ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 08 декабря 2010 года  Дело N А75-6197/2010

Резолютивная часть постановления объявлена  01 декабря 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме  08 декабря 2010 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Зиновьевой Т.А.,

судей  Глухих А.Н., Шаровой Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем судебного заседания Мироновой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП - 9353/2010) закрытого акционерного общества «Региональная компания по реализации газа в Тюменской области, Ханты - Мансийском и Ямало - Ненецком автономных округах» на решение Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 15 сентября 2010 года, принятое по делу № А75 - 6197/2010 (судья Мингазетдинов М.М.) по иску открытого акционерного общества «Обьгаз» к закрытому акционерному обществу «Региональная компания по реализации газа в Тюменской области, Ханты - Мансийском и Ямало - Ненецком автономных округах» о разрешении разногласий по договору,

при участии в судебном заседании представителей:

от закрытого акционерного общества «Региональная компания по реализации газа в Тюменской области, Ханты - Мансийском и Ямало - Ненецком автономных округах» - не явился, извещено;

от открытого акционерного общества «Обьгаз» - Грязнов В.В., доверенность от 21.05.2010, сроком действия один год,

установил:

Открытое акционерное общество «Обьгаз» (далее - ОАО «Обьгаз») обратилось в Арбитражный суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением к закрытому акционерному обществу «Региональная компания по реализации газа в Тюменской области, Ханты - Мансийском и Ямало - Ненецком автономных округах» (далее - ЗАО «Северрегионгаз») о разрешении разногласий по пунктам 1 и 2 дополнительного соглашения к договору от 21.11.2008 №63 - 5 - 64 - 2811/09.

Решением Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 15 сентября 2010 года по делу № А75 - 6197/2010 исковые требования ОАО «Обьгаз»  удовлетворено частично. Из пункта 2.1.2.2 дополнительного соглашения от 29.01.2010 № 6 - 03 к договору поставки газа от 21.11.2008 № 63 - 5 - 64 - 2811/09 исключен текст: реализуемых в 2010 году по оптовым ценам на газ, определяемом в диапазоне между предельным и максимальным уровнями оптовых цен … до конца п.1. С ЗАО «Северрегионгаз» в пользу ОАО «Обьгаз»  взысканы расходы по уплате  государственной пошлины в сумме 4000 руб. В удовлетворении остальных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, ЗАО «Северрегионгаз» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает, что суд первой инстанции необоснованно не принял во внимание тот факт, что газопотребляющие объекты истца, которые ранее обеспечивались газом, добываемым ОАО «Газпром» и его аффилированными лицами, были переданы другим юридическим лицам. На этих юридических лиц принципы регулирования, предусмотренные пунктами 15.1 - 15.3 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021,  в части объемов, зафиксированных в договорах поставки на 2007 год, не распространяются, за исключением случаев, когда при передаче газопотребляющего оборудования между конечными потребителями на основании достигнутых между ними договоренностей с газопотребляющим оборудованием не передавался объем газа, зафиксированный в договорах поставки на 2007 год для этих объектов. Таких соглашений истец не заключал. В связи с чем, ответчик объем газа, в отношении которого не применяются указанные выше принципы регулирования, определял пропорционально проектной мощности газоиспользующего оборудования. В свою очередь, передача объектов иным лицам без выделения для них объемов газа, в отношении которых не применяется принцип регулирования, предусмотренный пунктами 151 - 15.3 Основных положений, повлекла бы за собой увеличение объема газа по субъекту Российской Федерации, что недопустимо.

В письменном отзыве на апелляционную жалобу ОАО «Обьгаз» указывает на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласно.

В заседание суда апелляционной инстанции представитель ЗАО «Северрегионгаз» не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

На основании статьи 156 АПК РФ  судебное заседание проведено в отсутствие неявившегося участника процесса.

Представитель ОАО «Обьгаз» возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, заявил о взыскании с ответчика 15 140 руб. судебных расходов.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, выслушав представителя истца, проверив в порядке статей 266, 270 АПК РФ законность обжалуемого судебного акта, а также правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого судом первой инстанции решения и удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 21.11.2008 между сторонами подписан договор на поставку газа № 63 - 5 - 64 - 2811/09.

В адрес истца от ответчика поступило дополнительное соглашение от 29.01.2009 № 6 - 03 к договору на поставку газа от 21.11.2008 №63 - 5 - 2811/09 с предложением его подписания.

Указанное дополнительное соглашение подписано истцом с протоколом разногласий  и направлено ответчику (л.д.17 - 18).

Письмом от 10.02.2009 № 04/07/1195 протокол разногласий ответчик возвратил без подписания (л.д. 29).

В связи  с чем, истец обратился с требованием об урегулировании разногласий по условиям дополнительного соглашения в судебном порядке.

В соответствии с частью 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

В силу статьи 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.

На рассмотрение суда представлены разногласия пунктам 1 и 2 дополнительного соглашения к договору от 21.11.2008 №63 - 5 - 64 - 2811/09.

Обжалуемым решением из пункта 2.1.2.2 дополнительного соглашения от 29.01.2010 № 6 - 03 к договору поставки газа от 21.11.2008 № 63 - 5 - 64 - 2811/09 исключен текст: реализуемых в 2010 году по оптовым ценам на газ, определяемом в диапазоне между предельным и максимальным уровнями оптовых цен … до конца п.1. В удовлетворении остальных требований отказано.

В связи  с тем, что решение по делу обжалуется ответчиком только в части удовлетворения исковых требований по пункту 2.1.2.2 договора, законность и обоснованность судебного акта на основании части 5 статьи 268 АПК РФ проверяется судом апелляционной инстанции только в этой части.

Возражений относительно указанного обстоятельства стороны суду апелляционной инстанции не заявили.

Обращаясь с настоящим иском, по пункту 1 дополнительного  соглашения к  договору истец просил исключить в разделе «газ на коммунально - бытовые нужды» строки: ГРС Ханты - Мансийск, Ледовый дворец 2 - я очередь, Котельная пожарное депо на 8 автомобилей из пункта 2.1.2.2 предложение следующего содержания: реализуемые в 2010 году по оптовым ценам на газ, определяемым в диапазоне между предельным минимальным и максимальным уровнями оптовых цен…до конца п.1.

В обоснование иска истец указывает, что по договору поставки газа снабжались объекты истца перечисленные в п. 2.1, которым был согласован объем потребления на 2009 год в количестве 6 269 000 тыс.м куб. В  2009  года истец  принял  к  своему  обслуживанию котельные, обогревающие Ледовый дворец 2 - я очередь и Пожарное депо на 8 автомобилей г. Ханты - Мансийск. В связи с чем увеличилось потребление газа до 8 043 477 тыс. м куб. При этом согласно представленным истцом договорам о потреблении газа на 2007 год его размер составлял 19,13 млн. куб.м.

Учитывая объем потребляемого газа по состоянию на 2007 год и его снижение в 2008 и 2009 годах, истец считает, что имеет права требования поставки газа на дополнительные объекты по регулируемым ценам.

Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, разногласия сторон касаются изменения объемов и порядка оплаты поставляемого газа.

Суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда первой инстанции, что к отношениям сторон подлежат применению положения параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) об энергоснабжении.

В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным  техническим  требованиям  энергопринимающего  устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

Согласно пункту 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом правила о договоре энергоснабжения применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Как предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 февраля 1998 года № 162 «Об утверждении правил поставки газа в Российской Федерации», цены на газ и тарифы на его транспортировку указываются в соответствующих договорах в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти (пункт 29).

В силу пункта 15.1 Основных положений формирования и государственного регулирования цен  на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории  Российской  Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года № 1021 «О государственном регулировании цен на газ и услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации» (далее - Основные положения) оптовые цены на газ, добываемый открытым акционерным обществом «Газпром» и его аффилированными лицами, на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта определяются по соглашению сторон при заключении договоров поставки газа (в том числе долгосрочных), включая случаи его перепродажи, в диапазоне между предельными максимальным и минимальным уровнями оптовых цен с учетом особенностей, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) для следующих групп потребителей (кроме населения):

а)  конечные потребители, впервые заключившие договоры поставки газа с началом поставки после 1 июля 2007 года (кроме организаций, создаваемых в результате реорганизации организаций, ранее покупавших газ, добываемый открытым акционерным обществом «Газпром» и его аффилированными лицами, или организаций, которые приобрели (в том числе в порядке правопреемства) газопотребляющее оборудование, ранее обеспечивавшееся газом, добываемым открытым акционерным обществом «Газпром» и его аффилированными лицами);

б) конечные потребители, приобретающие газ сверх объемов, зафиксированных в договорах поставки газа на 2007 год (без учета дополнительных объемов газа, предусмотренных дополнительными соглашениями к указанным договорам);

в)  конечные потребители, поставка газа которым осуществляется в связи с проведением работ по расширению Единой системы газоснабжения.

В соответствии с пунктом 15.2 Основных положений в качестве предельного минимального уровня оптовых цен на газ используются регулируемые оптовые цены на газ, устанавливаемые исходя из определяемых Правительством Российской Федерации средних темпов роста оптовых цен.

Пунктом 15.3 установлено, что поставщики реализуют газ, добываемый открытым акционерным обществом «Газпром» и его аффилированными лицами, по оптовым ценам, определяемым по соглашению сторон в соответствии с пунктами 15.1 и 15.2 настоящих Основных положений, при условии обеспечения ежегодного выполнения обязательств по договорам поставки этого газа в объемах, зафиксированных в договорах поставки газа на 2007 год (без учета дополнительных объемов газа, предусмотренных дополнительными соглашениями к указанным договорам).

Федеральной службой по тарифам издан Приказ от 05 июля 2007 года № 155 - э «Об утверждении Положения об особенностях определения объемов газа и состава конечных потребителей, в отношении которых применяются принципы регулирования, предусмотренные пунктами 15.1 - 15.3 основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке  на  территории  Российской  Федерации,  утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года № 1021».

Согласно пункту 4 Приказа принципы регулирования, предусмотренные пунктами 15.1 - 15.3 Основных положений, применяются к объемам поставки  газа для его потребления на газоиспользующем оборудовании, введенном в эксплуатацию вместо ранее использовавшегося, которое обеспечивалось газом, добываемым ОАО «Газпром» и его аффилированными лицами, сверх объемов, зафиксированных в договорах поставки на ранее использовавшееся оборудование на 2007 год (без учета дополнительных объемов газа, предусмотренных дополнительными соглашениями к указанным договорам).

Принципы регулирования, предусмотренные пунктами 15.1 - 15.3 Основных положений, применяются к объемам газа сверх суммарных объемов поставки газа, отраженных в договорах, заключаемых в течение 2007 года (без учета  дополнительных  объемов  газа,  предусмотренных дополнительными соглашениями к указанным договорам) с учетом положений пункта 5 настоящего Положения, при условии, что в течение года заключается несколько договоров поставки газа в следующих случаях:

- создание новых конечных потребителей путем реорганизации;

- все газоиспользующее оборудование или его часть передано на праве собственности или ином законном основании другому конечному потребителю;

- новое газоиспользующее оборудование вводится в эксплуатацию взамен ранее использовавшегося.

В случае если путем реорганизации создаются новые конечные потребители (право собственности на часть газоиспользующего оборудования передается другому конечному потребителю или оборудование передается на иных законных основаниях), то объемы поставки газа, сверх которых применяются принципы регулирования, предусмотренные пунктами 15.1 - 15.3 Основных положений, сумма которых равна объемам поставки газа, отраженным в договорах, заключаемым на 2007 год (без учета дополнительных объемов газа, предусмотренных дополнительными соглашениями к указанным договорам) с учетом положений пункта 5 настоящего Положения распределяются между конечными потребителями на основании достигнутых между ними договоренностей, либо, в случае отсутствия таковых, пропорционально проектной мощности газоиспользующего оборудования (пункты 6, 7 указанного Приказа).

Судом первой инстанции установлено, что принятые к обслуживанию новые объекты ранее не снабжались газом. Газовое оборудование на данных объектах новое.

Указанное обстоятельство сторонами не оспаривается.

Принципы регулирования, предусмотренные пунктами 15.1 - 15.3 Основных положений, применяются к объемам газа сверх суммарных объемов поставки газа, отраженных в договорах, заключаемых в течение 2007 года (без учета дополнительных объемов газа, предусмотренных дополнительным соглашением к указанным договорам) с учетом положений пункта 5 Положения, утвержденного Приказом ФСТ № 155 - э, при условии, что в течение года заключается несколько договоров поставки газа в случае: если все газоиспользующее оборудование или его часть передано на праве собственности или ином законном основании конечному потребителю.

Из дела следует, что истцом были заключено несколько договоров от 19.12.2006 № 63 - 5 - 0457, от 29.11.2006 № 63 - 5 - 0440, от 29.11.2006 № 63 - 5 - 0439, от 29.11.2006 № 63 - 3 - 0093 и от 29.11.2006 № 63 - 3 - 0089.

ОАО «Обьгаз» к категориям потребителей, указанных в пункте 15.1 Основных положений, не относится.

Доводы апелляционной жалобы ЗАО «Северрегионгаз» основаны на неправильном применении пунктов 6 и 7 Положения об особенностях определения объемов газа и состава конечных потребителей и пункта 15.1 Основных положений.

Пунктом 7 Положения урегулирован порядок распределения объемов газа между конечными потребителями в случае передачи газоиспользующего оборудования от одного конечного потребителя к другому, но не порядок установления цен на газ, распределяемый между конечными потребителями.

Пункт 6 Положения подлежит применению к объемам газа сверх суммарных объемов поставки газа, отраженных в договорах, заключаемых в течение 2007 года, в прямо указанных в данном пункте случаях.

Между тем, как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, ОАО «Обьгаз» не приобретает объемы газа сверх тех, что приобретало в 2007 году (объем приобретаемого газа снизился с 19,13 млн. куб.м до 8,04 млн. куб.м).

При таких обстоятельствах доводы ответчика о том, что передача объектов иным лицам без выделения для них объемов газа, в отношении которых не применяется принцип регулирования, предусмотренный пунктами 151 - 15.3 Основных положений, повлекла бы за собой увеличение объема газа по субъекту Российской Федерации, является необоснованным.

Поскольку истец не превысил объемы потребляемого газа, установленные по состоянию на 01.07.2007, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у истца права на получение газа по регулируемым оптовым ценам, что  предусмотрено пунктом 6 Положения об особенностях определения объемов газа и состава конечных потребителей.

Таким образом, требования истца об исключении из текста соглашения слов в пункте 2.1.2.2: реализуемых в 2010 году по оптовым ценам на газ, определяемом в диапазоне между предельным и максимальным уровнями оптовых цен..до конца п.1, подлежат удовлетворению.

Возражений относительно отказа в удовлетворении исковых требований в остальной части стороны суду апелляционной инстанции не заявили.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 15 сентября 2010 года по делу № А75 - 6197/2010 суд апелляционной инстанции не усматривает.