• по
Более 47000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 марта 2009 года  Дело N А75-6135/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2009 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 12 марта 2009 года.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Зориной О.В..

судей Гергель М.В., Глухих А.Н.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Карпущенко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП - 827/2009) Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа от 16 декабря 2008 года по делу № А75 - 6135/2008 (судья Микрюкова Е.Е.) по иску муниципального учреждения «Детская городская поликлиника» к Ханты - Мансийскому окружному фонду обязательного медицинского страхования, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации города Нижневартовска, о взыскании 2689805,26 рублей

установил:

на основании статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) муниципальное учреждение «Детская городская поликлиника» (далее - Учреждение, истец) обратилось в арбитражный суд с иском к Ханты - Мансийскому окружному фонду обязательного медицинского страхования, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании расходов, вызванных выполнением программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, в том числе: 209317,71 рублей компенсаций по оплате ежегодного отпуска медицинским работникам Учреждения, выплаченных по решению мирового судьи, 3000,0 рублей возмещенного морального вреда по решению мирового судьи, 3723,17 рублей судебных расходов, выплаченных по решению мирового судьи, 2463764,38 рублей компенсации расходов по перерасчету заработной платы работникам учреждения за период отпуска.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация г. Нижневартовска.

Решением Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа от 16.12.2008 по делу № А75 - 6135/2008 исковые требования удовлетворены в сумме 2673082,09 рублей за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, в удовлетворении иска к Ханты - Мансийскому окружному фонду обязательного медицинского страхования в сумме 16723,17 рублей отказано.

Суд первой инстанции указал, что расходы медицинских учреждений, связанные с увеличением размера среднего заработка работников для оплаты очередных отпусков могут быть возложены на публично - правовое образование независимо от того, предусмотрен ли соответствующий порядок компенсации дополнительных расходов и предусмотрены ли соответствующие средства в бюджете.

Законность принятого по делу судебного акта проверяется Восьмым арбитражным апелляционным судом по апелляционной жалобе Министерства финансов Российской федерации, поданной в порядке статьи 257 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В обоснование жалобы ответчик ссылается на то, что обязательства у Российской Федерации по финансированию выплат, связанных с увеличением среднего заработка медицинских работников за 2006 год в связи с оказанием дополнительной медицинской помощи участковыми врачами - педиатрами и медицинскими сестрами отсутствуют, так как для данных расходов не был определен источник финансирования.

Указывает, что в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 22.12.2005 № 171 - ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год» расходы по увеличению среднего заработка за период отпуска в связи осуществлением денежных выплат медицинским работникам не являются расходным обязательством Российской Федерации, так как к расходным обязательствам данным законом отнесены исключительно обязательства, закрепленные Программой государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на 2006 год.

Считает, что расходы по оплате очередного отпуска за 2007 год не подлежат возмещению в соответствии с Программой государственных гарантий на 2006 год, а должны возмещаться в соответствии с Федеральным законом «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год» № 243 - ФЗ от 29.12.2006 года (в редакции от 23.11.2007 года) путем подачи Учреждением соответствующей заявки в Ханты - Мансийский окружной фонд обязательного медицинского страхования.

Полагает, что факт перечисления Учреждением своим работникам истребуемых сумм не доказан, то есть не доказаны убытки, предъявленные к возмещению в порядке статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились. О месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом. Истец направил в суд ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.

От истца, Ханты - Мансийского окружного фонда обязательного медицинского страхования к началу судебного заседания получены отзывы на жалобу, в которых указано на необоснованность ее доводов, истец и ответчик просят оставить жалобу без удовлетворения.

На основании частей 3 и 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заседание суда апелляционной инстанции проведено в отсутствие сторон и третьего лица.

В порядке, предусмотренном частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обоснованность оспариваемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции только в обжалуемой части - в части удовлетворения иска за счет казны Российской Федерации (часть 5 статьи 268 АПК РФ).

В части отказа в удовлетворении исковых требований решение не проверяется в связи с отсутствием возражений от лиц, участвующих в деле, против проверки судебного акта в обжалуемой части.

Рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что в соответствии с договором № 06 от 12.01.2006 года Ханты - Мансийский окружной фонд обязательного медицинского страхования принял на себя обязательства по финансированию расходов Учреждения по выполнению государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Во исполнение Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год Учреждением были заключены соглашения с работниками (врачами - педиатрами) и участковыми медицинскими сестрами о выполнении дополнительного объема работ на закрепленном за врачом и медицинской сестрой участке и о выплате за выполнение дополнительного объема работы ежемесячной надбавки стимулирующего характера в размере 10000,0 рублей для врачей - педиатров и в размере 5000,0 рублей - для медицинских сестер (с применением районного коэффициента).

Между тем, Учреждение произвело расчет среднего заработка для оплаты отпусков в 2006 и 2007 году без учета данных ежемесячных выплат, в связи с чем решением мирового судьи судебного участка № 13 г. Нижневартовска от 08.08.2007 по делу № 2 - 5602/13/2007 суд обязал истца выплатить своим работникам врачам - педиатрам (Файзрахмановой К.А., Каракуловой Т.Н., Романовой Н.А., Орловой Т.И., Бывалец Т.Н., Беловой Е.И.) в счет задолженности по оплате очередного ежегодного отпуска 209317,72 рублей.

Во избежание дополнительных издержек истец самостоятельно произвел перерасчет среднего заработка, подлежащего выплате в период отпуска за 2006 год другим работникам Учреждения (врачам - педиатрам и участковым медицинским сестрам) на общую сумму 2463764,38 рублей.

Всего расходы истца по перерасчету среднего заработка и оплате отпускных в соответствующей части составили 2673082,10 рублей.

Суд первой инстанции, удовлетворяя иск о взыскании указанных сумм за счет казны Российской Федерации как убытков, правомерно исходил их следующего.

Постановлением Правительства РФ от 28.07.2005 № 461 утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год (далее Программа).

Разделом 4 Программы предусмотрено предоставление за счет федерального бюджета дополнительной медицинской помощи на основе государственного задания, оказываемой врачами - терапевтами участковыми, врачами - педиатрами участковыми, врачами общей (семейной) практики, медицинскими сестрами участковыми врачей - терапевтов участковых, медицинскими сестрами участковыми врачей - педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей (семейной) практики учреждений здравоохранения муниципальных образований, оказывающих первичную медико - санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации), предусматривающей динамическое медицинское наблюдение за состоянием здоровья отдельных категорий граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг; проведение диспансеризации неработающих граждан; проведение иммунизации населения; проведение мероприятий по раннему выявлению социально значимых заболеваний и заболеваний опорно - двигательного аппарата, а также дополнительной медицинской помощи, предусматривающей в том числе обеспечение отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами, предоставляемая в соответствии с главой 2 Федерального закона «О государственной социальной помощи».

Частью 1 статьи 9 Федерального закона от 22.12.2005 N 171 - ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год» предусмотрено, что финансовое обеспечение государственного задания в соответствии с программой является расходным обязательством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 Правил финансирования государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2005 № 851, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в установленном порядке предоставляет субвенции территориальным фондам обязательного медицинского страхования в объеме средств, предусмотренных Федеральным законом «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год» на финансирование государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи.

Пунктом 3 установлено, что средства, передаваемые в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования, направляются на осуществление денежных выплат вышеназванным медицинским работникам в размере 10000 рублей в месяц для участковых врачей и 5000 рублей в месяц для медицинских сестер участковых врачей.

Таким образом, финансирование оказания дополнительной медицинской помощи было ограничено исключительно размером денежных выплат стимулирующего характера.

В то же время истец был обязан выплачивать своим работникам вышеназванных категорий дополнительную часть среднего заработка при его выплате по основаниям, предусмотренным трудовым законодательством (в том числе в связи с уходов в отпуск), исходя из расчета, включающего и ежемесячные выплаты стимулирующего характера за оказание дополнительной помощи в силу требований статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации.

Исполнив эту обязанность, установленную как решением мирового судьи, так и Трудовым кодексом РФ, истец понес убытки в размере доначисленного среднего заработка.

При этом судом первой инстанции установлено, что в бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год расходы на эти цели не предусматривались и, соответственно, денежные средства на компенсацию данных расходов истцу за счет средств фонда обязательного медицинского страхования не предоставлялись.

Таким образом, возникшие у истца расходы явились следствием бездействия органов государственной власти Российской Федерации, не определивших своевременно источник финансирования дополнительных выплат истца, возникших в связи исполнением Программы.

Поэтому суд отклоняет довод подателя жалобы о том, расходы истца, понесенные в связи с увеличением заработной платы медицинским работникам, не являются расходным обязательством Российской Федерации.

Указанные расходы в соответствии с положениями статей 15 и 16 Гражданского кодекса Российской Федерации обоснованно квалифицированы судом как убытки и взысканы с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.

Довод жалобы об отсутствии оснований для возмещения истцу расходов, понесенных при предоставлении отпусков за 2007 год по решению мирового судьи, также отклоняется.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 885 утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2007 год.

Финансирование в 2007 году выполнения государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико - санитарную помощь, согласно пункту 3 Правил предоставления в 2007 году субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования территориальным фондам обязательного медицинского страхования на финансирование выполнения учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико - санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо при отсутствии на территории муниципального образования учреждений здравоохранения муниципальных образований и субъектов Российской Федерации медицинскими организациями, в которых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, размещен муниципальный заказ, за исключением медицинских учреждений, подведомственных главным распорядителям средств федерального бюджета), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи, утвержденных Постановлению Правительства Российской Федерации от 28.12.2006 № 825, должно осуществляться с учетом расходов, связанных с увеличением размера среднего заработка медицинского работника, то есть с учетом предоставления медицинским работникам гарантий, установленных статьей 114, частью 9 статьи 139, статьями 167, 183 и 187 Трудового кодекса Российской Федерации.

Однако эти изменения в Правила были внесены лишь Постановлением Правительства РФ от 01.12.2007 N 833 во исполнение Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год» от 23ноября2007года № 264 - ФЗ.

К этому времени решение мирового судьи судебного участка № 13 от 8.08.2007 года уже вступило в законную силу (22.10.2007 года) и в любом случае подлежало исполнению.

Фактическое исполнение состоялось 21 декабря 2007 года (том 1 лист дела 25).

В то же время реализация Постановления Правительства № 833 началась только 29.12.2007 года, когда Федеральный фонд обязательного медицинского страхования издал приказ № 326, которым предложил территориальным фондам представить расчеты сумм субвенций, необходимых для финансирования расходов медицинских учреждений, связанных с соблюдением гарантий установленных статьей 114, частью 9 статьи 139, статьями 167, 183 и 187 Трудового кодекса Российской Федерации.

Более того, только 5.02.2008 года Ханты - Мансийский окружной фонд обязательного медицинского страхования издал приказ № 36/2 «О формировании расчета суммы субвенций, необходимой на финансирование расходов по предоставлению гарантий, установленных статьей 114, частью 9 статьи 139, статьями 167, 183 и 187 Трудового кодекса Российской Федерации, медицинским работникам учреждений здравоохранения, обеспечивающим выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи за январь - декабрь 2007 года» и позже довел его до сведения медицинских учреждений.

Причем в соответствии с пунктом 3.2. Приказа Федерального фонда обязательного медицинского страхования № 326 от 29.12.2007 года «О внесении изменений в приказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16 января 2007 г. № 8 "Об утверждении порядка предоставления субвенций территориальным фондам обязательного медицинского страхования на финансирование выполнения учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико - санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи и бюджетных заявок на перечисление субвенции на оплату дополнительной медицинской помощи" Фонд в первом квартале 2008 года осуществляет финансирование расходов учреждений здравоохранения, муниципальных образований, оказывающих первичную медико - санитарную помощь (а при их отсутствии соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо при отсутствии на территории муниципального образования учреждений здравоохранения муниципальных образований и субъекта Российской Федерации медицинскими организациями, в которых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, размещен муниципальный заказ, за исключением медицинских учреждений, подведомственных главным распорядителям средств федерального бюджета), по предоставлению гарантий, установленных статьей 114, ч. 4 статьи 139, статьями 167, 183, 187 Трудового кодекса Российской Федерации, путем предоставления средств бюджета Фонда в бюджеты территориальных фондов в виде субвенции, в размере, необходимом для предоставления гарантий отдельным категориям медицинских работников медицинских учреждений, которым указанные гарантии в 2007 году не были предоставлены за счет иных источников финансирования (средств бюджетов субъектов Российской Федерации, обязательного медицинского страхования и иных средств) на основании расчетов по образцам, утвержденным Приказом.

Таким образом, поскольку гражданам Файзрахмановой К.А., Каракуловой Т.Н., Романовой Н.А., Орловой Т.И., Бывалец Т.Н., Беловой Е.И. названные гарантии за 2007 год уже были предоставлены за счет иных источников по решению суда, истец не может обращаться в Ханты - Мансийский окружной фонд с требованием о предоставлении финансирования в этой части за счет субвенций (за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования).

К тому же данные расходы в 2007 году прямо отнесены к расходным обязательствам Российской Федерации.

Указанные изменения не были внесены Российской Федерацией в законодательство своевременно.

Поэтому убытки истца в связи с исполнением решения мирового судьи подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации в полном объеме (как в части отпусков за 2006 год, так и в части отпусков за 2007 год).

Факт несения расходов подтверждается представленными платежным поручением № 2210 от 20.12.2007 года и расчетными документами как в целом по выплате заработной платы и отпускных, так и по каждому работнику.

Расходы бюджетного учреждения являются целевыми, а направление денежных средств на иные цели не допускается.

Отступления от финансовой дисциплины могут быть установлены путем сверки бюджетных кодов при исполнении бюджетной сметы.

Добросовестность участников гражданского оборота предполагается, пока не доказано обратное.

Доказательств того, что работники Учреждения фактически компенсации не получили, ответчик не представил.

Ответчик не заявлял ходатайств об истребовании доказательств, подтверждающих расходование денежных средств на иные цели, чем оплата отпусков участковой службе, или отсутствие расходов во взысканной части по выплате среднего заработка на период отпуска.

Поэтому суд отклоняет возражения ответчика, касающиеся недоказанности истцом несения предъявленных к возмещению расходов.

При таких обстоятельствах суд оставляет апелляционную жалобу без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа от 16.12.2008 по делу № А75 - 6135/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно - Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

     Председательствующий

     О.В. Зорина

     Судьи

     М.В. Гергель

     А.Н.Глухих

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А75-6135/2008
Принявший орган: Восьмой арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 12 марта 2009

Поиск в тексте