ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 ноября 2009 года  Дело N А70-7522/2009

Резолютивная часть постановления объявлена  06 ноября 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме  13 ноября 2009 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,

судей  Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем судебного заседания

Михайловой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП - 7093/2009) инспекции Федеральной налоговой службы по городу Тюмени № 4 на решение Арбитражного суда Тюменской области от 18.08.2009 по делу №  А70 - 7522/2009 (судья Безиков О.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «СеверМонтажСтрой»

к инспекции Федеральной налоговой службы по городу Тюмени № 4

об оспаривании решения № 13 - 15/22078 от 10.04.2009,

при участии в судебном заседании представителей:

от инспекции Федеральной налоговой службы по городу Тюмени № 4  - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;

от общества с ограниченной ответственностью «СеверМонтажСтрой» - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;

установил:

Решением от 18.08.2009 по делу № А70 - 7522/2009 Арбитражный суд Тюменской области удовлетворил требования общества с ограниченной ответственностью «СеверМонтажСтрой» (далее - ООО «СМС», общество) о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени № 4 (далее по тексту - ИФНС России по г. Тюмени № 4, налоговый орган, инспекция) № 13 - 15/22078 от 10.04.2009 о привлечении к общества налоговой ответственности по результатам камеральной проверки.

При вынесении данного решения суд исходил из того, что к моменту принятия оспариваемого решения налогового органа действовала новая редакция Налогового кодекса Российской Федерации, которая разграничила понятия налоговая декларация и авансовый расчет, в связи с чем, общество не может быть привлечено к налоговой ответственности по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации.

В апелляционной жалобе ИФНС России по г. Тюмени № 4 просит решение арбитражного суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ООО «СМС» требований.

По мнению подателя апелляционной жалобы, выводы суда первой инстанции о том, что налоговая декларация по налогу на прибыль организации за 3 месяц 2008 года не является налоговой декларацией; нарушение сроков ее представления в налоговый орган не может квалифицироваться как состав правонарушения в целях привлечения к ответственности, являются ошибочными.

В письменном отзыве на апелляционную жалобу ООО «СМС» заявленные в апелляционной жалобе требования отклонило по основаниям, изложенным в отзыве, просит решение арбитражного суда оставить без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

ИФНС России по г. Тюмени № 4, ООО «СМС», надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителей указанных лиц.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

ИФНС России по г. Тюмени № 4 была проведена камеральная проверка представленного ООО «СМС» расчета авансовых платежей по налогу на прибыль за март 2008 года, по результатам которой инспекцией было принято решение № 13 - 15/22078 от 10.04.2009 о привлечении общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 61 845 руб. 70 коп. за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации.

Не согласившись с вынесенным ИФНС России по г. Тюмени № 4 решением, общество обратилось с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Тюменской области.

По результатам рассмотрения жалобы общества на решение инспекции №13 - 15/22078 от 10.04.2009 Управление Федеральной налоговой службы по Тюменской области вынесло решение № 11 - 12/8151 от 19.06.2009, в соответствии с которым решение инспекции было изменено, сумма штрафа уменьшена до 53 010 руб. 60 коп.

Посчитав, что решение № 13 - 15/22078 от 10.04.2009, с учетом изменений, внесенных в него решением Управления Федеральной налоговой службы по Тюменской области, не соответствует нормам налогового законодательства, нарушает права и охраняемые законом интересы налогоплательщика, ООО «СМС» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

18.08.2009 Арбитражным судом Тюменской области принято обжалуемое решение.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

Статьей 285 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговым периодом по налогу признается календарный год, а отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.

На основании пункта 2 статьи 286 Налогового кодекса Российской Федерации по итогам каждого отчетного (налогового) периода налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода.

Согласно пункту 1 статьи 289 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу на прибыль, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном настоящей статьей.

В соответствии с пунктом 3 статьи 289 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики представляют налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей.

Срок представления налоговой декларации (налогового расчета) по авансовым платежам по налогу на прибыль за отчетный период «март 2008 года» - 28.04.2008 года.

Суд первой инстанции, исследовав в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, установил, что налоговая декларация (налоговый расчет) по налогу на прибыль за март 2008 года представлена в налоговый орган 07.11.2008, то есть с пропуском срока. При этом факт нарушения срока направления указанного расчета общество не отрицает.

Это обстоятельство послужило основанием для принятия налоговым органом решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.

Статья 80 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 01.01.2007 с изменениями, внесенными Федеральным законом «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» от 27.07.2006 № 137 - Ф3, разграничивает налоговую декларацию по налогам и расчеты авансовых платежей по этому налогу.

Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Расчет авансового платежа представляет собой письменное заявление налогоплательщика о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа. Расчет авансового платежа представляется в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом применительно к конкретному налогу.

Таким образом, с момента вступления в силу указанных изменений статус документа определяется не его названием «налоговая декларация», а соответствием понятию налоговой декларации, установленному пунктом 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации.

Судом первой инстанции правильно установлено и из материалов дела следует, что ООО «СМС» в ИФНС России по г. Тюмени № 4 был представлен именно расчет авансового платежа по налогу на прибыль за март 2008 года.

Статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена налоговая ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета.

Таким образом, статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена налоговая ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в том смысле, который закреплен в пункте 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации.

При этом статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрена ответственность за не представление в срок расчетов авансовых платежей.

Кроме того, в пункте 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 № 71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации» указано, что предусмотренный статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации штраф не может быть взыскан в случае несвоевременного представления налогоплательщиком расчета авансовых платежей по налогу.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанций пришел к обоснованному выводу об отсутствии основания для привлечения общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем доводы подателя апелляционной жалобы ИФНС России по г. Тюмени № 4 отклоняются за их несостоятельностью.

Удовлетворив заявленные ООО «СМС» требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены Арбитражным судом Тюменской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ИФНС России по г. Тюмени № 4 освобождена от уплаты государственной пошлины, в связи с чем государственная пошлина по апелляционной жалобе ИФНС России по г. Тюмени № 4 не распределяется.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Тюменской области от 18.08.2009 по делу № А70 - 7522/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно - Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

     Председательствующий

     Н.Е. Иванова

     Судьи

     Е.П. Кливер

     О.Ю. Рыжиков

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка