• по
Более 51000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 марта 2009 года  Дело N А58-5206/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2009 года

Полный текст постановления изготовлен 18 марта 2009 года

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Н.В. Клочковой,

судей: Э.П.Доржиева, Е.О. Никифорюк,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Першиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя по делу Общества с ограниченной ответственностью «Якутия - торг» на Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 01 декабря 2008 года по делу № А58 - 5206/08 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Якутия - торг» к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутия) о возврате 833 235 рублей 64 копеек (суд первой инстанции Столбов В.В.),

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явился;

от заинтересованного лица: не явился,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Якутия - торг» (далее - ООО «Якутия - торг», Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с требованием, уменьшенным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит обязать налоговый орган возвратить ему 822182 рубля 30 копеек излишне уплаченного единого социального налога, исходя из положений статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 01 декабря 2008 года требования удовлетворены, на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутия) (далее - налоговый орган, Межрайонная ИФНС России № 5 по РС (Я)) возложена обязанность произвести ООО «Якутия - торг» возврат излишне уплаченных 822 182 рублей 30 копеек единого социального налога в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу. Также с ООО «Якутия - торг» в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 14832 рубля 35 копеек. Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что переплата Общества по единому социальному налогу подтверждается представленными документами.

Не согласившись с решением суда, Межрайонная ИФНС России № 5 по РС (Я) обжаловала его в суд апелляционной инстанции. В апелляционной жалобе налоговый орган ставит вопрос об отмене решения суда в части возложения обязанности по возврату единого социального налога в размере 644868 рублей 41 копейку, зачисляемого в Фонд социального страхования, указывает на то, что положительное сальдо по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования РФ, образовалось не за счет оплаты налога денежными средствами, а за счет уменьшения расчетов, поэтому взаиморасчеты налогоплательщика должны производиться непосредственно в Фонде социального страхования РФ, и заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Налоговый орган о времени и месте судебных заседаний был уведомлен надлежащим образом, заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Заявитель о времени и месте судебных заседаний был уведомлен надлежащим образом (уведомление № 10932215, телеграмма от 12.03.2009), в судебное заседание не явился, отзыв на апелляционную жалобу не представил.

11 марта 2009 года в судебном заседании объявлен перерыв до 16 марта 2009 года до 16 часов 00 минут.

16 марта 2009 года в 16 часов 00 минут судебное заседание продолжено.

Руководствуясь частью 1 статьи 123 и частью 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Решением арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 апреля 2008 года ООО «Якутия торг» было признано несостоятельным (банкротом), конкурсное производство было открыто сроком на один год. Назначен конкурсный управляющий.

Согласно представленному налоговым органом по запросу конкурсного управляющего балансу расчетов на 24 июля 2008 года и справки № 60064 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01 июля 2008 года у Общества имелась переплата в размере 188367 рублей 23 копейки по единому социальному налогу (далее - ЕСН), зачисляемому в федеральный бюджет, из которых 177313 рублей 89 копеек - налог и 11053 рублей 34 копейки - пени; в размере 644868 рублей 41 копейка ЕСН, зачисляемого в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС РФ). Актом совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам № 523 от 21 августа 2008 года по состоянию на 21 августа 2008 года указанная переплата подтвердилась.

31 июля 2008 года конкурсный управляющий обратился в налоговый орган с просьбой о возврате указанной переплаты по ЕСН. Решением от 06 августа 2008 года № 2061 налоговый орган в возврате налога отказал, сославшись на не сдачу отчетов за 2008 год, и образование переплаты по ЕСН в ФСС РФ за счет превышения расходов по ФСС РФ.

25 августа 2008 года конкурсный управляющий повторно обратился в налоговый орган с просьбой о возврате указанной суммы переплаты по ЕСН.

Решением от 10 сентября 2008 года № 2416 налоговый орган повторно отказал в возврате ЕСН в связи с отсутствием в реестре поступлений документов, подтверждающих уплату налога, а затем решением от 11 сентября 2008 года № 7021 вернул Обществу пени по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет, в размере 11053 рубля 34 копейки.

Полагая, что отказ налогового органа является незаконным, так как в силу статьи 131 Федерального закона от 26.10.2002 № 127 - ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», данная сумма подлежит включению в конкурсную массу, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Вывод суда первой инстанции о правомерности требований Общества является правильным и соответствует материалам дела.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов, а в силу подпункта 7 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов, а налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Налоговый орган, поимо возврата Обществу решением от 11 сентября 2008 года пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 11053 рубля 34 копейки, возвратил Обществу также ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет, в сумме 176996 рублей 99 копеек (платежные поручения № 36 и № 37 от 03 февраля 2009 года).

В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 243 Налогового кодекса РФ («Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога налогоплательщиками, производящими выплаты физическим лицам») сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В течение налогового (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.

По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.

В случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15 - го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.

Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 календарных дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 настоящего Кодекса.

Положения статьи 78 Кодекса являются специальными по отношению к его статье 243, и нормы о сроке возврата ЕСН по заявлению Общества подлежат применению с учетом положений статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002г. № 127 - ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в редакции на момент обращения конкурсного управляющего в налоговый орган с заявлением о возврате) о том, что срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств считается наступившим, и осуществление зачетов на этой стадии недопустимо.

Статьей 78 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что возврат сумм излишне уплаченного налога осуществляется налоговым органом и особый порядок возврата единого социального налога, зачисляемого в ФСС РФ, не установлен. Пункт 13 указанной статьи (в редакции Федерального закона от 29.06.2004 № 58 - ФЗ), в соответствии с которым правила, предусмотренные статьей 78 Кодекса, применялись также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога, поступающих в государственные внебюджетные фонды, и при этом органы государственных внебюджетных фондов пользовались правами и несли обязанности, предусмотренные главой 12 Налогового кодекса РФ для налоговых органов, утратил законную силу с 1 января 2007 года в связи с внесением изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса РФ Федеральным законом от 27.07.2006 № 137 - ФЗ.

В соответствии с пунктами 6, 7 и 8 статьи 78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

Из системного толкования норм статьи 243 Налогового кодекса РФ следует, что законодатель установил два способа уплаты ЕСН, зачисляемого в Фонд социального страхования РФ: непосредственное перечисление денежных средств в ФСС РФ и выплаты физическим лицам на цели государственного социального страхования.

Налоговыми декларациями по ЕСН, расчетами авансовых платежей по ЕСН за 2005 - 2007 годы, карточками расчета с бюджетами подтверждается, что переплата по ЕСН, зачисляемому в ФСС РФ, в размере 644868 рублей 41 копейка на 21 августа 2008 года образовалась в результате не зачтенных в счет предстоящих платежей выплат, произведенных Обществом физическим лицам на цели государственного социального страхования в период не превышающий три года.

С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по данному конкретному делу фактическим обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, поэтому решение суда отмене или изменению не подлежит.

Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 01 декабря 2008 года по делу № А58 - 5206/08 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.

     Председательствующий  
  Н.В. Клочкова

     Судьи  
  Э.П. Доржиев

     Е.О. Никифорюк

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А58-5206/2008
Принявший орган: Четвертый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 18 марта 2009

Поиск в тексте