ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 сентября 2009 года  Дело N А70-4308/2009

Резолютивная часть постановления объявлена  15 сентября 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме  22 сентября 2009 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,

судей  Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем судебного заседания

Лиопой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 08АП - 5365/2009, 08АП - 5367/2009) межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по крупнейшим налогоплательщикам по Тюменской области и инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени № 4 на решение Арбитражного суда Тюменской области от 08.06.2009 по делу №  А70 - 4308/2009 (судья Свидерская И.Г.), принятое по заявлению открытого акционерного общества Деревообрабатывающий комбинат «Красный Октябрь»

к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени № 4,

межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по крупнейшим налогоплательщикам по Тюменской области

о признании незаконным действий и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов,

при участии в судебном заседании представителей:

от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по крупнейшим налогоплательщикам по Тюменской области - не явился, извещен;

от инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени № 4 - Галеева Э.М. (удостоверение  УР № 385145  действительно до 31.12.2009, доверенность от 07.09.2009  сроком до 31.12.2009);

от открытого акционерного общества Деревообрабатывающий комбинат «Красный Октябрь» - Андреева Е.И. (паспорт, доверенность № 113 от 03.06.2009 сроком действия до 31.12.2009); Потапских Ю.А.  (паспорт, доверенность № 139 от 25.08.2009 сроком действия до 31.12.2009);

установил:

Решением от 08.06.2009 по делу №  А70 - 4308/2009 Арбитражный суд Тюменской области удовлетворил заявление (уточненное в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) открытого акционерного общества Деревообрабатывающий комбинат «Красный Октябрь» (далее - ОАО ДОК «Красный Октябрь», общество)  к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени № 4 (далее - ИФНС России по г. Тюмени № 4) и к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по крупнейшим налогоплательщикам по Тюменской области (далее - МИФНС России № 5 по крупнейшим налогоплательщикам по Тюменской области) о признании незаконным действий, признав незаконными действия ИФНС России по г. Тюмени № 4 по начислению и отражению в карточке лицевого счета общества суммы пени в размере 2 676 872 руб. 53 коп. и штрафа в размере 44 258 руб. 83 коп., в том числе: по налогу на прибыль организации, начислявшемуся до 1 января 2005 года в местные бюджеты, пени в размере 250 661 руб. 99 коп. и штрафа в размере 2 241 руб. 98 коп.; по налогу на прибыль организации, начисляемому в федеральный бюджет,  пени в размере 543 759 руб. 52 коп. и штрафа в размере 1 660 руб.; по налогу на прибыль организации, начисляемому в бюджет субъектов РФ, пени в размере 1 790 236 руб. 99 коп. и штрафа в размере 40 356 руб. 85 коп.; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемым в Пенсионный фонд РФ, пени в размере 65 708 руб. 01 коп. и пени в размере 14 601 руб. 31 коп.; по прочим местным налогам и сборам, пени в размере 11 904 руб. 71 коп.; обязав ИФНС России по г. Тюмени № 4 внести соответствующие изменения в карточку лицевого счета ОАО ДОК «Красный Октябрь» по налогу на прибыль организации, начислявшемуся до 1 января 2005 года в местные бюджеты, исключив из нее пени в размере 250 661 руб. 99 коп. и штраф в размере 2 241 руб. 98 коп.; по прочим местным налогам и сборам, ис­ключив из нее пени в размере 11 904 руб. 71 коп. и МИФНС России № 5 по крупнейшим налогоплательщикам по Тюменской области внести соответствующие изменения в карточку лицевого счета общества по налогу на прибыль организации, начисляемому в федеральный бюджет, исключив из неё пени в размере 543 759 руб. 52 коп. и штраф в размере 1 660 руб.; по налогу на прибыль организации, начисляемому в бюджет субъектов РФ, исключив из неё пени в размере 1 790 236 руб. 99 коп. и штраф в размере 40 356 руб. 85 коп.; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемых в Пенсионный фонд РФ, исключив из неё пени в размере 65 708 руб. 01 коп. и пени в размере 14 601 руб. 31 коп.

В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал, что ответчики, в нарушение статей 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представили в судебное заседание основания для начисления пеней и штрафов, содержащихся в карточках лицевого счета заявителя, в то время как действия ответчиков по включе­нию в карточки лицевого счета несуществующих пеней и штрафов влечет за собой нарушение прав и законных интересов заявителя, как законопослушного налогоплательщика.

В апелляционных жалобах ИФНС России по г. Тюмени № 4, МИФНС России № 5 по крупнейшим налогоплательщикам по Тюменской области просят отменить решение арбитражного суда в части обязания внесения соответствующих изменений в карточку лицевого счета общества, считая решение Арбитражного суда Тюменской области незаконным и необоснованным, так как оно принято с неправильным применением норм материального права при несоответствии выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.

По мнению налоговых органов, задолженность по уплате пени и штрафов, числящаяся на лицевом счете ОАО ДОК «Красный Октябрь», не подпадает под признаки безнадежной задолженности, установленные статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства РФ от 12.02.2001 № 100 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам», в связи с чем у инспекции, действовавшей в рамках предоставленных ей полномочий, не было оснований удовлетворять заявление общества об исключении из лицевого счета налогоплательщика сумм недоимки и задолженности по пеням, а у судов - понуждать налоговый орган принять решение об их списании, так как суд по своей инициативе не вправе списывать долги налогоплательщика, не реальные для взыскания.

Податели жалобы ссылаются на то, что лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого им во исполнение ведомственных документов. Наличие в документах внутриведомственного учета сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ИФНС России по г. Тюмени № 4 поддержал требования, заявленные в апелляционной жалобе.

В письменном отзыве на апелляционную жалобу и выступлении в судебном заседании представитель ОАО ДОК «Красный Октябрь» просит оставить решение арбитражного суда без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

МИФНС России № 5 по крупнейшим налогоплательщикам по Тюменской области, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, ходатайств об отложении слушания по делу не заявила, в связи с чем суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителя инспекции.

Рассмотрев материалы дела, апелляционные жалобы, отзыв на них, выслушав представителей ИФНС России по г. Тюмени № 4 и ОАО ДОК «Красный Октябрь», суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

В связи с необходимостью получения в Департаменте финансов Тюменской области государственной гарантии для привлечения кредитных ресурсов в Западно - Сибирском банке Банка России заявителем в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по крупнейшим налогоплательщикам по Тюменской области была запрошена справка о наличии или отсутствии задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему РФ. Согласно выданной справки Открытое акционерное общество Деревообрабатывающий комбинат «Красный Октябрь» имеет просроченную задолженность по платежам в бюджетную систему РФ.

Согласно письму Департамента финансов Тюменской области исх. №1032/13 - 18 от 24.03.2009 (л.д.14 - 15) в соответствии со ст. 115.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и законодательством Тюменской области одним из условий предоставления государственной гарантии Тюменской области является отсутствие у принципала задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации. То есть для получения государственной гарантии необходимо предоставить справку, подтверждающую отсутствие просроченной задолженности по платежам в бюджетную систему РФ.

Данные заемные средства необходимы заявителю для осуществления капитального ремонта цеха ДСП плитного производства ОАО ДОК «Красный Октябрь», состояние которого носит критический характер, и несоблюдение требования по проведению капитального ремонта приведет к утрате работоспособности производства, вынужденному простою персонала.

Согласно справке № 21832, выданной ИФНС России № 4, и справке № 142, выданной МИФНС России № 5 по крупнейшим налогоплательщикам по Тюменской области, в карточке лицевого счета ОАО ДОК «Красный Октябрь» имеется задолженность по следующим суммам пеней и штрафов:

по налогу на прибыль организации, начисляемому в федеральный бюджет, пени в размере 543 759 руб. 52 коп. и штрафа в размере 1 660 руб.;

по налогу на прибыль организации, начисляемому в бюджет субъектов РФ, пени в размере 1 790 236 руб. 99 коп. и штрафа в размере 40 356 руб. 85 коп.;

по налогу на прибыль организации, начислявшемуся до 1 января 2005 года в местные бюджеты, пени в размере 250 661 руб. 99 коп. и штрафа в размере 2 241 руб. 98 коп.;

по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемым в Пенсионный фонд РФ, пени в размере 65 708 руб. 01 коп. и пени в размере 14 601 руб. 31 коп.;

по прочим местным налогам и сборам, пени в размере 11 904 руб. 71 коп.

Итого суммы пени в размере 2 676 872 руб. 53 коп. и штрафа в размере 44 258 руб. 83 коп.

