ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 09 августа 2011 года Дело N А06-1964/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2011 года.

Полный текст постановления изготовлен 09 августа 2011 года. Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цуцковой М.Г., судей Дубровиной О.А., Кузьмичева С.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Смяцкой О.М.,

при участии в судебном заседании ИП Ращепкиной Е.Л. (паспорт, свидетельство), представителей Ращепкиной Е.Л. - Хайрутдиновой Н.В., по доверенности от 04.07.2011, Вороньковой О.Г, по доверенности от 11.07.2011, Булатова Д.К., по доверенности от 25.07.2011, Администрации города Астрахань - Абдулова Р.Т., по доверенности от 11.01.2011, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Астрахань, г. Астрахань, на решение Арбитражного суда Астраханской области от 25 мая 2011 года

по делу N А06-1964/2011 (судья Мирекина Е.И.) по заявлению Индивидуального предпринимателя Ращепкиной Елены Львовны, г. Астрахань, к Администрации города Астрахань, г. Астрахань, о признании действий в части проведения проверки деятельности предпринимателя 23.11.2010, 27.01.2011, 25.02.2011 незаконными и отмене результатов проверок оформленных актами N 351 от 23.11.2010, N 45, 46 от 27.01.2011, N 106 от 09.02.2011; признании незаконными оснований для проведения внеплановой проверки,

У С Т А Н О В И Л:

Индивидуальный предприниматель Ращепкина Елена Львовна (далее - заявитель, ИП Ращепкина Е.Л) обратилась в арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Администрации города Астрахани (далее - ответчик) о признании действий администрации в части проведения проверки деятельности предпринимателя 23.11.2010, 27.01.2011, 25.02.2011 незаконными; отмене результатов проверок, оформленных актами: N 351 от 23.11.2010, N 45, 46 от 27.01.2011, N 106 от 09.02.2011; признании незаконными оснований для проведения внеплановой проверки.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 25 мая 2011 года действия Администрации города Астрахани по осуществлению проверок за соблюдением перевозчиком Ращепкиной Е.Л. действующего законодательства в сфере транспортного обслуживания населения признаны незаконными, а результаты проверок, отраженные в актах N 351 от 23.11.2010, N 45 и 46 от 27.01.2011, N 106 от 09.02.2011 - недействительными.

Не согласившись с принятым решением, Администрация города Астрахань обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

Податель апелляционной жалобы считает, что в силу пункта 3 статьи 1 Федерального закона N 294-ФЗ от 26.12.2008 г. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" положения данного закона не применяются к мероприятиям по проверке, где не требуется взаимодействие органов муниципального контроля и юридических лиц, настаивает, что в рассматриваемом случае проверка проводилась для выяснений соблюдения требований Закона Астраханской области «Об административных правонарушениях».

В отзыве на апелляционную жалобу индивидуальный предприниматель Ращепкина Елена Львовна полагает решение суда законным и обоснованным, просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании стороны поддержали позиции по делу.

Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

23.11.2010 главным специалистом отдела управления транспорта и пассажирских перевозок администрации г. Астрахани Сафроновым А.И. в период с 14.30 по 16.30 часов проведена проверка соблюдения нормативно-правовых актов в сфере обслуживания населения г. Астрахани пассажирским транспортом.

В ходе проверки, проведенной при использовании видеокамеры, установлено, что водитель автобуса марки «ГАЗель» г/н Х 596 ЕТ 30 предпринимателя-перевозчика Ращепкиной Е.Л., следуя по маршруту, осуществил посадку пассажиров вне остановочного пункта с проезжей части дороги на пересечении улиц К.Маркса-Аристова, данное нарушение квалифицировано как нарушение утвержденной схемы движения и требований безопасности пассажирских перевозок.

По фактам выявленного нарушения в помещении управления транспорта и пассажирских перевозок администрации 23.11.2010 проверяющим составлен в одностороннем порядке акт N 351, в адрес предпринимателя направлено уведомление о необходимости явки в управление для ознакомления с составленным актом и дачи объяснений до 07.12.2010. Согласно ответу ОСП Астраханский почтамт, данное почтовое отправление вручено Ращепкиной Е.Л. 10.12.2010.

10.12.2010 главным специалистом отдела управления транспорта и пассажирских перевозок администрации г. Астрахани Сафроновым А.И. в отсутствие предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении в отношении ИП Ращепкиной Е.Л. по факту нарушения части 1 статьи 21 Закона Астраханской области «Об административных правонарушениях».

09.02.2011 главным специалистом отдела управления транспорта и пассажирских перевозок администрации г. Астрахани Жупиковым А.В. в период с 10.50 по 11.30 часов проведена проверка соблюдения нормативно-правовых актов в сфере обслуживания населения г. Астрахани пассажирским транспортом.

