• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 октября 2011 года Дело N А56-6545/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2011 года Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2011 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Герасимовой М.М. судей Аносовой Н.В., Лариной Т.С.

при ведении протокола судебного заседания: Хлевниковой О.Б.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10483/2011) (заявление) Администрации МО Заклинское сельское поселение Лужского муниципального р-на ЛО на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.05.2011 по делу N А56-6545/2011 (судья Суворов М.Б.), принятое

по иску (заявлению) МУП "Лужские тепловые сети"

к Администрации Муниципального образования Заклинское сельское поселение Лужского муниципального района Ленинградской области о взыскании денежных средств

при участии: от истца (заявителя): Алексеев Д.В. (дов. 15.11.10) от ответчика (должника): Смирнов Н.В. (решение от 27.11.09 N23)

установил:

Муниципальное унитарное предприятие «Лужские тепловые сети» (место нахождения 188230, Ленинградская область, Лужский район, г. Луга, ул.Железнодорожная, д.34, ОГРН 1024701557320) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Администрации Заклинского городского поселения (адрес места нахождения - 188270, Ленинградская область, Лужский район, деревня Заклинье, ул. Новая, д. 22, ОГРН 1064710000354) о взыскании 7737195,00 руб. задолженности по возмещению выпадающих доходов из-за разницы в тарифах на приобретение истцом тепловой энергии и ее передачу потребителям - населению многоквартиных домов Заклинского городского поселения, а также 273165,97 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.

При рассмотрении дела в суде первой инстации, заявленные требования уточнены в порядке статьи 49 АПК РФ, истец просил взыскать 8964720,00 руб. задолженности по выпадающим доходам и 1058800,11 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.05.2011 заявленные требования удовлетворены. Суд первой инстанции состался на то, что Администрация Заклинского района не выполнила взятых на себя обязательств по оплате тепловой энергии, в связи с чем, имеются основания для взыскания основной задолженности с начислением на нее процентов по статье 395 ГК РФ.

На решение суда первой инстанции подана апелляционная жалоба Администрацией Заклинского сельского поселения, которая просила отменить обжалуемое реение и принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что судом первой инстанции ошибочно применены к правоотношениям сторон нормы статей 539, 544 ГК РФ, регулирующие отношения по договору энергоснабжения. Ответчик потребителем энергии не является, обязанность по ее оплате возложена на потребителей (абонентов). Выводы суда первой инстанции о применении к соглашению от 01.01.2010 N5 между истцом и ответчиком положений о договоре энергоснабжения не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Сумма бюджетных ассигновний на возмещение выпадающих доходов энергоснабжающей компании установлена в размере 5483800,00 руб. из которых 4400000,00 руб. перечислено истцу. Суммы, выплачиваемые истцу на компенсацию выпадающих доходов, представляют собой субсидии, между тем, в нарушение положений Бюджетного кодекса РФ, Советом депутатов и Администрацией МО Заклинское сельское поселение решения о выделении субсидий не принималось, Соглашение от 01.01.2010 N5 является ничтожной сделкой, поскольку подписано Администрацией при отсутствии у нее соответствующего права. МУП «Лужские тепловые сети» было обязано оказывать спорные услуги по установленным для него тарифам.

Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.

Апелляционная жалоба рассмотрена в судебном заседании апелляционного суда 21.09.2011 судом в составе: председательствующий судья Герасимова М.М., судьи Ларина Т.С., Аносова Н.В. Состав суда изменен в порядке статьи 18 АПК РФ, на основании визы председателя Тринадцатого арбитражного апелляционного суда на докладной записке председательствующего.

В судебном заседании в материалы дела дополнительно представлен акт сверки задолженности, составленный в соответствии с ним расчет исковых требований, а также акты, принятые органами власти муниципального образования и субъекта Российской Федерации, касающиеся установления тарифов на тепловую энергию.

Представитель ответчика поддержал требования апелляционной жалобы. Представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, указав на законность и обоснованность решения суда первой инстанции. Пояснил, что расчет задолженности, приведенный в акте сверки расчетов, является верным.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд считает, что имеются основания для его изменения.

Материалами дела подтверждается, что МУП «Лужские тепловые сети» в период с января по сентябрь 2010 года включительно выполняло функции поставщика коммунальных услуг (теплоснабжение) населению Заклинского сельского поселения.

Приказом Комитета по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области от 29.12.2009 N318-п, в соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 N41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации», для МУП «Лужские тепловые сети» на 2010 год установлены экономически обоснованные тарифы для отпуска тепловой энергии потребителям в размере 2129,88 руб. /Гкал.

При этом, население Заклинского сельского поселения оплачивало полученные коммунальные услуги по тарифам, установленным решениями Совета депутатов Заклинского сельского поселения от 30.12.2009 N35 и от 04.03.2010 N41 с учетом приказа Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30.10.2009 N174-п «Об установлении по муниципальным образования Ленинградской области на 2010 год предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги» и приказа Комитета по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области от 19.02.2010 N29-п «Об утверждении предельных максимальных индексов роста размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Ленинградской области на 2010 год». Тарифы, установленные для населения, были более низкими, нежели установленные истцу экономически обоснованные тарифы на отпуск тепловой энергии, что привело к образованию у МУП «Лужские тепловые сети» «выпадающих доходов», а именно убытков в виде недополученной выручки за поставленную тепловую энергию из-за разницы в тарифах.

Принимая во внимание, что непосредственной причиной причинения истцу убытков явилось установление муниципальными органами власти МО «Заклинское сельское поселение» тарифов на оплату теплоснабжения для населения менее экономически обоснованных тарифов, установленных для отпуска соответствующих ресурсов истцом, в силу положений статей 15, 1064 ГК РФ, у МО «Заклинское сельское поселение» возникло обязательство по возмещению убытков, причиненных теплоснабжающей организации в результате установления для населения заниженных тарифов для расчетов за тепловую энергию.

Для целей компенсации возникших у МУП «Лужские тепловые сети» убытков в виде выпадающих доходов, в порядке, предусмотренном пунктом 1, подпунктом 3 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, решением Совета депутатов Заклинского сельского поселения от 26.11.2010 N73 «О внесении изменений и дополнений в решение совета депутатов Заклинского сельского поселения от 30.12.2009 N34 «О бюджете Заклинского сельского поселения за 2010 год» в бюджете Заклинского сельского поселения на 2010 год предусмотрена компенсация выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению услуги теплоснабжения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек в размере 14916200,00 руб. Ответчиком в нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ доказательств того, что в спорный период услуги по теплоснабжению населения Заклинского сельского поселения оказывались какой-либо иной организацией помимо истца, не представлено.

С учетом решения представительного органа власти муниципального образования, между Администрацией Заклинского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области и МУП «Лужские тепловые сети» подписано соглашение на организацию теплоснабжения, горячего водоснабжения населения Заклинского сельского поселения муниципального района Ленинградской области и компенсацию выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек от 01.01.2010 N5, по условиям пункта 3.2 которого, сумма средств бюджета в виде компенсации выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек по настоящему соглашению, определена в приложении N4, являющемся неотъемлемой частью соглашения. Пунктом 3.3 соглашения N5 предусмотрено также ежемесячное составление актов выполненных работ (оказанных услуг) по форме - приложение N2 к договору, а также расчет компенсации выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек (приложение N3) до 15-го числа месяца, следующего за отчетным.

В пункте 3.4 соглашения N5 установлено, что его цена определяется в соответствии с решением Совета депутатов «О бюджете на 2010 г.» в размере 9883800,00 руб.

В приложении N4 к соглашению N5, сумма на покрытие выпадающих доходов за 2010 год согласована в размере 17305900,00 руб.

Дополнительным соглашением от 04.03.2010 N1 к соглашению N5 установлено, что в соответствии с пунктом 3.4 Соглашения Администрация Заклинского сельского поселения перечисляет поставщику компенсацию выпадающих доходов за январь в сумме 700000,00 руб. Дополнительным соглашением от 31.03.2010 N2 к соглашению N5 пункт 3.4 изложен в редакции, предусматривающей цену соглашения в размере 5483800,00 руб. со ссылкой на решение Совета депутатов Заклинского сельского поселения «О бюджете на 2010 год».

В материалы дела представлен расчет суммы выпадающих доходов по форме приложения N3 к Соглашению N5, согласно которому следует, что, с учетом произведенной ответчиком частичной компенсацией убытков, сумма выпадающих доходов, не возмещенная ответчиком за период с января по сентябрь 2010 года включительно, составила 7737195,00 руб. В подтверждение объема потребленных в спорный период коммунальных услуг в дело представлены, также, акты об оказанных услугах, подписанные истцом и ответчиком.

При увеличении требований по компенсации в суде первой инстанции, истцом не были учтены в полном объеме произведенные ответчиком платежи, при сверке расчетов в апелляционном суде стороны подтвердили, что фактически непокрытая сумма выпадающих доходов за спорный период составила именно 7737195,00 руб.

Принимая во внимание, что в данном случае возмещение убытков производится в виде предоставления субсидий, то есть в порядке, установленном статьей 78 Бюджетного кодекса РФ, предельный размер возможной выплаты подлежит определению исходя из требований указанной нормы - на основании решения представительного органа местного самоуправления, в данном случае - решения об утверждении бюджета муниципального образования на 2010 год, вне зависимости от редакции пункта 3.4 соглашения N5. В данном случае не может быть применено понятие «цена договора», поскольку в основании спорного правоотношения лежит не сделка по оказанию услуг, а причинение ущерба и установленные законом механизмы его компенсации.

Из представленных в материалы дела доказательств следует, что предельный размер компенсации выпадающих доходов на 2010 год определен согласно решению Совета депутатов Заклинского сельского поселения от 26.11.2010 N73 в размере 149162000,00 руб., а по решению Совета депутатов Заклинского сельского поселения от 29.12.2010 N75 - 14778000,00 руб.

Сумма убытков в виде выпадающих доходов, рассчитанная исходя из условий соглашения N5 о порядке определения компенсации, в виде разницы между стоимостью тепловой энергии, определенной исходя из тарифов, установленных для истца, и из тарифов, установленных для населения, за вычетом оплаченной ответчиком суммы, составила 7737195,00 руб., что не превышает предельного уровня компенсации, предусмотренного законом о бюджете.

При таких обстоятельствах, заявленные требования подлежали удовлетворению в части взыскания 7737195,00 руб. Поскольку спорная сумма неосновательного удерживалась ответчиком, истцом правомерно начислены проценты за пользование чужими денежными средствами, предусмотренные статьей 395 ГК РФ, за период с 31.08.2010 по 04.05.2011 в сумме 380197,17 руб.

Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции подлежит изменению. В части, превышающей указанные выше суммы, в удовлетворении требований следовало отказать. В соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ, расходы по уплате государственной пошлины подлежат распределению пропорционально сумме удовлетворенных требований.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.05.2011 по делу N А56-6545/2011 изменить.

Взыскать с Муниципального образования «Заклинское сельское поселение Лужского муниципального района Ленинградской области» в лице Администрации Заклинского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области: в пользу Муниципального унитарного предприятия «Лужские тепловые сети» 7 737 195 руб. 00 коп. задолженности и 380 197 руб. 17 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, а в доход федерального бюджета 59 728 руб. 78 коп. госпошлины по иску.

Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Лужские тепловые сети» в доход федерального бюджета 12 038 руб. 83 коп. госпошлины по иску.

В остальной части в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

     Председательствующий
М.М.Герасимова
Судьи
Н.В.Аносова
Т.С.Ларина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А56-6545/2011
Принявший орган: Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 10 октября 2011

Поиск в тексте