ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 июня 2011 года  Дело N А46-902/2011

Резолютивная часть постановления объявлена  09 июня 2011 года

Постановление изготовлено в полном объеме  17 июня 2011 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Рыжикова О.Ю.

судей  Ивановой Н.Е., Киричёк Ю.Н.

при ведении протокола судебного заседания:  Михайловой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП - 3736/2011) Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 26.04.2011 по делу № А46 - 902/2011 (судья Глазков О.В.), по заявлению открытого акционерного общества "Омский речной порт" (ОГРН  , ИНН  ) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра по Омской области, административный орган)

о признании недействительным и отмене постановления № 313/467 - 10 от 17.01.2011 «О назначении административного наказания»

при участии в судебном заседании представителей:

от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - Джурмий Е.А. (удостоверение ТО № 032778 выдано 31.03.2011, по доверенности № 255 от 30.12.2010 сроком действия по 31.12.2011);

от открытого акционерного общества «Омский речной порт» - Стефанивская О.А. (паспорт серия 5200 № 274838 выдан 27.01.2001, по доверенности от 09.08.2010);

установил:

Решением от 26.04.2011 по делу № А46 - 902/2011 Арбитражный суд Омской области удовлетворил требование ОАО «Омский речной порт», признал постановление № 313/467 - 10 от 17.01.2011 «О назначении административного наказания», вынесенное Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области недействительным, как несоответствующее Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и отменил.

В обоснование принятого судебного акта суд первой инстанции указал на отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения, так как представленные доказательства свидетельствуют о предпринимаемых длительное время попытках к оформлению земельных участков.

В апелляционной жалобе административный орган просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь при этом на нарушение норм материального права и противоречие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела.

В отзыве на апелляционную жалобу общество с ее доводами не соглашается, считает их необоснованными, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

До начала судебного заседания представителем общества заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела копии решения Областного суда по делу № 77 - 154/108/2011 от 10.05.2011.

Суд апелляционной инстанции, посовещавшись на месте, вынес протокольное определение о приобщении  к материалам дела указанного документа.

В судебном заседании представитель Управление Росреестра по Омской области поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

Представитель ОАО «Омский речной порт» с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.

Омской транспортной прокуратурой по обращению первого заместителя директора департамента имущественных отношений Администрации г. Омска в период с 25.10.2010 проведена проверка исполнения ОАО «Омский речной порт» требований земельного законодательства, в ходе которой было установлено, что ОАО «Омский речной порт», юридический адрес: г. Омск, ул. 9 Ленинская, 55, для производственных целей, в том числе размещения строений и сооружений, используется земельный участок с кадастровым номером 55:36:09 03:03:3115, расположенный по адресу: г. Омск, ул. 9 Ленинская, 55. Данный земельный участок находится в федеральной собственности (свидетельство о государственной регистрации права от 06.08.2009), его площадь составляет 4 320 кв.м. Кроме того, ОАО «Омский речной порт» использует земельные участки, расположенные по адресу: г. Омск, ул. 9 Ленинская, 55, имевшие кадастровые номера 55:36:090303:3116, 55:36:090303:3117, для производственных целей, в том числе размещения строений и сооружений предприятия. Земельные участки находятся в государственной собственности и имеют площадь 166213 кв.м., 66053 кв.м. в связи с длительным не оформлением прав, данные земельные участки сняты с кадастрового учета, но используются ОАО «Омский речной порт». На указанные земельные участки ОАО «Омский речной порт» правоустанавливающих документов не имеет, пользуется ими в отсутствие разрешительных документов.

По результатам данной проверки 16.12.2010 и.о. Омского транспортного прокурора советником юстиции О.В. Дубровским принято постановление о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.1. КоАП РФ.

Означенное постановление с материалами проверки было направлено в Управление Росреестра по Омской области, для рассмотрения в порядке административного производства.

17.01.2011 состоялось рассмотрение дела об административном правонарушении, по результатам которого Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области было принято оспариваемое постановление № 313/467 - 10 о назначении ОАО «Омский речной порт» административного наказания, предусмотренного статьей 7.1. Кодекса КоАП РФ, в виде штрафа в сумме 10 000 руб.

Не согласившись с означенным постановлением, полагая, что оно не соответствует закону, нарушает его права и интересы, ОАО «Омский речной порт» обратилось в арбитражный суд.

26.04.2011 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое решение.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, находит его подлежащим отмене, исходя из следующего.

В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Статья 7.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в совершении ряда противоправных деяний, а именно: самовольное занятие земельного участка, использование земельного участка без оформления в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.

В соответствии с пунктом 1 статей 25 и 26 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Согласно пункту 1 статьи 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, на земельных участках с кадастровыми номерами 55:36:09 03:03:3115, 55:36:090303:3116, 55:36:090303:3117 расположен имущественный комплекс ОАО «Омский речной порт».

Ранее земельный участок, на котором был расположен названный имущественный комплекс, был представлен в бессрочное пользование Порту для строительства, что следует из решения Исполнительного Комитета Омского Городского Совета депутатов трудящихся от 21.03.1953 № 8/267, акта Главного архитектурно - планировочного управления Исполнительного Комитета Омского Городского Совета депутатов трудящихся г. Омска от 04.01.1978, решения Исполнительного Комитета Омского Городского Совета народных депутатов от 28.04.1981 № 145 - 1,  акта Главного архитектурно - планировочного управления Исполнительного Комитета Омского Городского Совета депутатов трудящихся г. Омска от 20.10.1981. Указанный имущественный комплекс был передан в уставной капитал общества после приватизации Омского речного порта, что подтверждается, в том числе, планом приватизации, утвержденным председателем Комитета по управлению имуществом Омской области от 29.12.1993. На здания, строения, сооружения, перешедшие в процессе приватизации к АООТ «Омский речной порт», а впоследствии к ОАО «Омский речной порт», за обществом зарегистрировано право собственности, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.

Таким образом, ОАО «Омский речной порт» перешло право на объекты недвижимости, находящиеся на земельных участках, представленных прежнему правообладателю на праве постоянного (бессрочного) пользования, то есть в данном случае отсутствует самовольное занятие земельного участка.

Согласно пункту 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137 - ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Учитывая, что ОАО «Омский речной порт» перешло право на объекты недвижимости, находящиеся на земельных участках представленных прежнему правообладателю на праве постоянного (бессрочного) пользования, при этом в силу статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования ОАО «Омский речной порт» не может быть представлен, у последнего возникла обязанность в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации приобрести соответствующие земельные участки в собственность или в аренду по своему выбору.

В силу пунктов 1 и 5 статьи 36 граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

Пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли - продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Из материалов дела следует и верно установлено судом первой инстанции, что ОАО «Омский речной порт» 06.05.2008 в адрес Главного управления по земельным ресурсам Омской области было направлено заявление (№ 22 - 01 - 18) об оформлении земельного участка в собственность (приватизации) и направлении в месячный срок проекта договора купли - продажи. В качестве основания приватизации земельного участка обществом был указан пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137 - ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», с приложением соответствующего комплекта документов.

В ответ на указанное обращение 03.06.2008 Главное управление по земельным ресурсам Омской области письмом № 04 - 01/5867 сообщило, что для принятия решения о предоставления земельного участка в собственность и подготовки соответствующего договора купли - продажи ОАО «Омский речной порт» должно представить следующие документы: копию документа, удостоверяющего личность представителя юридического лица; копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица, выписка из ЕГРЮЛ; копию документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя юридического лица, если с Заявлением обращается представитель заявителя; устав юридического лица; выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здания, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке; выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок; справка о принадлежности объекта; копии правоподтверждающих документов на здание, строение, сооружение на приобретаемом земельном участке; копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок; копии документов, подтверждающих право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользования, в безвозмездное срочной пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством; кадастровый паспорт земельного участка с указанием кадастровой стоимости.

В частности, Главное управление по земельным ресурсам Омской области указало, что, несмотря на то, что план приватизации является правоустанавливающим документом, правоподтверждающие документы на объекты недвижимости имущества, расположенные на испрашиваемом земельном участке, не представлены. Идентифицировать объекты недвижимого имущества, расположенные на указанном земельном участке согласно плану приватизации невозможно, в силу отсутствия сведений в ГКН (а именно в листе ВЗ).

В соответствии с данным письмом ОАО «Омский речной порт» начало подготавливать соответствующие документы. Так, общество заказало в ГП Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» технические паспорта на здание, строения, сооружения, находящиеся на земельном участке, расположенном по адресу: г. Омск, ул. 9 Ленинская, 55, о чем свидетельствуют приложенные заявителем в материалы дела счета - фактуры, акты выполненных работ,  в также осуществило государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, расположенные на земельном участке по ул. 9 - я Ленинская, 55 (в материалы дела приложены соответствующие свидетельства о государственной регистрации права).

Помимо прочего в связи с необходимостью уточнения в процессе межевания границ декларативно учтенного земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 03 03:0067, на котором расположен имущественный комплекс общества, о чем указано в графе 16 кадастрового плана земельного участка (выписки из государственного земельного кодекса ) от 16.03.2006 № 36/06 - 5178, ОАО «Омский речной порт» 21.06.2005 в адрес Комитет по земельным ресурсам г. Омска было направлено письмо № 00 - 07 - 158 в котором общество просило организовать проведение территориального землеустройства, провести межевание с целью внесения в государственный земельный кадастр уточненных сведений.

По результатам межевания был сформирован земельный участок с кадастровым номером 55:36:09 03 03:3042. В связи с выделением  земельного участка ООО «Омский завод консервной продукции» границы земельного участка были уточнены и сформирован земельный участок с кадастровым номером 55:36:09 03.03:3045, который впоследствии расформирован на три участка 55:36:09 03.03:3115, 55:36:09 03.03:3116, 55:36:09 03.03:3117.

При формировании земельных участков была допущена и исправлялась кадастровая ошибка, которая была устранена лишь 23.09.2010, о чем свидетельствуют представленные заявителем в материалы дела документы, а именно письмо в ООО «Регионального центра землеустройства и учета недвижимости» № 12 - 01 - 73 от 22.06.2007; письмо общества в ООО «Регионального центра землеустройства и учета недвижимости» от 12.04.2010 № 12 - 21 - 36; письмо ООО «Регионального центра землеустройства и учета недвижимости» от 13.05.2010; письмо Главного управления по земельным ресурсам Омской области от 07.09.2010 № 0401/7619 с приложениями; письмо Главного управления по земельным ресурсам Омской области от 23.09.2010 № 0401/8238 с приложениями.

Таким образом, общество длительное время предпринимало необходимые действия по оформлению прав на используемые земельные участки.

Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Поскольку обществом были приняты меры к получению документов о регистрации земельных участков, при этом у общества имеются документы подтверждающие правовую принадлежность земельных участков, суд апелляционной инстанции признает правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии вины ОАО «Омский речной порт» в совершении  указанного выше административного правонарушения отсутствует, в связи с чем привлечение общества не правомерно.

При названных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены принятого по данному делу решения не имеется.

Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой  арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Омской области от 26.04.2011 по делу № А46 - 902/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно - Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (часть 4.1 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

     Председательствующий

     О.Ю. Рыжиков

     Судьи

     Н.Е. Иванова

     Ю.Н. Киричёк

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка