ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 октября 2010 года Дело N А75-6182/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2010 года
Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2010 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Моисеенко Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП - 7745/2010) Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 04.08.2010 по делу № А75 - 6182/2010 (судья Л.С.Истомина), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Север - Алко» к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу об оспаривании решения административного органа,
при участии в судебном заседании представителей:
от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу - не явился, извещен;
от общества с ограниченной ответственностью «Север - Алко» - Гаркавенко О.А., предъявлен паспорт, по доверенности от 01.07.2010 сроком действия 1 год; Торопов С.А., предъявлен паспорт, директор, действующий на основании приказа № 01 - К от 03.07.2008;
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Север - Алко» (далее по тексту - ООО «Север - Алко», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры с заявлением об оспаривании постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу (далее по тексту - Управление, административный орган) от 08.06.2010 № ТО - 005 - О - Ю - /ЮЛ о привлечении к административной ответственности на основании статьи 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Решением Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 04.08.2010 по делу № А75 - 6182/2010 требования Общества удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
В обоснование принятого судебного акта суд первой инстанции указал на отсутствие в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения, а именно вины в форме умысла.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, административный орган обжаловал его в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
В апелляционной жалобе Управление просит решение суда первой инстанции отменить. Административный орган, ссылаясь на положения статей 18, 19 Федерального закона от 22.11.1995 № 171 - ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», полагает, что если в лицензии содержится второй адрес, отличный от адреса места нахождения организации, то этот адрес является адресом обособленного подразделения организации.
Административным органом заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу, в котором указало, что решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителя Общества, установил следующие обстоятельства.
ООО «Север - Алко» осуществляет закупку, хранение и поставки алкогольной продукции на основании лицензии А 621057 регистрационный номер 332 от 26.12.2008, выданной Управлением Федеральной налоговой службы по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре сроком действия по 26.12.2013.
По факту уклонения Общества от подачи деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по формам 5, 6, 7 к Положению о предоставлении декларация об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 № 858 за 1 квартал 2010 на бумажном носителе по адресу обособленного подразделения: ХМАО - Югра, Тюменская область, г. Сургут, Восточный промрайон, проезд 2ПР административным органом в отношении ООО «Север - Алко» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По окончании административного расследования 26.05.2010 должностным лицом Управления 26.05.2010 в отношении Общества составлен протокол № ХО - 036 - О - Ю - /ЮЛ об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
08.06.2010 административным органом вынесено постановление № ХО - 036 - О - Ю - /ЮЛ на основании которого ООО «Север - Алко» признано виновным в совершении правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, ООО «Север - Алко» обратилось в Арбитражный суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании его недействительным и отмене.
Решением Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 04.08.2010 по делу № А75 - 6182/2010 требования Общества удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
Означенное решение обжалуется административным органом в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с положениями части 4 статьи 210 и статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности по делам об оспаривании решений административных органов, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Ответственность по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в частности, наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.
Частью 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 № 171 - ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее - Федеральный закон № 171 - ФЗ) предусмотрено, что организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40% объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 указанного Федерального закона в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в частности, искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно пункту 4 статьи 14 Федерального закона № 171 - ФЗ порядок представления деклараций и форма деклараций (за исключением порядка представления и формы деклараций о розничной продаже алкогольной продукции) устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 № 858 утверждено Положение о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - Положение), пунктом 5 которого предусмотрено, что организация представляет декларации на бумажном носителе в территориальные органы по месту нахождения организации. Организация, имеющая обособленные подразделения, указанные в лицензии, представляет декларации:
с учетом своих обособленных подразделений в целом по организации и раздельно по каждому своему обособленному подразделению - в территориальный орган по месту нахождения организации;
по обособленному подразделению - в территориальный орган по месту нахождения организации (в случае, если указанное обособленное подразделение расположено в том же федеральном округе, в котором расположена организация) либо в территориальный орган по месту нахождения обособленного подразделения (в случае, если обособленное подразделение организации и организация расположены в разных федеральных округах).
Организация представляет декларации в целом по организации и раздельно по каждому своему обособленному подразделению в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронном виде в утвержденном указанной Службой формате.
Пунктом 5.4.1. Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 154 определено, что Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка осуществляет контроль и надзор за представлением деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции и об объемах использования этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Таким образом, законодательно определена обязанность представлять декларации утвержденной формы в территориальные органы Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, при этом при наличии обособленного подразделения юридического лица, указанного в лицензии, также и декларации по каждому, указанному в лицензии подразделению.
Как следует из материалов дела и не оспаривается участвующими в деле лицами, Общество представило в установленные законом сроки декларации об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной спиртосодержащей продукции декларации по форме №№ 5,6,7 за 1 квартал 2010 года.
Основанием для привлечения Общества к административной ответственности по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях явилось непредставление последним декларации об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной спиртосодержащей продукции за 1 квартал 2010 года по формам № 5, № 6, № 7 приложения Положения по обособленному подразделению, расположенному по адресу: ХМАО - Югра, Тюменская область, г. Сургут, Восточный промрайон, проезд 2ПР.
Понятие обособленного подразделения в Федеральном законе от 22.11.1995 № 171 - ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции», а так же в Постановлении Правительства Российской федерации от 31.12.2005 № 858 не содержится, в связи с чем позиция административного органа о том, что если в лицензии указывается второй адрес, отличный от адреса места нахождения организации, он является адресом обособленного подразделения, судом апелляционной инстанции признается необоснованной.
При рассмотрении данного дела необходимо руководствоваться общими правилами, закрепленным в гражданском законодательстве Российской Федерации
В силу подпункта 2, 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, место нахождения юридического лица указывается в его учредительных документах.
В то же время в статье 55 Гражданского кодекса Российской Федерации дается понятие филиала, которым является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.
Представленная в материалы дела Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц подтверждает отсутствие у ООО «Север - Алко» обособленных подразделений.
Указание в лицензии на наличие склада по адресу: Ханты - Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, Восточный промрайон, проезд 2ПР, который отличается от юридического адреса общества: Ханты - Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Маяковского, д. 31, офис 16, не означает, что общество осуществляет свою деятельность через обособленное подразделение.
Следовательно, у ООО «Север - Алко» отсутствует обязанность по представлению деклараций по месту нахождения склада алкогольной продукции.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии в действиях ООО «Севре - Алко» состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, административный орган не доказал наличия в действиях ООО «Север - Алко» состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 этого Кодекса исключает производство по делу об административном правонарушении, а в силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при вынесении решения оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено, в силу чего основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку согласно части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 04.08.2010 по делу № А75 - 6182/2010 отставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно - Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
А.Н. Лотов
Судьи
О.А. Сидоренко
Н.А. Шиндлер
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка