ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 02 декабря 2008 года  Дело N А75-6427/2008

Резолютивная часть постановления объявлена  26 ноября 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме  02 декабря 2008 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  судьи Сидоренко О.А.,

судей  Шиндлер Н.А., Золотовой Л.А.

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем судебного заседания Лиопа А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП - 5468/2008) Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре на решение Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 23.09.2008 по делу №  А75 - 6427/2008 (судья Кущева Т.П.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «РуссНефть - Бурение»  к Государственному учреждению - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре об оспаривании действий (бездействий),

при участии в судебном заседании  представителей:

от Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре - не явился, извещен;

от общества с ограниченной ответственностью «РуссНефть - Бурение» - не явился, извещен;

УСТАНОВИЛ:

Решением от 23.09.2008 по делу № А75 - 6427/2008 Арбитражный суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры удовлетворил требования общества с ограниченной ответственностью «РуссНефть - Бурение»  (далее по тексту - ООО «РуссНефть - Бурение», Общество), признал незаконными действия директора филиала № 1 Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре (далее по тексту - РО ФСС по ХМАО - Югре, Учреждение), выразившиеся в отказе, отраженном в письме от 20.05.2008 № 02/2307, зачесть выплаты на социальные пособия с применением районным коэффициентом 1,7 за 1 квартал 2008 года.

При принятии решения суд первой инстанции исходил из следующего.

Согласно статье 316 Трудового кодекса Российской Федерации размер районного коэффициента к заработной плате и порядок его выплаты устанавливается федеральным законодательством. Поскольку, на сегодняшний день такого федерального закона не принято, то в соответствии со статьей 423 Трудового кодекса Российской Федерации продолжают действовать нормативные акты Российской Федерации и акты Союза ССР до введения в действие соответствующих федеральных законов. В настоящее время продолжает действовать Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.12.1964 № 611/35 «О районном коэффициенте к заработной плате работников предприятий и организаций нефтяной и газовой промышленности, геологоразведочных, строительства объектов нефтегазодобывающей промышленности, а также обслуживающих их организаций и хозяйств на территории Ямало - Ненецкого национального округа южнее Полярного круга и Ханты - Мансийского национального округа севернее 60 градусов северной широты Тюменской области» (с изменениями от 04.05.1978), которым утвержден районный коэффициент 1,7 к заработной плате работников предприятий и организаций, занятых в нефтяной, газовой промышленности на территории Ямало - Ненецкого национального округа южнее Полярного круга и Ханты - Мансийского национального округа севернее 60 градусов северной широты Тюменской области.

Кроме того, поскольку заработная плата работникам Общества выплачивается с районным коэффициентом 1,7, то страховые взносы в ФСС РФ исчисляются и уплачиваются с применением коэффициента 1,7, а потому работники Общества имеют право на получение пособия при рождении  ребенка, женщинам, вставшим на учет в  медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, по пособиям на погребение с районным коэффициентом 1,7, в связи с чем, требования заявителя подлежат удовлетворению.

В апелляционной жалобе Учреждение просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества.

В обоснование апелляционной жалобы Учреждение  ссылается на то, что в данном случае в силу пункта 55 постановления Совета Министров Российской Федерации от 20.03.1991 № 162 «О реформе розничных цен и социальной защите населения РФСФР», следует применять районный коэффициент, установленный на федеральном уровне для непроизводственных отраслей. Для северной части автономного округа (севернее 60° северной широты) установлен районный коэффициент к заработной плате - 1,5: для южной части автономного округа (южнее 60° северной широты) установлен районный коэффициент к заработной плате - 1,3 (информационное письмо Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 19.05./19.06.2003 № 1199 - 16/670 - 25/5995).

Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.

Учреждение и Общество, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.

Общество 10.07.2008 представило в РО ФСС по ХМАО - Югре расчетную ведомость за 1 квартал 2008 года по средствам ФСС РФ. В раздел 1 Ведомости «Расходы на цели обязательного социального страхования» включены суммы расходов Общества на выплату социальных пособий с применением районного коэффициента 1,7.

Отделением Фонда социального страхования в этот раздел внесены коррективы, а именно - выплата вышеуказанных пособий принята с коэффициентом 1,5.

Письмом РО ФСС по ХМАО - Югре от 20.08.2008 исх. № 02/2307 Обществу отказано в принятии к зачету суммы пособия, начисленного с коэффициентом 1,7. В обоснование своих доводов Фонд социального страхования приводит позицию Совета Министров РФ, изложенную в Постановлении от 20.03.1991 № 162 «О реформе розничных цен и социальной защите населения РСФСР» (в ред. Постановления Правительства РФ от 04.09.1995 № 884) и Информационное письмо Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда РФ от 09.06.2003 № 1199 - 16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда РФ от 19.05.2003 № 670 - 9, Пенсионного фонда РФ от 09.06.2003 № 25 - 23/5995 «О размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке».

Общество, не согласившись с действиями Учреждения по уменьшению коэффициента с 1,7 до 1,5, обратилось в арбитражный суд с требованием о признании незаконными указанных действий.

Решением суда первой инстанции требования Общества удовлетворены.

Означенное решение обжалуется Учреждением в суд апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит основания для его изменения или отмены, исходя из следующего.

Согласно статье 148 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В силу положений статьи 313 Трудового кодекса Российской Федерации государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами субъектов Российской Федерации, коллективными договорами, соглашениями, исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации и работодателей.

В соответствии со статьей 315 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Установление районного коэффициента, исходя из его определения, имеет целью компенсировать дополнительные материальные и физиологические затраты в связи с работой и проживанием в неблагоприятных условиях и представляет собой показатель относительного увеличения заработной платы для установления равенства в оплате за равный труд в зависимости от степени тяжести таких условий.

Статья 316 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.

Аналогичная норма содержится в статье 10 Федерального закона от 19.02.1993 № 4520 - 1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», согласно частям 1 и 2 которой размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также базовой части трудовой пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Однако с момента введения в действие Трудового кодекса и указанного Федерального закона и по настоящее время Правительством Российской Федерации не установлен размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в Ямало - Ненецком автономном округе.

Статьей 423 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 № 2014 - 1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

Изданные до введения в действие настоящего Кодекса нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.

С момента введения в действие Трудового кодекса и указанного Федерального закона и по настоящее время Правительством Российской Федерации не установлен размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре.

Таким образом, исходя из требований статьи 423 Трудового кодекса, а также исходя из вышеуказанных принципов, содержащихся в Конституции Российской Федерации и нормах международного права, суд апелляционной инстанции считает, что к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению следующие нормативные акты: пункт 13 Постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 № 76 «О мерах по социально - экономическому развитию районов Севера» (с изменениями от 29.10.1992); Закон Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 09.12.2004 № 76 - оз «О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Ханты - Мансийском автономном округе, работающих в организациях, финансируемых из бюджета автономного округа», согласно которому лицам, работающим в организациях, финансируемых из бюджета автономного округа, учащимся, студентам, получающим стипендии за счет бюджета автономного округа, обучающимся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, находящихся в ведении автономного округа, и лицам, являющимся получателями ежемесячного пособия на ребенка (детей) из средств бюджета автономного округа, при исчислении заработной платы, стипендии и пособия установлен районный коэффициент в размере 1,7; Постановление Правительства Российской Федерации от 17.04.2006 № 216 «О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями».

Как правомерно указал суд первой инстанции, в настоящее время продолжает действовать Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.12.1964 № 611/35 «О районном коэффициенте к заработной плате работников предприятий и организаций нефтяной и газовой промышленности, геологоразведочных, строительства объектов нефтегазодобывающей промышленности, а также обслуживающих их организаций и хозяйств на территории Ямало - Ненецкого национального округа южнее Полярного круга и Ханты - Мансийского национального округа севернее 60° северной широты Тюменской области» (с изменениями от 4 мая 1978 года).

Данным документом на территории Ханты - Мансийского округа для работников указанных отраслей утвержден районный коэффициент 1,7, следовательно, арбитражный суд первой инстанции правомерно применил указанные выше нормы права по аналогии закона и аналогии права.

Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, в соответствии с законодательством средства Фонда социального страхования формируются, в том числе и за счет средств, уплачиваемых организациями в составе единого социального налога. В соответствии со статьей 237 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по единому социальному налогу учитываются любые выплаты и вознаграждения работникам, в том числе и суммы районного коэффициента, который учитывается в составе заработной платы.

Поскольку заработная плата работникам Общества выплачивается с районным коэффициентом 1,7, то и страховые взносы в ФСС РФ исчисляются и уплачиваются с применением коэффициента 1,7, в силу чего работники Общества имеют право на получение пособий с применением районного коэффициента 1,7.

Учреждения в апелляционной жалобе в обоснование применения коэффициента 1,5 ссылается на пункт 55 Постановления Совмина РСФСР от 20.03.1991 № 162, который предусматривает, что в районах и местностях, где применяются коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно - климатических условиях, повышенные в соответствии с настоящим Постановлением стипендии, пенсии и пособия выплачиваются с учетом коэффициентов, применяемых для работников непроизводственных отраслей.

Суд апелляционной инстанции не принимает ссылку Учреждения на пункт 55 Постановления Совмина РСФСР от 20.03.1991 № 162, поскольку это Постановление регулировало правоотношения в иной экономической ситуации, когда государством осуществлялось регулирование цен. Кроме того, с принятием Закона от 19.02.1993 № 4520 - 1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», указанное выше Постановление действует в той части, в которой оно не противоречит Закону, а в Законе отсутствуют ограничения, предусмотренные пунктом 55 Постановления Совмина РСФСР.

При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда первой инстанции отсутствуют.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на Учреждение.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд именем Российской Федерации

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа от 23.09.2008 по делу № А75 - 6427/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно - Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

     Председательствующий

     О.А.   Сидоренко

     Судьи

     Н.А. Шиндлер

     Л.А. Золотова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка