контроля, иметь возможность участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и представить свои возражения.

Согласно пункту 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Из материалов дела следует, что Предприятием были представлены возражения к акту камеральной проверки.

23.05.2008 года налоговым органом принято решение №52 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

По завершении дополнительных мероприятий налогового контроля налогоплательщик на рассмотрение материалов проверки не вызывался.

Налоговым органом материалы проверки рассмотрены без участия налогоплательщика, не извещенного о времени и месте рассмотрения материалов проверки, что не оспаривается инспекцией.

Факт не извещения налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговой инспекцией в апелляционной жалобе также не опровергается.

В апелляционной жалобе налоговый орган указывает, что в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля никаких новых обстоятельств не установлено. Пунктом 6 ст.101 НК РФ не предусмотрено такой процедуры, как уведомление налогоплательщика о рассмотрении материалов проверки и представления возражений по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля.

Данные доводы не могут быть приняты во внимание, т.к. выявление или не выявление новых обстоятельств в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля, не освобождает налоговый орган, как было указано выше, от установленной законом обязанности извещать налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки.

При таких обстоятельствах, с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.02.2008г. №12566/07, суд первой инстанции правомерно признал решение Межрайонной ИФНС России №5 по Республике Саха (Якутия) от 23.06.2008 №1174 в обжалуемой части, как вынесенное с существенным нарушением процедуры условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.

Иные доводы, касающиеся существа решения инспекции, не рассматриваются, т.к. решение налогового органа признано недействительным по безусловным основаниям, в связи с существенным нарушением условий проведения проверки.

Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.

Руководствуясь статьей 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

1.Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21.01.2009г., принятое по делу № А58 - 4792/2008, оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России №5 по Республике Саха (Якутия) без удовлетворения.

2.Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

3.Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа в течение 2 - х месяцев с даты принятия.

     Председательствующий
      Э.П. Доржиев

     Судьи
        Т.О. Лешукова

     Е.О. Никифорюк

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А58-4792/2008
Принявший орган: Четвертый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 06 апреля 2009

Поиск в тексте