ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 августа 2011 года Дело N А12-1164/11

Резолютивная часть постановления объявлена «10» августа 2011 года

Полный текст постановления изготовлен «15» августа 2011 года Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Жевак И.И., судей Борисовой Т.С., Веряскиной С.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Афониной Е.О., лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Волгоградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (г.Волгоград)

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от «20» апреля 2011 года по делу N А12-1164/2011 (судья Дашкова Н.В.)

по иску Государственного учреждения - Волгоградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (г.Волгоград)

к Федеральному государственному учреждению здравоохранения «Волгоградский медицинский центр Федерального медико-биологического агентства» (г.Волгоград), третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: администрация Волгограда (г.Волгоград) о взыскании 1136,99 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту - ГУ ФСС, Фонд социального страхования, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Федеральному государственному учреждению здравоохранения «Волгоградский медицинский центр Федерального медико-биологического агентства» (далее по тексту - лечебное учреждение) о взыскании ущерба в размере 1 136,99 руб.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Волгограда.

Заявленные требования обоснованы тем, что в результате нарушения порядка выдачи поликлиникой листа временной нетрудоспособности ВХ 1570046 Учреждению был причинен вред, выразившийся в необоснованной выплате пособий по временной нетрудоспособности на сумму 1 136,99 руб., вина лечебного учреждения, по мнению Фонда социального страхования, подтверждается актами камеральной проверки.

Лечебное учреждение заявленные требования не признало, указав на то, что между его действиями и наступившими последствиями отсутствует причинно-следственная связь, поскольку выплата пособий осуществляется через бухгалтерию работодателя, которая должна контролировать правильность начисления и расходования государственных средств.

Судом первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано на том основании, что действующим законодательством не предусмотрена ответственность медицинского учреждения перед страхователем в случае неправильного оформления больничных. Ответственность за правильность начисления больничных несет работодатель. По мнению суда, исправления имеющиеся в листке нетрудоспособности являются очевидными и могли быть выявлены, как администрацией работодателя при начислении пособия, так и страховщиком в лице ГУ ФСС на стадии проверки правильности его начисления.

Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ. В апелляционной жалобе указывает на то, что указанные нарушения не могли были быть обнаружены страхователем (Администрация Волгограда) при первичном анализе листка нетрудоспособности, поскольку они устанавливаются только врачом при исследовании первичной медицинской документации. В связи с этим страхователь оплатил больничный, а страховщик (ГУ ФСС) принял их к зачету в счет уплаченных страховых взносов по социальному страхованию, что по мнению ГУ ФСС, повлекло нецелевое расходование государственных средств в сумме 1 136, 99 руб.

В судебном заседании 05.08.2011 был объявлен перерыв до 10.08.2011 года до 10 часов 00 минут, о чем вынесено протокольное определение.

Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях статей 156, 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие их представителей.

Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, апелляционная инстанция считает её, не подлежащей удовлетворению в силу следующего.

Как усматривается из материалов дела 08.07.2010г. ГУ ФСС проведена внеплановая проверка обоснованности выдачи и правильности оформления листка нетрудоспособности серии ВХ 1570046, выданного гражданке Жоге И.А.

В ходе проверки установлено, что больничный был выписан с нарушениями, а именно первоначальная запись о дате выхода на работу 10.02.2011г. была исправлена на 11.02.2011г. Исправления внесены не лечащим врачом, а заместителем главного врача, что противоречит п.п. 5, 20 Приказа «О порядке выдачи листков нетрудоспособности».

Нарушения, допущенные лечебным учреждением при оформлении листка нетрудоспособности серии ВХ 1570046, были подтверждены Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Волгоградской области и указаны в письме N 02-3009 от 22.10.2010.

Между тем, страхователь оплатил листок нетрудоспособности, а страховщик принял их к зачету в счет уплаченных страховых взносов по обязательному социальному страхованию.

Согласно представленному ГУ ФСС расчету суммы по листку нетрудоспособности, произведенному Администрацией Волгограда (работодателем, страхователем), пособие по временной нетрудоспособности за один день (10.02.2010г.) составило 1 136 руб. 99 коп.

Факт обращения страхователя Администрации Волгограда за выделением необходимых средств на выплату государственных пособий по социальному страхованию в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ N 951н от 04.12.2009, подтвержден письмом Администрации Волгограда от 31.08.2010 N 05-и/3224.

По платежному поручению N036 от 17.09.2010 Учреждение перечислело на расчетный счет страхователя 626 660 руб. 95 коп. Суммы расходов страхователя по обязательному социальному страхованию отражаются в представленном им 07.09.2010 расчете по форме -4-ФСС РФ.

По результатам проверки составлена справка от 08.07.2010г. по проверке качества проведения экспертизы временной нетрудоспособности.

На основании указанной справки 01.09.2010г., в адрес лечебного учреждения была направлена претензия N01-21/07/11638 с предложением возместить истцу ущерб в сумме 1 136 руб. 99 коп., выплаченной по листку нетрудоспособности, выданному и продленному ответчиком с нарушением «Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности».

Ввиду того, что указанная сумма не была перечислена в добровольном порядке, посчитав, что ответственность за нецелевое расходование средств должно нести лечебное учреждение ГУ ФСС обратился в суд с заявлением о взыскании 1 136 руб. 99 коп.

Апелляционная инстанция считает отказ суда первой инстанции в удовлетворении заявления обоснованным исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.94 N 101 (далее по тексту - Положения о Фонде социального страхования), расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе суммы пособий по временной нетрудоспособности, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.

Пунктом 10 Положения о Фонде социального страхования, предусмотрено, что выплата пособий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей; ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.

Действующим законодательством обязанность проверки правильности оформления листка нетрудоспособности при производстве выплаты возложена на предприятие, осуществляющее выплату. Поэтому работодатель обязан был проверить корректность оформления каждого конкретного листка нетрудоспособности, учитывая правила, установленные пунктом 10 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации.

Контроль за правильностью расходования страхователями средств на обязательное социальное страхование, начисления и уплаты страховых взносов в добровольном порядке на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности осуществляется отделением (филиалом отделения) Фонда социального страхования Российской Федерации посредством проведения документальных выездных проверок страхователей, истребования у страхователей документов, получения от них объяснений, проверки данных учета и отчетности (пункт 1 Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятию мер по их результатам, утвержденных постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 07.04.2008 N 81).

Пунктом 3 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» страховщикам предоставлено право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.

Законодательство, регулирующее спорные правоотношения, не содержит запрета на внесение исправлений в листки нетрудоспособности и их дооформление, не устанавливает период их внесения в указанные документы. Действующий в настоящий момент приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.08.2007 N 514 «О Порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности» предполагает возможность выдачи нового листка в случае внесения более двух исправлений в прежний листок нетрудоспособности.

ГУ ФСС приняло к оплате листок нетрудоспособности, к лечебному учреждению за устранением недостатков обращения не последовало.

Согласно ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29.12.2006 N 255-ФЗ, в случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Из системного толкования вышеперечисленных норм следует, что поскольку сведения необходимые для назначения и выплаты социальных пособий страховщику предоставляет страхователь, то он несет ответственность за их недостоверность.

Таким образом, оснований для наступления ответственности по правилам статей 15, 1064, 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации и возложения мер юридической ответственности на лечебное учреждение не имеется, поскольку отсутствует предусмотренная положениями главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации совокупность условий, при которых допускается взыскание суммы вреда.

Все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы апелляционной жалобы, направлены на пересмотр обстоятельств, установленных по настоящему делу, в связи с чем, не могут служить основаниями к отмене принятого решения.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от «20» апреля 2011 года по делу NА12-1164/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в силу с момента его принятия и моет быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд Волгоградской области, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

     Председательствующий
И.И.Жевак
Судьи
Т.С.Борисова
С.Г.Веряскина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка