ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 марта 2008 года  Дело N А46-6253/2007

Резолютивная часть постановления объявлена  04 марта 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме  12 марта 2008 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  судьи Ильницкой Д.В.

судей  Глухих А.Н., Зиновьевой Т.А.

при ведении протокола судебного заседания  секретарем судебного заседания Лепехиной М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП - 200/2008) муниципального унитарного производственно - эксплуатационного предприятия «Омскэлектро» на решение Арбитражного суда Омской области от 03.12.2007 по делу №  А46 - 6253/2007 (судья Штаненко П.Т.), принятое по иску прокурора Омской области к муниципальному унитарному производственно - эксплуатационному предприятию «Омскэлектро», 4 отряду Государственной противопожарной службы МЧС России по охране Советского административного округа г. Омска Омской области о признании государственного контракта недействительным в части,

при участии в судебном заседании представителей:

от прокурора - Марченко Т.В., удостоверение № 119756;

от МУПЭП «Омскэлектро» - не явились;

от 4 отряда ГПС МЧС России по Омской области - не явились;

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Омской области обратился в Арбитражный суд Омской области с иском к муниципальному унитарному производственно - эксплуатационному предприятию «Омскэлектро» (сокращенное наименование - МУПЭП «Омскэлектро») и 4 отряду Государственной противопожарной службы МЧС России по охране Советского административного округа г. Омска Омской области (сокращенное наименование - 4 отряд ГПС МЧС России Омской области) о признании недействительным пункта 3.2.1. государственного контракта № 2 - 1080 от 01.04.2007, заключенного между ответчиками.

До принятия решения арбитражным судом прокурор в порядке ст. 49 АПК РФ уточнил исковые требования, заявив о при­знании недействительными абзацев 2, 3, 4, 6, 8 и 9 пункта 3.2.1. государственного контракта № 2 - 1080 от 01.04.2007.

Решением Арбитражного суда Омской области от 03.12.2007 по делу № А46 - 6253/2007 требования прокурора удовлетворены. Абзацы 2, 3, 4, 6, 8, 9 пункта 3.2.1. государственного контракта № 2 - 1080 от 01.04.2007, заключенного между МУПЭП «Омскэлектро» и 4 отрядом ГПС МЧС России Омской области, признаны судом недействительными. С МУПЭП «Омскэлектро» в доход федерального бюджета взыскано 2000руб. 00коп. государственной пошлины.

Не соглашаясь с решением суда, МУПЭП «Омскэлектро» в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильное применение судом норм материального права.

В отзыве на апелляционную жалобу прокурор просит оставить обжалуемое решение без изменения.

Ответчики, надлежащим образом извещенные о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились.

В соответствии со ст.ст. 156, 266 АПК РФ апелляционная жалоба МУПЭП «Омскэлектро» рассмотрена судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей ответчиков.

Представитель прокурора в судебном заседании поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу.

Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, а также выслушав представителя прокурора, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда является законным и не подлежит отмене.

Как следует из материалов дела, 01.04.2007 между МУПЭП «Омскэлектро» и 4 отрядом ГПС МЧС России Омской области заключен государственный контракт № 2 - 1080 на оказание услуг по передаче электрической энергии, по которому МУПЭП «Омскэлектро» (сетевая организация) обязалось осуществлять действия, обеспечивающие передачу энергии разрешенной мощности и установленного качества через технические устройства электрических сетей МУПЭП «Омскэлектро» на энергопринимающие устройства потребителя услуг, указанные в акте разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, электроустановок и эксплуатационной ответственности сторон, а 4 отряд ГПС МЧС России Омской области (абонент) обязался оплачивать услуги по передаче энергии в порядке, установленном контрактом (разделы 1, 3 контракта).

Согласно приложению № 1 к государственному контракту № 2 - 1080 на оказание услуг по передаче электрической энергии от 01.04.2007 энергопринимающие устройства потребителя установлены в пожарном депо по ул. Малиновского, 21 и в пожарной части 6 по ул. 20 Партсъезда, 37.

Пунктом 3.2.1. государственного контракта № 2 - 1080 на оказание услуг по передаче электрической энергии от 01.04.2007 установлено, что МУПЭП «Омскэлектро» имеет право, предвари­тельно поставив в известность абонента, приостановить передачу энергии в случае:

- возникновения у абонента задолженности по оплате услуг по передаче электрической энергии за 2 и более расчетных периода (абз. 2 в редакции дополнительного соглашения от 22.08.2007);

- присоединения токоприемников помимо счетчиков или нарушения схем учета энергии и в случае нарушения пломб, а также при иных нарушениях, связанных с учетом энергии (абз. 3);

- самовольного присоединения токоприемников к сети МУПЭП «Омскэлектро» или увеличения разрешенной мощности сверх значения, обусловленного контрактом (абз. 4);

- за недопуск уполномоченных должностных лиц МУПЭП «Омскэлектро» к электроустановкам абонента и приборам учета (абз. 6);

- по наряду поставщика электрической энергии, в порядке, предусмотренном действующим законодательством (абз. 8);

- в случаях, оговоренных пунктом 3.3.5. настоящего контракта (абз. 9).

Пунктом 3.3.5. названного государственного контракта предусмотрена обязанность абонента в случае пре­кращения его деятельности, реорганизации или ликвидации, изменения его организационно - правовой формы или изменения владельца (собственника) объекта за 30 дней направить в МУПЭП «Омскэлектро» соответствующее письменное уведомление с указанием правопреемника и приложением заверенных со своей стороны копий подтверждающих документов, произвести полный расчет за передачу энергии по день наступления данных условий.

Считая, что абзацы 2, 3, 4, 6, 8, 9 пункта 3.2.1. государственного контракта № 2 - 1080 от 01.04.2007 противоречат действующему законодательству, прокурор Омской области обратился в арбитражный суд с иском о признании их недействительными.

Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции указал, что названные условия контракта не соответствуют положениям ст. 422 ГК РФ и Указу Президента Российской Федерации № 1173 от 23.11.1995 «О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства».

Данный вывод суда первой инстанции является обоснованным.

В соответствии с п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Согласно п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В силу ст. 426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным договором. Условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

Согласно п. 3 ст. 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

Государственное регулирование в области электроэнергетики в соответствии со ст.ст. 2, 4 Федерального закона от 26.03.2003 № 35 - ФЗ «Об электроэнергетике» осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и другими компетентными органами.

Указом Президента Российской Федерации № 1173 от 23.11.1995 «О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства» определены особые условия отпуска топливно - энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды) потребителям, обеспечивающим безопасность государства.

В силу ст.ст. 1 и 4 Закона Российской Федерации от 05.03.1992 № 2446 - 1 «О безопасности» безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которая достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.

В соответствии со ст. 12 названного Закона силы и средства обеспечения безопасности создаются и развиваются в Российской Федерации, в том числе, в соответствии с указами Президента Российской Федерации.

На основании п.п. 1 и 2 Указа Президента Российской Федерации № 1173 от 23.11.1995 «О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства» ограничение или прекращение отпуска топливно - энергетических ресурсов (в том числе электрической энергии) воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, являются действиями, нарушающими безопасность государства.

В ст. 6 Федерального закона от 27.05.2003 № 58 - ФЗ (в ред. от 06.07.2006) «О системе государственной службы Российской Федерации» военная служба определена как вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21.12.1994 № 69 - ФЗ «О пожарной безопасности» государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны.

Статьей 7 Федерального закона от 21.12.1994 № 69 - ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что на сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 № 53 - ФЗ (в ред. от 01.04.2005) «О воинской обязанности и военной службе» военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны, инженерно - технических и дорожно - строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.

Согласно п.п. 1, 5 и 10 Положения «О Федеральной противопожарной службе», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2005 № 385, Федеральная противопожарная служба является составной частью Государственной противопожарной службы и входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России); одной из основных задач противопожарной службы является организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно - спасательных работ, спасение людей и имущества в закрытых административно - территориальных образованиях, на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации;  порядок и условия прохождения службы сотрудниками и военнослужащими федеральной  противопожарной службы определяются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение службы в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также нормативными актами МЧС России.

Таким образом, в силу Указа Президента Российской Федерации № 1173 от 23.11.1995 «О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства» ограничение или прекращение подачи электрической энергии подразделениям Государственной противопожарной службы должно квалифицироваться как действие, нарушающее безопасность государства.

Возможность приостановления передачи электрической энергии, предусмотренная оспариваемыми положениями государственного контракта № 2 - 1080 от 01.04.2007, ведет к временному прекращению ее передачи, что согласно названному Указу Президента Российской Федерации недопустимо.

Запрет на ограничение и прекращение отпуска топливно - энергетических ресурсов определенной категории потребителей (в том числе подразделениям Государственной противопожарной службы) в данном случае входит в число мер по поддержанию в готовности сил и средств обеспечения безопасности государства.

В апелляционной жалобе МУПЭП «Омскэлектро» указало, что право сетевой организации приостанавливать передачу электрической энергии потребителям предусмотрено Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, и Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530.

В силу п. 160 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (далее - Правила) в случае наступления обстоятельств, предусмотренных разделом ХIII Правил, может вводиться полное и (или) частичное ограничение режима потребления электрической энергии, представляющее собой сокращение объемов потребления или временное прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителям.

Согласно п. 161 Правил ограничение режима потребления может вводиться в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей, в том числе по предварительной оплате, если такое условие предусмотрено соответствующим договором с потребителем; прекращения обязательств сторон по договору, на основании которого осуществляется энергоснабжение потребителя, поставка электрической энергии и (или) оказание услуг по передаче электрической энергии потребителю; выявления фактов бездоговорного потребления электрической энергии или безучетного потребления электрической энергии; выявления неудовлетворительного состояния энергетических установок (энергопринимающих устройств) потребителя, удостоверенного органом государственного энергетического надзора, которое угрожает аварией или создает угрозу жизни и здоровью людей; возникновения (угрозы возникновения) аварийных электроэнергетических режимов; возникновения внерегламентных отключений; наличия обращения потребителя.

При этом названные Правила, как заявляет ответчик, не ограничивают круг потребителей, передача энергии которым может быть приостановлена по указанным основаниям.

В пункте 168 Правил лишь предусмотрен перечень потребителей и объектов, в отношении которых применяется специальный порядок введения ограничения режима электропотребления.

Согласно п. 168 Правил в отношении потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности либо безопасности государства, а также в отношении потребителей, ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления. Перечень потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, приведен в приложении № 6 к Правилам. При этом в отношении таких потребителей (отдельных объектов) определяются величины аварийной и технологической брони в соответствии с п.п. 188 и 189 настоящих Правил.

Дополнительным соглашением от 22.08.2007 к государственному контракту № 2 - 1080 от 01.04.2007 стороны изложили п. 6.1. контракта в новой редакции, согласно которой МУПЭП «Омскэлектро» вправе ограничить режим энергопотребления абонента (предварительно уведомив его) на основаниях, указанных в п.п. 3.2.1., 5.4. контракта. При наличии в контракте акта согласования аварийной брони ограничение режима электропотребления в отношении абонента применяется в порядке, установленном действующим законодательством, не ниже уровня аварийной брони.

По мнению ответчика, решение суда первой инстанции, согласно которому МУПЭП «Омскэлектро» лишено права в установленных случаях приостанавливать оказание услуги потребителю не ниже уровня аварийной брони, необоснованно.

Между тем, как установлено судом апелляционной инстанции, подразделения Государственной противопожарной службы и такие объекты, как пожарные депо, пожарные части, не указаны в перечне потребителей электрической энергии и отдельных объектов, ограничение режима потребления электрической энергии которых ниже уровня аварийной брони не допускается (приложение № 6 к Правилам).

Сведений о согласовании сторонами государственного контракта № 2 - 1080 от 01.04.2007  величины аварийной брони для случаев ограничения режима потребления электрической энергии ответчиками не представлено.

Указ Президента Российской Федерации № 1173 от 23.11.1995 «О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства», принятый в целях осуществления устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства и исключения случаев, ставящих под угрозу выполнение возложенных на них задач, в настоящее время не отменен и не признан утратившим силу.

Поэтому Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530, и иные нормативные правовые акты должны применяться с учетом положений Указа Президента Российской Федерации № 1173 от 23.11.1995 «О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства».

Самозащита права в форме ограничения или прекращения оказания услуг по передаче электрической энергии учреждениям, обеспечивающим безопасность государства, является в данном случае неправомерной, поскольку защита права отдельного хозяйствующего субъекта в ущерб поддержанию в готовности сил и средств обеспечения безопасности государства не отвечает принципу соразмерности способа самозащиты допущенному нарушению (ст. 14 ГК РФ) и требованиям Закона Российской Федерации от 05.03.1992 № 2446 - 1 «О безопасности».

В связи с чем возражения МУПЭП «Омскэлектро», изложенные в апелляционной жалобе, не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции.