• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 сентября 2011 года Дело N А23-4109/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2011 года. Постановление в полном объеме изготовлено 15 сентября 2011 года. Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Тимашковой Е.Н.,

судей Еремичевой Н.В., Игнашиной Г.Д.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лаврухиной А.Н.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ в городе Калуге (регистрационный номер 20АП-527/2010) на решение Арбитражного суда Калужской области от 27 декабря 2010 года по делу NА23-4109/10А-13-194 (судья Ипатов А.Н.), принятое по заявлению ООО «ТРАНССЕРВИС» (ОГРН 1024001429220, ИНН 4029018343) к Управлению Пенсионного фонда РФ в городе Калуге о признании недействительным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 21.07.2010 N1072,

при участии:

от заявителя: не явились, уведомлены надлежащим образом, от ответчика: не явились, уведомлены надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «ТРАНССЕРВИС» (далее - ООО «ТРАНССЕРВИС», Общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Управлению Пенсионного фонда РФ в городе Калуге (далее - Управление, Пенсионный фонд) о признании недействительным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 21.07.2010 N1072.

Решением Арбитражного суда Калужской области от 27.12.2010 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.

Определением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2011 производство по делу NА23-4109/10А-13-194 было приостановлено до рассмотрения судом кассационной инстанции дела NА23-3607/10А-21-163.

Определением от 26.08.2011 производство по делу NА23-4109/10А-13-194 возобновлено.

Представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями, имеющимися в деле. Кроме того, от Пенсионного фонда поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

Руководствуясь ст.156 АПК РФ, арбитражный суд пришел к выводу, что неявка представителей сторон не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью «ТРАНССЕРВИС» зарегистрировано в качестве юридического лица и включено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1024001429220 и является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

18.05.2010 Общество представило в УПФР в городе Калуге индивидуальные сведения за 2002 год. В представленной ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (форма АДВ-11) за 2002 год задолженность по уплате страховых взносов на конец расчетного периода составляла 444 997 руб. на страховую часть пенсии и 56 031 руб. на накопительную часть пенсии, а всего - 501 008 руб. Данная сумма в бюджет Пенсионного фонда РФ не поступила.

В связи с тем, что в ранее представленных ООО «ТРАНССЕРВИС» (до 01.01.2010) Формах АДВ-11 за периоды 2003-2009 годы задолженность по уплате страховых взносов за 2002 год не отражена, УПФР в городе Калуге направило в адрес страхователя уведомление об ошибках и расхождениях от 04.06.2010 N06/07-5024 с предложением представить уточненные формы АДВ-11 за 2003-2009 годы с учетом задолженности по уплате страховых взносов за 2002 год.

По мнению заявителя, Обществом ошибочно в представленной ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (форма АДВ-11) за 2002 год указана задолженность по уплате страховых взносов. Данное обстоятельство явилось основанием для направления Обществом 17.06.2010 в адрес УПФР в городе Калуги уточненной формы АДВ-11 за 2002 год, которая ответчиком возвращена.

21.07.2010 комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при УПФР в городе Калуге Калужской области, руководствуясь разделом 5 пункта 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития от 14.12.2009 N 987н, приняла решение N 1072 о корректировке Форм АДВ-11 за 2003-2009 годы.

16.09.2010 УПФР в городе Калуге в адрес Общества вынесено требование N 6569-0/23-2010/54 об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Общество, посчитав решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 21.07.2010 N 1072 не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Рассматривая дело по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении Управлением порядка проведения камеральной проверки.

Суд апелляционной инстанции согласен с данным выводом по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания арбитражным судом действий (бездействия) незаконными, ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: их несоответствие закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч.1 ст.1 Федерального закона от 24.07.2009 N212-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует, в числе прочего, отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов.

В силу п.п. «а» ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ ОАО «Транссервис» является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, как лицо, производящее выплаты физическим лицам.

На основании п.п. 1, 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N212-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.

В соответствии с абз.2 п.1 ст. 8 Закона от 01.04.1996 N27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» (далее - Закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ) страхователи представляют в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ сведения обо всех лицах, работающих у них по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы, за которые они уплачивают страховые взносы.

В силу п. 1 ст. 11 Закона от 01.04.1996 N27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда РФ по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

Пунктом 2 данной статьи установлено, что сведения о каждом работающем у него застрахованном лице представляются страхователем один раз в год, но не позднее 1 марта.

Статьей 19 Закона от 01.04.1996 N27-ФЗ предусмотрено, что Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На основании п.40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 14.12.2009 N 987н (далее - Инструкция), территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют контроль за достоверностью сведений, представляемых страхователями, путем проведения проверок, запроса дополнительных сведений, а также путем сверки сведений о начисленных, уплаченных и поступивших страховых взносах с данными налоговых органов и органов Федерального казначейства.

По запросу территориального органа страхователь представляет дополнительные сведения, в том числе подтверждающие начисление и уплату страховых взносов, трудовой (страховой) стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, за периоды до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования работающих у него застрахованных лиц.

Согласно п. 41 Инструкции при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями о застрахованных лицах и результатами проверки территориальный орган уведомляет страхователя об имеющихся расхождениях и необходимости их устранения.

Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.

Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.

Таким образом, Инструкция прямо предусматривает необходимость проведения органом пенсионного фонда проверки представленных индивидуальных сведений о застрахованных лицах, на основании которых страхователями производится исчисление и уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 N212-ФЗ Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы являются органами, осуществляющими контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд РФ, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.

Органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право проводить проверки в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2009 N212-ФЗ (п.п. 2 ч. 1 ст. 29 названного Закона).

В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 33 Федерального закона от 24.07.2009 N212-ФЗ названные органы проводят, в частности, камеральные проверки плательщиков страховых взносов.

В ст.34 названного Закона определен порядок проведения органами контроля за уплатой страховых взносов - территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации камеральных проверок плательщиков страховых взносов.

В случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки, установленного ч.2 ст.34 настоящего Федерального закона, должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования (ч.1 ст.38 Федерального закона от 24.07.2009 N212-ФЗ).

В соответствии с ч.ч. 4, 5 ст.38 Федерального закона от 24.07.2009 N212-ФЗ акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его уполномоченным представителем).

Лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

Как установлено судом, в данном случае по факту представления Обществом недостоверных индивидуальных сведений о застрахованных лицах Управлением в установленном порядке проверка не проводилась, акт не составлялся.

В связи с этим суд первой инстанции пришел к правильному выводу о нарушении ответчиком процедуры проведения камеральной проверки плательщика страховых взносов, что является самостоятельным основанием для признания недействительными решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 21.07.2010 N1072.

Аналогичная позиция изложена в постановлении ФАС ЦО от 01.08.2011 по делу NА23-3607/10А-21-163.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к иной, чем у суда трактовке обстоятельств дела и норм права, в связи с чем отклоняются апелляционной инстанцией, как не опровергающие правомерности и обоснованности выводов суда первой инстанции.

Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным.

Руководствуясь п.1 ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Калужской области от 27.12.2010 по делу NА23-4109/10А-13-194 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке ч.1 ст.275 АПК РФ.

     Председательствующий
Е.Н.Тимашкова
Судьи
Н.В.Еремичева
Г.Д.Игнашина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А23-4109/2010
Принявший орган: Двадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 15 сентября 2011

Поиск в тексте