• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 ноября 2009 года  Дело N А78-6191/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2009 года

Полный текст постановления изготовлен 30 ноября 2009 года

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Д.Н. Рылова, Г.Г. Ячменёва при ведении протокола секретарем судебного заседания Павловой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Звезда» на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 16 октября 2009 года по делу № А78 - 6191/2009, по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Забайкальскому краю о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Звезда» к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принятое судьей М.И. Анисимовым,

при участии:

от заявителя: Мельниковой Г.Е., представителя по доверенности от 28.09.2009г.; Осипович Е.В., представителя по доверенности от 19.10.2009г.

от ответчика: Кряж В.В., представителя по доверенности от 28.08.2009

от третьего лица Управления Федеральной службы безопасности по Забайкальскому краю Репина Д.В., представителя по доверенности от 17.11.2008г.; Петрова В.Г., представителя по доверенности от 29.09.2009г.

и установил:

Заявитель, Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Забайкальскому краю (Управление Роскомнадзора), обратился с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Звезда» к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Решением суда первой инстанции от 16 октября 2009 года требования заявителя удовлетворены. Общество с ограниченной ответственностью «Звезда» привлечено к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей, с зачислением указанной суммы в УФК по Забайкальскому краю.

Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 128 - ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии - специального разрешения на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданного лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

В соответствии с пунктом 2 Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 августа 2005 г. №538 органы федеральной службы безопасности, являясь уполномоченными органами, осуществляют взаимодействие с операторами связи при проведении в рамках оперативно - розыскной деятельности оперативно - розыскных мероприятий, связанных с использованием технических средств, в том числе в интересах других уполномоченных органов.

Пунктом 7 указанных Правил предусмотрено, что ввод в эксплуатацию технических средств в сети связи оператора связи производится в соответствии с разработанным органом федеральной службы безопасности совместно с оператором связи планом мероприятий по внедрению технических средств (далее - план), в котором указывается, в частности, срок ввода в эксплуатацию технических средств.

План разрабатывается в срок до 3 месяцев с даты подачи оператором связи заявления в орган федеральной службы безопасности. План составляется в 3 экземплярах, из которых 2 экземпляра представляются оператором связи соответственно в Федеральную службу по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций и орган федеральной службы безопасности, 1 экземпляр хранится у оператора связи.

В силу пункта 1 Типовых требований к плану мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно - розыскных мероприятий, утвержденных совместным Приказом Мининформсвязи РФ и ФСБ РФ от 15 января 2008 года план мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно - розыскных мероприятий (далее - план мероприятий) составляется в трех экземплярах. Оператор связи по одному экземпляру плана представляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по надзору в сфере информационных технологий и связи, и территориальное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Один экземпляр плана хранится у оператора связи.

В плане мероприятий указываются:

а) наименование (фирменное наименование) оператора связи;

б) номер лицензии (лицензий) на осуществление деятельности в области оказания услуг связи;

в) наименование услуги (услуг) связи, оказываемой оператором связи в соответствии с лицензиями;

г) срок представления технических условий на подключение к пункту управления уполномоченного государственного органа, осуществляющего оперативно - розыскную деятельность (далее - уполномоченный орган), технических средств для проведения оперативно - розыскных мероприятий, баз данных об абонентах оператора связи и баз данных систем расчета за оказанные услуги связи, в том числе о соединениях, трафике и платежах абонентов;

д) в случае, если уполномоченному органу предоставляется технологическое помещение, определяется порядок передачи оператором связи информации об абонентах оператора связи и об оказанных им услугах связи, в том числе о соединениях, трафике и платежах абонентов;

е) срок выполнения работ по организации линий и (или) каналов связи между узлом связи сети связи оператора связи и пунктом управления уполномоченного органа;

ж) срок разработки инструкции по взаимодействию персонала оператора связи, обслуживающего технические средства для проведения оперативно - розыскных мероприятий, с сотрудниками уполномоченного органа, в том числе включающей меры по недопущению раскрытия организационных и технических приемов проведения оперативно - розыскных мероприятий, а также мер по защите информации, связанной с проведением таких мероприятий;

з) срок разработки перечня лиц, привлекаемых к установке технических средств для проведения оперативно - розыскных мероприятий, и перечня лиц, обслуживающих технические средства для проведения оперативно - розыскных мероприятий;

и) срок проведения опытной эксплуатации технических средств для проведения оперативно - розыскных мероприятий в сети связи оператора связи, включая устранение замечаний, выявленных в ходе опытной эксплуатации;

к) срок проведения и оформления акта приемо - сдаточных испытаний технических средств для проведения оперативно - розыскных мероприятий.

К плану мероприятий прилагаются:

а) копия лицензии (лицензий) на осуществление деятельности по оказанию услуг связи;

б) схема построения сети связи оператора связи;

в) план нумерации, используемый в сети связи оператора связи.

5. План мероприятий утверждается руководителем взаимодействующего с оператором связи подразделения уполномоченного органа и руководителем оператора связи.

Исходя из материалов дела, суд установил, что указанный план от ООО «Звезда» поступил в адрес УФСБ РФ по Забайкальскому краю 23 сентября 2009 года.

Пунктом 10 лицензионных требований определено, что лицензиат обязан реализовать установленные Федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно - розыскных мероприятий, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.

Данное условие осуществления деятельности в соответствии с лицензией №55056 лицензиатом не выполнено.

Следовательно, суд усматривает в действиях общества состав административного правонарушения, предусмотренный ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.

Доводы общества об отсутствии события правонарушения, судом во внимание приняты быть не могут, поскольку все запросы в УФСБ на согласование СОРМ были направлены с целью получения разрешения на эксплуатацию сооружений связи, а не выполнение пункта 10 лицензионных условий.

Общество, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, и отказать заявителю в удовлетворении требований.

Из апелляционной жалобы общества следует, что судом первой инстанции не были достаточно глубоко и полностью изучены причины, повлекшие правонарушение, а также не определена форма вины лица, привлекаемого к административной ответственности.

Оператор связи не является разработчиком плана реализации функций СОРМ и не может самостоятельно выработать техническое решение для проведения оперативно - розыскных мероприятий, т.к. статьей 13 федерального закона «Об оперативно - розыскной деятельности» от 12.08.95 № 144 - ФЗ четко ограничен перечень органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность. Оператор связи является лицом, взаимодействующим с уполномоченным органом при разработке только плана мероприятий по внедрению технических средств, а к самому плану реализации функций СОРМ оператор связи доступа не имеет.

При принятии решения судом не приняты во внимание доводы ООО «Звезда» о неоднократных обращениях в уполномоченный орган: исх. № 67 от 16.04.2008 (л.д. 75), исх. № 74 от 22.05.2008 (л.д. 77), исх. № 102 от 30.07.2008 (л.д. 82), исх. № 53 от 03.06.2009 (л.д. 85), исх. № 58 от 08.08.2009 (л.д. 87), а также о систематической информации надзорного органа в сфере связи: исх. № 105 от 07.08.2008 (л.д. 83), исх. № 54 от 08.06.2009 (л.д. 86), исх. № 58 от 07.09.2009.

Не принято во внимание и решение уполномоченного органа ФСБ о согласовании частного технического решения для оператора связи ООО «Звезда» сроком до 01 мая 2009 года (лист дела 76).

Судом не дана оценка действиям уполномоченного органа ФСБ, проявляющихся в отсутствии ответов на все письменные обращения оператора связи.

Судом не оценен и тот факт, что на письмо оператора связи исх. № 53 от 03.06.2009 (лист дела 85) о согласовании разрешений на эксплуатацию объектов связи, уполномоченный орган ФСБ оператору связи не ответил, а уведомил надзорный орган в сфере связи о нецелесообразности дальнейшего оказания услуг ... (лист дела 48).

Оператором связи не нанесен ущерб государственной безопасности и не нарушена целостность систем СОРМ, т.к. все линии, по которым осуществляется выход на связь потребителей услуг по карточкам ООО «Звезда», принадлежат оператору связи ОАО РЖД, имеющему соответствующие лицензии и изначально, на этапе строительства АТС, оснащенному техническими средствами СОРМ. Этот факт изложен в пояснении на обороте Протокола об административном правонарушении № 065 от 15.09.2009 (л.д. 26).

Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объёме.

Представители административного органа в судебном заседании просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу общества без удовлетворения.

Представители третьего лица - Управления Федеральной службы безопасности по Забайкальскому краю, в судебном заседании просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу общества без удовлетворения.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.

Рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.

ООО «Звезда» является обладателем лицензии №55056 на оказание услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации.

Одним из лицензионных условий является обязанность лицензиата реализовать устанавливаемые Федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно - розыскных мероприятий, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.

Согласно ст. 64 Федерального закона РФ от 07.07.2003 N 126 - ФЗ (ред. от 29.04.2008) "О связи" порядок взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 4 Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность Постановления Правительства РФ от 27.08.2005 N 538 (ред. от 13.10.2008) "Об утверждении Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность" сети и средства связи, используемые оператором связи, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ним для проведения оперативно - розыскных мероприятий и устанавливаемым Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

Пунктом 5 правил предусмотрено, что руководителем органа федеральной службы безопасности на основании заявления оператора связи, поданного не позднее 60 дней с даты получения им лицензии на оказание услуг связи, определяется уполномоченное подразделение органа федеральной службы безопасности, осуществляющее взаимодействие с оператором связи.

Пунктом 7 правил установлено, что ввод в эксплуатацию технических средств в сети связи оператора связи производится в соответствии с разработанным органом федеральной службы безопасности совместно с оператором связи планом мероприятий по внедрению технических средств (далее - план), в котором указывается, в частности, срок ввода в эксплуатацию технических средств.

План разрабатывается в срок до 3 месяцев с даты подачи оператором связи заявления в орган федеральной службы безопасности.

План составляется в 3 экземплярах, из которых 2 экземпляра представляются оператором связи соответственно в Федеральную службу по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций и орган федеральной службы безопасности, 1 экземпляр хранится у оператора связи.

10. Ввод в эксплуатацию технических средств осуществляется оператором связи на основании акта, подписанного в установленном порядке представителями органа федеральной службы безопасности, Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций и оператора связи, а в случае, указанном в пункте 3 настоящих Правил, органа внутренних дел.

Оператор связи обязан осуществить согласованные с подразделением, указанным в пункте 5 настоящих Правил, меры по ограничению круга лиц, привлекаемых к установке технических средств, а также к недопущению раскрытия организационных и технических приемов проведения оперативно - розыскных мероприятий.

12. Оператор связи обязан своевременно обновлять информацию, содержащуюся в базах данных об абонентах оператора связи и оказанных им услугах связи (далее - базы данных).

Указанная информация должна храниться оператором связи в течение 3 лет и предоставляться органам федеральной службы безопасности, а в случае, указанном в пункте 3 настоящих Правил, органам внутренних дел путем осуществления круглосуточного удаленного доступа к базам данных.

Из материалов дела, следует, что в ходе проверки общества Роскомнадзором установлено и отражено в протоколе об административном правонарушении от 15 сентября 2009 года, что на день составления протокола обществом не соблюдены условия осуществления деятельности в соответствии с лицензией, поскольку обществом не представлен на согласование план реализации функций СОРМ на объекте связи и не найдено техническое решение для проведения оперативно - розыскных мероприятий.

Объективной стороной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях является осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что в действиях общества на момент проверки имелось противоправное событие, состоящее в том, что общество осуществляло лицензируемый вид деятельности в период с 06.12.2007г., в отсутствие реализации обществом лицензионного условия, об обязанности лицензиата реализовать устанавливаемые Федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно - розыскных мероприятий, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.

Как следует из материалов дела, общество не обращалось в уполномоченный орган ФСБ РФ за реализацией указанного лицензионного требования.

Согласно ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Вместе с тем в материалах дела отсутствуют доказательства о том, что общество для реализации указного лицензионного условия, обращалось в порядке п. 5 и абз. 2 п. 7 Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность Постановления Правительства РФ от 27.08.2005 N 538 (ред. от 13.10.2008) "Об утверждении Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность" в уполномоченный орган.

Ссылка ответчика на письма (т.1, л/д.77,82,85,86) не свидетельствует о соблюдении обществом названных лицензионных условий, поскольку в данных письмах сообщается о начале работы и содержится просьба о получении разрешения на эксплуатацию сооружений связи.

Письмом же от 07.08.2009 года (т.1, л/д.87) общество просит согласовать работу объектов связи, указывая на то, что не имеет собственного коммутационного оборудования и собственных помещений, обработку персональных данных клиентов не осуществляет, поскольку АТС - 22 Читинской дирекции связи ОАО «РЖД» и компания ТТК - Чита обеспечивают проведение мероприятий СОРМ на своих участках.

Таким образом, данным письмом общество подтвердило, что не может осуществить соблюдение требований п. 10 лицензионных условий деятельности.

Довод общества, что в его действиях отсутствует вина, поскольку ФСБ России в нарушение п. 7 Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность Постановления Правительства РФ от 27.08.2005 N 538 (ред. от 13.10.2008) "Об утверждении Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность" не направляло ему проект плана мероприятий по внедрению технических средств, в данном случае не может свидетельствовать об отсутствии вины общества во вменяемом ему правонарушении, поскольку само общество не обращалось в уполномоченный орган, как того требует абз 2 п. 7 указанных правил за согласованием мероприятий и реализации п. 10 лицензионного условия деятельности.

Факт того, что ФСБ России в 2007, 2008, 2009 годах предоставила временное согласование деятельности общества, для получения разрешения на осуществление лицензируемой деятельности, не свидетельствует о том, что обществом соблюдались лицензионные требования п. 10 условий лицензионной деятельности.

Имеющееся в материалах дела (т.1, л/д.89) письмо общества в ФСБ России о направлении плана мероприятий и иных необходимых документов от 21 сентября 2009 года, не может свидетельствовать об отсутствии в действиях общества вмененного правонарушения, поскольку данные действия, совершены обществом после установления проведения контрольных мероприятий и установления правонарушения на 15.09.2009 года.

Суд апелляционной инстанции считает, что вина общества состоит в том, что при наличии возможности, им в полной мере не были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения названных лицензионных условий деятельности, что в полной мере свидетельствует о наличии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со ст. 71 АПК РФ дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований заявителя.

На основании изложенного у суда апелляционной инстанции нет законных оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества.

Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

П О С Т А Н О В И Л:

Решение арбитражного суда Забайкальского края от «16» октября 2009 года по делу №А78 - 6191/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.

     Председательствующий  
  Е.В. Желтоухов

     Судьи  
  Д.Н. Рылов

     Г.Г. Ячменёв

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А78-6191/2009
Принявший орган: Четвертый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 30 ноября 2009

Поиск в тексте