ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 06 октября 2011 года  Дело N А81-1316/2011

Резолютивная часть постановления объявлена  29 сентября 2011 года

Постановление изготовлено в полном объеме  06 октября 2011 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  судьи Лотова А.Н.,

судей  Золотовой  Л.А., Сидоренко О.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кулагиной Т.А.,  рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП - 6591/2011) открытого акционерного общества «Арктическая газовая компания» на решение Арбитражного суда Ямало - Ненецкого автономного округа от 25.05.2011 по делу №  А81 - 1316/2011 (судья Сеитов Э.М.), принятое по заявлению открытого акционерного общества «Арктическая газовая компания» к Территориальному управлению Федеральной службы финансово - бюджетного надзора в Ямало - Ненецком автономном округе, Федеральной службе финансово - бюджетного надзора об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 02.09.2010 № 261 и решения от 02.03.2011 № 43 - 00 - 10/587Р,

при участии в судебном заседании представителей:

от открытого акционерного общества «Арктическая газовая компания»  - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;

от Территориального управления Федеральной службы финансово - бюджетного надзора в Ямало - Ненецком автономном округе - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;

от Федеральной службы финансово - бюджетного надзора - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

установил:

открытое  акционерное общество «Арктическая газовая компания»  (далее по тексту - ОАО «Арктическая газовая компания» , Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ямало - Ненецкого автономного округа с заявлением к Территориальному  управлению Федеральной службы финансово - бюджетного надзора в Ямало - Ненецком автономном округе (далее по тексту - ТУ Росфиннадзора в ЯНАО, Управление) и к Федеральной службе финансово - бюджетного надзора (далее по тексту - Росфиннадзор) признании незаконными и отмене постановления о назначении административного наказания от 02.09.2010 № 261, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто штрафу в сумме 40 000 руб. и  решения от 02.03.2011 № 43 - 00 - 10/587Р.

Решением Арбитражного суда Ямало - Ненецкого автономного округа от 23.05.2011 по делу № А81 - 1316/2011  в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.

Мотивируя решение, суд первой  инстанции указал, что материалами дела подтверждается факт  совершения ОАО «Арктическая газовая компания»  административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Не согласившись с указанным судебным актом, ОАО «Арктическая газовая компания»  обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный  суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ямало - Ненецкого автономного округа от 23.05.2011 по делу № А81 - 1316/2011  отменить, принять новый судебный акт.

Податель апелляционной жалобы считает, что судом первой инстанции не была дана надлежащая оценка информации, предоставленной Компанией «Шлюмберже Лоджелко Инк.» в отношении даты подписания и направления актов выполненных работ в адрес ОАО «Арктическая газовая компания» , тогда как установление данных фактов влияет на решение вопроса о наличии в действиях заявителя состава вменяемого правонарушения. Общество обращает внимание на то, что вышеперечисленные акты выполненных работ были подписаны Компанией «Шлюмберже Лоджелко Инк.» и переданы ООО «Арктическая газовая компания» нарочным 20.10.2009 и 22.10.2009. В связи с чем, заключает заявитель, у него отсутствовала объективная возможность предоставить указанные акты вместе со справкой о подтверждающих документах в уполномоченный банк в срок не превышающий 15.10.2009.

ОАО «Арктическая газовая компания»  заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.

ТУ Росфиннадзора в ЯНАО и Росфиннадзор в письменных отзывах на апелляционную жалобу просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества без удовлетворения.

ТУ Росфиннадзора в ЯНАО и Росфиннадзором заявлены ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменные отзывы, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

10.02.2009 между ОАО «Арктическая газовая компания» Россия (компания) и Компания «Шлюмберже Лоджелко, Инк.» Панама (подрядчик) был заключен договор № 009V205 на предоставление услуг по кабельному каротажу (далее по тексту - договор).

Согласно пункту 2.1 Договора объем работ состоит в предоставлении услуг в соответствии с Техническими Требованиями указанными в Приложении Д «Технические условия» и условиями Договора.

Пунктом 2.2 Договора установлено, что подрядчик должен организовать выполнение услуг в соответствии с Техническими условиями, как описано  в Приложении Д к настоящему документу и положениями Договора.  Подрядчик должен представить единый канал контакта с представителем компании  в Новом Уренгое

При выполнении Услуг уполномоченные представители Сторон на Буровой Площадке составляют и подписывают ежедневные отчеты, подтверждающие работы, выполняемые в течение дня, используемое Оборудование и Персонал, выполняющих Услуги.

Не позднее 3 - го дня месяца, следующего за месяцем, когда были оказаны соответствующие Услуги, подрядчик предоставляет следующие документы:

- акт приемки работ (услуг), выполненных в течение рассматриваемого месяца, по утвержденной форме КС - 2 «Акт о приемке выполненных работ» (далее по тексту - Акт о приемке);

- справка о стоимости работ выполненных в течение рассматриваемого месяца по унифицированной форме КС - 3 «Справка о стоимости выполненных работ и затрат»

(далее по тексту - Справка о стоимости);

- счета на поставку Товаров, если они не включены в Акт о приемке.

На все позиции, возмещаемые Компанией Подрядчику, должны быть выставлены счета в адрес Компании с предоставлением документальных доказательств, подкрепленных выставленными затратами.

Компания подписывает документы или предоставляет обоснованный отказ от подписания документов в течение 10 дней с даты их получения. После того как Компания подписала Акты о приемке Услуг, выполненные Подрядчиком по настоящему Договору, считаются принятыми и подлежат оплате.

Счета на поставку Товаров подписываются в дату фактической поставки. После подписания указанной формы соответствующие Товары считаются поставленными Подрядчиком и принятыми Компанией.

Если акты о приемке не подписаны Компанией, и если Компания не предоставляет свой обоснованный отказ от подписания Актов о приемке в течение 10 дней после их получения, такие акты о приемке считаются подписанными надлежащим образом обеими Сторонами без возражений со стороны Компании, и Услуги подлежат оплате.

На основании договора в ЗАО КБ «Ситибанк» 21.05.2009 года открыт паспорт сделки № 09050231/2557/0000/4/0 с датой завершения исполнения обязательств по договору 04.02.2010 года.

Справка о подтверждающих документах от 30.10.2009 г. на сумму 1 051 264, 46 долл. США, представлена в уполномоченный банк 30.10.2009 года.

Акт о приемке от 25.07.2009 (подписан 30.09.2009), счет - фактура № UQ394 от 25.07.2009 и Справка о стоимости выполненных работ и затрат от 25.07.2009 (подписана 30.09.2009) (документы, подтверждающие факт оказания услуг) на сумму 554 339,63 долл. США, представлены в уполномоченный банк 30.10.2009, что превышает установленный 15 - ти дневный срок (срок представления не позднее 15.10.2009), что подтверждается справкой о подтверждающих документах от 30.10.2009.

Акт о приемке от 23.08.2009 (подписан 20.09.2009), счет - фактура № UQ468 от 23.08.2009 и Справка о стоимости выполненных работ и затрат от 23.08.2009 (подписана 20.09.2009) (документы, подтверждающие факт оказания услуг) на сумму 157 541,12 долл. США, представлены в уполномоченный банк 30.10.2009 года, что превышает установленный 15 - ти дневный срок (срок представления не позднее 15.10.2009 года), что подтверждается справкой о подтверждающих документах от 30.10.2009 года.

Акт о приемке от 23.08.2009 (подписан 20.09.2009), счет - фактура № UQ514 от 23.08.2009 и Справка о стоимости выполненных работ и затрат от 23.08.2009 (подписана 20.09.2009) (документы, подтверждающие факт оказания услуг) на сумму 5 834,05 долл. США, представлены в уполномоченный банк 30.10.2009 года, что превышает установленный 15 - ти дневный срок (срок представления не позднее 15.10.2009 года), что подтверждается справкой о подтверждающих документах от 30.10.2009 года.

Акт о приемке от 20.06.2009 (подписан 20.09.2009), счет - фактура № UQ418 от 20.06.2009 и Справка о стоимости выполненных работ и затрат от 20.06.2009 (подписана 20.09.2009) (документы, подтверждающие факт оказания услуг) на сумму 198323,63 долл. США, представлены в уполномоченный банк 30.10.2009 года, что  превышает установленный 15 - ти дневный срок (срок представления не позднее 15.10.2009 года), что подтверждается справкой о подтверждающих документах от 30.10.2009 года.

Акт о приемке от 04.06.2009 (подписан 20.09.2009), счет - фактура № UQ417 от 04.06.2009 и Справка о стоимости выполненных работ и затрат от 04.06.2009 (подписана 20.09.2009) (документы, подтверждающие факт оказания услуг) на сумму 27 200,23 долл. США, представлены в уполномоченный банк 30.10.2009, что превышает установленный 15 - ти дневный срок (срок представления не позднее 15.10.2009), что подтверждается справкой о подтверждающих документах от 30.10.2009.

В период с 22.07.2010 по 20.08.2010 на основании документов представленных в адрес Территориального управления Федеральной службы финансово - бюджетного надзора в Ямало - Ненецком автономном округе, запрашиваемых письмом «О предоставлении документов и информации» (исх. № 90 - 01 - 09/2160 от 26.05.2010), должностными лицами Управления была проведена проверка ОАО «Арктическая газовая компания» на предмет соблюдения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования с 01.01.2009 по 31.12.2009.

По итогам рассмотрения материалов административного дела Управлением 20.08.2010 были составлены акт проверки и протокол об административном правонарушении № 280, а также вынесено постановление о назначении административного наказания № 261, согласно которому общество привлечено к административной ответственности предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях  и ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 40000 руб.

Решением Федеральной службы финансово - бюджетного надзора от 02.03.2011 № 43 - 00 - 10/587Р постановление Территориального управления Федеральной службы финансово - бюджетного надзора в Ямало - Ненецком автономном округе № 239 оставлено без изменения, жалоба ОАО «Арктическая газовая компания» без удовлетворения.

Полагая, что  указанные постановление и решение  административных органов нарушают права и законные интересы ОАО «Арктическая газовая компания», последнее обратилось в Арбитражный суд Ямало - Ненецкого автономного округа первой инстанции с заявленными требованиями.

Решением Арбитражного суда Ямало - Ненецкого автономного округа от 23.05.2011 по делу № А81 - 1316/2011  в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.

В соответствии с частью 6 статьи 15.25 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях   несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с частью 4 статьи 5 и пунктом 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 № 173 - ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее  - Федеральный закон № 173 - ФЗ) резиденты обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям. При этом единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Центральным Банком Российской Федерации

Согласно пункту 2 части 3 статьи 23 Федерального закона № 173 - ФЗ Центральным Банком Российской Федерации устанавливается порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.

На основании данной нормы, а также норм Федерального закона «О Центральном Банке Российской Федерации», Федерального закона «О банках и банковской деятельности» Центральным Банком Российской Федерации принято Положение № 258 - П от 01.06.2004.

В силу пункта 2.1 Положения № 258 - П в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном настоящим Положением, представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций и подтверждающие ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее - подтверждающие документы).

Согласно пункту 2.2 Положения № 258 - П подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к настоящему Положению (справка о подтверждающих документах).

Согласно Инструкции Центрального Банка РФ от 15.06.2004 № 117 - И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» и Положению № 258 - П справка о подтверждающих документах отнесена к документам и информации, связанным с проведением валютной операции.

Справка о подтверждающих документах отнесена к формам учета по валютным операциям Указанием Центрального Банка РФ от 10.12.2007 № 1950 - У «О формах учета по валютным операциям, за исключением кредитных организаций и валютных бирж», зарегистрированным в Минюсте России 25.12.2007 за № 10804.

Пункт 2.4 Положения № 258 - П устанавливает, что резидент представляет в банк ПС документы, указанные в пункте 2.2 настоящего Положения, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых после окончания месяца, в котором были оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них. Датой оформления указанных в настоящем абзаце подтверждающих документов является наиболее поздняя по сроку дата их подписания одной из сторон, если условиями контракта предусмотрено подписание подтверждающего документа обеими (всеми) сторонами по контракту, в остальных случаях - дата составления подтверждающего документа.

Таким образом, 15 - дневный срок необходимо исчислять с момента окончания месяца, в котором стороны сделки оформили документы, подтверждающие выполнение работ (оказание услуг), подписав их. Составление документа без проставления на нем подписей обеих сторон не является моментом оформления.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, акты о приемке выполненных работ подписаны ОАО «Арктическая газовая компания» 20.09.2009 и 30.09.2009, о чем свидетельствует подписи первого заместителя генерального директора ОАО «Арктическая газовая компания» Нелло Патерлини с проставлением соответствующих дат.

Следовательно, поскольку документы были подписаны 20.09.2009 и 30.09.2009, срок для представления Обществом подтверждающих документов и справки о подтверждающих документах истекал 15.10.2009.

Обществом подтверждающие документы были представлены по истечении указанного срока.

Как обоснованно указал суд первой инстанции, отметка о принятии указанных актов в финансовую службу ОАО «Арктическая газовая компания» 20.10.2009 не может свидетельствовать о получении указанных актов Обществом именно 20.10.2009, так как порядок внутреннего документооборота общества не влияет на обязанность Общества на исполнение валютного законодательства.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения ответственность за которое установлена частью 6 статьи 15.26 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статьей 1.5 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях   определено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу части 1 статьи 2.1 Код административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях).

Суд первой инстанции исследовал вопрос о наличии вины в действиях Общества по соблюдению валютного законодательства и установил, что Общество не приняло все зависящие от него меры с целью обеспечения своевременного представления в уполномоченный банк справки о поступлении валюты Российской Федерации, что свидетельствует о наличии вины юридического лица.

Установленные судом первой инстанции фактические обстоятельства соответствуют материалам дела и не противоречат им.

Общество утверждает, что проставленные им на актах выполненных работ даты  20.09.2009 и 30.09.2009 не свидетельствуют об их подписании уполномоченными представителями обеих сторон, поскольку является датой подписания таких актов лишь со стороны Общества; после подписания актов выполненных работ со стороны Общества последние были направлены на подписание в Компанию «Шлюмберже Лоджелко Инк» и были получены обратно только 20.10.2009.