• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 февраля 2011 года  Дело N А46-13971/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2011 года

Постановление изготовлено в полном объеме 25 февраля 2011 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Шиндлер Н.А.

судей Лотова А.Н., Золотовой Л.А.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бондарь И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП - 360/2011) индивидуального предпринимателя Семыкиной Люси Александровны на решение Арбитражного суда Омской области от 16.12.2010 по делу № А46 - 13971/2010 (судья Стрелкова Г.В.),

по заявлению индивидуального предпринимателя Семыкиной Люси Александровны

к Инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Центральному административному округу г.Омска

о признании недействительным решения от 23.07.2010 № 12 - 26/019535 - 3 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения

при участии в судебном заседании представителей:

от индивидуального предпринимателя Семыкиной Люси Александровны - Поморова С.В. по доверенности от 16.01.2010 сроком действия до 3 лет;

от Инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Центральному административному округу г.Омска - Котикова О.А. (удостоверение № 640674 действительно до 31.12.2014) по доверенности от 31.08.2010 № 03 - 16/022824 сроком действия 1 год;

установил:

решением от 16.12.2010 по делу № А46 - 13971/2010 Арбитражный суд Омской области отказал в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Семыкиной Люси Александровны (далее по тексту - предприниматель Семыкина Л.А., налогоплательщик) к Инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Центральному административному округу г.Омска (далее по тексту - ИФНС России № 1 по ЦАО г.Омска, Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 23.07.2010 № 12 - 26/019535 - 3 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость земельного участка налогоплательщика номер 55:36:07 04 03:121 в размере 6856671 руб. 14 коп. утверждена опубликованным в установленном порядке нормативным актом органа исполнительной власти субъекта Омской области (постановление Правительства Омской области от 26.11.2008 № 193 - п), который не признан незаконным ни полностью, ни в части принадлежащего заявителю участка, действия уполномоченного лица по внесению в государственный кадастр недвижимости (далее по тексту - ГКН) кадастровой стоимости на основании постановления Правительства Омской области от 26.11.2008 № 193 - п заявителем не оспорены, в связи с чем именно эта кадастровая стоимость подлежит применению при исчислении предпринимателем Семыкиной Л.А. земельного налога за 2009 год. Соответственно, Инспекция правильно доначислила предпринимателю земельный налог за 2009 года исходя из этой кадастровой стоимости земельного участка предпринимателя.

При этом суд пришел к выводу о том, что принудительное исполнение решения арбитражного суда от 16.03.2009 по делу № А46 - 489/2009, в результате чего кадастровая стоимость в 2009 году исключалась из ГКН, не имеет правового значения в рассматриваемой ситуации, поскольку для целей налогообложения кадастровая стоимость считается установленной с момента утверждения результатов государственной кадастровой оценки земли органом исполнительной власти и вступления данного акта в законную силу.

Доводы налогоплательщика о неверном применении вида разрешенного использования при расчете кадастровой стоимости земельного участка номер 55:36:07 04 03:121 суд первой инстанции не принял, как не подлежащие оценке в рамках настоящего дела, предметом которого является законность решения налогового органа, вынесенного по результатам камеральной проверки налоговой отчетности за 2009 год.

В апелляционной жалобе предприниматель Семыкина Л.А. просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Предприниматель Семыкина Л.А. поддерживает заявленные в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции доводы о незаконности доначисления земельного налога за 2009 год по земельному участку номер 55:36:07 04 03:121 исходя из его кадастровой стоимости, равной 6856671 руб. 14 коп., в силу того, что вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по делу № А46 - 489/2009 кадастровая стоимость была исключена из ГКН, а никакая иная государственная кадастровая оценка спорного земельного участка после оценки 2007 года не производилась.

Инспекция в соответствии с представленным суду апелляционной инстанции отзывом на апелляционную жалобу считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащее удовлетворению.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель предпринимателя Семыкиной Л.А. поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции.

Представитель Инспекции поддержал возражения, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил отказать в ее удовлетворении, решение суда - оставить без изменения.

Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей предпринимателя и Инспекции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.

Предпринимателю Семыкиной Л.А. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 55:36:07 04 03:121, расположенный относительно 1 - этажной пристройки к жилому дому, имеющей почтовый адрес: г.Омск, ул. 5 - й Армии, д. 71.

01.02.2010 предприниматель Семыкина Л.А. представила в Инспекцию налоговую декларацию по земельному налогу за 2009 год, согласно которой сумма земельного налога, подлежащего уплате в бюджет по земельному участку с кадастровым номером 55:36:07 04 03:121, отсутствует.

Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка этой декларации, по результатам которой составлен акт от 19.05.2010 № 12 - 26/013441 ДСП.

На основании материалов камеральной налоговой проверки и представленных налогоплательщиком возражений, дополнительных мероприятий налогового контроля ИФНС России № 1 по ЦАО г.Омска 23.07.2010 вынесла решение № 12 - 26/019535 - 3 ДСП, которым предприниматель Семыкина Л.А. привлечена к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату земельного налога в виде штрафа в сумме 5142 руб. 20 коп., начислены пени по состоянию на 23.06.2010 в сумме 1135 руб. 57 коп. и доначислен земельный налог за 2009 год в сумме 102850 руб.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Омской области от 06.09.2010 № 16 - 18/0197335 апелляционная жалоба на указанное решение Инспекции была оставлена без удовлетворения.

Предприниматель Семыкина Л.А., считая решение налогового органа не соответствующим закону и нарушающим ее права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании его недействительным.

Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано.

Означенное решение обжалуется предпринимателем Семыкиной Л.А. в суд апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его изменения или отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.

Пункт 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Объектом налогообложения в силу пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга), на территории которого введен налог.

В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Согласно пунктам 1, 3 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики - организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

В соответствии с указанной нормой Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316 утверждены Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, которые предусматривают, что результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр (пункт 9 Правил). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил).

Согласно пункту 10 указанного постановления Правительства Российской Федерации результаты государственной кадастровой оценки земель утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.

Приказом Минэкономразвития и торговли Российской Федерации № 215 от 28.06.2007, зарегистрированным в Минюсте Российской Федерации за № 9913 от 26.07.2007, был утвержден Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «организация проведения государственной кадастровой оценки земель» (далее - Административный регламент), который определяет последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и его территориальных органов по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между ними, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель.

Утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 10 Административного регламента).

После утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) вносятся в государственный земельный кадастр (пункт 11 Административного регламента).

Таким образом, подлежащий уплате земельный налог подлежит исчислению исходя из кадастровой стоимости земельного участка, определенной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Результаты государственной кадастровой оценки земель изложены в Отчете №05 - 09/02 от 27.11.2007, подготовленном Омским филиалом ФГУП ФКЦ «Земля».

Таким образом, кадастровая оценка земель проведена, ее результаты не оспорены.

Постановлением Правительства Омской области от 26.11.2008 № 193 - П «О внесении изменения в Постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 №174 - П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36» (далее по тексту - Постановление № 193 - П) утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов города Омска по результатам работ по определению кадастровой стоимости земельных участков, проведенных в 2007 году, в том числе кадастровая стоимость земельного участка предпринимателя Семыкиной Л.А. с кадастровым номером 55:36:07 04 03:121 в размере 6856 671 руб. 14 коп.

Порядок вступления в силу Постановления № 193 - П определен Указом Губернатора Омской области от 30.03.2004 № 74 «О порядке опубликования и вступления в законную силу правовых актов Губернатора Омской области. Постановлений Правительства Омской области, Приказов органов исполнительной власти Омской области». В соответствии с пунктом 7 Указа Постановления Правительства Омской области вступают в силу со дня первого официального опубликования их полного текста, если указанными правовыми актами не установлен иной порядок вступления их в силу.

Постановление № 193 - П опубликовано 30.11.2008 года в газете «Омский вестник» №141 и, поскольку иной порядок в рассматриваемом Постановлении не установлен, вступило в законную силу с указанной даты, то есть с 30.11.2008.

В соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 № 221 - ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее по тексту - Федеральный закон № 221 - ФЗ), вступившего в силу с 1 марта 2008 года, орган государственной власти или орган местного самоуправления, утвердившие в установленном законодательством Российской Федерации порядке результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, в срок не более чем пять рабочих дней со дня утверждения таких результатов представляет в орган кадастрового учета копию акта об утверждении таких результатов.

В силу данных норм, суд апелляционной инстанции исходит из того, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков, утвержденные Постановлением № 193 - П, подлежали включению в ГКН в течение пяти рабочих дней после вступления в законную силу Постановления № 193 - П (после 30.11.2008).

При этом, сведения о кадастровой стоимости земельного участка предпринимателя Семыкиной Л.А. в указанном размере 6856671 руб. 14 коп., утвержденном Постановлением № 193 - П уже, были внесены в ГКН ранее, на основании Постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 №174 - П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36».

Порядка внесения в ГКН записи о кадастровой стоимости земельных участков согласно вновь возникшему основанию (принятие нового нормативного акта, утверждающего отчет об оценке), при условии соответствия кадастровой стоимости ранее утвержденной, законодательство не предусмотрено.

Таким образом, сведения о кадастровой стоимости земельного участка предпринимателя в размере 6856671 руб. 14 коп., внесенные в ГКН на основании Постановления № 193 - П, уже находились в ГКН на основании постановления № 174 - П, изменилось лишь основание для их внесения в ГКН в части нормативного акта органа исполнительной власти субъекта, утверждающий отчет о кадастровой стоимости.

В силу изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего предпринимателю, в размере 6856671 руб. 14 коп., утвержденная Постановлением № 193 - П, вступившим в силу с 30.11.2008, и подлежащая внесению в ГКН в течение пяти рабочих дней с момента вступления этого постановления в законную силу, по состоянию на 01.01.2009 является утвержденной, внесенной в ГКН, и подлежащей применению при исчислении земельного налога. Точную дату, с которой эти сведения являются внесенным в ГКН на основании Постановления № 193 - П, суд определить не может, но вывод о том, что эта кадастровая стоимость подлежит применению для целей налогообложения с 01.01.2009, является однозначным, следующим из приведенных выше норм действующего законодательства.

Не влияет на изложенный вывод и то обстоятельство, что решением Арбитражного суда Омской области от 16.03.2009 по делу № А46 - 489/2009 удовлетворены требования предпринимателя, признаны незаконными действия Управления Роснедвижимости по отнесению земельного участка с кадастровым номером 55:36:07 04 03:121 к седьмой группе разрешенного использования, по внесению в ГКН недостоверных сведений о кадастровой стоимости в размере 6856671 руб. 14 коп. и удельного показателя в размере 13262 руб. 42 коп. за один квадратный метр; на Управление Роснедвижимости возложена обязанность по исключению из ГКН недостоверных сведений о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости.

В ходе судебного разбирательства по делу № А46 - 489/2009 было установлено, что действия по внесению в ГКН сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка были совершены без утверждения результатов государственной кадастровой оценки земельного участка субъектом Российской Федерации, а именно: Постановлением Правительства Омской области № 174 - п не были утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:07 04 03:121, а утверждены лишь усредненные удельные показатели кадастровой стоимости кварталов, и тем самым нарушен порядок, установленный действующим законодательством, в силу чего, действия Управления Роснедвижимости были признаны незаконными.

Таким образом, решением суда по указанному делу действия Управления Роснедвижимости признаны незаконными, в связи с нарушением порядка внесения сведений в ГКН, но не в связи с незаконностью самой кадастровой стоимости земельного участка предпринимателя. При этом суд не указал с какого периода сведения незаконно находятся в ГКН.

Кроме того, в решении арбитражного суда по делу № А489/2009 указано, что незаконное внесение в ГКН сведений о кадастровой стоимости земельного участка предпринимателя в декабре 2007 года не нивелирует обязательства предпринимателя, основанные на имеющихся в нем в 2008 году сведениях о кадастровой стоимости, и лишь исключение их из него и включение их в ГКН вновь с отображением даты ее утверждения, которая не может быть определена ранее принятия постановления Правительства Омской области от 26.11.2008 № 193 - п, может восстановить права заявителя (абзац второй листа 11 текста решения).

Решением Управления от 01.07.2009 № 36/09 - 11353 на основании вышеназванного решения Арбитражного суда Омской области из ГКН были исключены сведения о кадастровой стоимости земельного участка предпринимателя. Этим же решением в ГКН были внесены аналогичные сведения, но уже на ином основании - на основании Постановления Правительства Омской области от 26.11.2008 № 193 - п.

Таким образом, внесение указанным решением Управления в ГКН сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:07 04 03:121 в размере 6856 671 руб. 14 коп. на основании Постановления Правительства № 193 - П, свидетельствует лишь о приведении имеющихся в ГКН сведений о кадастровой стоимости земельного участка предпринимателя в соответствии с действующим законодательством, но не о том, что до 01.07.2009 эта кадастровая стоимость на основании постановления № 193 - П в ГКН отсутствовала.

Не принимает суд апелляционной инстанции ссылку предпринимателя на определение Арбитражного суда Омской области от 24.08.2009 по делу № А46 - 489/2009 о наложении судебного штрафа, которым на Управление Роснедвижимости наложен штраф за неисполнение решения суда от 16.03.2009 по делу № А46 - 489/2009.

Постановлением Федерального арбитражного суда Западно - Сибирского округа от 15.12.2009 по делу № А46 - 489/2009, которым указанное определение суда первой инстанции от 24.08.2009 оставлено без изменения, отменено постановление суда апелляционной инстанции от 22.10.2009, которым отменено определение суда первой инстанции, поддержан вывод суда апелляционной инстанции о надлежащем исполнении Управлением судебного акта в части исключения из ГКН спорных сведений, поскольку внесение в этот же день аналогичных сведений, но уже на ином основании - на основании Постановления Правительства Омской области от 26.11.2008 № 193 - п обусловлено императивными требованиями нормативного акта органа исполнительной власти субъекта РФ, принятого после вынесения решения суда по настоящему делу.

Признавая не соответствующим фактическим обстоятельствам дела вывод суда апелляционной инстанции об исполнении Управлением решения суда от 16.03.2009 в полном объеме, суд кассационной инстанции указал на то, что это решение не исполнено в части признания незаконными действий Управления по присвоению спорному земельному участку седьмого номера вида разрешенного использования и внесению этого сведения в государственный земельный кадастр.

Однако, как верно указал суд первой инстанции, доводы о неверном применении вида разрешенного использования при расчете кадастровой стоимости земельного участка номер 55:36:07 04 03:121 не могут быть оценены судом в рамках настоящего дела, предметом которого является законность решения налогового органа, вынесенного по результатам камеральной проверки налоговой отчетности за 2009 год.

При таких обстоятельствах, при наличии в ГКН по состоянию на 01.01.2009 сведений о кадастровой стоимости земельного участка предпринимателя с кадастровым номером 55:36:07 04 03:121 в сумме 6856 671 руб. 14 коп., утвержденной Постановлением Правительства № 193 - П, несмотря на исключение 01.07.2009 из ГКН с этой же кадастровой стоимости, внесенной в ГКН на основании Постановления Правительства № 174 - П, предприниматель Семыкина Л.А. должна была исчислить земельный налог за 2009 год исходя из имеющейся на 01.01.2009 в ГКН кадастровой стоимости в размере 6856671 руб. 14 коп.

Изложенное свидетельствует о правомерности доначисления Инспекцией Обществу земельного налога за 2009 год в сумме 102850 руб., исходя из кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:07 04 03:121 согласно Постановлению №193 - П в размере 6856671 руб. 14 коп., а также начисления пени в сумме 1135 руб. 57 коп. за несвоевременную уплату налога и привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 5142 руб. 20 коп.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при вынесении решения оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено, в силу чего основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в сумме 100 рублей относятся на ее подателя, то есть на предпринимателя Семыкину Л.А.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Омской области от 16.12.2010 по делу № А46 - 13971/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно - Cибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу постановления.

     Председательствующий

     Н.А. Шиндлер

     Судьи

     А.Н. Лотов

     Л.А. Золотова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А46-13971/2010
Принявший орган: Восьмой арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 25 февраля 2011

Поиск в тексте