ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 апреля 2009 года  Дело N А75-7034/2008

Резолютивная часть постановления объявлена  14 апреля 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме  21 апреля 2009 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Рябухиной Н.А.

судей  Ильницкой Д.В., Рожкова Д.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Мазик И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП - 1351/2009) открытого акционерного общества «Славнефть - Мегионнефтегаз» на решение Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 15 января 2009 года по делу № А75 - 7034/2008 (судья Тихоненко Т.В.), принятое по иску администрации города Мегиона к открытому акционерному обществу «Славнефть - Мегионнефтегаз», третьи лица: Ханты - Мансийский окружной фонд обязательного медицинского страхования, открытое акционерное общество «Страховая медицинская компания «Югория - Мед»

о признании недействительной сделки - соглашения от 27.02.2008,

при участии в судебном заседании представителей:

от ОАО «Славнефть - Мегионнефтегаз», Администрации города Мегиона, Ханты - Мансийского окружного фонда обязательного медицинского страхования, ОАО «Страховая медицинская компания «Югория - Мед» - представители ни явились,

установил:

Администрация города Мегиона 21.10.2008 обратилась в Арбитражный суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением к открытому акционерному обществу «Славнефть - Мегионнефтегаз» (далее - ОАО «СН - МНГ») о признании недействительной сделкой в соответствии со статьёй 168 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) соглашения от 27.02.2008 о выполнении муниципального задания на предоставление бесплатной медицинской помощи жителям города Мегиона в 2008 году в лечебно - диагностическом центре «Здоровье», заключенного  между сторонами.

В обоснование требования истец указал, что соглашение от 27.02.2008 является недействительным (ничтожным) в соответствии со статьёй 168 ГК РФ. В нарушение статьи 25 Устава города Мегиона со стороны Администрации города Мегиона соглашение подписано лицом, не наделенным полномочиями действовать от имени муниципального образования городской округ  Мегион, - заместителем главы города по экономике, финансам и бюджету Ананьевым А.Г., и Администрацией города Мегиона заключенная сделка не одобрена. Кроме того, соглашение заключено в нарушение требований Закона Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 20.12.2007 № 186 - оз «О территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре на 2008 год» и без соблюдения порядка размещения муниципальных контрактов, установленного Федеральным законом от 21.07.2005 № 94 - ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Ханты - Мансийский окружной фонд обязательного медицинского страхования (далее - Ханты - Мансийский ОФОМС) - определением суда от 10.11.2008; открытое акционерное общество страховая медицинская компания «Югория - Мед» (далее - ОАО СМК «Югория - Мед») - определением суда от 15.12.2008 (л.д. 115 - 116 т. 2).

Решением Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 15.01.2009 по делу № А75 - 7034/2008 исковые требования Администрации города Мегиона удовлетворены, соглашение от 27.02.2008 признано недействительным. С ОАО «СН - МНГ» в пользу Администрации города Мегиона взыскано 2000 руб. расходов по уплате государственной пошлины. Администрации города Мегиона из федерального бюджета возвращено 2000 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению № 2038 от 10.10.2008.

В обоснование решения суд указал, что оспариваемое соглашение не соответствует требованиям закона и в силу статьи 168 ГК РФ является недействительной сделкой. По состоянию на 27.02.2008, подписывая оспариваемое соглашение в качестве и.о. главы города, Ананьев А.Г. не имел соответствующих полномочий, и в последующем соглашение не одобрено со стороны истца. Со ссылкой на положения Закона Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 20.12.2007 №186 - оз «О территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре на 2008 год» о том, что медицинские учреждения, не относящиеся к муниципальной, государственной формам собственности, принимают участие в реализации программы только при условии выполнения муниципального (государственного) задания в объеме, определенном в муниципальном (государственном) контракте на оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд, заключенном в порядке, установленном действующим законодательством,  суд  в решении указал, что в данном деле муниципальный заказ в установленном порядке не формировался и не размещался. Доводы Администрации города Мегиона о несоблюдении при заключении соглашения от 27.02.2008 норм Федерального закона от 21.07.2005 № 94 - ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» судом отклонены.

Возражая против принятого судом решения, ответчик - ОАО «СН - МНГ» в апелляционной жалобе просит его отменить, ссылаясь на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, неправильное применение судом статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ).

Администрация города Мегиона в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

ОАО СМК «Югория - Мед» в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.

Ханты - Мансийский ОФОМС в письменном отзыве на апелляционную жалобу указал, что в материалах дела имеются доказательства одобрения истцом спорного соглашения; полагает, что в 2008 году привлечение частного медицинского учреждения к выполнению государственных (муниципальных) услуг по оказанию гражданам бесплатной медицинской помощи было возможно только в соответствии с государственным (муниципальным) заданием.

Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о месте и времени заседания суда апелляционной инстанции, в него не явились.

На основании части 1 статьи 266, частей 3, 5 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие истца, ответчика и третьих лиц.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и письменные отзывы на неё, суд апелляционной инстанции считает обжалуемое решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Как следует из материалов дела, 27.02.2008 между Администрацией города Мегиона (заказчик) и ОАО «СН - МНГ» (исполнитель) заключено соглашение об оказании исполнителем в лечебно - диагностическом центре «Здоровье» бесплатной первичной медико - санитарной помощи жителям города Мегиона в 2008 году в следующем объеме: поликлинические посещения - 63 тыс. посещений, дневной стационар - 9 тыс. койко/дней (пункты 1.1, 2.1). Заказчик обязался оказывать содействие в осуществлении плана - задания на оказание медицинской помощи жителям города (пункт 2.2). Соглашение действует до 31 декабря 2008года (пункт 4.1).  В его преамбуле указано, что настоящее соглашения - о выполнении муниципального задания на предоставление бесплатной медицинской помощи согласно Закону ХМАО - Югры от 20.12.2007 № 186 - оз «О территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре» (л.д. 6 - 7 т. 1).

Со стороны Администрации города Мегиона соглашение от 27.02.2008 подписано заместителем главы города по экономике, финансам и бюджету Ананьевым А.Г. с указанием в тексте соглашения, что он действует в качестве исполняющего обязанности главы города.

Оспаривая соглашение от 27.02.2008, истец ссылается на отсутствие у Ананьева А.Г.  полномочий действовать от имени муниципального образования городской округ - город Мегион, поскольку на 27.02.2008 он не являлся исполняющим обязанности главы города Мегиона.

В силу статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 - ФЗ  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 08.11.2007) глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (пункт 1). Глава муниципального образования представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования (подпункт 1 пункта 4).

В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 - ФЗ местная администрация (исполнительно - распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия (пункт 1). Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования (пункт 2). Местная администрация обладает правами юридического лица (пункт 7).

От имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности могут глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования (пункт 1 статьи 41 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 - ФЗ).

Согласно Уставу (л.д. 14 - 73 т. 1) муниципальное образование город Мегион наделен статусом городского округа, главой муниципального образования является глава города (часть 1 статьи 24), который возглавляет администрацию города, руководит администрацией (исполнительно - распорядительным органом) на принципах единоначалия (пункт 5 части 1 статьи 25, части 1, 2 статьи 27). Глава города в том числе представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени городского округа (пункт 1 части 1 статьи 25), вправе приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности от имени городского округа (пункт 2 части 2 статьи 25).

В пункте 4 статьи 25 Устава (в редакции изменений и дополнений - л.д. 68, т. 1) закреплено, что в случае временного отсутствия главы города (командировка, отпуск, болезнь и другое) его полномочия исполняет первый заместитель главы города. В случае временного отсутствия первого заместителя главы города (командировка, отпуск, болезнь и другое) полномочия главы города исполняет заместитель главы города на основании распоряжения главы города. В указанных случаях заместитель главы города обладает всеми полномочиями главы города, за исключением подписания решений Думы города.

Оспариваемое соглашение подписано Ананьевым А.Г. в качестве исполняющего обязанности главы города Мегиона 27.02.2008, иной даты подписания, чем указанная в тексте документа (27.02.2008), в соглашении не содержится, и факт заключения  соглашения  в  названный день - 27 февраля 2008 года ответчиком не опровергнут.

Однако на 27.02.2008 соответствующие полномочия действовать от имени муниципального образования город Мегион у заместителя главы города по экономике, финансам и бюджету Ананьева А.Г. отсутствовали, так как исполнение обязанностей главы города Мегиона возложено на него позднее, что подтверждается представленным в дело распоряжением главы города Мегиона от 28.02.2008 № 184 - к  (л.д. 100 т. 2), а также содержащейся под текстом распоряжения отметкой Ананьева А.Г. об ознакомлении  28.02.2008.

В силу пункта 1 статьи 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.

При этом органы юридического лица не могут рассматриваться как самостоятельные субъекты гражданских правоотношений, и являются частью юридического лица.

Согласно пункту 2 статьи 124 ГК РФ к субъектам гражданского права - публично - правовым образованиям применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

В силу пункта 2 статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Поскольку орган юридического лица не является представителем последнего, в случаях превышения полномочий этим органом при заключении сделки пункт 1 статьи 183 ГК РФ применяться не может.

В пункте 3 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.10.2000 № 57 «О некоторых вопросах применения статьи 183 Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что поскольку к публично - правовым образованиям (пункт 1 статьи 124 ГК) применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством (пункт 2 статьи 124 ГК РФ), в случае заключения сделки от имени публично - правового образования его органом с превышением компетенции, такая сделка признается ничтожной (статья 168 ГК РФ). Статья 183 ГК РФ к данным правоотношениям не применяется.

Администрация, являясь исполнительным органом местного самоуправления и юридическим лицом, может вступать в гражданско - правовые отношения как учреждение и как представитель муниципального образования (статья 124 ГК РФ). При этом в соответствии с Уставом муниципального образования город Мегион правом заключения договоров от имени муниципального образования наделен глава муниципального образования, являющийся одновременно и главой Администрации.

На дату заключения спорного соглашения (27.02.2008) подобные полномочия отсутствовали у заместителя главы города по экономике, финансам и бюджету Ананьева А.Г.

Поэтому соглашение от 27.02.2008, подписанное Ананьевым А.Г., заключено от имени муниципального образования с превышением компетенции.

Признавая соглашение от 27.02.2008 недействительной сделкой суд первой инстанции со ссылкой на статьи 182, 183 ГК РФ указал, что доказательств исполнения оспариваемого соглашения или последующего его одобрения соответствующим уполномоченным лицом в материалы дела не представлено.

Однако судом не учтено, что к правоотношениям сторон не подлежит применению статья 183 ГК РФ, следовательно, не подлежат установлению обстоятельства о том, было ли одобрено истцом заключение соглашения от 27.02.2008.

Поскольку оспариваемая сделка заключена от имени муниципального образования заместителем главы города по экономике, финансам и бюджету Ананьевым А.Г., а не главой города Мегиона , она является недействительной на основании статьи 168 ГК РФ как противоречащая статьям 36, 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 - ФЗ  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 08.11.2007),  статьям 53, 124 - 125 Гражданского кодекса РФ.

Кроме того, из преамбулы соглашения следует, что оно заключено во исполнение Закона ХМАО - Югры от 20.12.2007 № 186 - оз «О территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре».

Согласно положениям данного Закона, медицинские учреждения, не относящиеся к муниципальной, государственной формам собственности, принимают участие в реализации Программы только при условии выполнения муниципального (государственного) задания в объеме, определенном в государственном (муниципальном) контракте на оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд, заключенном в порядке, установленном действующим законодательством.

Лечебно - диагностический центр «Здоровье» открытого акционерного общества «Славнефть - Мегионнефтегаз» не является медицинским учреждением, относящимся к муниципальной, государственной формам собственности.

При этом муниципальный контракт на оказание услуг для муниципальных нужд в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94 - ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» с ОАО «СН - МНГ» не заключался.

Суд апелляционной инстанции также учитывает, что Законом ХМАО - Югры от 20.12.2007 № 186 - оз «О территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре» установлен координатор и исполнитель территориальной программы, которым является Департамент здравоохранения Ханты - Мансийского автономного округа - Югры (статьи 5, 6 Закона), а не администрации муниципальных образований (включая город Мегион).

В соответствии со статьей 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Установив недействительность (ничтожность) соглашения от 27.02.2008, суд первой инстанции принял правильное решение.

Доводы ответчика об отсутствии у истца заинтересованности в оспаривании соглашения, обоснованно отклонены судом первой инстанции, исходя из условий соглашения и требований закона.

В соглашении решается вопрос об оказании жителям города Мегиона медицинских услуг, право оказания которых в силу закона предоставляется организации, предложившей по условиям конкурса наилучшие условия. Администрация г.Мегиона представляет муниципальное образование город Мегион и является стороной оспариваемого соглашения, то есть лицом, права и законные интересы которого указанным соглашением  непосредственно затрагиваются.

Оснований для отмены или изменения обжалуемого решения у суда апелляционной инстанции не имеется. Апелляционная жалоба ОАО «СН - МНГ» оставляется без удовлетворения. Расходы по апелляционной жалобе относятся на ответчика.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 15 января 2009 года по делу № А75 - 7034/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно - Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

     Председательствующий

     Н.А.   Рябухина

     Судьи

     Д.В.   Ильницкая

     Д.Г.   Рожков

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка