ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 07 декабря 2010 года Дело N А75-6594/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2010 года
Постановление изготовлено в полном объеме 07 декабря 2010 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Моисеенко Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП - 9459/2010) Федерального государственного учреждения «Обь - Иртышское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» на решение Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 23.09.2010 по делу № А75 - 6594/2010 (судья Федоров А.Е.), принятое по заявлению Федерального государственного учреждения «Обь - Иртышское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре
3 - е лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области
об обжаловании решения об отказе в государственной регистрации права оперативного управления,
при участии в судебном заседании представителей:
от Федерального государственного учреждения «Обь - Иртышское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» - Костерева Т.Л. по доверенности № 13 - 11 - 680 от 04.12.2009 сроком действия на 1 год (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре - не явился, извещено;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области - не явился, извещено;
установил:
Федеральное государственное учреждение «Обь - Иртышское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» (далее - ФГУ «Обь - Иртышводпуть», заявитель, учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Управление Росреестра по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения от 11.05.2010 об отказе в государственной регистрации права оперативного управления на жилой дом общей площадью 86,5 кв.м., расположенный по адресу: Россия, Тюменская область, Ханты - Мансийский автономный округ - Югра, Сургутский район, с. Сытомино, ул. Набережная, д. 38.
Решением Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 23.09.2010 по делу № А75 - 6594/2010 в удовлетворении требований учреждения отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ФГУ «Обь - Иртышводпуть» обжаловало его в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.
29.03.2010 ФГУ «Обь - Иртышводпуть» обратилось в Сургутский отдел Управления Росреестра с заявлениями о государственной регистрации права оперативного управления учреждения на объект недвижимого имущества - жилой дом, расположенный по адресу: Ханты - Мансийский автономный округ - Югра, с. Сытомино, ул. Набережная, д. 38.
Для государственной регистрации права оперативного управления учреждением представлены следующие документы: заявление от 29.03.2010 № 03/037/2010 - 459, заявление от 29.03.2010 № 03/037/2010 - 460, копия доверенности на представителя от 19.02.2010, копия распоряжения комитета по управлению имуществом (с полномочиями территориального органа Мингосимущества РФ) администрации Омской области от 23.08.2000 № 826 - РК «О закреплении имущества на праве оперативного управления» в двух экземплярах, копия выписки из реестра федерального имущества от 16.02.2010 № 30/1 в двух экземплярах, подлинный экземпляр кадастрового паспорта помещения от 16.01.2009 и его копия.
08.04.2010 Управлением Росреестра по Ханты - Мансийскому автономному округу государственная регистрация была приостановлена, о чем заявителю направлено уведомление № 22/037/2010 - 460. Основанием для приостановления послужило то, что документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, а именно: правоустанавливающий документ - акт приема - передачи не содержит описания объекта недвижимого имущества, место нахождения, площадь, не соответствует требованиям, установленным пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 № 122 - ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 № 122 - ФЗ), не представлена опись основных средств к акту приема - передачи, в нарушение пункта 5 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 № 122 - ФЗ не были представлены подлинные документы, необходимые для совершения регистрационных действий.
Учреждению предложено в срок до 08.05.2010 устранить причины, препятствующие проведению регистрации, и представить подлинный экземпляр акта приема - передачи государственного имущества в оперативное управление по состоянию на 01.04.2000 с описью основных средств, содержащий описание объекта недвижимого имущества (подлинник и копию).
В установленный срок от ФГУ «Обь - Иртышводпуть» в регистрирующий орган были представлены копия акта приема - передачи государственного имущества в оперативное управление, копия описи основных средств, содержащая описание объекта недвижимого имущества, копии постановлений Восьмого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2010 по делу № А46 - 23376/2009, от 14.08.2009 по делу № А46 - 9404/2009.
Сообщением от 11.05.2010 № 03/037/2010 - 458 регистрирующий орган уведомил ФГУ «Обь - Иртышводпуть» об отказе в государственной регистрации права оперативного управления. Основанием для отказа послужило непредставление заявителем подлинного экземпляра акта приема - передачи государственного имущества в оперативное управление по состоянию на 01.04.2000 с описью основных средств, содержащий описание объекта недвижимого имущества (подлинник и копия).
Учреждение, полагая, что отказ регистрирующего органа в государственной регистрации права оперативного управления является незаконным, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции в удовлетворении требований заявителя отказал, поскольку посчитал, что в соответствии с пунктом 5 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 № 122 - ФЗ документы на государственную регистрацию должны представляться в подлинниках, в связи с чем указал на правомерность отказа в проведении государственной регистрации права оперативного управления на основании копий документов.
В апелляционной жалобе учреждение с выводами суда первой инстанции не соглашается. Указывает, что право оперативного управления учреждения на закрепленное за ним собственником государственное имущество возникло из актов государственного органа, к которым относится распоряжение комитета по управлению имуществом Администрации Омской области от 23.08.2000 № 826 - РК. В состав (содержание) названного распоряжения входят акт приема - передачи государственного имущества в оперативное управление по состоянию на 01.04.2000 с описью основных средств.
В силу прямого указания абзацев 4 и 5 пункта 5 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 № 122 - ФЗ акты органов государственной власти и акты органов местного самоуправления представляются на государственную регистрацию в копиях.
Управление Росреестра по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре представило отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а спорный отказ в государственной регистрации - соответствующим положениям Федерального закона от 21.07.1997 № 122 - ФЗ.
Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области в своем отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить. Считает, что на государственную регистрацию были представлены документы, которые в своей совокупности достаточны по смыслу статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 № 122 - ФЗ для осуществления государственной регистрации права оперативного управления.
Судебное заседание апелляционного суда проведено при участии представителя ФГУ «Обь - Иртышводпуть», поддержавшего доводы о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Иные участвующие в деле лица явку своих представителей не обеспечили, ходатайства об отложении дела не заявили. В связи с тем, что уведомление о времени и месте проведения судебного заседания было произведено надлежащим образом, по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников. От заинтересованного лица поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, которое апелляционным судом удовлетворено.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (статьи 2, 16, 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 122 - ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 указанного Закона государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица.
Пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 122 - ФЗ о, что к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Статьей 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122 - ФЗ установлено, что основанием для отказа в государственной регистрации прав является непредставление документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Пункт 5 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 № 122 - ФЗ предусматривает, что необходимые для государственной регистрации прав документы, выражающие содержание сделок, совершенных в простой письменной форме, и являющиеся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав, представляются, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, не менее чем в двух экземплярах - подлинниках, один из которых после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю, второй - помещается в дело правоустанавливающих документов.
Иные необходимые для государственной регистрации прав документы (за исключением актов органов государственной власти и актов органов местного самоуправления, а также актов судов, установивших права на недвижимое имущество) представляются не менее чем в двух экземплярах, один из которых - подлинник после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю.
Копии актов органов государственной власти и актов органов местного самоуправления, а также актов судов, установивших права на недвижимое имущество, представляются на государственную регистрацию прав не менее чем в двух экземплярах, один из которых после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю.
Учреждение полагает, что им на государственную регистрацию были представлены акты государственного органа, в связи с чем такие документы могут быть представлены в копиях.
Апелляционный суд с такой позицией согласиться не может.
Судом апелляционной инстанции установлено, что ФГУ «Обь - Иртышводпуть» на государственную регистрацию представлены:
распоряжение комитета по управлению имуществом администрации Омской области от 23.08.2000 № 826 - РК «О закреплении имущества на праве оперативного управления»;
акт приема - передачи государственного имущества в оперативное управление;
перечень основных средств по Сургутскому району водных путей и судоходства по состоянию на 01.04.2000.
Из указанного выше пункта 5 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 № 122 - ФЗ следует, что документами, на основании которых производится государственная регистрация, могут быть:
- документы, выражающие содержание сделок;
- акты органов государственной власти;
- иные документы.
В рассматриваемом случае, распоряжение комитета по управлению имуществом администрации Омской области о передаче имущества в оперативное управление является актом государственного органа, так как в нем содержится властное распоряжение органа государственной власти.
В связи с этим, апелляционный суд соглашается с позицией учреждения о том, что в соответствии с пунктом 5 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 № 122 - ФЗ распоряжение от 23.08.2000 № 826 - РК «О закреплении имущества на праве оперативного управления» подлежало предоставлению на государственную регистрацию в копии и истребование его подлинника не соответствует указанному нормативному акту.
Между тем, названное распоряжение не является единственным и достаточным документом, на основании которого должно быть зарегистрировано право оперативного управления - из данного акта не следует перечень имущества, которое было передано учреждению, в том числе жилой дом общей площадью 86,5 кв.м., расположенный по адресу: Россия, Тюменская область, Ханты - Мансийский автономный округ - Югра, Сургутский район, с. Сытомино, ул. Набережная, д. 38., о регистрации права на который обращался заявитель.
В подтверждение прав на объект недвижимости Заявитель на государственную регистрацию представил акт приема - передачи государственного имущества в оперативное управление и перечень основных средств по Сургутскому району водных путей и судоходства по состоянию на 01.04.2000.
Данные документы к актам государственных органов не относятся, так как являются производными, опосредующие не закрепление имущества за конкретным лицом, а подтверждающие сам факт передачи имущества от одного лица к другому.
Следовательно, названные акт приема - передачи государственного имущества в оперативное управление и перечень основных средств по Сургутскому району водных путей и судоходства по состоянию на 01.04.2000 подлежат отнесению к иным документам, которые в соответствии с пунктом 5 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 № 122 - ФЗ подлежат представлению как в копии, так и в подлиннике.
Кроме того, дополнительным основанием, по которому рассматриваемые акт приема - передачи государственного имущества в оперативное управление и перечень основных средств по Сургутскому району водных путей и судоходства по состоянию на 01.04.2000 не могут быть признаны актом государственного органа является то, что такие документы и распоряжение о передаче имущества в оперативное управление не имеют ссылок друг на друга.
Так, перечень основных средств по Сургутскому району водных путей судоходства по состоянию на 01.04.2000 не имеет указания (ссылки) ни на акт приема - передачи государственного имущества, ни на распоряжение от 23.08.2000 № 826 - РК.
Акт приема - передачи имущества в оперативное управление также не имеет ссылки ни на распоряжение от 23.08.2000 № 826 - РК, ни на перечень основных средств по Сургутскому району водных путей и судоходства по состоянию на 01.04.2000. В данном акте приема - передачи лишь имеется указание на «основные средства (по прилагаемой описи)», однако «описи» заявитель не представил.
Помимо изложенного, ни акт приема - передачи государственного имущества, ни перечень основных средств по Сургутскому району водных путей и судоходства по состоянию на 01.04.2000 не имеют дату составления, что также не позволяет определить их связь с распоряжением от 23.08.2000 № 826 - РК.
В силу того, что оригиналы названных документов на государственную регистрацию представлены не были, Управление Росреестра по Ханты - Мансийскому автономному округу правомерно отказало в государственной регистрации (статья 20 Закона).
Кроме того, спорным отказом в проведении государственной регистрации установлено, что в представленных заявителем документах не поименован объект недвижимости, адрес (местонахождение) объекта, другие индивидуализирующие признаки отсутствуют.
Как уже было указано ФГУ «Обь - Иртышводпуть» на государственную регистрацию представлены: распоряжение комитета по управлению имуществом администрации Омской области от 23.08.2000 № 826 - РК «О закреплении имущества на праве оперативного управления»; акт приема - передачи государственного имущества в оперативное управление; перечень основных средств по Сургутскому району водных путей и судоходства по состоянию на 01.04.2000.
В данных документах не поименован объект недвижимого имущества - жилой дом общей площадью 86,5 кв.м., расположенный по адресу: Россия, Тюменская область, Ханты - Мансийский автономный округ - Югра, Сургутский район, с. Сытомино, ул. Набережная, д. 38., о регистрации права на который обращался заявитель.
В распоряжении имеется лишь указание на общую сумму государственного имущества.
Акт приема передачи также не содержит указания на названный объект. Пункт 2 перечня, имеющегося в названном акте, поименован как «Основные средства (по прилагаемой описи)».
В перечне основных средств по Сургутскому району водных путей и судоходства по состоянию на 01.04.2000 имеется ссылка на «Жилой дом с. Сытомино 153,8 кв.м.» и на «Жилой дом с. Сытомино, 108 кв.м.» (пункты 16, 17 перечня).
Таким образом, площадь домов, указанных в документах, которые были представлены на регистрацию, не совпадает с площадью дома, права на которые просит зарегистрировать учреждение. При этом, в рассматриваемых документах нет указания на адрес объекта недвижимости, что не позволяет идентифицировать объекты.