• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 06 апреля 2009 года  Дело N А75-6402/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме 06 апреля 2009 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Ильницкой Д.В.

судей Рожкова Д.Г., Рябухиной Н.А.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Мазик И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП - 1183/2009) Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 15.01.2009 по делу № А75 - 6402/2008 (судья Микрюкова Е.Е.), принятое по иску муниципального учреждения «Городская поликлиника» к Ханты - Мансийскому окружному фонду обязательного медицинского страхования, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, третье лицо: Администрация города Нижневартовска,

о взыскании 2 265 265 руб. 55 коп.,

при участии в судебном заседании представителей:

от Министерства финансов Российской Федерации - представитель не явился;

от Ханты - Мансийского окружного фонда обязательного медицинского страхования - представитель не явился;

от муниципального учреждения «Городская поликлиника» - представитель не явился;

от Администрации города Нижневартовска - представитель не явился;

установил:

Муниципальное учреждение «Городская поликлиника» (сокращенное наименование - МУ «Городская поликлиника») обратилось в Арбитражный суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры с иском к Ханты - Мансийскому окружному фонду обязательного медицинского страхования, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре о взыскании 770738 руб. 68 коп. в счёт задолженности по оплате очередного ежегодного отпуска по решениям мирового судьи, 20500 руб. компенсации морального вреда по решениям мирового судьи, 27836 руб. 20 коп. государственной пошлины по решениям мирового судьи, 1446190 руб. 67 коп. перерасчёта заработной платы работникам учреждения за период отпуска.

Определением от 27.10.2008 Арбитражный суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры привлёк к участию в деле № А75 - 6402/2008 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрацию города Нижневартовска (лист дела 15 том 3).

До принятия решения арбитражным судом истец уточнил исковые требования к ответчикам, заявив о взыскании 2 216929 руб. 35 коп. убытков (из них: 770738 руб. 68 коп. - расходы по оплате очередного ежегодного отпуска работникам по решениям мирового судьи и 1446190 руб. 67 коп. - перерасчёт заработной платы работникам учреждения за период отпуска) с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и 48336 руб. 20 коп. убытков (из них: 20500 руб. - компенсация морального вреда по решениям мирового судьи и 27836 руб. 20 коп. - государственная пошлина по решениям мирового судьи) с Ханты - Мансийского окружного фонда обязательного медицинского страхования (листы дела 29 - 30, 33 - 35 том 3).

Решением Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 15.01.2009 по делу № А75 - 6402/2008 (с учётом определения об исправлении опечатки от 05.02.2009) исковые требования МУ «Городская поликлиника» удовлетворены частично. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу МУ «Городская поликлиника» взысканы убытки в сумме 2 216929 руб. 35 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 22340 руб. 13 коп. В удовлетворении исковых требований о взыскании с Ханты - Мансийского окружного фонда обязательного медицинского страхования 48336 руб. 20 коп. отказано.

Возражая против принятого судом решения, Министерство финансов Российской Федерации в апелляционной жалобе просит его отменить в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации убытков в сумме 2 216929 руб. 35 коп., принять по делу в указанной части новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, а также нарушение судом норм материального права.

Ханты - Мансийский окружной фонд обязательного медицинского страхования и МУ «Городская поликлиника» в письменных отзывах на апелляционную жалобу просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Администрация города Нижневартовска письменный отзыв на апелляционную жалобу в суд не направила.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились. МУ «Городская поликлиника» заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.

На основании части 1 статьи 266, частей 2, 3, 5 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзывы на неё, суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части (часть 5 статьи 268 АПК РФ) и считает его в указанной части подлежащим оставлению без изменения.

Как установлено судом, в целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 № 461 утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год (далее - Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год).

В соответствии с разделом 4 Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год дополнительная медицинская помощь согласно государственному заданию, оказываемая врачами - терапевтами участковыми, врачами - педиатрами участковыми, врачами общей (семейной) практики, медицинскими сестрами участковыми врачей - терапевтов участковых, медицинскими сестрами участковыми врачей - педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей (семейной) практики учреждений здравоохранения и муниципальных образований, предоставляется за счет средств федерального бюджета.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 851 на основании статьи 9 Федерального закона от 22.12.2005 № 171 - ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год» утверждены Правила предоставления в 2006 году субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования территориальным фондам обязательного медицинского страхования на финансирование выполнения учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико - санитарную помощь, государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи.

Пунктом 2 Правил предоставления в 2006 году субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования территориальным фондам обязательного медицинского страхования на финансирование выполнения учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико - санитарную помощь, государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи предусмотрено, что федеральный фонд обязательного медицинского страхования в установленном порядке предоставляет субвенции территориальным фондам обязательного медицинского страхования в объеме средств, предусмотренных Федеральным законом «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год» на финансирование государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи.

Согласно пункту 3 названных Правил средства, передаваемые в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования, направляются на осуществление денежных выплат медицинским работникам, указанным в пункте 1 настоящих Правил. Денежные выплаты устанавливаются в размере 10 000 руб. в месяц для врача - терапевта участкового, врача - педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) и 5 000 руб. в месяц для медицинской сестры участковой врача - терапевта участкового, медицинской сестры участковой врача - педиатра участкового, медицинской сестры врача общей практики (семейного врача). В районах и местностях, в которых решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти установлены коэффициенты за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, указанные денежные выплаты осуществляются с применением соответствующих коэффициентов. Указанные денежные выплаты не учитываются при исчислении надбавок и доплат, установленных соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами. Средства, передаваемые в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение государственного задания, включают средства на указанные денежные выплаты с учетом коэффициентов, а также средства на уплату единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Из материалов дела усматривается, что между Ханты - Мансийским окружным фондом обязательного медицинского страхования (фонд) и МУ «Городская поликлиника» (учреждение) на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 851 заключен договор № 07 от 13.07.2006, по условиям которого фонд принял на себя обязательство осуществлять финансовое обеспечение расходов на выполнение учреждением государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи, а учреждение приняло на себя обязательство выполнять государственное задание по оказанию дополнительной медицинской помощи с целью реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год.

В соответствии с договором № 07 от 13.07.2006 Ханты - Мансийский окружной фонд обязательного медицинского страхования на основании бюджетной заявки МУ «Городская поликлиника» в 2006 году ежемесячно перечислял денежные средства на оплату дополнительной медицинской помощи в соответствии с Правилами предоставления в 2006 году субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования территориальным фондам обязательного медицинского страхования на финансирование выполнения учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико - санитарную помощь, государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи.

Как установлено судом первой инстанции, медицинским работникам МУ «Городская поликлиника», выполнявшим государственное задание по дополнительной медицинской помощи в 2006 году, средний заработок, в том числе для расчета отпускных за 2006 - 2007 годы, исчислялся учреждением без учета выплаченных за счет субвенций денежных выплат.

Данные обстоятельства послужили поводом для обращения работников истца к мировому судье судебного участка № 11 муниципального образования г. Нижневартовск с требованиями о взыскании с МУ «Городская поликлиника» задолженности по оплате очередных отпусков, компенсации за несвоевременную выплату и компенсации морального вреда.

На основании вступивших в законную силу решений мирового судьи судебного участка № 11 муниципального образования г. Нижневартовск (листы дела 2 - 106 том 2) МУ «Городская поликлиника» выплатило своим работникам 770738 руб. 68 коп. в счёт погашения задолженности по оплате ежегодных отпусков и 20 500 руб. в счёт компенсации морального вреда.

Частично удовлетворяя требования работников МУ «Городская поликлиника», мировой судья исходил из факта установления дополнительных выплат медицинским работникам, оказывающим первичную медико - санитарную помощь, и права на увеличение среднего заработка, применяемого в расчете отпускных выплат указанной категории медицинских работников в период нахождения их в отпуске согласно статье 139 Трудового кодекса Российской Федерации.

Всего на основании указанных решений МУ «Городская поликлиника» уплатило денежные средства в размере 819074 руб. 88 коп., в том числе 27836 руб. 20 коп. государственной пошлины.

Во избежание дополнительных судебных расходов МУ «Городская поликлиника» произвело перерасчет заработной платы за период ежегодных отпусков с учетом денежных выплат по национальному проекту в сфере здравоохранения остальным работникам поликлиники, оказывающим дополнительную медицинскую помощь, на сумму 1 446190 руб. 67 коп.

Общая сумма расходов МУ «Городская поликлиника» по выплате работникам среднего заработка за 2006 год составила 2 216929 руб. 35 коп. (770738 руб. 68 коп. + 1 446190 руб. 67 коп.).

Считая указанную сумму убытками, МУ «Городская поликлиника» обратилось в Арбитражный суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации 2 216929 руб. 35 коп., суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 22.12.2005 № 171 - ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год», Постановлениями Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 № 461 и от 30.12.2005 № 851, исходил из того, что Российская Федерация не исполнила надлежащим образом обязанности по финансированию дополнительных расходов МУ «Городская поликлиника», связанных с увеличением средней заработной платы медицинских работников при выполнении ими государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи в 2006 году, что повлекло за собой возникновение у истца убытков.

При оценке доводов сторон суд апелляционной инстанции принял во внимание следующие обстоятельства.

В соответствии с положениями Федерального закона от 22.12.2005 № 171 - ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год» и разделом 4 Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год, финансовое обеспечение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи является расходным обязательством Российской Федерации.

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами, расходные обязательства Российской Федерации исполняются за счет средств государственных внебюджетных фондов.

Порядок финансирования расходов на выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи установлен Федеральным законом от 22.12.2005 № 171 - ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 851.

Данными нормативными актами четко определены категории медицинских работников, которым установлены дополнительные выплаты, вид учреждения, размер выплат и их назначение. При этом в указанных нормативных актах не предусмотрено финансирование дополнительных расходов муниципальных учреждений здравоохранения, связанных с увеличением среднего заработка медицинских работников.

В связи с тем, что в составе субвенций на 2006 год не были предусмотрены средства на возмещение расходов лечебных учреждений по выплате среднего заработка в соответствии со статьями 114, 139, 167, 183 и 187 Трудового кодекса Российской Федерации, то у истца возникли реальные убытки, связанные с отпускными выплатами работникам.

Таким образом, возникшие у истца расходы, явившиеся следствием бездействия органов государственной власти Российской Федерации, не определивших своевременно источник финансирования дополнительных расходов учреждений здравоохранения, обоснованно квалифицированы истцом как убытки и в соответствии с положениями статей 15 и 16 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат взысканию с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.

Довод ответчика о недоказанности перечисления МУ «Городская поликлиника» работникам соответствующих денежных средств судом апелляционной инстанции отклоняется за необоснованностью.

Факт выплаты МУ «Городская поликлиника» работникам денежных средств в размере 2 216929 руб. 35 коп. подтверждается имеющимися в материалах дела платёжными поручениями, содержащими отметки финансового органа муниципального образования о принятии к исполнению и списании денежных средств со счета плательщика в соответствующих полях (листы дела 140 - 150 том 3, листы дела 1 - 149 том 4).

Оснований сомневаться в достоверности представленных документов у суда апелляционной инстанции не имеется.

Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции в обжалуемой части отмене или изменению не подлежит.

Апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации суд апелляционной инстанции оставляет без удовлетворения.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 15.01.2009 по делу № А75 - 6402/2008 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно - Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

     Председательствующий

     Д.В. Ильницкая

     Судьи

     Д.Г. Рожков

     Н.А. Рябухина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А75-6402/2008
Принявший орган: Восьмой арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 06 апреля 2009

Поиск в тексте