• по
Более 47000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 06 марта 2009 года  Дело N А46-22003/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта 2009 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Лотова А.Н.,

судей Кливера Е.П., Ивановой Н.Е.,

при ведении протокола судебного заседания Тайченачевым П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП - 767/2009) Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском административном округе города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 16.12.2008 по делу № А46 - 22003/2008 (судья Стрелкова Г.В.), принятое по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском административном округе города Омска к закрытому акционерному обществу «Компания «АЛЬФА» города Омска

о взыскании 1512 руб.,

при участии в судебном заседании представителей:

от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском административном округе города Омска - не явился, извещен;

от закрытого акционерного общества «Компания «АЛЬФА» - не явился, извещен;

УСТАНОВИЛ:

Решением Арбитражного суда Омской области от 16.12.2008 по делу № А46 - 22003/2008 отказано в удовлетворении требований, заявленных Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском административном округе г. Омска (далее по тексту - Пенсионный фонд, заявитель) о взыскании с закрытого акционерного общества «Альфа» (далее по тексту - ЗАО «Альфа», Общество) 1 512 руб. штрафа за нарушение срока представления сведений в орган Пенсионного фонда Российской Федерации, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Мотивируя решение, суд сослался на нарушение Пенсионным фондом требований налогового законодательства, касающихся процедуры производства по делу о налоговом правонарушении, выразившихся в ненаправлении Обществу копии акта проверки и в неизвещении его о дате рассмотрения материалов проведенной в отношении него проверки своевременности представления им сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а также принятии по результатам данной проверки решения. При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований, заявленных Пенсионным фондом.

В апелляционной жалобе заявитель просит решение Арбитражного суда Омской области от 16.12.2008 по делу № А46 - 22003/2008 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Омской области.

В обоснование апелляционной жалобы Пенсионный фонд указал, что акт проверки № 128 от 15.08.2008, где была указана дата рассмотрения материалов проверки, был направлен в адрес Общества в установленном законом порядке, что подтверждается почтовым конвертом, имеющим отметку органа связи, причем, на данном конверте указано, что письмо, направленное заявителем в адрес Общества, было возвращено по причине отсутствия адресата по указанному адресу.

Пенсионный фонд и ЗАО «Альфа», надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания и письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлены.

В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу Пенсионного фонда в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Суд апелляционной инстанции, изу­чив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.

Специалистом Пенсионного фонда проведена проверка своевременности представления ЗАО «Компания «Альфа» сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

По результатам проверки составлен акт № 128 от 15.08.2008, в котором зафиксирован факт нарушения ЗАО «Компания «Альфа» срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного)

учета.

В связи с выявленным нарушением по результатам проверки было Пенсионным фондом принято решение № 109 от 02.09.2008 о привлечении ЗАО «Компания Альфа» к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27 - ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в виде взыскания штрафа в сумме 1 512 руб.

ЗАО «Компания «Альфа» требованием № 193 от 02.09.2008 было предложено в срок до 16.09.2008 в добровольном порядке уплатить указанную сумму штрафа.

Поскольку в добровольном порядке требование исполнено не было, Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд Омской области с заявлением о взыскании с ЗАО «Компания «Альфа» 1 512 руб. штрафа в сумме 1 512 руб.

Решением Арбитражного суда Омской области от 16.12.2008 по делу № А46 - 22003/2008 в удовлетворении требований, заявленных Пенсионным фондом, отказано.

Означенное решение обжалуется заявителем в суд апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его изменения или отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные.

Согласно статьям 8, 11, 15 Федерального закона от 01.04.1996 № 27 - ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователь обязан представлять в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации один раз в год, но не позднее 1 марта, сведения индивидуального (персонифицированного) учета о каждом работающем у него застрахованном лице.

Статьей 17 указанного Федерального закона установлено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии со статьей 9 Налогового кодекса Российской Федерации органы государственных внебюджетных фондов включены в число участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

В силу статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167 - ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом.

Поскольку Федеральным законом от 15.12.2001 № 167 - ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» не установлен порядок привлечения к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании, то суд считает, что к данным правоотношениям применяются положения главы 14 Налогового кодекса Российской Федерации.

При этом страховщик, к коим относятся и территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, пользуется правами и несет обязанности налоговых органов, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации, а страхователи, к коим относятся индивидуальные предприниматели, наделяются правами налогоплательщиков (плательщиков сборов), установленными статьей 21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно подпункту 15 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.

Порядок производства по делу о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях, в том числе порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки, предусмотрен статьей 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации и подлежит применению при рассмотрении дела о правонарушении, предусмотренном статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27 - ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

В соответствии с пунктом 7 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно. При рассмотрении акта могут оглашаться составленный акт, иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения. Отсутствие письменных возражений не лишает этого лица права давать свои объяснения на стадии рассмотрения акта. При рассмотрении акта заслушиваются объяснения лица, привлекаемого к ответственности, исследуются иные доказательства.

Как следует из содержания указанных норм права, рассмотрение акта, материалов проверки при участии лица, в отношении которого ведется производство по делу о правонарушении в сфере пенсионного законодательства, является гарантией защиты прав и законных интересов такого лица.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в данном случае Пенсионный фонд, выявив правонарушение и составив акт проверки № 128 от 15.08.2008, указал в нем на то, что данный акт будет рассматриваться 02 сентября 2008 года в 14 часов 30 минут по адресу: 644015, г. Омск, ул. Катешева, д. 26 для вынесения по нему решения.

Причем, в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции заявитель по запросу суда не представил почтовое уведомление (или почтовый конверт с отметкой органа связи о причине возврата), подтверждающие направление в адрес ЗАО «Компания «Альфа» копии акта проверки № 128 от 15.08.2008.

На момент рассмотрения дела судом первой инстанции заявителем представлена почтовая квитанция от 18.08.2008 № 02474, однако, данная квитанция обоснованно не принята судом в качестве доказательства, подтверждающего направление в адрес ЗАО «Компания «Альфа» копии акта проверки № 128 от 15.08.2008, так как свидетельствует о направлении корреспонденции в адрес ЗАО «АЛГФРЕ», а не ЗАО «Альфа».

Вместе с апелляционной жалобой от Пенсионного фонда поступило ходатайство, в котором заявитель просил в качестве доказательства, свидетельствующего о направлении в адрес ЗАО Альфа» копии акта проверки № 128 от 15.08.2008, считать почтовую квитанцию от 18.08.2008 № 02474.

Между тем, судом апелляционной инстанции установлено, что на представленной в суд апелляционной инстанции копии квитанции от 18.08.2008 № 02474 содержатся исправления, указывающие о направлении почтовой корреспонденции в адрес ЗАО «Алгора», а не ЗАО «Альфа».

Таким образом, судом апелляционной установлено, что Пенсионным фондом доказательства, подтверждающие направление в адрес ЗАО Альфа» копии акта проверки № 128 от 15.08.2008, не представлены, в связи с чем, в удовлетворении указанного выше ходатайства Пенсионному фонду отказано.

Учитывая изложенное, материалами дела подтверждается, что Пенсионным фондом не соблюдена процедура досудебного урегулирования настоящего спора.

В соответствии с пунктом 12 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации несоблюдение должностными лицами налоговых органов (органов Пенсионного фонда) требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа (Пенсионного фонда) вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.

Общий порядок привлечения налогоплательщика (плательщика сбора или налогового агента) к налоговой ответственности закреплен в статье 101 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 8 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.

В силу пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой поверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить свои объяснения.

Таким образом, учитывая, что в данном случае имеет место несоблюдение Пенсионным фондом требований действующего законодательства, касающихся процедуры досудебного урегулирования спора и рассмотрения материалов проведенной в отношении Общества проверки, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение Пенсионного фонда № 109 от 02.09.2008 не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем, основания для взыскания с Общества 1 512 руб. штрафа за нарушение срока представления сведений в орган Пенсионного фонда Российской Федерации, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, отсутствуют.

С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов. Таким образом, Пенсионный фонд, на сновании статьи 333.37 Налогового Кодекса Российской Федерации, освобожден от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Омской области от 16.12.2008 по делу № А46 - 22003/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском административном округе города Омска - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно - Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

     Председательствующий

     А.Н. Лотов

     Судьи

     Е.П. Кливер

     Н.Е. Иванова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А46-22003/2008
Принявший орган: Восьмой арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 06 марта 2009

Поиск в тексте