• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 октября 2008 года  Дело N А75-2380/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме 30 октября 2008 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Зиновьевой Т.А.,

судей Глухих А.Н., Зориной О.В.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Павловской Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП - 3988/2008) Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре на решение Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 23 июня 2008 года по делу № А75 - 2380/2008 (судья Козицкая И.А.), по иску Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре к Комитету по образованию Администрации муниципального образования Ханты - Мансийский район о взыскании 1833300 рублей,

при участии в судебном заседании представителей:

от истца - не явился, извещен;

от ответчика - не явился, извещен;

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре (далее - ГУ РО ФСС РФ по ХМАО - Югре, Фонд, истец, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры с иском к Комитету по образованию Администрации муниципального образования Ханты - Мансийский район (далее - Комитет по образованию, ответчик) о взыскании 1833300 руб.

Решением Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 23.06.2008 по делу № А75 - 2380/2008 в удовлетворении исковых требований ГУ РО ФСС РФ по ХМАО - Югре отказано со ссылкой на недоказанность нарушений ответчиком расходования средств Фонда социального страхования в виде путевок на оздоровление в 2006 году детей, родители которых не являются работниками ответчика.

Не согласившись с принятым судебным актом, ГУ РО ФСС РФ по ХМАО - Югре обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 23.06.2008 по делу № А75 - 2380/2008 отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы заявитель указывает, что путевки выделялись на оздоровление детей сотрудников Комитета по образованию; факт нарушения порядка предоставления путевок на оздоровление детей сотрудников зафиксирован путем проставления подписи заместителя председателя Комитета по образованию на протоколе заседания согласительной комиссии от 11.10.2007. Кроме того, заявитель указывает, что средства Фонда социального страхования могут использоваться только на целевое финансирование мероприятий, в частности, на предоставление путевок на оздоровление детей сотрудников, находящихся в трудовых отношениях с организацией, которая подает заявки на такое финансирование. Решение о предоставлении путевок принимается на основании заявок страхователя.

От ответчика поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором Комитет по образованию просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права, просит его отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить. Пояснил, что оздоравливались дети, у которых родители не работают в Комитете по образованию. Истец считает, что ответчиком причинены истцу внедоговорные убытки.

Представитель Комитета по образованию поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным. Пояснил, что Комитет по образованию является органом местного самоуправления, который обязан организовывать детский отдых на территории муниципального образования.

От ГУ РО ФСС РФ по ХМАО - Югре поступило письменное ходатайство об истребовании материалов прокурорской проверки ответчика на предмет нецелевого использования бюджетных средств на детское оздоровление в 2006 году.

В судебном заседании, открытом 16.10.2008, объявлялся перерыв. После перерыва представители сторон не явились.

Согласно пункту 4 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо, участвующее в деле и не имеющее возможности самостоятельно получить необходимое доказательство от лица, у которого оно находится, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об истребовании данного доказательства.

В ходатайстве должно быть обозначено доказательство, указано, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены этим доказательством, указаны причины, препятствующие получению доказательства, и место его нахождения.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.

Дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными.

Пунктом 3 указанной статьи установлено, что при рассмотрении дела в арбитражном суде апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, вправе заявлять ходатайства, в том числе, об истребовании письменных и вещественных доказательств.

Суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отказал в удовлетворении ходатайства об истребовании указанных документов прокурорской проверки, поскольку заявителем не обоснована невозможность представления такого ходатайства при рассмотрении дела судом первой инстанции.

Кроме того, из ходатайства следует, что проверка проводилась для определения факта целевого или нецелевого использования именно бюджетных средств.

Однако по настоящему иску предметом исследования является установление факта нецелевого использования средств Фонда социального страхования, предоставленных ответчику на определенные законодательством цели.

В силу статьи 16 Федерального закона от 16.07.1999 № 165 - ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее - Закон № 165 - ФЗ) бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решение арбитражного суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела, заявками от 21.07.2006, от 25.07.2006, от 10.07.2006, от 20.06.2006, от 29.05.2006 ответчик просил истца оказать помощь в приобретении путевок в санаторно - курортные учреждения для оздоровления детей застрахованных граждан - работников организации, в соответствии с решениями комиссии по социальному страхованию.

На основании данных заявок истец в 2006 году выделил ответчику 201 путевку на детское оздоровление в лагерях круглогодичного действия стоимостью 1899450 руб., что подтверждается представленными в материалы дела накладными.

В соответствии с решением № 18 от 06.08.2007 была проведена документальная выездная проверка ответчика, как страхователя.

По результатам проведенной истцом проверки были выявлены нарушения ответчиком действующего законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании, что подтверждается Актом документальной выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию № 11 с/с от 22.08.2007. По результатам проверки было принято решение о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели приобретения 194 путевок на общую сумму 1833300 руб.

При оценке доводов апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции принимает во внимание следующее.

Требования истца связаны с законодательством, регулирующим деятельность Фонда социального страхования Российской Федерации, порядок расходования средств государственного социального страхования. Субъектами указанных правоотношений с одной стороны является страхователь, с другой - страховщик.

