• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 июня 2009 года  Дело N А46-3711/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2009 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 24 июня 2009 года.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Кливера Е.П.

судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Моисеенко Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП - 3217/2009) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Омской области (далее - МИФНС России № 12 по Омской области; Инспекция)

на решение Арбитражного суда Омской области от 10.04.2009 по делу № А46 - 3711/2009 (судья Чернышёв В.И.), принятое

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Траст» (далее - ООО «Траст»; Общество)

к МИФНС России № 12 по Омской области,

о признании недействительными решений: от 30.12.2008 об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица: от 30.12.2008 об отказе государственной регистрации документов о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы,

об обязании осуществить государственную регистрацию изменений,

при участии в судебном заседании:

от МИФНС России № 12 по Омской области - Лапшовой Е.В. по доверенности от 11.01.2009 № 03 - 22/72, действительной до 31.12.2009 (удостоверение УР 338850);

от ООО «Траст» - представитель не явился, лицо о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом,

установил:

ООО «Траст» обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к МИФНС России № 12 по Омской области, в котором просило:

- признать недействительными решения: от 30.12.2008 об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица; от 30.12.2008 об отказе в государственной регистрации документов о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы;

- обязать налоговый орган зарегистрировать изменения в учредительные документы ООО «Траст», представленные в регистрирующий орган 23.12.2008, а также внести изменения в Единый государственный реестр юридических лиц, касающиеся смены руководителя ООО «Траст».

Решением Арбитражного суда Омской области от 10.04.2009 требования Общества удовлетворены.

В качестве правового обоснования принятого решения суд первой инстанции сослался на то, что государственная пошлина уплачена Михайловым А.М. от имени и за счет ООО «Траст».

Суд первой инстанции также отметил, что у налогового органа не имелось правовых оснований для отказа заявителю в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и отказа в государственной регистрации документов о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы.

В апелляционной жалобе МИФНС России № 12 по Омской области просит решение Арбитражного суда Омской области от 10.04.2009 по делу № А46 - 3711/2009 отменить, принять по делу новый судебный акт.

Податель апелляционной жалобы указывает, что причиной отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Общества, послужило отсутствие документа об уплате государственной пошлины, поскольку государственная пошлина уплачена от имени физического лица, а не от имени юридического лица, в отношении которого совершается юридически значимое действие.

Инспекция также отметила, что по данным Единого государственного реестра юридических лиц учредителем и руководителем Общества значится Михайлов А.М., а по учредительным документам единственным учредителем и руководителем является Симонов А.А.

ООО «Траст», извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своего представителя не обеспечило, письменного отзыва на апелляционную жалобу заявителя не представило.

Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания и не заявившего ходатайства о его отложении.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, дополнения к апелляционной жалобе, заслушав представителя МИФНС России № 12 по Омской области, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

ООО «Траст» зарегистрировано 06.02.2008 в качестве юридического лица МИФНС России № 12 по Омской области за основным государственным регистрационным номером 1085543007440, о чем выдано свидетельство серии 55 №003041372.

23.12.2008 в налоговый орган Обществом был представлен перечень документов на государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а именно: заявление по установленной форме Р13001, установленной Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей», решение о внесении изменений в учредительные документы, изменения, вносимые в учредительные документы (новая редакция Устава Общества), квитанция об уплате государственной пошлины.

Одновременно с перечисленными документами в связи со сменой руководителя Общества в соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129 - ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Инспекцию Обществом представлено заявление о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица (форма Р14001).

30.12.2008 налоговым органом вынесено решение об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а также решение об отказе в государственной регистрации документов о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы.

Полагая, что упомянутые выше решения налогового органа, нарушают права и законные интересы ООО «Траст», последнее обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.

10.04.2009 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое решение.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.

В статье 4 Федерального закона от 08.08.2001 № 129 - ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» определено, что в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

Ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129 - ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» устанавливает, что в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в том числе, следующие сведения и документы о юридическом лице:

- сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров;

- подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов юридического лица;

- дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы;

Данная статья Федерального закона от 08.08.2001 № 129 - ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» также регламентирует, что записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.

