ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 января 2010 года  Дело N А78-5141/2009

Резолютивная часть постановления объявлена  18 января  2010 года

Полный текст постановления изготовлен  25 января  2010 года

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Н.В. Клочковой,

судей Л.В. Капустиной, И.Ю. Григорьевой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Красильниковой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца по делу прокуратуры Забайкальского края на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 16 ноября 2009 года по делу № А78 - 5141/2009 по иску прокуратуры Забайкальского края к  Государственной лесной службе Забайкальского края,  индивидуальному предпринимателю Сумароковой Татьяне Викторовне о признании недействительным (ничтожным) договора аренды лесного участка № 08 - 133 от 29 декабря 2008 года (суд первой инстанции Л.П.Кутукова);

при участии в судебном заседании:

от истца: Дьячкова Ж.В. - прокурор;

от  ответчика Государственной лесной службы Забайкальского края: Ланцев В.В. -   руководитель., Сафронов Д.Ю. - представитель (доверенность от 09.10.2009 № 13);

от ответчика ИП Сумароковой Т.В.: Сумароков В.И. - представитель (доверенность от 22 сентября 2009 года);

установил:

Заместитель прокурора Забайкальского края (далее - прокурор, истец) обратился в Арбитражный суд  Забайкальского края с исковым заявлением, уточнив в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации (далее - АПК РФ) основание иска,  к Государственной лесной службе Забайкальского края (далее - ответчик) и  индивидуальному предпринимателю Сумароковой Татьяне Викторовне (далее - ИП Сумарокова Т.В., ответчик) о признании недействительным (ничтожным)  на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договора аренды от 29 декабря 2008 года № 08 - 133 лесного участка, расположенного в квартале № 39 выдела № 12 Арейского участкового лесничества, заключенного между Государственной лесной службой Забайкальского края и индивидуальным предпринимателем Сумароковой Татьяной Викторовной.

Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 16 ноября 2009 года в удовлетворении исковых требований отказано. Как следует из судебного акта  основанием для отказа в удовлетворении  исковых требований послужил вывод суда о соответствии договора  действующему законодательству и отсутствие доказательств, что изменение  вида пользования предоставленным ИП Сумароковой Т.В. в аренду лесным участком  были нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц.

Прокурор, не согласившись с решением суда, обжаловал его в суд апелляционной инстанции. В апелляционной жалобе прокурор ставит вопрос об отмене решения суда в связи с неверным истолкованием и применением норм материального права, просит  решение суда отменить и принять новый судебные акт об удовлетворении исковых требований, указывая на то, что ответчик ИП Сумарокова Т.В. не имеет в собственности или на ином вещном праве автодорогу, следовательно, лесной участок для ее эксплуатации в силу пункта 2.1 статьи 45 Лесного кодекса РФ не мог быть ей предоставлен. Частью 1 статьи  25 Лесного Кодекса РФ вид использования лесного участка как «размещение объектов дорожного сервиса» не предусмотрен. Объекты дорожного сервиса могут располагаться на земельном участке, образующем полосу отвода автомобильной дороги и относящемся согласно статье 90 Земельного Кодекса РФ  к категории земель транспорта, а не на лесном участке, отнесенном к защитной полосе лесов, то есть  на землях лесного фонда. Доказательства наличия полосы отвода автомобильной дороги на участке, предоставленном ИП Сумароковой Т.В., факта перевода лесного участка в категорию земель транспорта не представлены. Считает, что статья 52 АПК РФ  позволяет прокурору оспорить в Арбитражном суде сделку, не соответствующую закону, не предъявляя доказательств нарушения чьих либо прав.  Изменение вида использования в оспариваемом договоре нарушает права неопределенного круга лиц, способных и желающих приобрести лесной участок для указанных в договоре аренды целей, и собственника в лице Российской Федерации, который мог предоставить этот участок иным лицам на законных основаниях и для использования его в рекреационных целях.

Прокурор в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представители ответчиков в судебном заседании дали пояснения о необоснованности  апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзывах, просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на основании  п. 5 ст. 268 АПК РФ проверяя законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части.

Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к  следующим выводам.

