ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 09 сентября 2011 года Дело N А12-7272/11

Резолютивная часть постановления объявлена «02» сентября 2011 года.

Полный текст постановления изготовлен «09» сентября 2011 года. Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Жевак И.И., судей Борисовой Т.С., Кузьмичёва С.А., при ведении протокола судебного заседания секретарём Афониной Е.О., при участии в судебном заседании:

от открытого акционерного общества «Волгоградтоппром» - Правдивцева Е.А. по доверенности от 05.05.2011, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Волгоградтоппром» (г. Волгоград)

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от «05» июля 2011 года по делу NА12-7272/2011 (судья Романов С.П.) по заявлению открытого акционерного общества «Волгоградтоппром» (г.Волгоград) к Волгоградскому областному отделу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской и Волгоградской областям (г.Волгоград)

об оспаривании постановления N16-13/1-28 от 26.04.2011 о привлечении к административной ответственности по статье 8.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Волгоградтоппром» (далее - ОАО «Волгоградтоппром», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Волгоградского областного отдела Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской и Волгоградской области (далее - Кправление, административный орган) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности N16-13/1-28 от 26.04.2011 за совершение правонарушения, предусмотренного статьёй 8.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением суда первой инстанции от 05.07.2010 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Заявитель не согласился с решением суда первой инстанции и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в жалобе.

Управление возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.

Административный орган явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил. О месте и времени рассмотрения жалобы извещён надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Управлением заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя. Судебной коллегией ходатайство удовлетворено. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, на основании распоряжения N496-р от 10.03.2011 административным органом проведена плановая выездная проверка деятельности ОАО «Волгоградтоппром» на предмет соблюдения обязательных требований при обращении с пестицидами и агрохимикатами.

По результатам проверки, зафиксированным в акте N496 от 25.02.2010, постановлением N16-13/1-28 от 26.04.2011 заявитель привлечён к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьёй 8.3 КоАП РФ.

В ходе проверки административный орган пришёл к выводу о нарушении заявителем требований п. п. 5.1. 5.2, 5.5 "СанПиН 1.2.2584-10. Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов. Санитарные правила и нормативы", утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 02.03.2010 N17 "Об утверждении СанПиН 1.2.2584-10", Федерального закона от 19.07.1997 N109 "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами", что и послужило основанием для его привлечения к административной ответственности и вынесения оспариваемого постановления.

Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обжаловал его в арбитражный суд.

Суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований, посчитал доказанным факт нарушения обществом требований пунктов 5.1. 5.2, "СанПиН 1.2.2584-10, что образует состав нарушения предусмотренного статьёй 8.3 КоАП РФ.

Апелляционная коллегия согласна с выводами суда первой инстанции, положенными в основу обжалованного решения по следующим основаниям.

Статьёй 8.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение правил испытаний, производства, транспортировки, хранения, применения и иного обращения с пестицидами и агрохимикатами, которое может повлечь причинение вреда окружающей среде, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Правовые основы обеспечения безопасного обращения с пестицидами в целях охраны здоровья людей и окружающей природной среды установлены Федеральным законом от 19.07.1997 N109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» (далее - Федеральный закон от 19.07.1997 N109-ФЗ).

В соответствии со статьёй 19 Федерального закона от 19.07.1997 N109-ФЗ хранение пестицидов и агрохимикатов разрешается в специализированных хранилищах, предназначенных только для их хранения. Запрещается бестарное хранение пестицидов. При хранении пестицидов и агрохимикатов необходимо соблюдать требования, исключающие причинение вреда здоровью людей и окружающей среде. Требования к хранению пестицидов и агрохимикатов устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 02.03.2010 N17 утверждены Санитарные правила и нормативы СанПиН 1.2.2584-10 "Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов".

Пунктом 5.1 СанПиН 1.2.2584-10 хранение пестицидов и агрохимикатов допускается только в специально предназначенных для этого помещениях, отвечающих требованиям строительных норм и правил. Не допускается хранение пестицидов и агрохимикатов под открытым небом.

Согласно пункту 5.2 СанПиН 1.2.2584-10 не допускается завоз пестицидов и/или агрохимикатов в хозяйства, не имеющих выданных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор заключений, подтверждающих соответствие складов и условий хранения в них препаратов настоящим санитарным правилам.

Из пункта 5.5 СанПиН 1.2.2584-10 следует, что запрещается использовать помещения складов для хранения продуктов питания, фуража, различных предметов хозяйственного и бытового назначения.

Административным органом установлено, что заявитель занимается реализацией, хранением агрохимикатов и другими видами деятельности.

У ОАО «Волгоградтоппром» по адресу: г.Волгоград, проезд 7, в складском помещении N1 на хранении находились агрохимикаты: селитра аммиачная в количестве 107,1 тонны, азофоска марки NPK 16:16:16 в количестве 0,681 тонны и марки NPK 15:15:15 в количестве 0,95 тонны, что подтверждается ведомостью по товарам на складах. Указанные действия заявителя нарушают правила хранения агрохимикатов, так как в пункте 4 представленного «Санитарно-эпидемиологического заключения на склад для хранения пестицидов и химикатов» N8 от 25.03.2011 вместимость склада составляет до 15 тонн одномоментно. Размеры складского помещения составляют - длина 11,41 м, ширина 5,82 м, высота 3,6 м, общая площадь 66,4 кв.м.

В Суровикинском филиале ОАО «Волгоградтоппром» в складском помещении по адресу: Волгоградская область, г.Суровикино, ул.Магистральная, 37, размером: длина 9,1 м, ширина 9 м, высота 4 м, общая площадь 81,9 кв. м, принадлежащем ОАО «Волгоградтоппром» на хранении находился агрохимикат селитра аммиачная марки «Б», ГОСТ 2-85 в количестве 47 тонн в мешках по 50 кг. На данное складское помещение отсутствует заключение, выданное федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно - эпидемиологический надзор и подтверждающее соответствие складов и условия хранения в них препаратов настоящим санитарным правилам. Также установлено, что по тому же адресу, на открытой площадке, под открытым небом находился агрохимикат селитра аммиачная марки «Б» ГОСТ 2-85 в биг-бегах по 800 кг, общим весом около 324 тонн.

В Чернышковском филиале ОАО «Волгоградтоппром» в складском помещении по адресу: Волгоградская область, р.п. Чернышковский, ул. Техническая, 4, размером: длина 17,7 м, ширина 11,5 осуществлялось хранение селитры аммиачной марки Б, в мешках по 50 кг, общим объемом 37 тонн, совместно с предметами хозяйственного назначения (запасные части к с/х технике). На данное складское помещение отсутствует заключение, выданное федеральным органом исполнительной и уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор и подтверждающее соответствие складов и условия хранения в них препаратов настоящим санитарным правилам. На территории филиала, на открытой площадке, на бетонном полу под открытым небом осуществлялось хранение агрохимиката селитра аммиачная марки Б, в количестве 76 тонн в мешках по 50 кг, азофоски (Нитрофоски) NPK (16:16:16) в биг-бегах по 500 кг общей массой 128 тонн.

В Котельниковском филиале ОАО «Волгоградтоппром», расположенном по адресу: Котельниково, ул.Северная, 2А, в ноябре 2010, согласно «Ведомости поступления поставкам» были осуществлены поставки селитры аммиачной марки «Б» ООО «Агроминерал» количестве 821 тонны. Реализация данного агрохимиката, согласно «Ведомости выбытия ТМЦ» за период с 01.04.2010 по 31.12.2010 ОАО «Волгоградтоппром» не производилась. Остаток селитры аммиачной марки «Б» ГОСТ 2-85 на 31.12.2010 составлял 1 379,813 тонн, что подтверждается «Ведомостью по товарам на складах» на период 01.01.2011. Таким образом, хранение данного агрохимиката осуществлялось на территории Котельниковского филиала ОАО «Волгоградтоппром» по адресу: Волгоградская область, г.Котельниково, ул. Северная 2 А. Заключение подтверждающее соответствие складов и условий хранения в них препаратов санитарным правилам в Котельниковском филиале ОАО «Волгоградтоппром» отсутствовало.

Также обществом было представлено ранее выданное «Санитарно - эпидемиологическое заключение на склад для хранения пестицидов и агрохимикатов» N20 на склад N1, расположенный по адресу: г.Волгоград, пр.Дорожников, 7, срок действия, которого закончился 17.11.2010. В период с 17.11.2010 по 25.03.2011, когда отсутствовало данное заключение, осуществлялся завоз и хранение пестицидов и агрохимикатов на складе, а также их реализация, что подтверждается «Книгой учета прихода-расхода, пестицидов и агрохимикатов по Разгуляевскому складу ОАО «Волгоградтоппром» за 2010 - 2011 г.» оборотной ведомостью движения товарно-материальных ценностей по Разгуляевскому складу ОАО «Волгоградтоппром» за 2010 - 2011г.» NУ00019, железнодорожными накладными.

Данные обстоятельства отражены в протоколе об административном правонарушении и постановлении о назначении административного наказания.

В связи с указанным, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о доказанности факта нарушения заявителем требований п. п. 5.1., 5.2, "СанПиН 1.2.2584-10, и наличия в его действиях состава административного нарушения предусмотренного статьёй 8.3 КоАП РФ.

Довод апелляционной жалобы о том, что согласно пункту 6 приложения N2 приказа Роспотребнадзора «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях и токсилогических, гигиенических и иных видах оценок» от 19.07.2007 N224 санитарно-эпидемиологическое заключение должно выдаваться не на виды деятельности, а на соответствие санитарным правилам зданий, которые предполагается использовать исключительно для осуществления видов деятельности, приведённых в приказе, отклонятся судебной коллегией по следующим основаниям, так как пунктом 5.2 СанПиН 1.2.2584-10 предусмотрено, что не допускается завоз пестицидов и/или агрохимикатов в хозяйства, не имеющих выданных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор заключений, подтверждающих соответствие складов и условий хранения в них препаратов настоящим санитарным правилам.

Довод жалобы о том, что федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно - эпидемиологический надзор, является Министерство здравоохранения Российской Федерации отклоняется судебной коллегией, так как согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 N201 "Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору", постановлению Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N327 "Об утверждении положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору" Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, селекционных достижений, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна, охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных.

В апелляционной жалобе заявитель указывает, что административным органом в протоколе от 15.04.2011 N16 и в постановлении от 26.04.2011 не указано, каким строительным нормам и правилам не отвечают помещения, в которых хранятся пестициды и агрохимикаты. Данный довод опровергается материалами дела. Так, в указанном выше протоколе и постановлении административного органа указано, что в складских помещениях, расположенных по адресу: Волгоградская обл., г.Суровкино, ул.Магистральная, 37; Волгоградская обл., р.п.Чернышовский, ул.Техническая, 4 хранение агрохимикатов осуществлялось под открытым небом, что нарушает п.5.1 СанПиН 1.2.2584-10, в соответствии с которым не допускается хранение пестицидов и агрохимикатов под открытым небом.

В связи с указанным апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований, для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от «05» июля 2011 года по делу NА12-7272/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке, предусмотренном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд Волгоградской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

     Председательствующий
И.И.Жевак
Судьи
Т.С.Борисова
С.А.Кузьмичёв

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка