ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 декабря 2010 года  Дело N А75-6370/2010

Резолютивная часть постановления объявлена  09 декабря 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме  16 декабря 2010 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи  Киричёк Ю.Н.,

судей  Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем Михайловой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП - 9200/2010) Ханты - Мансийского окружного фонда обязательного медицинского страхования на решение Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 14.09.2010 по делу №  А75 - 6370/2010 (судья Кущева Т.П.), принятое по заявлению Ханты - Мансийского окружного фонда обязательного медицинского страхования к Департаменту здравоохранения Ханты - Мансийского автономного округа - Югры, при участии третьего лица: Департамента Финансов Ханты - Мансийского автономного округа - Югры, о взыскании 591 110 руб.,

при участии в судебном заседании представителей:

от Ханты - Мансийского окружного фонда обязательного медицинского страхования - Макеев М.В. по доверенности №  24 от 27.11.2009 сроком действия по 31.12.2010;

от Департамента здравоохранения Ханты - Мансийского автономного округа - Югры - Кондаков Ю.Ю. по  доверенности № 5 от 20.10.2010 сроком действия до 01.07.2011;

от Департамента Финансов Ханты - Мансийского автономного округа - Югры - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;

установил:

Ханты - Мансийский окружной фонд обязательного медицинского страхования (далее - окружной фонд, заявитель) обратился в Арбитражный суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора Департамента Финансов Ханты - Мансийского автономного округа - Югры (далее - департамент финансов, третье лицо) с заявлением о взыскании с Департамента здравоохранения Ханты - Мансийского автономного округа - Югры (далее - департамент здравоохранения, заинтересованное лицо) пени в размере 591 110 руб. за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

Решением от 14.09.2010 по делу №  А75 - 6370/2010 Арбитражный суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры отказал в удовлетворении требований окружного фонда.

При принятии решения суд первой инстанции признав департамент здравоохранения плательщиком взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, пришел к выводу, что в силу пункта 8 Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утв. постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 №4543 - 1, на рассматриваемые правоотношения распространяются положения Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующие порядок и условия осуществления налогового контроля за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов налогового законодательства.

Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции указал на нарушение окружным фондом процедуры взыскания обязательных платежей на основании результатов проведенной проверки, поскольку департамент здравоохранения в окружной фонд не приглашался и не имел возможности представить свои возражения на акт проверки, требование об уплате пени за несвоевременную плату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения окружным фондом в адрес департамент здравоохранения не направлялось.

В апелляционной жалобе окружной фонд, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения данного дела, применение закона, неподлежащего применению, просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.

В обоснование доводов апелляционной жалобы окружной фонд указывает, что он не состоит в договорных отношениях с департаментом здравоохранения, и отношения между заявителем и заинтересованным лицом, обусловленные уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование, возникают и осуществляются не в силу договора, а на основании нормативных правовых актов в сфере обязательного медицинского страхования.

По мнению окружного фонда, налоговое законодательство не подлежит применению к правоотношениям с органами исполнительной власти по взысканию платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения. Положение о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утв. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 №4543 - 1, не предоставляет территориальным фондам обязательного медицинского страхования полномочий налоговых органов при осуществлении взыскания обязательных платежей по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения. В этой связи окружной фонд считает, что правоотношения спорящих сторон регулируются специальными нормативными актами, которые каких - либо требований  к проведению проверки и оформлении ее результатов не закреплено.

В судебном заседании представитель окружного фонда поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.

Представитель департамента здравоохранения в устном выступлении возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащем отмене.

Департамент финансов, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайств об отложении слушания по делу не заявило. В соответствии с письменным отзывом на апелляционную жалобу считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

В соответствии с положениями статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя третьего лица.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы, выслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

На основании поручения № 1 от 17.03.2010 (т. 1 л.д.21) и приказа Ханты - Мансийского ОФОМС от 15.03.2010 № 74/7 в департаменте здравоохранения 18.03.2010 была проведена проверка полноты, правильности и своевременности внесения страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование за неработающее население.

