ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 09 июня 2008 года  Дело N А46-370/2008

Резолютивная часть постановления объявлена  03 июня 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме  09 июня 2008 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Сидоренко О.А.

судей  Рыжикова О.Ю., Шиндлер Н.А.

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем Радченко Н.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП - 2203/2008) инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Центральному административному округу г. Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 20.03.2008 по делу №  А46 - 370/2008 (судья Стрелкова Г.В.), принятое по заявлению закрытого акционерного общества «Восток - Сервис - Спецодежда» к инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Центральному административному округу г. Омска о признании недействительным в части решения № 17 - 09/27481 ДСП от 27.12.2007.

при участии в судебном заседании представителей:

от инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Центральному административному округу г. Омска - Бондаренко И.Н. по доверенности от 04.04.2008 № 01 - 01/7824 (удостоверение УР № 337824 действительно до 31.12.2009); Грядовкина А.В. по доверенности от 22.05.2008 № 01 - 01 (удостоверение УР № 337805 действительно до 31.12.2009);

от закрытого акционерного общества «Восток - Сервис - Спецодежда» - Идзон Л.Э. по доверенности от 11.12.2007 (паспорт 5203 № 847192 выдан Советским УВД САО г. Омска 11.12.2003);

УСТАНОВИЛ:

20.03.2008 г. Решением по делу № А46 - 370/2008 Арбитражный суд Омской области удовлетворил требования закрытого акционерного общества «Восток - Сервис - Спецодежда» г. Омска (далее - ЗАО «Восток - Сервис - Спецодежда», Общество, налогоплательщик) и признал недействительным в связи с несоответствием главам 21, 25 Налогового кодекса Российской Федерации решение инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Центральному административному округу г. Омска (далее - ИФНС РФ №2 по ЦАО г.Омска, налоговый орган, податель жалобы ) № 17 - 09/27481 ДСП от 27.12.2007 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления Обществу налога на прибыль в сумме 1189135 руб. 00 коп., налога на добавленную стоимость в сумме 919686 руб. 00 коп., штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации по налогу на прибыль в сумме 235193 руб. 00 коп., штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации по налогу на добавленную стоимость в сумме 97330 руб. 00 коп., пени по налогу на прибыль в сумме 354528 руб. 54 коп., пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 101523 руб. 58 коп.

Принимая решение, суд первой инстанции исходил из достоверности сведений, содержащихся в представленных налогоплательщиком для подтверждения произведенных расходов и получения вычетов документах, что свидетельствует о соблюдении ЗАО «Восток - Сервис - Спецодежда» требований статей 169, 171,172, 252 Налогового кодекса Российской Федерации, а также недоказанности налоговым органом получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

В апелляционной жалобе ИФНС РФ №2 по ЦАО г.Омска просит отменить решение суда пер­вой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, так как считает, что судом неправильно применены нормы матери­ального права и неполно исследованы фактические обстоятельства дела.

По мнению подателя жалобы, в ходе мероприятий налогового контроля им были выявлены обстоятельства, свидетельствующие о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, которые не были приняты во внимание судом при вынесении решения, в связи с чем суд пришел к неправомерному выводу о законном отражении ЗАО «Восток - Сервис - Спецодежда» в расходах и вычетах сумм  по взаимоотношениям с ООО «Микрон», ООО «Сибкомплект», ООО «Вега 2003», ООО «ПромИнвестСтрой», ООО «Промстрой», ООО «Вендетта».

В судебном заседании представитель ИФНС РФ №2 по ЦАО г.Омска поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Представители ЗАО «Восток - Сервис - Спецодежда» в письменном отзыве на апелляционную жалобу и выступлении в судебном заседании с доводами налогового органа не согласились, считают, что решение суда первой инстанции принято в полном соответствии с действующими нормами права, фактическими обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами, в связи с чем просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетво­рения.

Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоя­тельства.

Закрытое акционерное общество «Восток - Сервис - Спецодежда» 26.12.2002 зарегистрировано инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 2 по Центральному административному округу г.Омска в качестве юридического лица, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1025500994090.

ИФНС России № 2 по ЦАО г.Омска была проведена выездная налоговая проверка ЗАО «Восток - Сервис - Спецодежда» по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, налога на имущество, единого социального налога и налога на доходы физических лица период с 01.01.2004 по 31.12.2005, в ходе которой были установлены факты ненадлежащего исполнения заявителем принятых на себя налоговых обязательств, которые нашли отражение в составленном по результатам мероприятий налогового контроля акте № 17 - 09/68 ДСП от 03.12.2007.

Рассмотрев в порядке статей 89, 101 Налогового кодекса Российской Федерации вышеуказанный акт и иные материалы выездной налоговой проверки ИФНС России № 2 по ЦАО г.Омска вынесла решение № 17 - 09/27481 ДСП от 27.12.2007, которым ЗАО «Восток - Сервис - Спецодежда» было привлечено к налоговой ответственности па пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на добавленную стоимость за 2004, 2005 годы в виде штрафа в сумме 97330 руб. 00 коп., за неуплату налога на прибыль за 2004, 2005 годы в виде штрафа в сумме 235193 руб. 00 коп.; начислены пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 101523 pyб. 58 коп., пени по налогу на прибыль в сумме 354528 руб. 54 коп., по налогу на доходы физических лиц в сумме  238  руб.  29  коп.;  предложено  уплатить  штрафы,  пени,  а также  налог  на добавленную стоимость за 2004, 2005 годы в сумме 919686 руб. 00 коп. и налог на прибыль за 2004, 2005 годы в сумме 1189135 руб. 00 коп.

ЗАО «Восток - Сервис - Спецодежда», считая решение налогового органа частично не соответствующим закону и нарушающим его права в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд Омской области с заявлением о признании его недействительным в соответствующей части.

Решением по делу № А46 - 370/2008 Арбитражный суд Омской области удовлетворил требования закрытого акционерного общества «Восток - Сервис - Спецодежда» г. Омска и признал недействительным решение инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Центральному административному округу г. Омска № 17 - 09/27481 ДСП от 27.12.2007 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления Обществу налога на прибыль в сумме 1189135 руб. 00 коп., налога на добавленную стоимость в сумме 919686 руб. 00 коп., штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации по налогу на прибыль в сумме 235193 руб. 00 коп., штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации по налогу на добавленную стоимость в сумме 97330 руб. 00 коп., пени по налогу на прибыль в сумме 354528 руб. 54 коп., пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 101523 руб. 58 коп.

Означенное решение суда первой инстанции  обжалуется инспекцией Федеральной налоговой службы России № 2 по Центральному административному округу г. Омска в апелляционной инстанции.

Проверив в пределах, установленных статьей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Омской области норм материального и соблюдения норм процессуального права, Восьмой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

Согласно пункту 1 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса Российской Федерации, на установленные статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты.

Как предписывает пункт 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении:

1)  товаров  (работ,  услуг),  а  также  имущественных  прав,  приобретаемых  для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения;

2)  товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

В соответствии с пунктом 1, 2 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации, производятся на основании счетов - фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при  ввозе товаров  на таможенную территорию  Российской  Федерации,  после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.

В соответствии с пунктом 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет - фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.

Таким образом, из системного анализа статей 169, 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налогоплательщик имеет право на осуществление налогового вычета (возмещение) налога на добавленную стоимость при одновременном существовании следующих условий:

1.  наличие  счета - фактуры,  оформленной  в  соответствии  с  императивными требованиями статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации;

2.  наличие документов, подтверждающих оплату поставленного товара (оказанной работы, услуги).

3.  принятие товара (работ, услуг) к своему учету на основе первичных документов.

Согласно  статье  1  Федерального  закона  от  21.11.1996  года  №  129 - ФЗ «О  бухгалтерском учете» бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. При этом одной из задач бухгалтерского учета является обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

Для реализации данной задачи в статье 9 Федерального закона от 21.11.1996 года № 129 - ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено требование, согласно которому все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, именуемые в дальнейшем первичными учетными документами. При этом часть 4 данной статьи содержит положение о том, что своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.

В соответствии со статьей 247 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. При этом прибылью для российских организаций являются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.

Как предписывает пункт 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика  подразделяются  на  расходы,  связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 253 Налогового кодекса Российской Федерации Расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя, в том числе, прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.

Расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пункт 4 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации).

Требование достоверности к первичным документам, закрепленное в статье 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129 - ФЗ «О бухгалтерском учете», подлежит применению также при исчислении и уплате в бюджет налога на прибыль организаций. При этом обязанность документального подтверждения своих расходов также должна быть возложена на ЗАО «Восток - Сервис - Спецодежда» и вытекает из статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, предписывающей налогоплательщикам самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога в бюджет.

Как следует из материалов дела, ЗАО «Восток - Сервис - Спецодежда» для подтверждения расходов, учитываемых при исчислении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, и вычетов по налогу на добавленную стоимость представило налоговому органу на проверку документы, подтверждающие осуществление оплаты в охватываемые выездной налоговой проверкой периоды времени по гражданско - правовым договорам за рекламные услуги на транспорте обществу с ограниченной ответственностью «Микрон» (далее по тексту - ООО «Микрон»), обществу с ограниченной ответственностью «Сибкомплект» (далее по тексту - ООО «Сибкомплект»), обществу с ограниченной ответственностью «Вега 2003» (далее по тексту - ООО «Вега 2003»), обществу с ограниченной ответственностью «ПромИнвестСтрой» (далее по тексту - ООО «ПромИнвестСтрой»), обществу с ограниченной ответственностью «Промстрой» (далее по тексту - ООО «Промстрой»), обществу с ограниченной ответственностью «Вендетта» (далее по тексту - ООО «Вендетта»).

Налоговый орган, установив в ходе мероприятий налогового контроля, что данные организации не находятся по юридическим адресам, указанным в учредительных документах, не представляют отчетность в налоговый орган, не имеют активов, складских помещений, автотранспортных средств, расчетные счета используют либо для обналичивания денежных средств, либо для их перечисления на расчетные счета организаций, которые используются для обналичивания денежных средств, не имеют необходимой численности сотрудников для осуществления предпринимательской деятельности, согласно выпискам из ЕГРЮЛ оказание рекламных услуг не является заявленным видом деятельности, то есть имеются признаки организаций, созданных с целью «обналичивания» денежных средств или с целью посредничества в таком «обналичивании», не принял расходы по взаимоотношениям с вышеназванными организациями, доначислил на этом основании ЗАО «Восток - Сервис - Спецодежда» налог на прибыль и налог на добавленную стоимость за 2004 и 2005 года.

Суд первой инстанции, признавая доначисление налогов незаконным, исходил из следующих обстоятельств, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами:

1.  Факт оплаты оказанных услуг путем перечисления денежных средств на расчетные счета исполнителей и отражения Обществом в учете хозяйственных операций с ООО «Микрон», ООО «Сибкомплект», ООО «Вега 2003», ООО «ПромИнвестСтрой», ООО «Промстрой», ООО «Вендетта» налоговым органом не оспаривается.

2.  ООО «Микрон», ООО «Сибкомплект», ООО «Вега 2003», ООО «ПромИнвестСтрой», ООО «Промстрой», ООО «Вендетта» прошли государственную регистрацию, о чем свидетельствуют записи в ЕГРЮЛ ( т.3 ), состоят на налоговом учете, следовательно, обладали гражданской правоспособностью на момент вступления с Обществом в гражданско - правовые отношения, заключенные с ними сделки повлекли предусмотренные в них последствия в виде возникновения у участвующих в них лиц соответствующих прав и обязанностей, в том числе и право на уменьшение налогооблагаемой базы по прибыли и заявления налога на добавленную стоимость к вычету.

3.  В договоре, счетах - фактурах, транспортных накладных от имени ООО «Микрон», ООО «Сибкомплект», ООО «Вега 2003», ООО «ПромИнвестСтрой», ООО «Промстрой», ООО «Вендетта» в графе руководитель было обозначено лицо, соответствующее данным, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, в связи с чем, у ЗАО «Восток - Сервис - Спецодежда» не было оснований не принимать данные документы к учету и отказываться от исполнения принятых на себя гражданско - правовых обязательств.

Восьмой арбитражный апелляционный суд, изучив доводы апелляционной жалобы налогового органа, полностью повторившие доводы, изложенные налоговым органом в решении №17 - 109/27481ДСП от 27.12.2007 г., и озвученные им в суде первой инстанции, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, приходит в выводу о том, что данные доводы были надлежащим образом исследованы судом первой инстанции и оценены в совокупности со всеми доказательствами, имеющимися в материалах дела, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных ЗАО «Восток - Сервис - Спецодежда» требований.

Как указал Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 1 Постановления от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданы, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны.

Иной подход к данной ситуации приводит к ущемлению прав и законных интересов общества, которое в данном случае, выполнив необходимые условия для возмещения налога на добавленную стоимость и учета сумм в расходах по налогу на прибыль, является добросовестным налогоплательщиком.

Под налоговой выгодой для целей настоящего Постановления понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.

Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.

Высший Арбитражный суд Российской Федерации четко указал, что нарушение контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей само по себе не является  доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Налоговому органу в этой связи необходимо доказывать отсутствие должной осмотрительности и осторожности - а именно то,  что налогоплательщику должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом. Кроме того, налоговая выгода может быть также признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что деятельность налогоплательщика, его взаимозависимых или аффилированных лиц направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.