Из материалов дела следует, что 17.08.2006 года по результатам конкурса  между ФГУ «Ингодинский лесхоз» (арендодатель) и ответчиком ИП Сумароковой Т.В. (арендатор) был заключен договор аренды  на срок 49 лет  участка  лесного  фонда  в Арейском лесничестве в квартале № 39 в составе выдела 12 на общей площади 1,0 га. для  культурно - оздоровительных,  спортивных  и туристических целей. Участок лесного фонда относится к нелесным землям категории «другие»,  расположен в лесах 1 группы категории -  защитные полосы лесов вдоль автодорог.  По акту приема - передачи от 17.08.2006 года ФГУ «Ингодинский лесхоз»  передал, а ответчик ИП Сумарокова Т.В.  принял указанный участок лесного фонда.  22.09.2006г. договор прошел государственную регистрацию за № 75 - 75 - 23/002/2006 - 155 и  вступил в силу.

С 01.01.2007 года вступил в силу Лесной кодекс Российской Федерации в редакции Федерального закона от 14.12.2006 года № 200 - ФЗ. Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 года № 201 - ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» было предписано привести  договоры аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом РФ до 01.01.2009 года.

В соответствии с  частью 6  статьи  4 Федерального закона  № 201 - ФЗ от 04.12.2006 года «О введении в действие Лесного кодекса РФ» порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда  в соответствие с Лесным кодексом РФ устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Во соответствии с пунктами 2, 3, 4, 7, 8  «Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом РФ», утвержденного Приказом МПР России от 04.10.2007 года № 258, предприниматель обратилась в Государственную лесную службу Забайкальского края, являющуюся согласно Положению о Государственной лесной службе Забайкальского края, утвержденному Постановлением Правительства Забайкальского края от 11 сентября 2008 года № 8, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на предоставление  в пределах лесного фонда лесных участков в аренду на территории Забайкальского края, с заявлением от 14 ноября 2008 года о переоформлении вышеназванного договора.

В пункте 8  «Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом РФ» предусмотрено, что по результатам рассмотрения заявления о переоформлении уполномоченным органом выносится решение о переоформлении договора аренды лесного участка. Решение должно содержать, в том числе, сведения о виде использования лесов. Вид использования  лесов  указывается  в  решении  в  целях  приведения  условий договора в соответствие со ст. ст. 25, 29 - 45 Лесного кодекса РФ.

Приказом № 468 от 09.12.2008г. было предписано переоформить договор аренды участка лесного фонда от 17.08.2006 года с ИП Сумароковой Т.В. на договор аренды лесного участка в целях эксплуатации автомобильных дорог (размещение объектов дорожного сервиса).

29.12.2008 года Государственная лесная служба Забайкальского края и предприниматель  подписали договор № 08 - 133 аренды лесного участка, который является новой редакцией договора на аренду участка лесного фонда от 17.08.2006 года. Государственная регистрация договора от 29.12.2008 года была произведена 02.03.2009 года за № 75 - 75 - 23/001/2009 - 072.

Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения прокурора в суд с настоящим иском.

Суд отклоняет доводы апелляционной жалобы в силу следующего.

Согласно статье 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона  или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иные последствия нарушения.

Статьей 80 Лесного кодекса РФ, действовавшего на момент заключения договора аренды участка лесного фонда от 17.08.2006г., был предусмотрен в качестве вида лесопользования использование  для  культурно - оздоровительных,  спортивных  и туристических целей.

В статье 25 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 14.12.2006 года № 200 - ФЗ перечень видов использования лесов  по сравнению с ранее действовавшим Кодексом  расширен, наименование вида лесопользования для  культурно - оздоровительных,  спортивных  и туристических целей отсутствует, вместо этого предусмотрено использование лесов для осуществления рекреационной деятельности (пункт 8 статьи 25), в целях, согласно части 1 статьи 41 Лесного кодекса РФ, организации отдыха, туризма, физкультурно - оздоровительной и спортивной деятельности.

Пунктом 13 статьи 25 Лесного кодекса РФ предусмотрен ранее отсутствовавший  вид использования лесов - строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов.

Согласно пункту  1 статьи  45 Лесного кодекса РФ использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса.

На основании пункта 4 статьи  21 Лесного кодекса РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для: использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов.

В соответствии с пунктом  2.1 статьи 45 Лесного кодекса РФ лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линии электропередачи, линии связи, дороги, трубопроводы и другие линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении указанные линейные объекты.

Частью 1 и пунктом  «б» части 2 статьи 102 Лесного кодекса РФ установлено, что  к защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных частью 4 статьи 12 настоящего Кодекса. к защитным лесам относятся защитные полосы лесов, расположенные вдоль федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 12 Лесного кодекса РФ защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно - гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

В статье  1 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257 - ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» даны  понятия:   объектов дорожного сервиса - здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств) (пункт 13); а также  полосы отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса (пункт 15).

