• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 ноября 2008 года  Дело N А75-2799/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме 26 ноября 2008 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Глухих А.Н.,

судей Рябухиной Н.А., Гладышевой Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Павловской Е.Н.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП - 5147/2008) муниципального водоканализационного предприятия муниципального образования город Ханты - Мансийск на решение Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 02 сентября 2008 года по делу № А75 - 2799/2008 (судья Рожнова Л.В.), принятое по иску муниципального водоканализационного предприятия муниципального образования город Ханты - Мансийск к обществу с ограниченной ответственностью «Жилищное эксплуатационное управление» о взыскании 2748731 руб. 56 коп., и по встречному иску общества с ограниченной ответственностью «Жилищное эксплуатационное управление» к муниципальному водоканализационному предприятию муниципального образования город Ханты - Мансийск о взыскании 808488 руб. 14 коп.

В судебном заседании приняли участие:

от ООО «Жилищное эксплуатационное управление» - генеральный директор Шавлюков Н.А. (решение № 07 от 11.04.2008), представитель Карлюгин О.В. по доверенности от 28.10.2008,

от муниципального водоканализационного предприятия муниципального образования город Ханты - Мансийск - представители Балаганский А.Н. по доверенности № 06/2539 от 10.11.2008, Бакалов Е.И. по доверенности № 06/2540 от 10.11.2008, Волынец М.Н. по доверенности № 06/1635 от 28.06.2008,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное водоканализационное предприятие муниципального образования город Ханты - Мансийск (далее - МП «Водоканал») обратилось в Арбитражный суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Жилищно - эксплуатационное управление» (далее - ООО «ЖЭУ») задолженности в сумме 2691 930 руб. 78 коп. и 56800 руб. 78 коп. пени.

ООО «ЖЭУ», в свою очередь, предъявило встречное исковое заявление о взыскании с МП «Водоканал» 808488 руб. 14 коп. неосновательного обогащения, которое принято судом для совместного рассмотрения с первоначальным иском.

До принятия решения ООО «ЖЭУ» в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) увеличил размер встречных исковых требований и просил взыскать с МП «Водоканал» 817529 руб. 60 коп. неосновательного обогащения.

Решением Арбитражного суда Ханты - мансийского автономного округа - Югры от 02.09.2008 по делу № А75 - 2799/2008 с ООО «ЖЭУ» в пользу МП «Водоканал» взыскана задолженность в сумме 2207 383 руб. 24 коп., 56800 руб. 78 коп. пени и 20793 руб. 70 коп. расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части первоначальных исковых требований и встречных исковых требований отказано. Этим же решением ООО «ЖЭУ» из федерального бюджета возвращена государственная пошлина в сумме 2909 руб. 58 коп.

При принятии решения суд исходил из того, что сумма НДС необоснованна включена в тарифы водопотребления и водоотведения, предназначенные для оплаты гражданами. В рамках правоотношений по оказанию гражданам, проживающих в домах, находящихся в управлении ООО «ЖЭУ», последнее не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов граждан, с которыми заключены договоры управления многоквартирными домами.

Не соглашаясь с решением суда в части отказа, МП «Водоканал» в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции от 26.12.2007 по делу № А46 - 14489/2006 отменить в части отказа о взыскании НДС в размере 484547 руб. 54 коп. и принять новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы МП «Водоканал» указывает, что применительно к настоящему делу ООО «ЖЭУ» оказывает гражданам услуги именно с целью получения прибыли.

По мнению МП «Водоканал», действующим законодательством не предусмотрено, что управляющая компания является представителем граждан перед ресурсоснабжающими организациями и действует в их интересах.

ООО «ЖЭУ» в отзыве на апелляционную жалобу просили оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании представители МП «Водоканал» поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представители ООО «ЖЭУ» высказались согласно отзыву на апелляционную жалобу.

МП «Водоканал» заявлены ходатайства о приобщении к материалам дела дополнительных документов и привлечении в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления ФНС РФ по ХМАО - Югре.

В судебном заседании, состоявшемся 20.11.2008, истец отказался от указанных выше ходатайств (см. протокол судебного заседания от 20.11.2008).

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на неё, заслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке ч. 5 ст. 268 АПК РФ в обжалуемой части, суд апелляционной инстанции находит его подлежащим изменению.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в 2006 году на основании ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и решений общих собраний собственников жилых домов ООО «ЖЭУ» в качестве управляющей компании заключило договоры управления многоквартирными домами с гражданами, проживающими в домах по ул. Лермонтова, 19 «а» и ул. Энгельса, д. 26, ул. Мира, 68, ул. Песчаная, 7, ул. Комсомольская, 63, ул. Калинина, 66а, ул. Дзержинского, 30 в г. Ханты - Мансийске.

В целях предоставления коммунальных услуг гражданам 15.04.2007 между МП «Водоканал» (ресурсоснабжающая организация) и ООО «ЖЭУ» (абонент) подписан договор № 1609 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод.

По условиям договора № 1609 от 15.04.2007 МП «Водоканал» обязалось подавать на указанные выше объекты питьевую воду через присоединённую сеть водопроводных вводов, а через канализационные выпуски принимать сточные воды, а абонент должен быть оплачивать оказанные услуги.

Стороны согласовали объём водопотребления и водоотведения, тарифы в размере 41 руб. 95 коп. куб.м., в том числе НДС за водопотребление и 52 руб. 56 коп. куб. м. в том числе НДС за водоотведение (п. п. 3.3, 7.5 договора).

Согласно п. 7.2 договора ежемесячно в срок до 30 числа абонент предоставляет в адрес ресурсоснабжающей органиации данные о показаниях приборов учёта по форме, установленной в Приложении № 3, являющимся неотъемлемой частью настоящего договора. Ресурсоснабжающая организация на основании предоставленных абонентом данных в срок до 5 числа месяца следующего за расчётным производит начисление за полученную воду (сброшенные стоки) и направляет в адрес абонента счёт на оплату. Абонент оплачивает данный счёт в течение 10 дней с момента получения, но не позднее 20 числа месяца следующего за расчётным. Неполучение абонентом счёта не является основанием для неоплаты фактически потреблённых услуг. Абонент имеет право самостоятельно исчислять сумму, подлежащую оплате, и перечислять её на расчётный счёт МП «Водоканал» (п. 7.3 договора).

МП «Водоканал» в период с октября 2007г. по март 2008года надлежащим образом исполнило свои обязательства по договору № 1609 от 15.04.2007.

ООО «ЖЭУ», в свою очередь, не полностью оплатило стоимость оказанных услуг, за указанный период, по расчёту МП «Водоканал», его задолженность составила 2691930 руб. 78 коп. (в том числе НДС в сумме 484547 руб. 54 коп.), вследствие чего истец обратился в суд с настоящим иском.

Часть 2 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусматривает, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединённую сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых и приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Пунктом 1 ст. 541 ГК РФ установлено, что количество поданной энергоснабжающей организацией и использованной абонентом энергии определяется в соответствии с данными учета о её фактическом потреблении.

Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (ст. 544 ГК РФ).

Согласно ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

Между сторонами разногласий по объёму оказанных услуг по водопотреблению и водоотведению не имеется, акты выполненных работ подписаны без замечаний.

Расчет задолженности по договору осуществлен истцом, исходя из тарифов на услуги по водоснабжению и водоотведению для населения: 35,55руб. без НДС - за водопотребление и 44,54 руб. без НДС - за водоотведение с 01.01.2007 (постановление Главы города Ханты - Мансийска от 18.12.2006 № 1132); 37,03 руб. без НДС - за водопотребление и 44,54 руб. - за водоотведение с 01.01.2008 (постановление исполняющего обязанности Главы города Ханты - Мансийска от 11.12.2007 № 826).

В суде первой инстанции ответчик указал на необоснованное увеличение применяемого истцом тарифа на величину НДС.

Суд первой инстанции признал верной позицию ООО «ЖЭУ» и отказал в удовлетворении первоначального иска в сумме 484547 руб. 54 коп., сославшись на то, что операции по реализации воды и водоотведению не являются объектом обложения НДС.

Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции ошибочными.

В п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, приведены следующие определения:

- «коммунальные услуги» - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях;

- «ресурсоснабжающая организация» - юридическое лицо независимо от организационно - правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов;

- «коммунальные ресурсы» - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг;

- «исполнитель» - юридическое лицо независимо от организационно - правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно - строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

В соответствии с п. 15 указанных Правил размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

В случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно - строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

Вместе с тем, как следует из пункта 1 Правил, названные Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, то есть между исполнителями и гражданами, использующими коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2004 № 210 - ФЗ «Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса» регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Пунктом 2 ст. 5 данного Закона предусмотрено, что органы местного самоуправления устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.

Из постановления Главы города Ханты - Мансийска от 18.12.2006 № 1132 и постановления исполняющего обязанности Главы города Ханты - Мансийска от 11.12.2007 № 826 следует, что тариф на услуги по водоотведению и водоотведению для населения, установлен без НДС.

Во исполнение обязательств управляющей организации ООО «ЖЭУ» обеспечивает задачи по содержанию жилищного фонда. Жилищно - коммунальные услуги являются объектом обложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Организации, реализующие товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации, в силу ст. 143 НК РФ признаются плательщиками налога на добавленную стоимость.

К числу операций, освобождаемых от обложения указанным налогом на основании ст. 149 НК РФ, услуги, оказываемые управляющей компанией по обеспечению потребителей коммунальными ресурсами, не отнесены.

Обязанность истца при реализации товаров (работ, услуг) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога установлена п. 1 ст. 168 НК РФ.

По правилам п. 6 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы).

Учитывая, что тариф на услуги по водопотреблению и водоотведению для населения, установлен без НДС, двойное обложение указанным налогом реализуемых истцом товаров не производится.

Несмотря на то, что ООО «ЖЭУ» приобретало услуги по водопотреблению и водоотведению для предоставления коммунальных услуг гражданам, это обстоятельство не изменяет порядок оплаты оказанных МП «Водоканал» услуг, поскольку для последнего именно ООО «ЖЭУ» является пользователем услуг, а не граждане.

ООО «ЖЭУ» является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами. Соответствующие обязательства ООО «ЖЭУ» как управляющей организации перед организациями, непосредственно оказывающими услуги, могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами обслуживаемых ООО «ЖЭУ» домов.

Ссылка ООО «ЖЭУ» на постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.10.2007 № 57 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами дел, касающихся взимания налога на добавленную стоимость по операциям, связанным с предоставлением жилых помещений в пользование, а также с их обеспечением коммунальными услугами и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирных домов» не может быть принята во внимание, поскольку в указанном постановлении даны разъяснения, касающиеся налогообложения товариществ собственников жилья.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении первоначального иска в сумме 484547 руб. 54 коп. подлежит изменению, в связи с чем с ООО «ЖЭУ» в пользу МП «Водоканал» следует взыскать 2748731 руб. 56 коп., из которых 2691930 руб. 78 коп. - задолженность, 56800 руб. 78 коп. - пеня.

Расходы по уплате государственной пошлины по первоначальному иску и по апелляционной жалобе по правилам ст. 110 АПК РФ относятся на ООО «ЖЭУ».

На основании изложенного и руководствуясь п. п. 2 п. 1 ст. 269, п. п. 4 п. 1 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд именем Российской Федерации

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 02.09.2008 по делу № А75 - 2799/2008 изменить в части первоначального иска, изложив его в следующей редакции.

Требования муниципального водоканализационного предприятия муниципального образования город Ханты - Мансийск удовлетворить полностью.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Жилищное эксплуатационное управление» в пользу муниципального водоканализационного предприятия муниципального образования город Ханты - Мансийск 2748731 руб. 56 коп., из которых 2691930 руб. 78 коп. - задолженность, 56800 руб. 78 коп. - пеня за период с 21.11.2007 по 28.04.2008, а также 25243 руб. 65 коп. расходов по уплате государственной пошлины по первоначальному иску.

В остальной части решение оставить без изменения.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Жилищное эксплуатационное управление» в пользу муниципального водоканализационного предприятия муниципального образования город Ханты - Мансийск расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 1 000 руб.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течение двух месяцев после его принятия путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно - Cибирского округа.

     Председательствующий

     А. Н. Глухих

     Судьи

     Е. В. Гладышева

     Н. А. Рябухина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А75-2799/2008
Принявший орган: Восьмой арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 26 ноября 2008

Поиск в тексте