ОАО ДОК «Красный Октябрь», считая, что начисление пени и штрафов в указанном размере по лицевому счету общества не обосновано какими - либо расчетами, решениями налогового органа, обратилось в арбитражный суд с требованиями о признании незаконными действий ИФНС России по г. Тюмени № 4 по их начислению и отражению в карточке лицевого счета общества и обязании инспекций исключить их из карточки лицевого счета.

08.06.2009 Арбитражный суд Тюменской области вынес судебный акт, являющийся предметом апелляционного обжалования по данному делу.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах.

Пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (пункт 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).

Суд апелляционной инстанции признает обоснованным доводы апелляционных жалоб о том, что не может быть признано неправомерным отражение в лицевых счетах недоимки по причине отсутствия требований об уплате пени и штрафов, решений налогового органа о взыскании указанных сумм, поскольку пропуск налоговым органом срока на принудительное взыскание налогов, сборов, пени и штрафов не является основанием для исключения недоимки из лицевого счета налогоплательщика.

Налоговые органы осуществляют права и несут обязанности, предусмотренные Кодексом и иными федеральными законами (пункт 2 статьи 31 и пункт 2 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации). Должностные лица налоговых органов реализуют свои права и обязанности в пределах предоставленной им компетенции (статья 33 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 № 943 - 1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговые органы в своей деятельности руководствуются Кодексом и другими федеральными законами, названным Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.

Должностные лица налоговых органов не могут произвольно, исходя из собственного усмотрения, признавать долги по налогам нереальными к взысканию и списывать соответствующие суммы.

Списание безнадежных долгов по налогам и сборам, в том числе по пеням и штрафам, предусмотрено статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном:

- по федеральным налогам и сборам - Правительством Российской Федерации;

- по региональным и местным налогам и сборам - соответственно исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями.

Согласно пункту 2 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням и штрафам.

Во исполнение статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 12.02.2001 № 100, согласно которому признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка и задолженность по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, числящаяся за организациями по состоянию на 1 января 2001 г., начисленным пеням и штрафам в случае ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт «а» пункта 1).

В связи с тем, что ОАО ДОК «Красный Октябрь» является действующей организацией, не признано банкротом и не ликвидировано, то к законно начисленной недоимке общества правила статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации не применимы, что, однако, не относится к рассматриваемому случаю.

Лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого им во исполнение ведомственных документов. Наличие в документах внутриведомственного учета сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ибо не порождает никаких правовых последствий.

В то же время, по мнению суда апелляционной инстанции, сведения, содержащиеся в карточке лицевого счета, влияют на права и законные интересы налогоплательщика в момент их использования в гражданско - правовых отношениях при осуществлении предпринимательской деятельности, что подтверждается представленным ОАО ДОК «Красный Октябрь» письмом Департамента финансов Тюменской области исх. №1032/13 - 18 от 24.03.2009 (л.д.14 - 15).

Из содержания указанного письма следует, что в соответствии со ст. 115.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и законодательством Тюменской области одним из условий предоставления государственной гарантии Тюменской области является отсутствие у принципала задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации, в связи с чем обществу предложено представить справку, подтверждающую отсутствие у общества просроченной задолженности по платежам в бюджетную систему Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что действия ответчиков по включению в карточки лицевого счета несуществующих пеней и штрафов влечет за собой нарушение прав и законных интересов заявителя, как законопослушного налогоплательщика, в связи с чем налоговый орган не может отражать в лицевом счете сведения о задолженности по пеням и штрафам в отсутствие законных оснований для их начисления.

Иными словами, при осуществлении начисления в лицевом счете налогоплательщика сумм пени и штрафов, налоговый орган должен подтвердить обоснованность их отражения, то есть указать: основание возникновения недоимки, размер неуплаченного налога или страхового взноса, период, за который осуществлено начисление пени, ставка пени, основание взыскания штрафа.

В отсутствие указанных расчетов и документов, отражение задолженности в представленном в материалы дела лицевом счете нельзя признать обоснованным.

Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

ИФНС России по г. Тюмени № 4 в нарушение названных норм не представило расчетов и обоснований правомерности начисления и отражения в карточке лицевого счета ОАО ДОК «Красный Октябрь» сумм пеней в размере 2 676 872 руб. 53 коп. и штрафов в размере 44 258 руб. 83 коп. как в суд первой инстанции, так и в суд апелляционной инстанции, в связи с чем указанные действия инспекции правомерно признаны судом первой инстанции незаконными.