ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 07 ноября 2008 года  Дело N А81-641/2008

Резолютивная часть постановления объявлена  30 октября 2008 года.

Постановление изготовлено в полном объеме  06 ноября 2008 года.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Семёновой Т.П.,

судей Зориной О.В.,  Гергель М.В.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Карпущенко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП - 3326/2008) общества с ограниченной ответственностью «Газпром Добыча Ямбург» на решение Арбитражного суда Ямало - Ненецкого автономного округа от 12 мая 2008 года по делу № А81 - 641/2008 (судья Соколов  С.В.) по иску общества с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Ямбург» к ответчику  Администрации муниципального образования Надымский район о взыскании 132467,30 рублей

при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Ямбург» Курдюмовой О.А. по доверенности от 29.01.2008 № АО - 13/556,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Ямбург» (далее ООО «Газпром добыча Ямбург», истец) обратилось с арбитражный суд с иском к Администрации муниципального образования Надымский район (далее Администрация, ответчик) о взыскании 132467,30 рублей в счет возмещения стоимости  оказанных услуг скорой и медико - санитарной помощи.

Решением по делу от 12 мая 2008 года в удовлетворении иска отказано. Основанием для принятого судебного акта явилось  предъявление иска к ненадлежащему лицу и отсутствие обязанности ответчика финансировать скорую и первичную медико - санитарную помощь, оказанную в частном лечебном учреждении.

Не соглашаясь с принятым по делу судебным актом, ООО «Газпром добыча Ямбург» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.

По мнению истца, суд первой инстанции не учел, что ООО «Газпром добыча Ямбург» не является субъектом медицинского страхования, поэтому затраты на лечение не могут быть возмещены за счет Фонда обязательного  медицинского страхования.

Податель жалобы указывает, что на территории п. Ямбург не имеется муниципального учреждения здравоохранения, в силу чего функции по оказанию скорой и первичной медицинской помощи исполняются истцом.

Истец считает, что вывод суда об отсутствии в бюджетной смете  Администрации муниципального образования Надымский район расходов  по финансированию оказания скорой медицинской и первичной медико - санитарной помощи сделан без исследования соответствующей бюджетной сметы, и без учета положений статьи 37 Устава  муниципального образования Надымский район, согласно которой в полномочия Администрации входит организация оказания на территории района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно - авиационной), первичной медико - санитарной помощи в амбулаторно - поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов.

На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) заседание суда апелляционной инстанции проведено в отсутствие ответчика, извещение которого о месте и времени рассмотрения жалобы является надлежащим.

В связи с отпуском судьи Шаровой Н.А. в составе суда произведена замена на судью Гергель М.В. Рассмотрение жалобы начато сначала.

Как установлено судом, обращение истца в суд обосновано следующими обстоятельствами:

В июле 2007 года филиалом общества с ограниченной ответственностью «Ямбурггаздобыча» - медико - санитарная часть в поселке Ямбург Надымского района была оказана скорая медицинская и  медико - санитарная помощь гражданину Господынько В.П., являющемуся работником ФГУ «Аварийно - спасательная служба по проведению  подводных работ специального назначения «ГОСАКВАСПАС».

Согласно реестрам услуг стоимость оказанной скорой медицинской помощи составила 12711,30 рублей, стоимость услуг по предоставлению медико - санитарной помощи - 119756,0 рублей (л.д. 10,11 т. 1).

Помощь была оказана по причине невозможности транспортировки больного автотранспортом до ближайшего муниципального учреждения здравоохранения в связи с вероятностью нанесения дополнительной травмы  и выраженным болевым синдром (л.д. 12 т. 1).

Общество с ограниченной ответственностью «Ямбурггаздобыча» было переименовано в общество с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Ямбург».

Оказание медицинских услуг осуществлено филиалом истца - медико - санитарной частью (МСЧ), на основании лицензии  А313109 № МД - 00155 от 26.02.2004 года.

Финансирование указанной МСЧ в 2007 году осуществлялось исключительно за счет средств истца, поскольку постановлением Губернатора ЯНАО от 4.07.2005 года № 281 МСЧ ООО «Ямбурггаздобыча» было исключено из перечня медицинских учреждений, финансируемых за счет средств бюджетов всех уровней и ОМС.

Проверив законность и обоснованность решения Арбитражного суда Ямало - Ненецкого автономного округа от 12.05.2008 года по делу № А81 - 641/2008, суд апелляционной инстанции  считает его подлежащим отмене с принятием по делу нового судебного акта о частичном  удовлетворении  исковых требований.

Согласно Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487 - 1 (далее - Основы) выделяют три вида медицинской помощи: первичную медико - санитарную (статья 38 Основ), специализированную (статья  40 Основ) и скорую медицинскую помощь (статья  39 Основ).

Медицинская помощь оказывается в медицинских организациях независимо от формы собственности, организационно - правовой формы и ведомственной подчиненности, получивших лицензию на медицинскую деятельность (статья 37.1 Основ).

Скорая медицинская помощь в статье 39 Основ определена как вид медицинской помощи, предоставляемой гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях), которая осуществляется безотлагательно лечебно - профилактическими учреждениями независимо от территориальной, ведомственной подчиненности и формы собственности, медицинскими работниками, а также лицами, обязанными ее оказывать в виде первой помощи по закону или по специальному правилу.

Скорая медицинская помощь оказывается учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи государственной или муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно - правовое регулирование в сфере здравоохранения.

Скорая медицинская помощь гражданам Российской Федерации и иным лицам, находящимся на ее территории, оказывается бесплатно.

В соответствии со статьей 37.1 Основ первичная медико - санитарная помощь является основным, доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинской помощи и включает: лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний; медицинскую профилактику важнейших заболеваний; санитарно - гигиеническое просвещение населения; проведение других мероприятий, связанных с оказанием медико - санитарной помощи гражданам по месту жительства.

Это означает, что при наличии на территории района граждан, которые нуждаются в скорой и первичной медико - санитарной помощи, эта помощь должна быть оказана им по месту нахождения вне зависимости от того, является ли гражданин застрахованным по иному месту жительства, либо он вообще не является застрахованным за счет средств обязательного медицинского страхования.

В силу подпункта 12 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон № 131 - ФЗ) организация оказания на территории муниципального района  первичной медико - санитарной помощи в амбулаторно - поликлинических, стационарно - поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи относится к вопросам местного значения.

Согласно пункту 1 статьи 2 названного закона вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В частности, для решения вопросов местного значения муниципальный район вправе как создавать муниципальные предприятия и учреждений, так осуществлять формирование и размещение муниципального заказа (подпункт 3 пункта 1 статьи 17 Закона № 131 - ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Закона № 131 - ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

Пунктом 1 статьи 34 Устава муниципального образования Надымский район установлено, что Администрация района формирует и исполняет местный бюджет.

При этом  согласно пункту 2 статьи 37 названного Устава именно к полномочиям Администрации отнесена организация на территории района скорой медицинской помощи и первичной медико - санитарной помощи.

Следовательно, именно в обязанность Администрации Надымского района входила организация оказания скорой медицинской и первичной медико - санитарной помощи в поселке Ямбург либо путем создания там муниципального учреждения здравоохранения, либо путем размещения муниципального заказа.

То, что граждане, проживающие или работающие в поселке Ямбург регулярно нуждается в такого рода помощи подтверждается, в частности, письмом окружного Фонда обязательного медицинского страхования № 3111 от 15.08.2005 года в адрес истца (том 1 лист дела 23 - 25), согласно которому как минимум 3,3% пролеченных истцом граждан в 2004 году не являлись работниками истца и затраты на их лечение компенсировались из Фонда обязательного медицинского страхования.

После исключения медико - санитарной части истца из программы бюджетного финансирования и финансирования за счет средств ОМС, лечение этих граждан в экстренных случаях производится истцом за свой счет.

Так, в судебном заседании представитель истца пояснила, что случай с гражданином Господынько В.П. далеко не единственный. А транспортировка в районную муниципальную больницу в некоторых случаях напрямую угрожает жизни пациентов, может привести либо к осложнениям, либо к летальному исходу (протокол судебного заседания от 23 - 30 октября 2008 года).

Согласно статье 124 Уголовного кодекса Российской Федерации неоказание помощи больному влечет уголовную ответственность.

Поэтому медицинский персонал истца не вправе отказать в лечении граждан в экстренных случаях, когда требуется скорая или первичная медико - санитарная помощь.

Следовательно, истец обязан оказать такую помощь в силу закона.

В то же время, расходы истца по ее оказанию никем не компенсируются и являются для истца вредом.

Эти расходы находятся в прямой причинной связи с незаконным бездействием Администрации Надымского района, которая не выполнила возложенных на нее функций по организации скорой и первичной медико - санитарной помощи в поселке Ямбург.

Взыскание данных расходов должно быть осуществлено на основании статей 16, 1069 ГК РФ.

Ответчиком в нарушение требований части 1 статьи 65 АПК РФ доказательства, представленные истцом, не опровергнуты.

В частности ответчиком не опровергнут факт оказания скорой и первичной медико - санитарной помощи гражданину Господынько, не представлено доказательств принятия мер муниципальными органами к доставке гражданина Господынько  в учреждение муниципального здравоохранения, не представлено доказательств отсутствия нуждаемости данного лица в скорой или первичной медико - санитарной помощи.

Риск последствий непредставления этих доказательств в силу части 2 статьи 9 АПК РФ лежит на самом ответчике.

Иного лица, обязанного перед истцом возместить его расходы по лечению гражданина Господынько, помимо муниципального образования Надымский район не существует.

Сам пострадавший имеет право на бесплатную скорую и первичную медико - санитарную помощь, гарантированное законом.

ФГУ «Аварийно - спасательная служба по проведению подводных работ специального назначения ГОСАКВАСПАС» также не имеет обязательств перед истцом, поскольку договор о лечении его работников в МСЧ истца не заключался.

Согласно пункту 1.3. Типовых правил обязательного медицинского страхования граждан, утвержденных директором Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 3 октября 2003 г. N 3856/30 - 3/и гражданам Российской Федерации в соответствии с законодательством гарантируются предоставление медицинской и лекарственной помощи и ее оплата через систему обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях действующей на территории субъекта Российской Федерации территориальной программы обязательного медицинского страхования.

Территориальная программа ОМС содержит перечень видов и объемов медицинской помощи, финансируемых за счет средств обязательного медицинского страхования, перечень медицинских учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования, условия и порядок предоставления медицинской помощи в них.

Поскольку истец, несмотря на наличие лицензии, постановлением Губернатора Ямало - Ненецкого автономного округа № 281 от 4.07.2005 года исключен из перечня медицинских учреждений ЯНАО, работающих в системе обязательного медицинского страхования, у него отсутствует право требовать возмещения своих расходов за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования  (Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 10.10.2007 года № 11914/07).

При рассмотрении иска и вынесении решения  суд первой инстанции в нарушение требований части 3 статьи 133 АПК РФ и части 1 статьи 168 АПК РФ не определил характер спорного отношения и подлежащее применению законодательство.

Иск рассмотрен как требование о финансировании Администрацией частного лечебного учреждения. Суд обоснованно констатировал отсутствие установленной законом обязанности ответчика по финансированию истца.

Однако истец в иске ссылался то, что оказание помощи истцом было вынужденным, поскольку в поселке Ямбург отсутствуют муниципальные лечебные учреждения, оказывающие скорую и первичную медико - санитарную помощь, а ближайшее лечебное учреждение, работающее в системе обязательного медицинского страхования расположено в г.Новый Уренгой. Истец также указал, что организация указанных видов помощи на территории поселка Ямбург является обязанностью Администрации Надымского района в силу закона.

В обоснование иска истец сослался на общие нормы об основаниях возникновения гражданских прав и обязанностей, способах защиты права и обязательствах (статьи 8, 12, 307 ГК РФ).

При этом согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 8 ГК РФ обязательства возникают, в том числе, вследствие причинения вреда.

Поэтому фактически заявленное истцом требование о возмещении вреда, причиненное бездействием Администрации, не было рассмотрено судом первой инстанции.

То, что истец не ссылался на положения статей 16, 1069 ГК РФ не освобождает суд от обязанности определить норму права, подлежащую применению к спорным правоотношениям (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.10.2000 года № 2868/00, от 9 октября 2007 г. N 4664/07).

Взыскание должно осуществляться за счет казны муниципального образования.

Надлежащим ответчиком по делу является муниципальное образование Надымский район.

Однако Администрация правомерно привлечена к участию в деле, поскольку в силу пункта 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств бюджета муниципального образования выступает в суде от имени муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов.

Из перечня главных распорядителей бюджетных средств, утвержденного Постановлением Главы муниципального образования Надымский район № 1173 от 7.12.2007 года (том 1 лист дела 67) следует, что Администрация является главным распорядителем бюджетных средств в отношении исполнения своих полномочий и именно к ее полномочиям отнесена организация оказания скорой и первичной медико - санитарной помощи.

Суд апелляционной инстанции полагает, что поскольку муниципальное образование Надымский район представлено в деле уполномоченным органом и поскольку муниципальное образование является особым субъектом гражданских правоотношений, не обладающим правоспособностью, неуказание его в исковом заявлении в качестве ответчика не препятствует удовлетворению иска с таким указанием.

Иное толкование норм процессуального права (допущение возможности отказа в иске по формальному основанию) противоречит основной задаче судопроизводства - защите нарушенного права (статья 2 АПК РФ).

В то же время суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения иска в полном объеме по изложенным ниже причинам.

Расходы истца определены на основании тарифов, утвержденных Заместителем генерального директора по экономике ООО «Ямбурггаздобыча» (том 1 лист 9).