ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 сентября 2008 года  Дело N А75-2825/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2008 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Шиндлер Н.А.

судей Сидоренко О.А., Золотовой Л.А.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Лиопа А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП - 3616/2008) общества с ограниченной ответственностью «Нефтеспецстрой» на решение Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа от 09.06.2008 по делу № А75 - 2825/2008 (судья Загоруйко Н.Б.),

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Нефтеспецстрой»

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре

о признании незаконными действий

при участии в судебном заседании представителей:

от общества с ограниченной ответственностью «Нефтеспецстрой» - Анфилофьев А.С. по доверенности от 16.01.2008 № 12 сроком действия до 31.12.2008;

от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре - Жданова С.К. по доверенности от 06.03.2008 № 03 - 05/1130 сроком до 06.03.2009;

УСТАНОВИЛ:

Решением от 09.06.2008 по делу № А75 - 2825/2008 Арбитражный суд Ханты - Мансийского автономного округа отказал в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Нефтеспецстрой» (далее по тексту - ООО «Нефтеспецстрой», Общество, налогоплательщик) о признании незаконными действий должностного лица налогового органа - заместителя начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре (далее по тексту - Межрайонная ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по ХМАО - Югре, налоговый орган), выразившихся и отказе сторнировать (уменьшить) начисленные пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 686 137 руб. 84 коп., в том числе: по взносам па страховую часть трудовой пенсии в сумме 620 228 руб. 79 коп., по взносам на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 65 909 руб. 05 коп. за период с 21.01.2004 по 02.12.2005, отраженном в письме от 06.03.2008 №04 - 02 - 33/1137.

Решение суда первой инстанции мотивировано соответствием действий налогового органа нормам действующего законодательства, отсутствием у него правовых оснований для сторнирования пеней. При этом суд первой инстанции исходил из того, что порядок исчисления пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование заключающийся в том, что пени подлежат уплате только в случае неисполнения в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, в том что, исчисление пеней не ставится в зависимость от того, уплачиваются ли соответствующие авансовые платежи в течение или по итогам отчетного периода, исчисляются ли они на основе налоговой базы, определяемой и соответствии со статьями 53 и 54 Налогового кодекса Российской Федерации и отражающей реальные финансовые результаты деятельности налогоплательщика, был введен согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2007 № 47 «О порядке исчисления сумм пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование» только с 3 - го квартала 2007 года. Пени же начислены Обществу на задолженность за 2003 год, в связи с чем, новый порядок исчисления пеней к ним не применяется.

Ранее, до июля 2007 года налоговые органы по вопросу начисления пеней за несвоевременную уплату авансовых платежей по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, руководствовались разъяснениями Федеральной налоговой службы России, (письмо от 15.02.2006г. № ГВ - 6 - 05/165@ «О начислении пеней за несвоевременную уплату авансовых платежей по ЕСН и страховым взносам па обязательное пенсионное страхование»), и начисляли пени помесячно.

Также суд указал на то, что лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого им и во исполнение ведомственных документов. Наличие в документах внутриведомственного учета сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика. Кроме того, нормативными документами не предусмотрено списание задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

В апелляционной жалобе Общество просит решение суда первой инстанции отменить, в связи с неправильным применением судом норм материального права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на следующее: полномочиями по взысканию страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и начисленных за их несвоевременную уплату пеней наделены лишь территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, налоговые органы такими полномочиями не обладают; в рамках отношений по обязательному пенсионному страхованию пени подлежат уплате только в случае неисполнения в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, то есть по итогам каждого отчетного периода - квартала.

Также Общество считает необоснованной ссылку суда первой инстанции на порядок принятия решений о признании безнадежными ко взысканию и списания недоимки и на то, что лицевой счет является формой внутреннего контроля, и его состояние не может нарушать права и законные интересы налогоплательщика. Налогоплательщик полагает, что незаконно начисленную налоговым органом сумму нельзя признать ни недоимкой, ни пеней, поскольку предусмотренных законом обязанности и оснований уплачивать данную сумму, у налогоплательщика не было и нет, эта сумма не является реальной задолженностью перед бюджетом, следовательно, и применять порядок признания ее безнадежной и списывать нельзя. Налоговым органом спорная сумма занесена в лицевые счета Общества как пени, поэтому только тот же налоговый орган, являясь администратором поступлений обязательных платежей в бюджет и уполномоченный вести лицевые счета плательщиков страховых взносов, правомочен внести туда изменения, то есть сторнировать (уменьшить) излишне начисленную сумму.

Кроме того, налогоплательщик считает необоснованным указание в тексте решения суда на отсутствие нарушения его прав, поскольку учет задолженности в Пенсионный фонд Российской Федерации не позволяет получить налогоплательщику справку об отсутствии задолженности.

Налоговый орган в соответствии с представленным суду письменным отзывом на апелляционную жалобу считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению. Доводы отзыва повторяют выводы суда первой инстанции.

В дополнении к отзыву налоговый орган ссылается на акты совместной сверки расчетов по налогам и сборам, пеням и штрафам между Обществом и ИФНС РФ по г. Мегиону, которые подписаны без разногласий, что, по мнению налогового органа свидетельствует о согласии Общества с задолженностью по пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Представитель налогового органа пояснил, что решение суда первой инстанции считает законным, просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.

Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв (с дополнениями) на нее, установил следующие обстоятельства.

Общество 05.09.2005 предоставило в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре уточненную налоговую декларацию за 2003 год по единому социальному налогу (далее по тексту - ЕСН).

По данным налогового органа (согласно балансу расчетов но состоянию на 01.11.2005) за Обществом образовалась недоимка: по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии в сумме 771 795 руб. 67 коп.; по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть пенсии в сумме 74 597 руб. 33 коп.

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда России в г. Мегионе Ханты - Мансийского автономного округа (далее по тексту - орган Пенсионного фонда) направило в адрес Общества требование от 23.11.2005 № 20 об уплате страховых взносов по состоянию на 11.11.2005, которым предложило Обществу уплатить в срок до 05.12.2005 задолженности по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии в сумме 151 566 руб. 88 коп.; по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть пенсии в размере 8 688 руб. 28 коп.

Данное требование органа Пенсионного фонда было исполнено Обществом платежными поручениями от 02.12.2005 № 981 и № 983.

Расхождение в сумме начисленных пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по данным налогового органа и органа Пенсионного фонда составило: по пени по страховым взносам на страховую часть пенсии - 620 228 руб. 79 коп.; по пени по страховым взносам на накопительную часть пенсии - 65 909 руб. 05 коп.

Данное расхождение обусловлено применением налоговым органом и органом Пенсионного фонда разного порядка для исчисления пеней, а именно: орган Пенсионного фонда начислял пени поквартально (по окончании каждого отчетного периода), налоговый орган - помесячно (на суммы ежемесячных авансовых платежей).

Общество, полагая, что у налогового органа отсутствуют полномочия по начислению пеней, обратилось в налоговый орган с письмом о сторнировании (уменьшении) по карточке лицевого счета указанной задолженности по пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Налоговый орган письмом от 06.03.2008 № 04.02 - 33/1137 разъяснил Обществу порядок ведения КРСБ по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Общество, полагая, что действия налогового органа (должностного лица налогового органа - заместителя начальника Межрайонной ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по ХМАО - Югре), выразившиеся в отказе сторнировать (уменьшить) начисленные пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в указанных выше суммах, отраженном в письме от 06.03.2008 №04 - 02 - 33/1137, не соответствуют действующему законодательству и нарушают его права и законные интересы, обратилось в суд с требованием о признании действий незаконными.

Решением суда первой инстанции в удовлетворении требований Общества отказано.

Означенное решение обжалуется Обществом в суд апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, находит решение подлежащим отмене исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 № 167 - ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее по тексту - Федерального закона № 167 - ФЗ) контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. Порядок осуществления контроля регулируется законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (абзац 3 статьи 2 Федерального закона №167 - ФЗ). Полномочия налоговых органов по контролю за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование позволяют им в рамках мероприятий налогового контроля принимать соответствующие решения на основании статьей 31, 82, 87 и 101 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговые органы обеспечивают передачу органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также документы, подтверждающие наличие указанной задолженности, в течение двух месяцев со дня выявления указанной задолженности (статья 25 Федерального закона № 167 - ФЗ).

В силу пункта 4 статьи 25 Федерального закона № 167 - ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 настоящего Федерального закона либо в судебном порядке.

Таким образом, налоговый орган вправе в рамках осуществляемого им контроля за уплатой страховых взносов выявлять и доначислять суммы неуплаченных страховых взносов, начислять пени за их несвоевременную уплату, и передавать указанную информацию органу Пенсионного фонда.

Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона № 167 - ФЗ базой для начисления страховых взносов является налоговая база по единому социальному налогу, установленная главой 24 «Единый социальный налог» Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона № 167 - ФЗ под расчетным периодом по страховым взносам понимается календарный год. Расчетный период состоит из отчетных периодов, которыми признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года. Ежемесячно страхователь уплачивает авансовые платежи, а по итогам отчетного периода рассчитывает разницу между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, уплаченных за отчетный период.

В силу статьи 24 Федерального закона № 167 - ФЗ уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15 - го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.

Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20 - го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.

На основании статьи 26 Федерального закона № 167 - ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пенями признается денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными Законом сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов.

Таким образом, начисление пеней за несвоевременную уплату страховых взносов возможно только с определенного момента - по итогам отчетного периода и с учетом порядка, установленного приведенными выше нормами. Начисление пеней по ежемесячным авансовым платежам не предусмотрено Федеральным законом № 167 - ФЗ.

Данный вывод, основанный на изложенных выше нормах действующего законодательства, соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Пленум от 26.07.2007 № 47 «О порядке исчисления сумм пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование».

Так согласно пункту 3 данного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в отличие от регулирования, установленного Кодексом, Федеральный закон № 167 - ФЗ не предусматривает нормы, распространяющей на ежемесячные авансовые платежи порядок начисления пеней, установленный для страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Пункт 1 статьи 26 Закона № 167 - ФЗ определяет, что пенями обеспечивается исполнение обязанности по уплате страховых взносов. В силу статьи 24 Закона о пенсионном страховании страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это суммы, подлежащие уплате за отчетный (расчетный) период на основе расчета (декларации).

Таким образом, в рамках отношений по обязательному пенсионному страхованию пени подлежат уплате только в случае неисполнения в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов.

При этом суд апелляционной инстанции отклоняет довод налогового органа, поддержанный судом первой инстанции, о невозможности применения к рассматриваемым правоотношениям положений указанного Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской федерации от 26.07.2007 № 47 по причине того, что данный порядок исчисления пеней введен только с 3 - го квартала, а в данном случае пени начислены на задолженность 2003 года.

Во - первых, вывод о том, что пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, подлежат начислению поквартально, следует из изложенных выше норм действующего как в 2003, так и действующего на сегодняшний день, законодательства. Каких - либо изменений относительно порядка их исчисления пеней в указанные нормативно - правовые акты за период с 2003 года внесено не было. То есть порядок начисления пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование заключающийся в их начислении по итогам квартала, а не месяца существовал уже в 2003 году, и с тех пор не менялся.

Во - вторых, указанное Постановление Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации не относится к нормативно - правовым актам, устанавливающим какие - либо права и обязанности. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации законодательно наделен полномочиями по толкованию применения законодательства Российской Федерации, касающегося сфер деятельности хозяйствующих субъектов, в связи с чем, постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации носят официальный разъяснительный характер и имеют существенное значение для правильного применения закона при разрешении конкретных дел.

Таким образом, Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 47 не вводило новых норм права, а лишь разъяснило действующие законы и сложившиеся на их основе отношения.

Материалами дела подтверждается и налоговым органом не оспаривается, что пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии в сумме 771 795 руб. 67 коп. и на накопительную часть пенсии в сумме 74 597 руб. 33 коп. рассчитаны были помесячно.

Таким образом, расхождение в сумме начисленных пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по данным налогового органа и по данным органа Пенсионного фонда (который пени начислял поквартально) в сумме 620 228 руб. 79 коп. - на страховую часть трудовой пенсии, в сумме 65 909 руб. 05 коп. - на накопительную часть трудовой пенсии, является незаконно начисленными суммами пеней.

При этом суд апелляционной инстанции не принимает ссылку налогового органа на то, что акты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам от 04.10.2007 были подписаны Обществом без разногласий, поскольку в материалах дела имеются акты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, датированные более поздней датой - 14.01.2008, в которых налогоплательщик указывает на несогласие с пенями в сумме 65 909 руб. 05 коп., начисленными налоговым органом помесячно.

Лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого им во исполнение ведомственных документов - Рекомендации по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, утвержденные приказом МНС России от 05.08.2002 № БГ - 3 - 10/411.

При этом лицевой счет, являющийся формой внутреннего контроля за надлежащим исполнением налогоплательщиком обязанности по уплате налогов и других обязательных платежей, должен содержать достоверные сведения о действительных обязательствах налогоплательщика перед бюджетом.