• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 01 декабря 2010 года  Дело N А46-4165/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме 01 декабря 2010 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Зиновьевой Т.А.,

судей Глухих А.Н., Шаровой Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Мироновой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП - 8008/2010) общества с ограниченной ответственностью «Сибирь - Ресурс» на решение Арбитражного суда Омской области от 09 августа 2010 года, принятое по делу № А46 - 4165/2010 (судья Глазков О.В.) по иску общества с ограниченной ответственностью «Сибирь - Ресурс» к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области, при участии в деле качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительства Омской области, федерального государственного унитарного предприятия «Федеральный кадастровый центр «Земля», Администрация города Омска, об исправлении с 27.12.2007 кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 01 01:13,

при участии в судебном заседании представителей:

от общества с ограниченной ответственностью «Сибирь - Ресурс» - Мелихова О.В., доверенность от 15.01.2010, сроком действия 3 года;

от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - Аверина А.Д., доверенность № 174 от 05.07.2010, сроком действия до 31.12.2010;

от Правительства Омской области - не явился, извещено;

от федерального государственного унитарного предприятия «Федеральный кадастровый центр «Земля» - не явился, извещено;

от Администрации города Омска - Окишев К.В., доверенность № 02 - 24/1662 от 31.03.2010, сроком действия один год,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Сибирь - Ресурс» (далее - ООО «Сибирь - Ресурс») обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее - Управление Роснедвижимости по Омской области) об исправлении с 27.12.2007 кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 01 01:13, заменив размер кадастровой стоимости земельного участка с 94 805 767 руб. 95 коп. на 5 338 614 руб. 55 коп. и удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв.м земельного участка с 4 833 руб. 33 коп. на 272 руб. 17 коп.

В порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с проведенной реорганизацией заинтересованного лица произведена замена Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области на правопреемника - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра по Омской области).

Решением Арбитражного суда Омской области от 09 августа 2010 года по делу № А46 - 4165/2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.

При принятии обжалуемого решения арбитражный суд исходил из того, что Управление Росреестра по Омской области не уполномочено самостоятельно из каких - либо документов определять удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 01 01:13, что исключает допущение кадастровой ошибки.

Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «Сибирь - Ресурс» обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

В апелляционной жалобе ООО «Сибирь - Ресурс» просит решение арбитражного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований.

В обоснование апелляционной жалобы ее заявитель сослался на неправильное применение судом первой инстанцией норм материального права, а также на то, что по существу требование истца рассмотрено не было, в том числе, судом не дана оценка представленным в материалы дела доказательствам (заключению ООО «ОМЭКС» № 274/09 от 07.09.2009, отчету о проведении экспертизы материалов по определению кадастровой стоимости от 26.03.2010), не выяснено, имеется ли кадастровая ошибка в сведениях государственного кадастра недвижимости. Отмечает, что суд первой инстанции необоснованно отклонил ходатайство общества о проведении математической экспертизы для установления данного факта.

По мнению истца, обращение в суд с требованием об исправлении кадастровой ошибки является самостоятельным способом защиты нарушенного права, который не требует от суда признания отчета об оценке незаконным или недействующим нормативно - правового акта. Указывает, что поскольку при проведении государственной кадастровой оценки земель были допущены нарушения Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 № 39, и Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом ФАКОН от 29.06.2007 № П/0152, то допущено нарушение Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 (пункта 11) «Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки». При этом Постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174 - п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового квартала 55:36» не подлежит применению как противоречащее Постановлению Правительства Российской Федерации № 316. Отмечает, что для целей осуществления проверки правильности определения кадастровой стоимости конкретного земельного участка, использование специального программного обеспечения не является обязательным. Подтверждением ошибок по расчету кадастровой стоимости земельных участков разрешенного использования, указанного в пункте 1.2.9 Методических указаний, явилось решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 04.08.2010 по делу № 05/19 - 09.

Управление Росреестра по Омской области в письменном отзыве на апелляционную жалобу поддержало выводы суда первой инстанции.

Администрация города Омска также представила отзыв на жалобу, в котором, оспаривая доводы истца, ссылается на законность и обоснованность обжалуемого решения.

В судебном заседании представитель ООО «Сибирь - Ресурс» поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.

Представитель Администрации города Омска поддержал свои возражения, изложенные в отзыве, просил оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Представитель Управления Росреестра по Омской области, считая решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене, просил оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.

Правительство Омской области и федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный кадастровый центр «Земля», надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении слушания по делу не заявили.

От федерального государственного унитарного предприятия «Федеральный кадастровый центр «Земля» поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.

Суд апелляционной инстанции в силу части 3 статьи 156, статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда Омской области от 09.08.2010 по настоящему делу.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО «Сибирь - Ресурс» на праве бессрочного пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 55:36:12 01 01:13 площадью 19 615 кв.м., предоставленный для производственной базы, расположенный на землях населенных пунктов, по адресу: Омская область, г. Омск, Центральный АО, ул. Омская, 221.

Право общества на данный земельный участок возникло на основании Распоряжения первого заместителя главы администрации г. Омска от 07.02.2001 № 166 - р «О предоставлении в бессрочное пользование ООО «Сибирь - Ресурс» земельного участка по улице Омская, 221 в Центральном административном округе» и подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 55АА № 249842, выданным 14.06.2001 Учреждением юстиции Омской области по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. При этом при государственной регистрации прав данному земельному участку был присвоен кадастровый номер 55:36:21 02 01 06 01:000:0008.

В последующем кадастровый номер 55:36:21 02 01 06 01:000:0008 был изменен на кадастровый номер 55:36:12 01 01:13 в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2000 №660 «Об утверждении правил кадастрового деления территории Российской Федерации и правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам».

Омским филиалом Федерального государственного унитарного предприятия «Федеральный кадастровый центр «Земля» по состоянию на 01.01.2007 были проведены работы по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель муниципального образования «город Омск», в том числе земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 01 01:13.

По результатам государственной кадастровой оценки Омским филиалом Федерального государственного унитарного предприятия «Федеральный кадастровый центр «Земля» был составлен Отчет № 05 - 09/02, согласно которому удельный показатель 1 кв.м кадастровой стоимости спорного земельного участка составляет 4 833 руб. 33 коп., кадастровая стоимость названного земельного участка составляет 94 805 767 руб. 95 коп.

На основании Постановления Правительства Омской области от 26.11.2008 № 193 - п «О внесении изменений в Постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174 - п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36» сведения об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 01 01:13, а также о кадастровой стоимости названного участка были внесены в государственный кадастр недвижимости.

Произведя математический расчет путем подстановки значений факторов стоимости вышеуказанного земельного участка в экспоненциальную модель, получив значение удельного показателя кадастровой стоимости за 1 кв.м. равное 272 руб. 17 коп. и кадастровую стоимость земельного участка, рассчитанную из данного показателя равную 5338 614 кв.м. 55 коп., то есть значительно ниже тех величин, которые находятся в государственном кадастре недвижимости, полагая, что при расчете кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 01 01:13 была допущена ошибка в неверном исчислении величины кадастровой стоимости земельного участка, ООО «Сибирь - Ресурс» обратилось в Арбитражный суд Омской области с соответствующим иском.

Повторно рассматривая дело, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Во исполнение положений статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации было принято Постановление от 08.04.2000 № 316, которым утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее по тексту - Правила проведения государственной кадастровой оценки земель).

В соответствии с пунктами 2, 3 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения. Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года.

Пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

При проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков определение кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель (пункт 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель).

При этом Правительство Российской Федерации в пункте 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель указало, что методические указания по государственной кадастровой оценке земель утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.

Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 № 222 были утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка» (далее по тексту - Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков).

Пунктом 2.1.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков установлено, что в случае образования нового или выявления ранее учтенного земельного участка в границах существующего поселения кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Омским филиалом Федерального государственного унитарного предприятия «Федеральный кадастровый центр «Земля» по состоянию на 01.01.2007 были проведены работы по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель муниципального образования «город Омск», в том числе земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 01 01:13. По результатам государственной кадастровой оценки Омским филиалом Федерального государственного унитарного предприятия «Федеральный кадастровый центр «Земля» был составлен Отчет № 05 - 09/02, согласно которому удельный показатель 1 кв.м. кадастровой стоимости спорного земельного участка составляет 4 833 руб. 33 коп., кадастровая стоимость названного земельного участка составляет 94805 767 руб. 95 коп.

На основании Постановления Правительства Омской области от 26.11.2008 № 193 - п «О внесении изменений в Постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174 - п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36» сведения об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 01 01:13, а также о кадастровой стоимости названного участка были внесены в государственный кадастр недвижимости.

Как усматривается из искового заявления ООО «Сибирь - Ресурс», последнее в обоснование заявленного требования указало на то, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 01 01:13 значительно ниже тех величин кадастровой стоимости, которые находятся в государственном кадастре недвижимости. Так, истцом при математическом расчете путем подстановки значений факторов стоимости вышеуказанного земельного участка в экспоненциальную модель, получены значение удельного показателя кадастровой стоимости за 1 кв.м. принадлежащего истцу земельного участка равное 272 руб. 17 коп. и кадастровой стоимости земельного участка, рассчитанной из данного показателя равной 5338 614 кв.м. 55 коп., тогда как в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения об удельном показателе кадастровой стоимости за 1 кв.м. означенного земельного участка в размере 4 833 руб. 33 коп. и о кадастровой стоимости означенного земельного участка в размере 94805 767 руб. 95 коп.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 № 221 - ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее по тексту - Федеральный закон № 221 - ФЗ) ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:

1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях);

2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).

Согласно части 4 статьи 28 Федерального закона № 221 - ФЗ кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке:

- установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона),

- или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия),

- либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.

В силу части 5 статьи 28 Федерального закона № 221 - ФЗ орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном частью 4 настоящей статьи порядке. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.

Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона № 221 - ФЗ, с заявлением в орган кадастрового учета должны быть представлены следующие необходимые для кадастрового учета земельных участков документы: документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за осуществление кадастрового учета; межевой план; документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя; копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости; копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право собственности заявителя на объект недвижимости либо подтверждающего установленное или устанавливаемое ограничение (обременение) вещных прав на такой объект недвижимости в пользу заявителя; копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель; копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом, установленное разрешенное использование земельного участка.

Системный анализ смысла и содержания приведенных норм права указывает на то, что возможность исправления кадастровой ошибки поставлена в зависимость либо от наличия документов, перечисленных в статье 22 Федерального закона № 221 - ФЗ; либо от наличия документов, поступивших в орган кадастрового учета, в порядке информационного взаимодействия; либо от наличия вступившего в законную силу решения суда об исправлении кадастровой ошибки.

В данном случае, документы, указанные в статье 22 Федерального закона № 221 - ФЗ, не являлись основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об удельном показателе кадастровой стоимости спорного земельного участка, соответственно, для устранения кадастровой ошибки порядок, установленный для учета изменений соответствующего объекта недвижимости, не применяется.

Апелляционный суд приходит к выводу о том, что суть спора фактически сводится к оценке (перерасчету) величин, содержащихся в отчете Федерального государственного унитарного предприятия «Федеральный кадастровый центр «Земля», нормативном акте, утвердившим результаты оценки, и государственном кадастре недвижимости.

Согласно пункту 4 статьи 17 Закона о государственном земельном кадастре сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 9 Правил проведения государственной оценки земель (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 11.04.2006 № 206, от 14.12.2006 № 767, от 17.09.2007 № 590) кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.

Приказом Минэкономразвития и торговли Российской Федерации № 215 от 28.06.2007, зарегистрированным в Минюсте Российской Федерации за № 9913 от 26.07.2007, был утвержден Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «организация проведения государственной кадастровой оценки земель» (далее - Административный регламент), который определяет последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и его территориальных органов по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между ними, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель.

Пунктом 4 Административного регламента предусмотрено, что исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает, в том числе, следующие административные процедуры:

- проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение;

- утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

- внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр;

- разъяснение результатов государственной кадастровой оценки земель.

Пунктами 9.4, 9.5 Административного регламента предусмотрено, что проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков осуществляется Роснедвижимостью. Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации производит проверку представленного исполнителем работ Отчета на соответствие его состава условиям технического задании.

В соответствии с пунктом 9.9 Административного регламента, Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.

Сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) представляются на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.

Утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 10 Административного регламента).

После утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) вносятся в государственный земельный кадастр (пункт 11 Административного регламента).

Согласно пункту 11.2 Административного регламента перед внесением сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации осуществляет проверку соответствия утвержденных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, представленным ему на утверждение, в соответствии с подпунктом 9.9 настоящего Регламента.

Таким образом, сведения о земельных участках в государственный кадастр недвижимости вносит Управление Роснедвижимости, при этом основанием для внесения в государственный земельный кадастр недвижимости сведений о земельных участках является отчет и акт органа исполнительной власти субъекта, утверждающий данный отчет.

Из материалов дела усматривается, что основанием для внесения в государственный земельный кадастр недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 55:36:12 01 01:13 послужило Постановление Правительства Омской области от 26.11.2008 № 193 - п «О внесении изменений в постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174 - п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36», а источником сведений о конкретных величинах кадастровой стоимости земельных участков - материалы государственной кадастровой оценки (Отчет № 05 - 09/02, подготовленном Омским филиалом Федерального государственного унитарного предприятия «Федеральный кадастровый центр «Земля»), что соответствует приведенным выше положениям Административного регламента.

Следовательно, Управление Росреестра по Омской области на законных основаниях внесло в государственный кадастр недвижимости сведения об удельном показателе кадастровой стоимости спорного земельного участка и не могло допустить арифметической ошибки.

Правовая позиция суда апелляционной инстанции соответствует правовой позиции Федерального арбитражного суда Западно - Сибирского округа, изложенной в постановлении от 18.11.2010 № А46 - 21767/2009.

В силу того, что ООО «Сибирь - Ресурс» не согласно с удельным показателем, внесенным в кадастр недвижимости, который установлен нормативным правовым актом, апелляционный суд находит ошибочным избранный заявителем способ защиты нарушенного права, путем требования исправить кадастровую ошибку, поскольку оспаривание нормативного правового акта осуществляется посредством его обжалования в суде общей юрисдикции.

Доводы подателя жалобы о том, что Постановление Правительства Омской области от 26.11.2008 № 193 - п «О внесении изменений в постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174 - п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36» не подлежит применению в силу противоречия его акту более высокой юридической силы, а его оспаривание в судебном порядке не требуется, судом апелляционной инстанции отклонены.

Являясь нормативным правовым актом, указанное постановление устанавливает удельные показатели кадастровый оценки земель, результаты которой обязательны для неопределенного числа лиц и неограниченного количества случаев, в то время как подобный подход истца фактически подрывает стабильность гражданского оборота и нарушает положения части 2 статьи 191, статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающих круг лиц (заинтересованных лиц), которым предоставлено право оспаривания нормативных актов.

Тем более, что нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый акт или его отдельные положения, истец также не приводит.

На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает, что ООО «Сибирь - Ресурс» не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.

Доводы заявителя жалобы о необоснованном отказе в удовлетворении ходатайства истца о проведении математической экспертизы являются несостоятельными и подлежат отклонению, поскольку в рассматриваемом случае суд первой инстанции не усмотрел процессуальных оснований для удовлетворения заявленного ходатайства, о чем указал в протокольном определении (т.2, л.д. 66).

Поскольку истцом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, доводы подателя жалобы, касающиеся существа заявленных требований, оценке не подлежат.

Отказав в удовлетворении заявленных ООО «Сибирь - Ресурс» требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на подателя жалобы.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Омской области от 09 августа 2010 года по делу № А46 - 4165/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно - Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

     Председательствующий

     Т.А. Зиновьева

     Судьи

     А.Н. Глухих

     Н.А. Шарова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А46-4165/2010
Принявший орган: Восьмой арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 01 декабря 2010

Поиск в тексте