Статьей  22 названного Федерального закона установлено, что размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов (пункт 1).

Минимально необходимые для обслуживания участников дорожного движения требования к обеспеченности автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального, местного значения объектами дорожного сервиса, размещаемыми в границах полос отвода автомобильных дорог (с указанием количества и вида объектов дорожного сервиса), а также требования к перечню минимально необходимых услуг, оказываемых на таких объектах дорожного сервиса, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 2).

За оказание услуг присоединения объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам взимается плата на основании заключаемого с владельцами автомобильных дорог договора о присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге (пункт 7).

Статей  25 Федерального закона предусмотрено, что в границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещается размещение зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания и не относящихся к объектам дорожного сервиса.

Земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги, предназначенные для размещения объектов дорожного сервиса, могут предоставляться гражданам или юридическим лицам для размещения таких объектов. Земельные участки для размещения объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги федерального значения предоставляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, или Государственной компанией "Российские автомобильные дороги" в случае, если автомобильные дороги переданы ей в доверительное управление.

При этом согласно пункту 6 статьи 101 Земельного кодекса РФ порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется Земельным кодексом и лесным законодательством.

Пунктом 5 Норм отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2009 г. № 717, установлено, что дополнительно к границам полосы отвода, устанавливаемым по нормам отвода земель согласно приложениям №  1 - 14 к настоящим нормам, расчетным путем при выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации и проведении кадастровых работ определяются размеры и местоположение земельных участков, предоставляемых, в частности,  для размещения  защитных и декоративных лесных насаждений и устройств, объектов дорожного сервиса.

Согласно приложений № 1 - 14 нормы отвода составляют от 35 до 155 метров в зависимости от ландшафта и вида  дорожного полотна, а  Приложением № 17 норма отвода для размещения кемпинга составляет 1,0 га.

Из системного анализа указанных норм следует, что на основании пункта 2.1  статьи 45 Лесного кодекса РФ лесные участки предоставляются  собственникам и иным владельцам дорог и других линейных объектов непосредственно, занимаемые  самими дорогами и линейными объектами; полоса отвода автомобильной дороги  может располагаться  как на землях лесного фонда,  так и на землях транспорта (статья 90 Земельного кодекса РФ),  участки на ней могут быть предоставлены как собственникам и владельцам автодорог так и иным лицам, а обслуживание  автодорог является одним из элементов их эксплуатации.  При этом защитные полосы лесов  могут входить в полосу отвода автомобильной дороги и могут использоваться  для размещения объектов дорожного сервиса, если это совместимо с целевым назначением защитных лесов.

Согласно лесоводственному обоснованию от 19.07.2006 года, схеме и таксационному описанию к нему предоставленный предпринимателю лесной участок непосредственно примыкает  к  федеральной автодороге, и на нем предполагалось устроить придорожные кемпинги. При этом как следует из акта натурального технического обследования  участка лесного фонда от 15 декабря 2006 года перевод лесных земель  в нелесные земли не требуется, так как вся площадь предоставленного в аренду лесного участка относится к нелесным землям.

Таким образом, заключение  ответчиками договора аренды  лесного участка  № 08 - 133 от 29 декабря 2008 года без проведения аукциона, с указанием вида  использования  лесного участка -  эксплуатация автодорог (размещение объектов дорожного сервиса),  в порядке, установленном Порядком приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом РФ, утвержденным  Приказом МПР России от 04.10.2007 года № 258, является правомерным.

Обязанность прокурора как истца по настоящему спору доказать  нарушение чьих либо прав или законных интересов  оспариваемой сделкой вытекает из положений части 1 статьи 4 АПК РФ и статьи 166 ГК РФ, доказательства нарушения прав и законных интересов Российской Федерации и других заинтересованных лиц в материалах дела отсутствуют.

С учетом изложенного, выводы суда первой  инстанции основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, поэтому доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными и  решение суда отмене или изменению не подлежит.

Руководствуясь статьей 268, пунктом 1  статьи 269, статьей  271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 16 ноября 2009 года по делу № А78 - 5141/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление  вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.

     Председательствующий  
  Н.В. Клочкова

     Судьи  
  Л.В. Капустина

     И.Ю. Григорьева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка