ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 октября 2011 года Дело N А32-14700/2011

15АП-10406/2011 Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 17 октября 2011 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Смотровой Н.Н., судей Л.А. Захаровой, С.С. Филимоновой, при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Лыковой В.А., при участии: от заявителя: представитель не явился, извещён надлежащим образом, от заинтересованного лица: представитель не явился, извещён надлежащим образом, от третьего лица: представитель не явился, извещён надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Тандер" на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 01.08.2011 по делу N А32-14700/2011 по заявлению закрытого акционерного общества "Тандер" к заинтересованному лицу Таганрогской таможне при участии третьего лица общества с ограниченной ответственностью "Черноморский альянс" о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности по ст. 16.14 КоАП РФ, принятое в составе судьи Хахалевой Н.В.

УСТАНОВИЛ:

закрытое акционерное общество "Тандер" (далее -общество) обратилось обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Таганрогской таможне (далее -таможня) о признании незаконным и отмене постановления Таганрогской таможни от 05.08.2010 г. N 10319000-280/2010 о привлечении к административной ответственности по ст. 16.14 КоАП РФ.

Решением суда от 01.08.2011г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения, выразившегося в непомещении ввезенного товара на СВХ в установленный срок.

Не согласившись с данным судебным актом, ЗАО "Тандер" обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы общество указывает, что ЗАО "Тандер" не было извещено об отсутствии в зоне деятельности Таганрогской таможни склада временного хранения.

Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.

Участвующие в деле лица своих представителей в судебное заседание не направили, о дате, месте и времени проведения судебного заседания извещены надлежащим образом. Учитывая изложенное, на основании ст. 156 АПК РФ, суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей таможни и общества.

Обществом «Тандер» заявлено ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу до вынесения определения ВАС РФ по итогам рассмотрения жалобы общества по аналогичному делу А32-23334/2010.

Рассмотрев ходатайство общества о приостановлении производства по настоящему делу, судебная коллегия не находит оснований к его удовлетворению ввиду отсутствия оснований для приостановления производства по делу, предусмотренных статьей 143 АПК РФ. Доказательства передачи дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра судебного акта в порядке надзора отсутствуют.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 21.06.2010 г. на Таганрогский таможенный пост Таганрогской таможни прибыл товар - сушки (код ТН ВЭД ТС - 1905909000) в количестве 2250 мест, весом: 16305 кг., по книжке МДП XT 64643565, CMR 0133575, счет-фактуре 179 от 10.06.2010. Согласно CMR 0133575, счет-фактуре 179 от 10.06.2010 покупателем товара является ЗАО «Тандер».

Данный товар был размещен в зоне таможенного контроля таможенного органа назначения (ПЗТК ООО «ТАГАЗ», расположенной по адресу: г. Таганрог, ул. Инструментальная, 2) для завершения внутреннего таможенного транзита в соответствии с п. 1 ст. 85, п. 4 ст. 92 ТК РФ, п. 40 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль товаров, перемещаемых по таможенной территории РФ автомобильным транспортом, утвержденной приказом ГТК России от 18.12.2003 г. N 1467 (далее - Инструкция о действиях должностных лиц).

Документом, подтверждающим размещение транспортных средств в зоне таможенного контроля (далее - ЗТК) таможенного органа назначения, в соответствии с п. 41 Инструкции о действиях должностных лиц, является подтверждение о прибытии транспортного средства. На данное транспортное средство было выдано подтверждение о прибытии N 10319010/210610/0002961, зарегистрированное в 08 час. 50 мин.

В соответствии с п. 1 ст. 92 ТК РФ, п. 28.2 Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров, утвержденной Приказом ГТК России от 08.09.2003 г. N 973 (далее - Инструкция о совершении операций), оформление завершения ВТТ должно быть проведено в течение 24 часов с момента регистрации подтверждения о прибытии путем выдачи перевозчику свидетельства о завершении внутреннего таможенного транзита. Данная процедура ВТТ была завершена путем оформления свидетельства о завершении внутреннего таможенного транзита N 10319010/210610/0002925.

Пункт 4 Приказа ГТК России от 03.09.2003 г. N 958 «Об утверждении правил проведения таможенных операций при временном хранении» устанавливает, что таможенная процедура временного хранения не применяется, если в течение времени, необходимого для завершения ВТТ, осуществлен выпуск товаров, либо разрешен новый внутренний таможенный транзит.

Таким образом, если до истечения 24 часов с момента регистрации подтверждения о прибытии товары и транспортные средства не помещены под определенный таможенный режим, не заявлены к новой процедуре ВТТ, они должны быть помещены под процедуру временного хранения.

Согласно служебной записке Таганрогского таможенного поста от 05.07.2010 г. N 21/2661 на товар, прибывший по книжке МДП XT 64643565 подана ГТД N 10319010/250610/0001693, ГТД N 10319010/250610/0001693 выпущена в соответствии с заявленным таможенным режимом 25.06.2010 г. в 20 час. 06 мин.

Таким образом, на момент истечения 24 часов с момента прибытия товаров, товар не был помещён под определённый таможенный режим, не заявлен под новую процедуру ВТТ, не помещён под процедуру временного хранения.

Заинтересованное лицо считает, что ЗАО «Тандер» обязано было поместить товар товарной позиции ТН ВЭД ТС 1905909000 на СВХ, который предназначен для хранения товаров такой товарной позиции.

22.06.2010 г. Таганрогской таможней в адрес ЗАО «Тандер» была направлена телеграмма, в которой законному представителю общества предлагалось явиться 24.06. 2010 г. в Таганрогский т/п по адресу: Ростовская обл., г. Таганрог, ул. Инструментальная, 2, Таганрогский таможенный пост, для составления протокола по делу об административном правонарушении. Данная телеграмма была получена ген. директором ЗАО «Тандер» (л. 10 дела об АП).

24.06.2010 г. административным органом в отсутствии надлежащим образом уведомленного законного представителя общества, в отношении ЗАО «Тандер» был составлен протокол об административном правонарушении N 10319000-280/2010 по ст. 16.14 КоАП РФ.

08.07.2010 г. Таганрогской таможней в адрес ЗАО «Тандер» было направлено определение о назначении рассмотрения дела об административном правонарушении, в котором законному представителю общества предлагалось явиться 05. 08.2010 г. в 16-50 час. в Таганрогскую таможню по адресу: г. Таганрог, ул. 2-я Советская 74 А, каб. 323 для рассмотрения дела об административном правонарушении N 10319000-280/2010. Данное определение было получено представителем общества 18.07.2010 г. (л. 51 дела об АП).

05.08.2010 г. таможенным органом, в отсутствии надлежащим образом уведомленного законного представителя общества, в отношении ЗАО «Тандер» вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 10319000-280/2010, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.14 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением ЗАО «Тандер» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Таганрогской таможни от 05.08.2010 г. N 10319000-280/2010 о привлечении к административной ответственности по ст. 1 6.14 КоАП РФ.

Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что основания для переоценки выводов суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Статьей 16.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных требований и условий помещения товаров на таможенный склад, склад временного хранения, свободный склад или на склад получателя товаров либо порядка их хранения, а равно совершение с ними или с товарами, имеющими статус находящихся на временном хранении, операций, влекущих изменение состояния таких товаров или нарушение их упаковки и (или) изменение наложенных средств идентификации, без разрешения таможенного органа в случаях, если такое разрешение обязательно.

Объективную сторону административного правонарушения по статье 16.14 Кодекса в числе других нарушений образует нарушение установленных требований и условий помещения товаров на таможенный склад, склад временного хранения, свободный склад или на склад получателя товаров либо порядка их хранения.

По общему правилу пункта 1 статьи 100 Таможенного кодекса Российской Федерации (действовавшего в период ввоза товара) временное хранение товаров осуществляется на складах временного хранения. Складами временного хранения являются специально выделенные и обустроенные для этих целей помещения и (или) открытые площадки, соответствующие требованиям, установленным статьей 107 Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 92 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенный орган, в котором завершается внутренний таможенный транзит (таможенный орган назначения), оформляет завершение внутреннего таможенного транзита товаров в возможно короткие сроки, но не позднее 24 часов с момента регистрации прибытия транспортного средства, если при проверке документов и идентификации товаров этим таможенным органом не были выявлены нарушения таможенного законодательства Российской Федерации, путем выдачи перевозчику свидетельства о завершении внутреннего таможенного транзита по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Таможенный орган назначения обязан зарегистрировать прибытие транспортного средства в место доставки товаров в течение двух часов с момента представления перевозчиком документов, указанных в пункте 3 статьи 92 Таможенного кодекса, таможенному органу и незамедлительно после регистрации выдать перевозчику письменное подтверждение о прибытии транспортного средства по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (пункт 2 статьи 92 Таможенного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 152 Таможенного кодекса РФ, выпуск товара производится не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенной декларации, представления иных необходимых документов и сведений, а также со дня предъявления товаров таможенным органам.

Пунктом 5 Правил проведения таможенных операций при временном хранении предусмотрено, что если в соответствии с таможенным законодательством временное хранение должно осуществляться на СВХ, то товары по истечении времени, необходимого для завершения внутреннего таможенного транзита в месте нахождения таможенного органа, должны быть помещены на временное хранение на СВХ либо иное место, указанное в главе 12 Таможенного кодекса Российской Федерации, место расположения которого совпадает с местом размещения таможенного органа или находится в непосредственной близости от него.

Таким образом, срок завершения ВТТ - 24 часа с момента прибытия товара, срок выпуска товара - 3 суток со дня представления таможенной декларации и необходимых к ней документов, и указанные сроки не совпадают.

Поэтому по завершении ВТТ выпуск товара может быть не произведен, и в этом случае, в соответствии с пунктом 4 Правил, возникает обязанность декларанта поместить товар на СВХ.

Материалами дела подтверждается, что на основании контракта от 12.02.2009 г. N 69 ГК-5/1633/09 покупателем товара - сушки (код ТН ВЭД ТС - 1905909000) в количестве 2250 мест, весом: 16305 кг., по книжке МДП XT 64643565, CMR 0133575, счет-фактуре 179 от 10.06.2010. Согласно CMR 0133575, счет- фактуре 179 от 10.06.2010 является ЗАО «Тандер», соответственно, на данное лицо возложена обязанность по совершению таможенных операций.

В пояснении от 15.07.2010 г., представленном в Краснодарскую таможню, генеральный директор ЗАО «Тандер» В.Е. Гордейчук сообщил, что ему не было известно требование таможенного законодательства о том, что оформление завершения ВТТ должно быть проведено в течение 24 часов с момента регистрации подтверждения о прибытии транспортного средства. Таможенный брокер ООО «СВ.Т.С. - Легион Северо-Запад» в интересах ЗАО «Тандер» принимал меры, направленные на размещение товаров на СВХ.

Однако по причине отсутствия в зоне деятельности Таганрогского таможенного поста склада С ВХ, отвечающего требованиям, установленным для хранения скоропортящейся продукции, данные товары не были размещены на временное хранение. Денежные средства за таможенное оформление данного товара были переведены на счет Таганрогской таможни, поэтому оформление товара в другом таможенном органе, где имеются соответствующие СВХ, было невозможно. Перевод денежных средств в другой таможенный орган, по мнению генерального директора ЗАО «Тандер», являлся нецелесообразным ввиду длительности процесса и наличия рисков порчи товара.

Согласно реестру владельцев складов временного хранения, осуществляющих деятельность в регионе ответственности Ростовской таможни, СВХ ООО «НовоТех» является складом временного хранения открытого типа, то есть предназначенным для хранения товаров, как владельца склада, так и остальных категорий товаров, кроме товаров требующих особых условий хранения.

Согласно письму ООО «НовоТех» от 02.07.2010 г. на территории СВХ ООО «НовоТех» имелась возможность разместить товар, имеющий код ТН ВЭД ТС 1905909000, в период времени с 21.06.2010 г. по 22.06.2010 г. Обращений ЗАО «Тандер» в указанные периоды времени с целью размещения товаров на временное хранение не поступало.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что обществу было заранее известно о том, что товар невозможно разместить на СВХ в зоне деятельности Таганрогской таможни. Данный факт подтверждается показаниями специалиста по таможенному оформлению ООО «С.В.Т.С. Легион Северо-Запад» Богатырь М.А., заранее предоставившей информацию в ООО «Черноморский Альянс», которое согласно условиям договора N 0437/10/ТГ-1620 от 30.04.2010 г. действовало от имени ЗАО «Тандер», о перечне товаров, которые не подлежат хранению на СВХ в регионе деятельности Таганрогской таможни. Также данный факт подтверждается письмом ООО «С.В.Т.С. Легион Северо-Запад» от 27.07.2010 г., согласно которому ООО «С.В.Т.С. Легион Северо-Запад» неоднократно уведомляло ЗАО «Тандер» о необходимости помещения товара на СВХ, а также о том, что товар, прибывший в адрес ЗАО «Тандер», не подлежит размещению и хранению на СВХ в зоне деятельности Таганрогской таможни.

Кроме того, ООО «Черноморский Альянс» поставило в известность ЗАО «Тандер» о том, что оформление завершения ВТТ должно быть проведено в течение 24 часов с момента регистрации прибытия транспортного средства.

Таким образом, общество имело возможность и было обязано заблаговременно принять меры к установлению СВХ, способного принять на временное хранение товар -капуста свежая, и дать поручение таможенному брокеру ООО «С.В. Т.С. Легион Северо-Запад» разместить товар на такой СВХ.

Материалами дела подтверждается, что заявитель действия, заключавшиеся в установлении СВХ способного принять на хранение поступивший в адрес ЗАО «Тандер» товар для последующего заключения договора о хранении товара, а также действия по доставке товара на такой СВХ, не были предприняты, и товар на временное хранение размещен не был.

Согласно п. 2.5 договора возмездного оказания услуг от 22.04.2010 г. N ГК-7/1395/10 ЗАО «Тандер», обязан за 12 часов о планируемого времени прибытия груза на международные автомобильные пункты пропуска в зоне действия Таганрогской таможни передать экспедитору (ООО «Черноморский Альянс») документы, необходимые для оформления груза в Таганрогской таможне, в том числе и санитарно-эпидемиологическое заключение, однако согласно показаниям специалиста по таможенному оформлению ООО «С.В. Т.С. Легион Северо-Запад» Богатырь М.А. несмотря на то, что товар прибыл в ПЗТК Таганрогской таможни 21.06.2010 г., ГТД N 10319010/250610/0001693 была подана лишь 25.06.2010 г. по той причине, что на момент прибытия товара не было оформлено санитарно-эпидемиологическое заключение на товар и декларация соответствия, которые необходимы в соответствии кодом ТНВЭД России для целей таможенного оформления.

Данные обстоятельства свидетельствуют, что ЗАО «Тандер» было известно об отсутствии у таможенного брокера необходимого для таможенного оформления санитарноэпидемиологического заключения и, как следствие, был известен тот факт, что по причине отсутствия СЭЗ выпуск товара не может быть осуществлён в течении 24-х часов с момента регистрации прибытия транспортного средства. При этом меры по размещению товара на СВХ, ЗАО «Тандер» не принимались.

ЗАО «Тандер» не был учтен тот факт, что в случае не выпуска товаров либо не помещения под новую процедуру ВТТ в течение 24-х часов с момента регистрации подтверждения о прибытии транспортного средства, объективная возможность размещения товара в зоне деятельности Таганрогской таможни на временное хранение отсутствует. При этом у таможенного органа обязанность предоставления участнику ВЭД склада временного хранения, предназначенного для размещения, оформляемого в таможенном отношении товара, отсутствует. Данный факт свидетельствует о том, что обществом не была соблюдена та степень заботливости и осмотрительности, которая позволила избежать нарушения действующего таможенного законодательства.

Довод заявителя о том, что у него отсутствовала возможность помещения товара на СВХ, поскольку в зоне деятельности Таганрогского таможенного поста отсутствует СВХ, на котором возможно хранение скоропортящегося товара, является необоснованным. Согласно пункту 5 Приказа ГТК РФ от 03.09.2003 г. N 958 «Об утверждении Правил проведения таможенных операций при временном хранении товаров», если в соответствии с таможенным законодательством временное хранение должно осуществляться на СВХ, то товары по истечении времени, необходимого для завершения внутреннего таможенного транзита в месте нахождения таможенного органа, должны быть помещены на временное хранение на СВХ либо иное место, указанное в главе 12 Кодекса, место расположения которого совпадает с местом размещения таможенного органа или находится в непосредственной близости от него. Если СВХ не приспособлен для хранения товаров, требующих особых условий хранения, - на ближайший СВХ, приспособленный для хранения таких товаров.

Довод о том, что необходимость перемещения товара с Таганрогского таможенного поста на СВХ в зоне деятельности Ростовской таможни влечет для него исполнение дополнительных обязанностей по открытию новой таможенной процедуры не может являться основанием для вывода об отсутствии у декларанта обязанности поместить товар на СВХ в случае если в течение 24 часов с момента прибытия товара не было окончено таможенное оформление и выпуск товара, поскольку вышеуказанными нормами предусмотрено, что в случае отсутствия в зоне таможенного поста подходящего СВХ товар помещается на ближайший к таможенному посту СВХ.

Учитывая правила ч.7 ст.210 АПК РФ, суд проверил законность оспариваемых постановлений о привлечении заявителя к административной ответственности в полном объеме и пришел к выводу об отсутствии нарушений требований КоАП РФ. Размер назначенного наказания соответствует санкции ст.16.14 КоАП РФ. Таким образом, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о наличии в действиях общества состава вменяемого правонарушения, предусмотренного статьей 16.14 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.

Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.08.2011 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

     Председательствующий
Н.Н.Смотрова
Судьи
Л.А.Захарова
С.С.Филимонова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка