ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 декабря 2010 года  Дело N А78-5163/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 22 декабря 2010 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,

судей Лешуковой Т.О., Никифорюк Е.О.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дубук М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Забайкальскому краю на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 16 сентября 2010 года по делу №А78 - 5163/2010 по заявлению Открытого акционерного общества «Ксеньевский прииск» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Забайкальскому краю о признании недействительным решения №5913 от 19.04.2010 (суд первой инстанции: Цыцыков Б.В.),

при участии в судебном заседании:

от заявителя - Матвеевой У.А., представителя по доверенности от 31.05.2010,

от инспекции - Романенко Р.Н., представителя по доверенности от 11.01.2010,

установил:

Открытое акционерное общество «Ксеньевский прииск» (далее - ОАО «Ксеньевский прииск», Общество) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Забайкальскому краю (далее - налоговый орган,  инспекция) о признании недействительным решения №5913 от 19.04.2010  «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения».

Решением Арбитражного суда Забайкальского края 16 сентября 2010 года заявленные Обществом требования удовлетворены.

Суд первой инстанции исходил из недоказанности налоговым органом факта истребования у налогоплательщика документов, подтверждающих количество добытого металла, расчета доли химически чистого металла в единице добытого полезного ископаемого и других документов. Акт камеральной проверки от 25.01.2010 не содержит доказательств совершенных обществом правонарушений и как они выявлены, а лишь указывает на них. Обстоятельства доначисления сумм налога на добычу полезных ископаемых не конкретизированы, ссылки на документы, из которых бы в действительности усматривались факты занижения доли химически чистого золота в единице добытого полезного ископаемого, заявителем в сопоставлении с конкретными необходимыми первичными документами, а также неверное определение количества добытого металла за июль 2009 года, отсутствуют.

Судом признан обоснованным довод заявителя об использовании инспекцией при определении налоговой базы по налогу несопоставимых данных - количество золотосодержащего песка и доля содержания химически чистого металла в лигатурном золоте.

Суд первой инстанции посчитал необоснованным применение налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 9473 руб. в связи с представлением Обществом уточненной налоговой декларации за июль 2009 года с увеличением суммы налога к уплате.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Инспекция обжаловала его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на следующее.

Налоговый орган считает, что все необходимые данные, а также доказательства, на основании которых налоговый орган сделал выводы о неполной уплате налога на добычу полезных ископаемых, нашли отражение как в акте проверки, так и в решении о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, что подтверждается содержанием оспариваемого решения.

О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 11.11.2010.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В заседании апелляционного суда представитель Инспекции поддержал доводы заявленной апелляционной жалобы, в том числе, по мотивам, изложенным в пояснениях по делу.

Представитель Общества доводы заявленной апелляционной жалобы оспорил по мотивам, изложенным в возражениях на апелляционную жалобу, полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, апелляционный суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной Обществом 12.10.2009 уточненной (корректирующей) налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за июль 2009 года, по результатам которой составлен Акт проверки №5658 от 25.01.2010 (т.1, л.д.81 - 85).

Рассмотрение материалов камеральной налоговой проверки назначалось на  25.01.2010 на 10 час. 00 мин. (т.1, л.д.87), на 09.03.2010 на 10 час. 00 мин. (т.1, л.д.86).

9 марта 2010 года заместителем руководителя Инспекции на основании пункта 1 статьи 101 Налогового кодекса РФ принято решение №2 о продлении сроков рассмотрения материалов налоговой проверки до 05.04.2010, а также решение №2 об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в связи с неявкой лица (лиц), участие которого (которых) необходимо для их рассмотрения до 05.04.2010 (т.1, л.д.77 - 78).

Уведомление о вызове налогоплательщика от 15.03.2010 №11 - 28/2700 на рассмотрение материалов камеральной проверки, назначенное на 05.04.2010 на 10:00 передано по ТКС 15.03.2010 (т.1, л.д.76), направлено по почте (т.1, л.д. 73 - 74).

По результатам рассмотрения акта, в отсутствие налогоплательщика, заместителем руководителя Инспекции принято решение №5913 от 19.04.2010 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» (т.1, л.д.62 - 72), которым ОАО «Ксеньевский прииск» привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ, за неуплату (неполную уплату) сумм налога в виде штрафа в общей сумме 361769,60 руб.

Пунктом 2 указанного решения налоговым органом начислены пени по состоянию на 19.04.2010 за несвоевременную уплату налога на добычу полезных ископаемых в сумме 124007,21 руб., пунктом 3.1 предложено уплатить недоимку по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 1761483 руб., пунктом 3.2 - уплатить штрафы, пунктом 3.3 - пени, пунктом 4 - внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.

Общество в порядке, предусмотренном статьями 137 - 139 Налогового кодекса РФ, обжаловало решение Инспекции в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю, решением которого №2.13 - 20/205 - ЮЛ/06360 от 21.06.2010 решение Межрайонной ИФНС России №7 по Забайкальскому краю оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения (т.1, л.д.34 - 38).

Заявитель, считая, что оспариваемое решение Инспекции не соответствует законодательству о налогах и сборах и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции по делу подлежащими оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, исходя из следующего.

Проверкой установлено, что налогоплательщик неверно исчислил налоговую базу и сумму налога в результате неправильного определения количества добытого полезного ископаемого (золото) по ставке ноль процентов (по данным предприятия 33 283,50 граммов, по данным инспекции - 0 граммов), доли содержания химически чистого металла в добытом полезном ископаемом (по данным предприятия - 0,7500, по данным инспекции - 0,8375). По серебру между сторонами имеется спор по количеству добытого полезного ископаемого, стоимости единицы добытого полезного ископаемого, доли содержания химически чистого металла, количеству реализованного металла.

В оспариваемом решении инспекцией установлено, что Обществом была представлена уточненная налоговая декларация за июль 2009 года, в которой увеличена сумма налога  к уплате в бюджет на 47365 руб., при этом в нарушение подпункта 2 пункта 4 статьи 81 Налогового кодекса РФ налогоплательщик не уплатил недостающую сумму и соответствующие ей пени по подачи налоговой декларации, что повлекло привлечение к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа  в размере 9473 руб.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные обществом требования, обоснованно руководствовался следующим.

В соответствии с пунктом 1 статьи 336 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых являются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 337 Налогового кодекса РФ полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации (предприятия).

Налоговая база по налогу на добычу полезных ископаемых согласно пункту 1 статьи 338 Налогового кодекса РФ определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого) как стоимость добытых полезных ископаемых.

Согласно пункту 2 статьи 340 НК РФ стоимость добытого полезного ископаемого определяется как произведение количества добытого полезного ископаемого, определяемого в соответствии со статьей 339 Кодекса, и стоимости единицы добытого полезного ископаемого, определяемой в соответствии с настоящим пунктом.

Вступившими в законную силу судебными актами по делу №А78 - 3177/08 установлено, что для Общества согласно стандарту предприятия конечной готовой продукцией в соответствии с техническими условиями, определенными техническими проектами отработки месторождений россыпного и рудного золота, является золото лигатурное, соответствующее условиям ТУ - 117 - 2 - 7 - 75.

Согласно пункту 1 статьи 88 Налогового кодекса РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 7 статьи 88 НК РФ).

В соответствии с пунктом 9 данной статьи при проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговые органы вправе помимо документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, истребовать у налогоплательщика иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов.

Таким образом, у Инспекции имелись правовые основания для истребования документов у налогоплательщика.

Между тем сведения и документы у налогоплательщика налоговым органом при проведении настоящей налоговой проверки не истребовались.

Как следует из материалов дела, требование о представлении документов, необходимых для проверки уточненной налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за июль 2009 года, инспекцией Обществу не направлялось.

В акте камеральной налоговой проверки имеется указание на направление в адрес Общества требования от 03.09.2009 №1345 (т.1, л.д. 81). Данное требование в материалы дела инспекцией не представлено.

Ссылка инспекции на документы, представленные налогоплательщиком (т.1, л.д. 89 - 97), апелляционным судом рассмотрена. Акт камеральной налоговой проверки и оспариваемое решение не содержат сведений о том, что в порядке пункта 9.1. статьи 88 Налогового кодекса РФ прекращена камеральная проверка первоначальной налоговой декларации и начата проверка уточненной налоговой декларации, в связи с чем были использованы материалы прекращенной налоговой проверки.

Довод инспекции об отсутствии у налогоплательщика документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки ноль процентов, поскольку нулевая ставка им была подтверждена после вынесения оспариваемого решения, апелляционным судом рассмотрен и признан подлежащим отклонению.

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (пункт 3 статьи 88 Налогового кодекса РФ).

Согласно пункту 4 данной статьи налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Кодекса (пункт 5 статьи 88 НК РФ).

Из смысла приведенных норм права следует необходимость составления налоговым органом и направления налогоплательщику сообщения об ошибках в заполнении документов или противоречиях между сведениями, содержащимися в представленных документах, с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок. Необходимость составления указанного сообщения об ошибках возникает в целях реализации налогоплательщиком своих прав по представлению пояснений, связанных с исчислением и уплатой налогов.

Как следует из материалов дела, в ходе проверки инспекция не предоставила налогоплательщику право представить соответствующие пояснения.

Апелляционный суд приходит к выводу о нарушении налоговой инспекцией в ходе проведения камеральной налоговой проверки статьи 88 Налогового кодекса РФ, что лишило налогоплательщика возможности представить свои пояснения.

Суд апелляционной инстанции также считает обоснованным довод Общества о  нарушении Инспекцией существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки в связи с необеспечением лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка, возможности участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки, по причине неизвещения Общества о времени и месте рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки на 19 апреля 2010 года.  Данный довод приведен в дополнении к заявлению (т.2, л.д. 1 - 5), поддержан представителем Общества в суде апелляционной инстанции.

В силу пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов (п.2 ст.101 НК РФ).

Таким образом, в силу прямого указания закона необеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя является основанием для отмены решения налогового органа.

Как следует из материалов дела, рассмотрение материалов проверки назначено на 05.04.2010 на 10 час. 00 мин.

Согласно оспариваемому решению лицо, в отношении которого проведена проверка, извещено уведомлением №11 - 28/2700 от 15.03.2010.

Налоговым органом представлено уведомление №11 - 28/2700 от 15.03.2010 о вызове налогоплательщика на рассмотрение материалов камеральной налоговой проверки на 05.04.2010 (т.1, л.д. 76). В подтверждение получения данного уведомления Обществом инспекцией в материалы дела представлена копия почтового уведомления о вручении (т.1, л.д. 73 - 74), имеющего отметку о вручении 25.03.2010.

Обществом факт извещения о рассмотрении материалов камеральной налоговой проверки 05.04.2010 не оспаривается.

Из протокола рассмотрения возражений (объяснений) налогоплательщика и материалов проверки от 05.04.2010 следует, что рассмотрение материалов проверки состоялось 05.04.2010 в отсутствие налогоплательщика.

Между тем, оспариваемое решение инспекции датировано 19.04.2010.

Доказательств, свидетельствующих об изменении даты и времени рассмотрения материалов проверки, а также извещения об этом Общества налоговой инспекцией в материалы дела не представлено. Довод инспекции о принятии решения инспекцией 05.04.2010 и изготовлении решения в полном объеме 19.04.2010 материалами дела не подтверждается. Из протокола рассмотрения возражений (объяснений) налогоплательщика и материалов проверки от 05.04.2010 не усматривается, что по результатам рассмотрения материалов проверки 05.04.2010 налоговой инспекцией было принято какое - либо решение (т.1, л.д. 79).