В ходе проверки установлено несвоевременное перечисление страховых взносов неработающего населения, в связи с чем по состоянию на 28.02.1010 окружным фондом были доначислены пени в размере 591110 руб. 85 коп. По результатам проверки был составлен акт № 1 от 31.03.2010, в пункте 7 которого департаменту здравоохранения было предложено в 10 - дневнывй срок перечислить указанную сумму пени на счет окружного фонда.

Поскольку в установленный срок требование о перечислении пени в размере 591110 руб. 85 коп. департаментом здравоохранения исполнено не было окружной фонд обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

14.09.2010 Арбитражный суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры принял судебный акт, являющийся предметом апелляционного обжалования по данному делу.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.

В соответствии с частями 4 и 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 № 1499 - 1 «О медицинском страховании граждан Российской Федерации» (в редакции Федеральных законов Федеральных законов от 23.12.2003 № 185 - ФЗ, от 18.07.2009 № 185 - ФЗ) страхователями по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления

Согласно статье 17 указанного Закона Российской Федерации от 28.06.1991 №1499 - 1, платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения осуществляют Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области и автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга, местная администрация за счет средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах при их формировании на соответствующие годы с учетом индексации цен.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 05.08.2000 № 118 - ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утв. постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 № 4543 - 1 «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год» (далее по тексту - Положение).

В пункте 3 Положения установлено, что платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей, учащихся и студентов дневных форм обучения, пенсионеров, зарегистрированных в установленном порядке безработных) производятся органами исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.

На основании абзаца 6 пункта 5 Положения, органы исполнительной власти перечисляют страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения муниципального образования ежемесячно в размере 1/3 квартальной суммы средств, предусмотренных на указанные цели в соответствующих бюджетах, с учетом индексации, не позднее 25 - го числа текущего месяца, этот же срок уплаты указан и в договорах обязательного медицинского страхования.

По истечении установленных сроков уплаты страховых взносов невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пени. К недоимке относится и сумма задолженности, выявленная при проверке плательщика страховых взносов. Пеня начисляется за каждый день просрочки по взносам органов исполнительной власти на обязательное медицинское страхование неработающего населения - 0,1 процента с суммы недоимки (пункт 7 Положения).

В силу пункта 4.2 постановления Правительства Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 26.12.2005 № 240 - п «Об установлении страхового взноса на обязательное медицинское страхование и возложения функций страхователя по обязательном медицинскому страхованию неработающего населения Ханты - Мансийского автономного округа - Югры» департаменту здравоохранения поручено от имени Правительства Ханты - Мансийского автономного округа - Югры: производить уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в Ханты - Мансийский окружной фонд обязательного медицинского страхования в соответствии с действующим законодательством из средств, предусмотренных на указанные цели в бюджете автономного округа.

Таким образом, департамент является плательщиком взносов на обязательное медицинское страхования.

Пунктом 8 Положения установлено, что на плательщиков страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию распространяются порядок и условия налогового законодательства.

Следовательно, в части, не урегулированной специальными актами, взыскание недоимок и пеней с плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения должно производиться по правилам части первой Налогового кодекса Российской Федерации на условиях, установленных в отношении плательщиков налогов.

Поскольку рассматриваемые правоотношения возникли по поводу несвоевременной уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, что было выявлено окружным фондом при осуществлении выездной проверки, поэтому, вопреки доводам апелляционной жалобы, применению подлежат соответствующие нормы законодательства о налогах и сборах, поскольку страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения отвечают всем признакам налогового платежа. На отношения, связанные с уплатой страховых взносов в Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации, распространяются требования пункта 1 статьи 87 Налогового кодекса Российской Федерации, а сами органы Фонда пользуются правами и несут обязанности налоговых органов.

Статьей 100 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.

Форма и требования к составлению акта налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (пункт 4 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации ).

Акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем) (пункт 5 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 6 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

Акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (часть 1 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, из вышеперечисленных норм действующего законодательства следует, что плательщик страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в обязательном порядке должен быть ознакомлен с результатами проверки и ему должно быть предоставлено достаточное время в целях реализации своего права для предоставления возражений по факту выявленных нарушений.

Материалами дела подтверждается и не оспаривается сторонами, что окружным фондом 18.03.2010 была проведена проверка своевременности и полноты перечисления плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, по результатам которой был составлен акт № 1 от 31.03.2010 (т.1 л.д.12 - 14). При этом в пункте 7 акта проверки департаменту здравоохранения было предложено в 10 дневный срок перечислить на счет окружного фонда 591 110 руб. 85 коп. пени, начисленных по итогам проверочных мероприятий.

Акт проверки № 1 от 31.03.2010 был направлен  для рассмотрения в департамент здравоохранения с сопроводительным письмом от 01.04.2010 № 1126 и был получен последним 01.04.2010 (т.1 л.д.24).

Письмом от 07.04.2010 за исх. № 2936 департамент здравоохранения сообщил окружному фонду что с актом проверки ознакомлен, при этом указав, что уплата пени не представляется возможным в связи с тем, что данный вид расходов не предусматривается из средств автономного округа (т.1 л.д. 25).

Письмом от 28.04.2010 за исх. № 3782 департамент здравоохранения уведомил окружной фонд о невозможности подписания акта проверки от 31.03.2010 и акта сверки задолженности по платежам на обязательное пенсионное страхование неработающего населения, между заявителем и заинтересованным лицом, поскольку расходы на выплату пени не предусмотрены сметой расходов заинтересованного лица на 2010 финансовый год. Указанным письмом департамент здравоохранения также просил исключить пени из акта сверки задолженности по платежам на обязательное пенсионное страхование неработающего населения.

По убеждению суда апелляционной инстанции, содержание указанных писем свидетельствует о том, что департамент здравоохранения был не согласен с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что указанные возражения на акт проверки от 31.03.2010 должностными лицами окружного фонда не рассматривались, и решения по их рассмотрению окружным фондом не принималось.

Кроме того, требование об уплате пени в размере 591 110 руб. 85 коп. за несовременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего  населения, заявителем в адрес заинтересованного лица не направлялось.

При этом, суд апелляционной инстанции считает что в рассматриваемом случае форма требования об уплате пени в размере 591 110 руб. 85 коп. за несовременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения не имеет правового значения, при условии соблюдения окружным фондом порядка рассмотрения возражений на акт проверки и предоставлении заинтересованному лицу достаточного времени для предоставления возражений на акт проверки, которые в силу вышеуказанных норм права подлежат обязательному рассмотрению.

Однако, вопреки доводам подателя апелляционной жалобы, предложение в пункте 7 акта проверки департаменту здравоохранения в 10 дневный срок перечислить на счет окружного фонда 591 110 руб. 85 коп. пени надлежащим требованием об уплате пени в указанном размере не является, а лишь свидетельствует о том, что заинтересованное лицу было лишено возможности представить возражения, в том числе с изложением обстоятельств, исключающих исчисление пени в размере 591 110 руб. 85 коп.

Факт того, что пени в размере 591 110 руб. 85 коп. не соответствуют фактическим обязательствам департамента здравоохранения подтверждается материалами дела, а также пояснениями представителя окружного фонда, который в судебном заседании апелляционного суда признал, что при составлении расчета пени была допущена ошибка - за февраль 2007 года была ошибочна начислена сумма 34 034 руб. 35 коп. (протокол судебного заседания от 09.12.2010).

Таким образом, актом проверки не подтверждена правомерность и обоснованность начисления пени в сумме 591 110 руб. 85 коп., что также является основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя.

Довод апелляционной жалобы том, что суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что взаимоотношения спорящих сторон построены на основании договора обязательного медицинского страхования неработающих граждан, судом апелляционной инстанции отклоняется, как не соответствующий содержанию обжалуемого решения.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, ссылки суда первой инстанции на договор обязательного медицинского страхования неработающих граждан не влияют на законность принятого по делу решения, поскольку отказ в удовлетворении требований заявитель ни коим образом не связан с неисполнением условий данного договора, а мотивирован нарушением заявителем процедуры взыскания страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающих граждан, предусмотренной Налоговым кодексом Российской Федерации.

Таим образом, доводы отделения фонда, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, влияющих на обоснованность и законность судебного акта в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.