ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 06 декабря 2011 года  Дело N А46-8339/2011

Резолютивная часть постановления объявлена  29 ноября 2011 года.

Постановление изготовлено в полном объеме  06 декабря 2011 года.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,

судей Ивановой Н.Е., Киричёк Ю.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8499/2011) открытого акционерного общества «Омский комбинат строительных конструкций», ОГРН 1025501376933, ИНН 5507005527 (далее - ОАО «ОКСК»; Общество; заявитель)

на решение Арбитражного суда Омской области от 09.09.2011 по делу № А46-8339/2011 (судья Третинник М.А.), принятое

по заявлению ОАО «ОКСК»

к инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу г. Омска (далее - ИФНС России по КАО г. Омска; Инспекция; заинтересованное лицо)

о признании недействительным решения от 22.04.2011 № 3037,

при участии в судебном заседании:

от ОАО «ОКСК» ? представитель не явился, лицо о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;

от ИФНС России по КАО г. Омска - Кукузей О.А. по доверенности от 11.01.2011, действительной по 31.12.2011 (удостоверение УР № 641044),

установил:

ОАО «ОКСК» обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к ИФНС России по КАО г. Омска, в котором просило признать недействительным решение об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 22.04.2011 № 3037.

Решением Арбитражного суда Омской области от 09.09.2011 заявленное Обществом требование удовлетворено частично, а именно: решение Инспекции признано недействительным в части дополнительного начисления земельного налога за 2008 год в сумме 316 555 руб., пени за просрочку его уплаты в сумме 45 651 руб., внесении в указанной части необходимых исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета.

В удовлетворении остальной части заявленного требования отказано.

При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что сумма кадастровой стоимости, примененной налоговым органом при дополнительном начислении налогоплательщика земельного налога за 2008 год не соответствует сумме кадастровой стоимости, полученной посредством методики определения кадастровой стоимости, исходя из данных утвержденных постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель, населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36» (далее - постановление Правительства Омской области № 174-п).

В апелляционной жалобе Общество просит решение Арбитражного суда Омской области от 09.09.2011 по делу № А46-8339/2011 изменить, удовлетворив заявленные им требования в полном объеме.

Податель апелляционной жалобы считает, что налоговый орган неправомерно руководствовался кадастровой стоимостью земельного участка, определенной постановлением Правительства Омской области № 174-п.

Податель жалобы также обращает внимание суда на то, что решение суда первой инстанции принято с нарушением положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя не обеспечило.

Представитель налогового органа в устном выступлении в суде апелляционной инстанции и в письменном отзыве на апелляционную жалобу просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Общества.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв, заслушав представителя Инспекции, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

ИФНС России по КАО г. Омска по результатам проведения камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2008 год, представленной ОАО «ОКСК», был составлен акт камеральной налоговой проверки № 29840 от 11.03.2011.

По результатам проведенной камеральной налоговой проверки было принято решение № 3037 от 22.04.2011 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Названным решением Обществу предложено уплатить пени за просрочку уплаты земельного налога в сумме 911 049 руб. 74 коп., земельный налог за 2008 год в сумме 6 317 499 руб.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Омской области от 20.06.2011 № 16-17/09043 решение налогового органа № 3037 по результатам рассмотрения апелляционной жалобы ОАО «ОКСК» оставлено без изменения.

Считая, что вышеупомянутое решение Инспекции не соответствует закону и нарушает права и законные интересы ОАО «ОКСК», последнее обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

09.09.2011 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое решение.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с данными законами и нормативными правовыми актами и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Согласно пункту 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.

В силу пункта 1 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.

Пунктом 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

При этом налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 390).

Пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Пунктом 3 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316.

Пунктом 10 названного Постановления установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

На основании пункта 11 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Правительство Омской области, во исполнение положений статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 3 и 10 Правил государственной кадастровой оценки земель, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, приняло Постановление № 174-п, которым были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36 согласно приложению, которое определило средние удельные показатели кадастровой стоимости земель в пределах кадастровых кварталов кадастрового обозначенного района 55:36 по видам разрешенного использования в рублях за квадратный метр.

Из указанного следует, что названным Постановлением № 174-п в редакции от 19.12.2007 утверждена стоимость одного квадратного метра земель для земельных участков, находящихся в соответствующем кадастровом квартале, в зависимости от вида разрешенного использования. При этом, определение кадастровой стоимости конкретного земельного участка осуществляется путем умножения площади земельного участка на удельный показатель кадастровой стоимости, который в свою очередь, определяется по таблице приложения с учетом местоположения земельного участка и вида разрешенного использования.

С учетом положений Постановления Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 (дата вступления в силу 20.02.2008) № 52 «О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков» результаты проведения кадастровой оценки земель подлежат доведению до налогоплательщика не позднее 1 марта календарного года.

В силу постановления Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 № 52 «О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков» территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в предусмотренном законом порядке.

Кроме того, необходимые сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном интернет-сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.

С учетом положений Постановления мэра г.Омска «Об утверждении порядка доведения до сведения налогоплательщиков земельного налога кадастровой стоимости земельных участков, распложенных в г. Омске» информация о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2008 опубликована 29.02.2008 в газете «Третья столица» № 10(432).

Проанализировав вышеперечисленные правовые нормы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у налогоплательщика имелась возможность исчислить и уплатить свои налоговые обязательства в части земельного налога надлежащим образом.

Так, для девятого вида разрешенного использования кадастрового квартала 55:36:14 01 02, в который включен земельный участок с кадастровым номером 55:36:14 01 02:11, постановлением Правительства Омской области № 174-п был утвержден средний удельный показатель кадастровой стоимости в размере 3 920 руб. 61 коп.

Доказательств, свидетельствующих об утверждении постановлением Правительства Омской области № 174-п в редакции от 19.12.2007 иных характеристик в качестве результатов государственной оценки земель, влияющих на определение кадастровой стоимости в частности спорного земельного участка, налоговым органом не представлено.

Таким образом, учитывая, что сумма кадастровой стоимости, примененной налоговым органом при дополнительном начислении налогоплательщику земельного налога за 2008 год с земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 02:11, не соответствует сумме кадастровой стоимости, полученной посредством методики определения кадастровой стоимости, указанной выше, земельный налог за 2008 год с указанного земельного участка, подлежит исчислению с применением кадастровой стоимости в сумме 621 024 624 руб., определенной в порядке, указанном выше.

Следовательно, земельный налог, подлежащий уплате с принадлежащего заявителю земельного участка за 2008 год, составляет 9 315 369 руб.

Соответственно, судом первой инстанции обоснованно признано недействительным решение налогового органа № 3037 в части дополнительного начисления налогоплательщику земельного налога за 2008 год в сумме 316 555 руб., начисления пеней в сумме 45 651 руб. за просрочку уплаты земельного налога и внесения необходимых исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета.

В апелляционной жалобе ее податель указывает на то, что применение кадастровой стоимости земельного участка, рассчитанной на основании Постановления № 174-п, при определении налоговой базы по земельному налогу возможно лишь по истечении сроков вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, установленных статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть не ранее чем 25.01.2008, следовательно, по состоянию на 01.01.2008 Постановление № 174-п не вступило в законную силу и не могло быть использовано для определения кадастровой стоимости земельного участка, которая послужила налоговой базой для определения земельного налога.

Однако налогоплательщиком не учтено следующее.

По общему правилу, установленному в пунктах 11, 12 и 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков подлежит доведению до сведения налогоплательщиков не позднее 1 марта, а в налоговые органы - ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом.

Согласно пункту 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода.

Как уже было отмечено выше, по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска Постановлением № 174-п утверждены средние удельные показатели кадастровой стоимости земель по видам разрешенного использования.

Данное постановление опубликовано в средствах массовой информации 25.12.2007.

Таким образом, экономические показатели, характеризующие кадастровую стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2008, необходимые для определения налоговой базы по земельному налогу, доведены до сведения налогоплательщиков в срок до 01.03.2008.

Положения пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации не препятствовали налогоплательщику определить налоговую базу и исчислить земельный налог за 2008 год самостоятельно в соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации на основе экономических показателей, содержащихся в Постановлении № 174-п.

Данный вывод суда согласуется с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 01.10.2010 № ВАС-10610/10.

Общество в своей апелляционной жалобе настаивает на том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка должна определяться в соответствии с государственной кадастровой оценкой земель населенных пунктов, утвержденных указом губернатора Омской области от 19.06.2003 № 110.

Арбитражный суд апелляционной инстанции не может согласиться с данной позицией заявителя, поскольку положения указа № 110 утратили силу и, следовательно, применяться к спорным правоотношениям в качестве основания для определения кадастровой стоимости земельного участка не могли.

Арбитражный суд апелляционной инстанции при формулировано данного вывода учитывает правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении Президиума от 19.04.2011 № 15932/10.

Довод Общества о том, что законодательством в области государственной кадастровой оценки земель предусмотрено утверждение кадастровой стоимости каждого земельного участка исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации, судом отклоняется по основаниям, указанным выше. Суд в рассматриваемом случае исходит из правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума по делу № 7309/10 от 21.09.2010, а также судебной практики, сформированной по данной категории дел Восьмым арбитражным апелляционным судом, Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа.