• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 сентября 2008 года  Дело N А75-1707/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2008 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,

судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания

Радько Ф.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП - 3598/2008) Региональной службы по тарифам Ханты - Мансийского автономного округа - Югры на решение Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа от 30.05.2008 по делу № А75 - 1707/2008 (судья Дубинина Т.Н.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Югорск»

к Региональной службе по тарифам Ханты - Мансийского автономного округа - Югры 3 - е лицо: Федеральная служба по тарифам России о признании незаконным действия,

при участии в судебном заседании представителей:

от Региональной службы по тарифам Ханты - Мансийского автономного округа - Югры - Неустроев Е.А., паспорт, доверенность от 06.06.2008 сроком действия до 06.06.2009,

Власов А.В., паспорт, доверенность от 04.03.2008 сроком действия до 04.03.2009;

от общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Югорск» - не явился, извещены надлежащим образом;

от Федеральная служба по тарифам России - не явился, извещены надлежащим образом;

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Югорск» (далее - ООО «Газпром трансгаз Югорск», общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры к Региональной службе по тарифам Ханты - Мансийского автономного округа - Югры (далее - РСТ по ХМАО - Югры) о признании незаконными действия по предоставлению сведений Федеральной службе по тарифам России для включения общества в реестр гарантирующих поставщиков и бездействия в виде непринятия мер по предоставлению заявки на исключение общества из реестра гарантирующих поставщиков.

Решением от 30.05.2008 по делу № А75 - 1707/2008 Арбитражный суд Ханты - Мансийского автономного округа частично удовлетворил заявленные ООО ««Газпром трансгаз Югорск» требования, признав незаконными бездействия РСТ по ХМАО - Югры в виде непринятия мер по предоставлению заявки на исключение общества из реестра гарантирующих поставщиков.

В удовлетворении остальной части заявленных требований, а именно: признании незаконными действий Региональной службы по тарифам Ханты - Мансийского автономного округа - Югры по предоставлению сведений Федеральной службе по тарифам России для включения общества в реестр гарантирующих поставщиков обществу арбитражным судом было отказано.

РСТ по ХМАО - Югры в апелляционной жалобе на означенное решение суда первой инстанции, выражая свое несогласие с удовлетворением заявленных обществом требований о признании незаконными бездействия РСТ по ХМАО - Югры в виде непринятия мер по предоставлению заявки на исключение общества из реестра гарантирующих поставщиков, ссылается на несоответствие выводов арбитражного суда фактическим обстоятельствам дела. По мнению подателя апелляционной жалобы, РСТ по ХМАО - Югры не имела никаких законных оснований принимать решение о лишении общества статуса гарантирующего поставщика по заявке общества, поскольку указанное обстоятельство не предусмотрено ни Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530, ни Порядком формирования и ведения Реестра, утвержденным приказом ФСТ от 17.11.2006 № 286 - э/9, в связи с чем РСТ по ХМАО - Югры не имело оснований направлять заявку общества в Федеральную службу по тарифам России для рассмотрения вопроса об исключении общества из реестра гарантирующих поставщиков, так как в соответствии с пунктом 14 Порядка формирования и ведения Реестра к данной заявке должны быть приложены материалы, свидетельствующие о лишении общества статуса гарантирующего поставщика.

РСТ по ХМАО - Югры также считает, что ООО ««Газпром трансгаз Югорск» при подаче заявления в суд первой инстанции был пропущен срок на обжалование действий (бездействий) РСТ по ХМАО - Югры.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители РСТ по ХМАО - Югры поддержали требования, заявленные в апелляционной жалобе.

ООО «Газпром трансгаз Югорск», Федеральная служба по тарифам России, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, отзыв на апелляционную жалобу не представили, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителей указанных лиц.

Рассмотрев материалы дела, апелляционные жалобы, выслушав представителей РСТ ХМАО - Югры, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

Письмом № 3062/04 от 11.12.2007 РСТ по ХМАО - Югры затребовала предоставления обществом с ограниченной ответственностью «Тюментрансгаз» (далее - ООО «Тюментрансгаз») документации отчетности, которую обязана представить в установленные сроки организация, включенная в Федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков и зон их деятельности по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югры, одновременно уведомляя ООО «Тюментрансгаз» о присвоении ему статуса гарантирующего поставщика и возникновении обязанности по представлению требуемой отчетности.

19.12.2007 ООО «Тюментрансгаз» направило письмо на имя руководителя РСТ по ХМАО - Югры с указанием на нарушение порядка присвоения статуса гарантирующего поставщика обществу, а также с просьбой подать заявку в Федеральную службу по тарифам России об исключении ООО «Тюментрансгаз» из Федерального реестра гарантирующих поставщиков.

14.01.2008 РСТ по ХМАО - Югры повторно затребовала у ООО «Тюментрансгаз» отчетность, необходимую к представлению гарантирующим поставщиком (письмо (вх. № 187). Указанное письмо сопровождалось уведомлением Федеральной службы по тарифам России от 12.07.2007, Приказом Федеральной службы по тарифам России № 148 - э от 04.07.2007 о включении Общества в реестр гарантирующих поставщиков и зон их деятельности на территории ХМАО - Югра за регистрационным номером 86/06.

14.01.2008 решением № 27 участника ООО «Тюментрансгаз» принято решение об изменении фирменного наименования ООО «Тюментрансгаз» на общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Югорск».

Полагая, что вышеуказанные действия РСТ по ХМАО - Югры не соответствуют закону и нарушают его права, ООО «Газпром трансгаз Югорск» обратилось в Арбитражный суд Ханты - Мансийского автономного округа с заявлением о признании незаконными действия по предоставлению сведений Федеральной службе по тарифам России для включения общества в реестр гарантирующих поставщиков и бездействия в виде непринятия мер по предоставлению заявки на исключение общества из реестра гарантирующих поставщиков

30.05.2008 Арбитражным судом Ханты - Мансийского автономного округа принято обжалуемое решение.

Означенное решение обжалуется РСТ по ХМАО - Югры в суд апелляционной инстанции в части удовлетворения требований ООО «Газпром трансгаз Югорск».

В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.

Поскольку лицами, участвующими в деле возражений не заявлено, суд проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой РСТ по ХМАО - Югры части.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для его частичного изменения, исходя из следующего.

Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35 - ФЗ «Об электроэнергетике» гарантирующим поставщиком электрической энергии (далее - гарантирующий поставщик) является коммерческая организация, обязанная в соответствии с названным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли - продажи электрической энергии с любым обратившимся к нему потребителем либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя и желающим приобрести электрическую энергию.

В силу статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35 - ФЗ «Об электроэнергетике» порядок присвоения статуса гарантирующего поставщика определяется основными положениями функционирования розничных рынков, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 36 - ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» до даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики оптовый рынок электрической энергии (мощности) и розничные рынки электрической энергии функционируют на основании правил переходного периода, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 36 - ФЗ и статьей 21 Федерального закона от 26.03.2003 № 35 - ФЗ Правительство Российской Федерации постановлением от 31.08.2006 № 530 утвердило Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (далее - Правила), разделом II которого установлен порядок присвоения статуса гарантирующего поставщика.

Согласно пункту 16 Правил статус гарантирующего поставщика присваивается по результатам открытого конкурса или при возникновении предусмотренных Правилами оснований, обусловливающих возможность смены гарантирующего поставщика.

До определения победителя первого конкурса гарантирующими поставщиками с даты вступления в силу Правил являются согласно подпункту «г» пункта 36 Правил хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие объекты электросетевого хозяйства или генерирующие объекты, технологически не связанные с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, если потребители, энергопринимающие устройства которых присоединены к таким объектам, не имеют договоров энергоснабжения (договоров купли - продажи (поставки) электрической энергии) с организациями, соответствующими указанным в подпунктах «а», «б» и «в» настоящего пункта требованиям.

Кроме того, названным подпунктом установлено, что в случае смены организации, осуществляющей эксплуатацию соответствующих объектов электросетевого хозяйства или генерирующих объектов, статус гарантирующего поставщика присваивается соответствующей организации.

Таким образом, пунктом 36 Правил уже определены организации, какие до определения победителя первого конкурса являются гарантирующими поставщиками на территории соответствующего субъекта Российской Федерации с даты вступления в силу Правил, перечень таких организаций может быть изменен только в случае их отказа от статуса гарантирующего поставщика в порядке, определенном пунктом 38 Правил.

В соответствии с пунктом 38 Правил организации, указанные в подпунктах «б» и «в» пункта 36 настоящих Правил, за исключением действующих на территории технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, в течение одного месяца с даты вступления в силу настоящих Правил вправе отказаться от статуса гарантирующего поставщика в установленном настоящими Правилами порядке.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что ООО «Газпром трансгаз Югорск» в силу подпункта «г» пункта 36 Правил является гарантирующим поставщиком, поскольку отвечает всем условиям, установленным названным подпунктом.

Порядок формирования и ведения федерального информационного реестра гарантирующих поставщиков и зон их деятельности утвержден приказом Федеральной службы по тарифам от 17.11.2006 № 286 - э/9 (далее - Порядок).

Согласно пункту 13 Порядка включение в реестр и исключение из него гарантирующих поставщиков осуществляется решением Федеральной службой по тарифам России.

Пунктом 14 Порядка установлено, что основанием для рассмотрения вопросов об исключении гарантирующих поставщиков из Реестра являются сведения, а также данные и приложенные к ним материалы, полученные от Уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, свидетельствующие о присвоении организации в установленном порядке статуса гарантирующего поставщика в зонах их деятельности или о лишении организации данного статуса.

Суд апелляционной инстанции, исходя из вышеизложенных норм права, материалов дела приходит к выводу о том, что бездействие РСТ по ХМАО - Югры в виде непринятия мер по предоставлению в Федеральную службу по тарифам России заявки на исключение ООО «Газпром трансгаз Югорск» из Реестра гарантирующих поставщиков не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов ООО «Газпром трансгаз Югорск», поскольку отказ от гарантирующих поставщиков, статус которым присвоен в соответствии с подпунктом «г» пункта 36 Правил, данными Правилами не предусмотрен, а смена гарантирующего поставщика возможна только по причине смены организации, осуществляющей эксплуатацию соответствующих объектов электросетевого хозяйства или генерирующих объектов.

С учетом изложенного, РСТ по ХМАО - Югры, получив письмо ООО «Газпром трансгаз Югорск» от 19.12.2007 № 06/10609 с просьбой о подаче заявки в Федеральную службу по тарифам России на исключение из реестра гарантирующих поставщиков правомерно не направила материалы в Федеральную службу по тарифам России, в связи с чем, обжалуемое решение суда первой инстанции в указанной части подлежит частичному изменению, а апелляционная жалоба РСТ по ХМАО - Югры - удовлетворению.

Не может быть принят во внимание при рассмотрении данного спора довод РСТ по ХМАО - Югры о пропуске ООО «Газпром трансгаз Югорск» срока на обжалование действий (бездействий) РСТ по ХМАО - Югры, мотивированный ссылкой на уведомление РСТ по ХМАО - Югры № 1087/07 от 16.05.2007 о согласовании присвоения статуса гарантирующего поставщика (л.д. 126).

Предметом апелляционного обжалования является признание незаконными бездействия РСТ по ХМАО - Югры в виде непринятия мер по предоставлению заявки на исключение общества из реестра гарантирующих поставщиков.

Как следует из материалов дела, 19.12.2007 ООО «Тюментрансгаз» направило письмо на имя руководителя РСТ по ХМАО - Югры с указанием на нарушение порядка присвоения статуса гарантирующего поставщика обществу, а также с просьбой подать заявку в Федеральную службу по тарифам России об исключении ООО «Тюментрансгаз» из Федерального реестра гарантирующих поставщиков (л.д. 14 - 15).

11.03.2008 ООО «Газпром трансгаз Югорск» обратилось в Арбитражный суд Ханты - Мансийского автономного округа с заявлением о признании незаконными бездействия РСТ по ХМАО - Югры в виде непринятия мер по предоставлению заявки на исключение общества из реестра гарантирующих поставщиков, то есть в пределах трехмесячного срока, установленного пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявления о признании незаконными действий (бездействия) государственного органа подлежит уплате государственная пошлина в размере 2000 руб. 00 коп. Судом апелляционной инстанции установлено, что ООО «Газпром трансгаз Югорск» в суд первой инстанции было заявлено два требования, каждое из которых подлежало оплате государственной пошлины в указанном размере, однако обществом при подаче искового заявления уплачено 2000 руб. 00 коп., в связи с чем с общества в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2000 руб. 00 коп.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьей (часть 5 указанной статьи).

Поскольку в удовлетворении требований ООО «Газпром трансгаз Югорск», заявленных при рассмотрении дела в суде первой инстанции, арбитражным судом отказано, государственная пошлина в размере 2000 руб. 00 коп., уплаченная обществом за рассмотрение его заявления в суде первой инстанции, относится на него.

Судебные расходы Региональной службы по тарифам Ханты - Мансийского автономного округа - Югры по уплате государственной пошлины в размере 1000 руб. 00 коп. за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на ООО «Газпром трансгаз Югорск».

Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд именем Российской Федерации

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа от 30.05.2008 по делу № А75 - 1707/2008 изменить, изложив его в следующей редакции:

В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Югорск» о признании незаконными действий Региональной службы по тарифам Ханты - Мансийского автономного округа - Югры по предоставлению сведений Федеральной службе по тарифам России для включения общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Югорск» в реестр гарантирующих поставщиков и незаконными бездействия в виде непринятия мер по предоставлению заявки на исключение общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Югорск» из реестра гарантирующих поставщиков отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Югорск», находящегося по адресу: 628260, г. Югорск, ул. Мира, 15, в доход федерального бюджета 2000 руб. 00 коп. государственной пошлины.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Югорск», находящегося по адресу: 628260, г. Югорск, ул. Мира, 15, в пользу Региональной службы по тарифам Ханты - Мансийского автономного округа - Югры, находящейся по адресу: 628011, г. Ханты - Мансийск, ул. Мира, 104, судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 1000 руб. 00 коп.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно - Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

     Председательствующий

     Н.Е.   Иванова

     Судьи

     Е.П.   Кливер

     О.Ю.   Рыжиков

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А75-1707/2008
Принявший орган: Восьмой арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 30 сентября 2008

Поиск в тексте