Юридическое лицо в течение трех дней с момента изменения указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах «м», «о» - «с» обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения и жительства. В случае, если изменение указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в единый государственный реестр юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном главой VI настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 6 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129 - ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в регистрационном деле юридического лица или индивидуального предпринимателя сведения о государственной регистрации которых внесены в соответствующий государственный реестр, должны содержаться все документы, представленные в регистрирующий орган в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Регистрационные дела юридических лиц и индивидуальных предпринимателей являются частью соответственно единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Из положений статьи 9 Федерального закона № 129 - ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» следует, что документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством Российской Федерации.

Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом, в случае, если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом.

Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона Российской Федерации от 08.08.2001 № 129 - ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в редакции Федерального закона от 01.12.2007 № 318 - ФЗ, действующей в рассматриваемом периоде) отказ в государственной регистрации сведений, вносимых в Единый государственный реестр юридических лиц, допускается в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; в предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 названного Федерального закона случае.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129 - ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 № 129 - ФЗ) для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;

г) документ об уплате государственной пошлины.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129 - ФЗ требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации лиц, а также физических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Постановление от 19.06.2002 № 439) утверждены формы заявлений № Р13001 «Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица» и № Р14001 «Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы».

Во исполнение означенного Постановления Правительства Российской Федерации приказом ФНС от 01.11.2004 № САЭ - 3 - 09/16@ утверждены Методические разъяснения по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, в том числе и по форме № Р13001.

Суд первой инстанции правильно отклонил довод налогового органа о том, что не предусмотрен отказ в государственной регистрации в случае оплаты государственной пошлины плательщиком, отличным от заявителя, мотивированный ссылкой на статью 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129 - ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Статья 23 Федерального закона от 08.08.2001 №129 - ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в качестве оснований для отказа в государственной регистрации обуславливает непредставление определенных настоящим Законом необходимых для государственной регистрации документов и представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В силу статьи 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации государственной пошлиной признается сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 Кодекса, при их обращении в соответствующие органы за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий. Государственная пошлина должна быть уплачена лицом, обратившимся за совершением юридически значимых действий.

В соответствии с положениями пунктов 1, 2, 5 статьи 45, статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно, то есть от своего имени, уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. Уплата государственной пошлины иным лицом за истца (заявителя) законодательством не предусмотрена.

При этом согласно пункту 3 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи:

1) с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа;

2) с момента отражения на лицевом счете организации, которой открыт лицевой счет, операции по перечислению соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации;

3) со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счёт Федерального казначейства.

Подпунктом 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора.

При этом на основании пунктов 4 и 7 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации уплата сбора производится в наличной или безналичном форме.

Согласно статье 26 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Исходя из пункта 3 статьи 29 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный представитель налогоплательщика - организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьями 333.16 и 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица, в интересах которых специально уполномоченные органы, организации и должностные лица совершают юридически значимые действия.

Согласно пункту 3 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.

Из статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с положениями главы 4 этого же Кодекса следует, что по своему содержанию данная норма не препятствует участию налогоплательщика в налоговых правоотношениях как лично, так и через представителя. Однако представитель налогоплательщика должен обладать соответствующими полномочиями либо на основании закона или учредительных документов, либо в силу доверенности, выданной в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. Кроме того, представительство в налоговых правоотношениях означает совершение представителем действий от имени и за счёт собственных средств налогоплательщика - представляемого лица. Следовательно, по правовому смыслу отношений по представительству платёжные документы на уплату налога должны исходить от налогоплательщика и быть подписаны им самим.

Положение пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует о том, в целях надлежащего исполнения обязанности по уплате налога налогоплательщик обязан самостоятельно, то есть от своего имени и за счёт своих собственных средств, уплатить соответствующую сумму в бюджет. При этом важно, чтобы из представленных платёжных документов можно было четко установить, что соответствующая сумма налога уплачена именно этим налогоплательщиком и именно за счет его собственных денежных средств (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.01.2004 № 41 - О).

Судом первой инстанции установлено и имеющиеся в материалах настоящего дела документы свидетельствуют, что в квитанции СБ РФ от 23.12.2008 об уплате государственной пошлины в сумме 400 рублей, плательщиком значится физическое лицо Михайлов А.В. за ООО «Траст» (л.д. 60).

Согласно имеющимся в материалах дела документам: решения единственного участника ООО «Траст» от 22.12.2008; изменений, вносимых в устав Общества, единственным участником и директором ООО «Траст» является Михайлов А.М., который в соответствии с учредительными документами Общества и положениями действующего законодательства может представлять Общество без доверенности.

При этом денежные средства для оплаты государственной пошлины в сумме 400рублей были получены Михайловым А.М. из кассы ООО «Траст» по расходному кассовому ордеру № 000022 от 22.12.2008 (л.д. 80). За эту сумму Михайлов А.М. отчитался перед бухгалтерией Общества авансовым отчетом № 000012 от 23.12.2008 (л.д.79).

Таким образом, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что государственная пошлина уплачена Михайловым А.М. от имени и за счет ООО «Траст».

Суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что учредитель может исполнять обязательства связанные, в том числе с уплатой государственной пошлины при совершении юридически значимых действий при наличии документального подтверждения произведенных им действий.

Данная правовая позиция суда согласуется с позицией, изложенной в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 118 от 29.05.2007, в постановлении Федерального арбитражного суда Западно - Сибирского округа от 14.01.2009 по делу № Ф04 - 8146/2008 (18785 - А46 - 26).

Следовательно, как правильно пришел к выводу суд первой инстанции, отказ налогового органа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, выраженный в решении от 30.12.2008, является неправомерным и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что является основанием для признания этого решения недействительным.

В ходе рассмотрения настоящего спора в суде апелляционной инстанции представитель Инспекции, сославшись на копию квитанции СБ РФ от 23.12.2008 об уплате государственной пошлины в сумме 400 рублей (л.д. 44), представленной ИФНС России № 2 по ЦАО г. Омска, указала, что государственная пошлина была уплачена Михайловым А.М. как за физическое лицо.

Вместе с тем налоговым органом не учтено, что в строке «Наименование платежа» указано - государственная пошлина за государственную регистрацию изменений в учредительные документы юридического лица ООО «Траст», в связи с чем, утверждение МИФНС России № 12 по Омской области об обратном не соответствует фактическим обстоятельствам спорного правоотношения.

В решении налогового органа от 30.12.2008 об отказе в государственной регистрации документов о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, в качестве основания для отказа указано следующее: «Поскольку регистрирующим органом принято решение об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в связи с непредставлением необходимых для государственной регистрации документов, а именно документа об уплате государственной пошлины, таким образом, заявление формы №Р14001 содержит недостоверные сведения и считается неподанным».

Из изложенного следует, что единственной причиной отказа в названном случае явился отказ в регистрации изменений по заявлению по форме № Р13001. Соответственно, признание судом недействительным решения от 30.12.2008 об отказе в государственной регистрации заявления и документов по форме Р13001 влечет за собой, как следствие признание недействительным решения от 30.12.2008 об отказе в государственной регистрации по заявлению формы Р14001.

При этом доводы налогового органа о том, что по данным Единого государственного реестра юридических лиц учредителем и руководителем ООО «Траст» является МихайловА.М., а по учредительным документам единственным учредителем и руководителем Общества является Симонов А.А. обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку ни в одном из оспариваемых ненормативных правовых актов данное обстоятельство не отражено в качестве основания для отказа в государственной регистрации.

Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что у налогового органа не имелось правовых оснований для отказа заявителю в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и отказа в государственной регистрации документов о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесение изменений в учредительные документы, выраженного в оспариваемых решениях от 30.12.2008.

Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, удовлетворив заявленные ООО «Траст» требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.

Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба МИФНС России № 12 по Омской области удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Омской области от 10.04.2009 по делу № А46 - 3711/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно - Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

     Председательствующий

     Е.П. Кливер

     Судьи

     Н.Е. Иванова

     О.Ю. Рыжиков

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А46-3711/2009
Принявший орган: Восьмой арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 24 июня 2009

Поиск в тексте