Так, согласно подпункту 12 пункта 2 статьи 8 Закона № 165 - ФЗ страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования является пособие на санаторно - курортное лечение.

Как следует из статьи 6 Закона № 165 - ФЗ, субъектами обязательного социального страхования, то есть участниками отношений по обязательному социальному страхованию являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Страхователи - организации любой организационно - правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах уплачивать страховые взносы и (или) налоги, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы. Страхователи определяются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Застрахованные лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Из статьи 9 данного Закона следует, что отношения по обязательному социальному страхованию по всем видам обязательного социального страхования возникают с момента заключения трудового договора работодателя с работником.

В соответствии со статьей 19 Закона № 165 - ФЗ денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год.

Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Аналогичная норма закреплена в статье 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2001 № 309 утверждено Положение о приобретении, распределении, выдаче путевок на санаторно - курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

Из данного положения следует, что путевки на санаторно - курортное лечение и оздоровление приобретаются работодателями - страхователями в соответствии с заявлениями работников и при наличии медицинских заключений, выданных соответствующими учреждениями здравоохранения.

Региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации оказывают содействие страхователям в получении информации об имеющихся санаторно - курортных учреждениях, а при необходимости - иную помощь в решении вопросов приобретения путевок на санаторно - курортное лечение и оздоровление.

Страхователь за счет средств обязательного социального страхования осуществляет самостоятельно расходы на полную или частичную оплату стоимости путевки на санаторно - курортное лечение или оздоровление работников и членов их семей из расчета стоимости пребывания в санаторно - курортном учреждении одного человека в сутки и продолжительности пребывания, установленных федеральным законом о бюджете Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий год, а также исходя из предусмотренных региональным отделением Фонда страхователю ассигнований на эти цели.

Распределение и выдача работникам путевок на санаторно - курортное лечение и оздоровление, на оплату которых используются средства обязательного социального страхования, производятся с учетом предоставления работнику путевки не чаще одного раза в год на основании решения комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию страхователя.

Путевки на санаторно - курортное лечение и оздоровление заполняются по установленной форме и выдаются бухгалтерией.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.04.2006 № 215 «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2006 году» Фонду социального страхования Российской Федерации постановлено осуществить для детей застрахованных граждан полную или частичную оплату стоимости путевок в расположенные на территории Российской Федерации санаторно - курортные и оздоровительные организации, открытые в установленном порядке (пункт 4).

В соответствии с пунктом 2.3 Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004 № 22 (далее - Инструкция), расходы за счет средств обязательного социального страхования на оздоровление детей осуществляются страхователями - работодателями через бухгалтерии в пределах ассигнований, утвержденных им отделением (филиалом отделения) Фонда на календарный год.

Ответственность за правильность расходования средств обязательного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера (пункт 10 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 № 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации»).

Согласно положениям Письма Фонда социального страхования Российской Федерации от 03.05.2006 № 02 - 18/03 - 4211 «О расходовании средств социального страхования на оздоровление детей застрахованных граждан в 2006 году» в случаях обращения страхователей с просьбой об оказании помощи в приобретении путевок в детские санатории и санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия путевки по их заявкам оплачиваются в санаторно - курортные организации в пределах предусмотренных страхователю ассигнований.

Заявка страхователя должна содержать сведения о количестве путевок, наименовании здравниц, профиле лечения и сроках пребывания, а также о решении комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию с указанием даты и номера соответствующего протокола.

Страхователям, финансовое положение которых не позволяет оплачивать стоимость путевки в загородные стационарные детские оздоровительные лагеря, путевки оплачивает региональное отделение Фонда также на основании их заявок, содержащих данные о решениях комиссий (уполномоченных) по социальному страхованию с указанием даты и номера соответствующего протокола заседания, количестве и сроках путевок, названии и месторасположении данных лагерей.

Финансовое положение указанных организаций должно подтверждаться соответствующими документами (справками об открытых банковских счетах, копиями выписок банков об остатках и движении средств на этих счетах).

Таким образом, между истцом как страховщиком и ответчиком как страхователем возникли правоотношения по обязательному социальному страхованию в отношении застрахованных лиц, то есть работников Комитета по образованию.

Именно для работников ответчика последний обладал правом получения финансирования на санаторно - курортное оздоровление детей в 2006 году.

Между тем, ответчик, указывая на необходимость получения путевок для работников Комитета по образованию, получил финансирование для оздоровления детей лиц, не являющихся работниками Комитета по образованию.

Согласно пункту 3 статьи 6 Закона № 165 - ФЗ посредническая деятельность в системе обязательного социального страхования не допускается.

Таким образом, фактически кроме участников отношений, указанных в части 2 указанной статьи, никто больше не может в них участвовать ни на одной стороне, а также оказывать какие - либо услуги, связанные с обязательным социальным страхованием.

В связи с этим Комитет по образованию не имел права выступать в качестве посредника между организациями, работниками которых являются родители получивших путевки в оздоровительные лагеря детей, поскольку данный орган является участником отношений по обязательному социальному страхованию только относительно лиц, с которыми у Комитета по образованию заключен трудовой договор и из заработной платы которых производятся отчисления по единому социальному налогу.

В соответствии с пунктом 8.1 Инструкции контроль за расходованием средств обязательного социального страхования осуществляется отделениями (филиалами отделений) Фонда посредством проведения документальных камеральных и выездных проверок страхователей - плательщиков единого социального налога.

Пунктом 8.3 данной Инструкции установлено, что проверке подлежат расходы страхователей - работодателей на выплату пособий по временной нетрудоспособности, иных видов пособий по обязательному социальному страхованию, оплату путевок на оздоровление детей работников, а также другие виды расходов, предусмотренные бюджетом Фонда на соответствующий финансовый год.

Согласно пункту 8.4 Инструкции расходы, произведенные страхователями - плательщиками единого социального налога с нарушением законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по обязательному социальному страхованию либо не подтвержденные документами в установленном порядке, по решению отделений (филиалов отделений) Фонда не принимаются к зачету в счет начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд.

Статьей 11 Закона № 165 - ФЗ предусмотрено право страховщика не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации. В пункте 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 № 101, содержится аналогичная норма.

В соответствии с пунктом 26 Методических указаний, утвержденных Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 17.03.2004 № 24, действовавших в период существования спорных отношений (далее - Методические указания), по результатам рассмотрения материалов проверки в случае выявления в ходе проверки расходов, произведенных страхователем с нарушением требований законодательных или иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию либо не подтвержденных документами в установленном порядке, руководитель отделения (филиала отделения) фонда принимает: - решение о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования; - решение о непринятии расходов, произведенных страхователем - работодателем, применяющим специальный налоговый режим, в счет средств, полученных от отделения (филиала отделения) фонда на цели обязательного социального страхования; - решение о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - работодателем, уплачивающим страховые взносы на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности; - решение о направлении уведомления о наличии задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности.

Таким образом, законодатель установил специальный механизм возмещения расходов по государственному социальному страхованию, произведенных с нарушением законодательства Российской Федерации, путем предоставления страховщику права не принимать их к зачету. При этом полномочия Фонда не принимать к зачету расходы на социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства о государственном социальном страховании, основаны на специальном порядке исполнения страховщиком своих обязательств перед застрахованными лицами, когда страхователем выступает лицо, являющееся плательщиком единого социального налога.

Полномочия истца, заключающиеся в непринятии к зачету расходов на обязательное социальное страхование, произведенных с нарушением законодательства Российской Федерации либо не подтвержденных документами в установленном порядке, заключаются в том, что Фонд отказывает в уменьшении подлежащей уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации части единого социального налога на сумму произведенных страхователем с нарушением законодательства расходов.

На основании решения о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога, отделение (филиал отделения) Фонда предлагает страхователю произвести корректировку суммы расходов на цели обязательного социального страхования путем отражения суммы не принятых к зачету расходов в бухгалтерском учете и расчетной ведомости по средствам фонда и представления в налоговый орган уточненного расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу. Решения отделения (филиала отделения) Фонда, принятые по результатам проверок, являются обязательными для исполнения страхователями и служат основанием для внесения ими соответствующих изменений в бухгалтерский учет и отчетность (пункт 28 Методических указаний).

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 05.08.2000 № 118 - ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации, внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» в отношении плательщиков единого социального налога проведение всех предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации мероприятий налогового контроля, а также осуществление взыскания сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды возложено на налоговые органы.

Суд апелляционной инстанции исходит из того, что при неисполнении страхователем решения Фонда социального страхования Российской Федерации о непринятии к зачету произведенных страхователем расходов на социальное страхование предусмотрен иной порядок взыскания со страхователя указанных сумм, а именно: путем взыскания налоговым органом недоимки по единому социальному налогу в размере суммы, не принятой Фондом к зачету по страховым взносам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона № 165 - ФЗ страховщику предоставлено право обращаться в суд с исками о защите своих прав и возмещении причиненного вреда.

Согласно пункту 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии с нормой пункта 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец не представил доказательств обоснованности заявленного требования и наличия ущерба. Кроме того, положения статьи 1064 ГК РФ не заявлялись истцом в суде первой инстанции в качестве правового основания иска.

Таким образом, исковые требования ГУ РО ФСС РФ по ХМАО - Югре обоснованно не удовлетворены судом первой инстанции.

Рассмотрев дело по правилам статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции не установил предусмотренных статьей 270 указанного Кодекса оснований для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции, в связи с чем, обжалуемый судебный акт как законный и обоснованный подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд именем Российской Федерации

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 23 июня 2008 года по делу № А75 - 2380/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно - Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

     Председательствующий

     Т.А.   Зиновьева

     Судьи

     А.Н.   Глухих

     О.В.   Зорина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А75-2380/2008
Принявший орган: Восьмой арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 30 октября 2008

Поиск в тексте