В ходе проверки установлен факт осуществления водителем транспортного средства с г/н К 941 КЕ 30, принадлежащего ИП Ращепкиной Е.Л. посадки пассажиров вне остановочного пункта по ул. Б.Алексеева, квалифицированное как нарушение утвержденной схемы движения по маршруту N 73.

По фактам выявленного нарушения в помещении управления транспорта и пассажирских перевозок администрации 09.02.2011 проверяющим составлен в одностороннем порядке акт N 106, в адрес предпринимателя направлено уведомление о необходимости явки в управление для ознакомления с составленным актом и дачи объяснений до 25.02.2011.

25.01.2011 представитель по доверенности Пьянов Н.В. и водитель Абдрахманов Р.Н. были ознакомлены с актом, о чем имеется запись в акте N 106.

25.02.2011 главным специалистом отдела управления транспорта и пассажирских перевозок администрации г. Астрахани Жупиковым А.В. составлен протокол об административном правонарушении в отношении водителя Абдрахманова Р.Н., состоящего в трудовых отношениях с Ращепкиной Е.Л., по факту нарушения части 1 статьи 21 Закона Астраханской области «Об административных правонарушениях».

27.01.2011 главным специалистом отдела управления транспорта и пассажирских перевозок администрации г. Астрахани Жупиковым А.В. в период с 14.30 по 15.10 часов проведена проверка соблюдения нормативно-правовых актов в сфере обслуживания населения г. Астрахани пассажирским транспортом.

В ходе проверки, проведенной при использовании видеокамеры SONY DCR-SR-88, установлено, что водитель автобуса марки «ГАЗель» Е 402 ВТ 30 предпринимателя-перевозчика Ращепкиной Е.Л., следуя по маршруту N 73 с в 14.32 часов произвел высадку пассажиров вне остановочного пункта по ул. Б. Алексеева (около жилого дома по адресу ул. Куликова, д. 63), в 15.01 часов водитель автобуса марки «ГАЗель» К 941 КЕ 30 произвел посадку пассажиров вне остановочного пункта по ул. Б. Алексеева, что было квалифицировано как нарушение утвержденной схемы движения по маршруту.

По фактам выявленного нарушения, в помещении управления транспорта и пассажирских перевозок администрации 27.01.2011 проверяющим составлены в одностороннем порядке акты N 45 и 46, в адрес предпринимателя направлено уведомление о необходимости явки в управление для ознакомления с составленными актами и дачи объяснений до 11.02.2011. Доказательств получения указанных уведомлений в материалы дела не представлены.

14.02.2011 главным специалистом отдела управления транспорта и пассажирских перевозок администрации г. Астрахани Жупиковым А. В. составлены протоколы б/н об административных правонарушениях в отношении ИП Ращепкиной Е.Л. по факту нарушения части 1 статьи 21 Закона Астраханской области «Об административных правонарушениях».

Предприниматель, полагая, что Администрацией г. Астрахани при проведении проверок нарушены положения Закона N 294-ФЗ обратилась в суд с заявлением о признании действий ответчика в части проведения проверки деятельности предпринимателя 23.11.2010, 27.01.2011, 25.02.2011 незаконными; отмене результатов проверок, оформленных актами: N 351 от 23.11.2010, N 45, 46 от 27.01.2011, N 106 от 09.02.2011; признании незаконными оснований для проведения внеплановой проверки.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что действия администрации не соответствуют требованиям Федерального закона N 294-ФЗ от 26.12.2008 г. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и нарушают права и законные интересы заявителя в предпринимательской деятельности.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое решение арбитражного суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения, по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Порядок осуществления проверок за соблюдением перевозчиками действующего законодательства в сфере транспортного обслуживания населения города Астрахани органами местного самоуправления урегулирован Постановлением мэра города Астрахани от 20.08.2009 N 4015-м "О мерах по организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом на регулярных муниципальных маршрутах города Астрахани".

Согласно пунктам 2 - 5 указанного Постановления N 4015-м уполномоченными лицами на осуществление проверок за соблюдением действующего законодательства в сфере транспортного обслуживания населения города Астрахани являются работники управления транспорта и пассажирских перевозок администрации города (далее - Управление).

Проверки деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории города Астрахани пассажирские перевозки автомобильным транспортом по регулярным муниципальным маршрутам, производятся на предмет соответствия выполняемых пассажирских перевозок требованиям действующего законодательства в сфере транспортного обслуживания населения города Астрахани.

В своей деятельности уполномоченные лица взаимодействуют с исполнительными органами государственной власти Астраханской области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и транспортного надзора.

Выполнение уполномоченными лицами своих функциональных задач по проверке за соблюдением действующего законодательства в сфере транспортного обслуживания населения города Астрахани осуществляется в соответствии с графиком, утверждаемым руководством Управления, по обращениям и заявлениям граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации из средств массовой информации. Проверки осуществляются как самостоятельно, так и совместно с другими органами государственного надзора и контроля.

В соответствии с пунктом 6 Постановления N 4015-м уполномоченные лица обладают следующими полномочиями:

- проверять соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, в том числе путем остановки автобусов при следовании их по направлениям пролегания маршрутов, действующего законодательства, регулирующего перевозку пассажиров автомобильным транспортом на муниципальных маршрутах регулярного сообщения на территории города Астрахани;

- требовать у водителя, управляющего транспортным средством на момент проверки, представления документов, необходимых для осуществления пассажирских перевозок на муниципальных маршрутах регулярного сообщения, предусмотренных действующим законодательством;

- запрашивать и получать от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (законных представителей), водителей, осуществляющих перевозку пассажиров, необходимые материалы и информацию для проведения проверок по фактам выявленных нарушений;

- вызывать руководителей юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (законных представителей), граждан (водителей) в назначенное время и место для дачи устных и письменных объяснений по обстоятельствам совершенного правонарушения;

- составлять по результатам проверок акты и представлять их для ознакомления юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам, осуществляющим перевозку пассажиров автомобильным транспортом на муниципальных маршрутах регулярного сообщения на территории города Астрахани;

- в порядке, установленном федеральным законодательством, законодательством Астраханской области об административных правонарушениях, составлять протоколы об административных правонарушениях, регистрировать их и направлять в судебные органы для рассмотрения и принятия мер к нарушителям;

- запрашивать и получать в установленном порядке в исполнительных органах государственной власти Астраханской области, органах местного самоуправления необходимые для своей деятельности сведения;

- привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 04 мая 2010 года, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21 сентября 2010 года, по делу N А06-7413/2009 данные пункты Положения о порядке осуществления проверок за соблюдением перевозчиками действующего законодательства в сфере транспортного обслуживания населения города Астрахани, утвержденные постановлением мэра города от 20.08.2009 года N 4015-м, признаны соответствующими Федеральному закону «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 года N 294-ФЗ.

Поскольку акты проверки соблюдения требований нормативно-правовых актов МО «Город Астрахань» N 45, N 46, N 351, N 106 (том 1, л.д. 8, 9, 31, 35) утверждены Постановлением мэра города от 20 августа 2009 года N 4015-м, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что проверка, проводимая в отношении ИП Ращепкиной Е.Л., осуществлена на основании ФЗ N 294-ФЗ.

Федеральный закон N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами в случае, если указанный порядок не предусмотрен законом субъекта Российской Федерации.

В силу статьи 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» к действиям Администрации города Астрахани по координации и контролю деятельности субъектов всех форм собственности, осуществляющих пассажирские перевозки на территории города Астрахани подлежат применению положения настоящего Закона.

Осуществление проверок за соблюдением перевозчиками действующего законодательства в сфере транспортного обслуживания населения города Астрахани в соответствии с Положением, утвержденным постановлением мэра города от 20.08.2009 года N 4015-м, является осуществлением муниципального контроля.

В соответствии с частью 3 статьи 9 названного Закона плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

В силу части 5 названной нормы утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети "Интернет" либо иным доступным способом.

Таким образом, плановые проверки хозяйствующих субъектов осуществляются в соответствии с планом (графиком), утвержденным руководителем органа контроля.

Согласно части 12 статьи ФЗ N 294-ФЗ о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Администрацией представлен в материалы дела график плановых проверок управления транспорта и пассажирских перевозок, ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанций не представлены доказательства уведомления заинтересованных лиц о плане проведения проверок.

В соответствии с частью 2 статьи 10 ФЗ N 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, в том числе, о нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);

3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

Материала дела так же не содержат доказательств о наличии указанных обстоятельств для проведения внеплановых проверок.

На основании изложенного апелляционная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для проведения Администрацией как плановой, так и внеплановой проверки в отношении индивидуального предпринимателя.

В судебном заседании представитель Администрации г. Астрахани пояснил, что при проведении такого рода проверок не возникает необходимости взаимодействия с предпринимателями, поскольку все перевозки осуществляются в соответствии с договорами использования регулярного муниципального маршрута пассажирского автотранспорта, и при фиксации транспортного средства и номера маршрута сразу устанавливается предприниматель, которому принадлежит данный маршрут, в связи с этим подлежит применению пункт 3 статьи 1 Федерального закона N 294-ФЗ от 26.12.2008 г. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Однако в актах проверки и протоколах об административных правонарушениях при описании события правонарушения не усматривается сведений об указанных договорах, в связи с чем представляется необоснованным довод об отсутствии необходимости взаимодействия с предпринимателем при проведении проверки.