• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 октября 2011 года Дело N А21-9310/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2011 года Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2011 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Масенковой И.В. судей Лариной Т.С., Марченко Л.Н.

при ведении протокола судебного заседания: Шатуновой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15004/2011) Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) на определение Арбитражного суда Калининградской области от 10.06.2011 по делу N А21-9310/2009 (судья Валова А.Ю.) о прекращении производства по требованию, принятое в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) ОАО «КД авиа»

при участии:

от заявителя: Асташиной А.В. по доверенности N АН1.14-4058 от 27.12.2010 от конкурсного управляющего: не явился, извещен

установил:

Требование Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) (далее - Росавиация, Агентство, заявитель), место нахождения: 125993, г. Москва, Ленинградский пр., д. 37, стр. 2, ОГРН 1047796301002, заявленное с нарушением срока, установленного пунктом 1 статьи 71 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве), рассматривалось Арбитражным судом Калининградской области в процедуре, следующей за процедурой наблюдения - в конкурсном производстве, введенной решением суда от 13.11.2010, в отношении Открытого акционерного общества «КД авиа» (далее - ОАО «КД авиа», должник), место нахождения: 238315, Калининградская обл., Гурьевский р-н, п. Храброво, Аэропорт, ОГРН 1023902296042.

Определением суда первой инстанции от 10.06.2011 производство по требованию прекращено, поскольку суд квалифицировал заявленную к включению в реестр требований кредиторов должника сумму 368 231 руб. 14 коп., как текущие платежи.

Суд пришел к выводу о том, что договор на обеспечение перевозки пассажиров с учетом распространения его действия на период до даты подписания, заключен после принятия заявления о признании ОАО «КД авиа» несостоятельным (банкротом) к производству арбитражного суда (04.09.2009). Поскольку авиаперевозки осуществлены после указанной даты, то обязательство у должника по возмещению расходов другого перевозчика возникло также после 04.09.2009. Судом применены положения пункта 1 статьи 5 Закона о банкротстве и учтены разъяснения, содержащиеся в пункте 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 63 «О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве», а также в пункте 39 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Прекращение производства по заявленному требованию произведено судом на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

На определение суда о прекращении производства по требованию Росавиацией подана апелляционная жалоба, в которой указано на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.

По мнению подателя жалобы, суд неправильно квалифицировал заявленную сумму, как текущие платежи, поскольку услуги по перевозке пассажиров Росавиацией не оказывались, сама услуга предоставлялась ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии», а право требования возникло у Росавиации в связи с предоставлением субсидии с момента принятия Постановления Правительства Российской Федерации N 321 от с 13.04.2009, то есть до принятия судом заявления о признании должника банкротом.

Росавиация просит отменить обжалуемое определение и принять по делу новый судебный акт о включении заявленного требования в реестр требований кредиторов ОАО «КД авиа» (просительная часть уточнена в судебном заседании).

Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.

В судебном заседании представитель Росавиации поддержал доводы апелляционной жалобы.

Конкурсный управляющий ОАО «КД авиа», надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился, что согласно статье 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом мнения представителя заявителя не препятствует рассмотрению жалобы в его отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого определения проверены в апелляционном порядке.

Заслушав объяснения представителя Росавиации, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд считает, что основания для отмены определения суда первой инстанции о прекращении производства по требованию отсутствуют.

Как следует из заявленного Росавиацией требования, сумма в размере 368 231 руб. 14 коп, перечисленная платежным поручением N 430311 от 18.12.2009, является субсидией из федерального бюджета, предоставленной авиационному перевозчику - ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии» для возмещения недополученных им доходов в связи с обеспечением перевозки пассажиров, заключивших договор воздушной перевозки с авиационным перевозчиком, в отношении которого принято решение о приостановлении действия сертификата эксплуатанта на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 13.04.2009 N 321 (далее - Постановление N 321). Согласно пункту 12 указанного постановления денежные средства подлежат зачислению в доход федерального бюджета Российской Федерации.

Взаимоотношения между ОАО «КД авиа» и ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии» были урегулированы Соглашением о коммерческом сотрудничестве (ИНТЕРЛАЙН) от 07.11.2006.

16.12.2009 между Агентством и ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии» был заключен договор N ГК-180/09 о предоставлении субсидий, согласно которому в целях возмещения недополученных доходов в связи с обеспечением перевозки пассажиров, заключивших договор воздушной перевозки с авиационным перевозчиком ОАО «КД авиа», перевозчик - ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии» передает Агентству право требования кредитора по договору об обеспечении перевозки пассажиров, а Агентство в целях возмещения перевозчику недополученных доходов в связи с обеспечением перевозки пассажиров, заключивших договор воздушной перевозки, предоставляет перевозчику из федерального бюджета субсидию.

16.12.2009 к указанному договору было заключено дополнительное соглашение, согласно которому в пределах доведенных Росавиацией лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета была предоставлена ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии» субсидия в размере 368 231 руб. 14 коп.

Факт предоставления субсидии подтверждается копией платежного поручения N 311 от 18.12.2009 (л.д. 121).

02.09.2009 ОАО «КД авиа» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом).

Определением от 04.09.2009 заявление должника принято к производству арбитражного суда, возбуждено дело о банкротс

тве.

14.09.2009 Росавиацией отозван сертификат эксплуатанта ОАО «КД авиа».

Определением от 02.10.2009 в отношении ОАО «КД авиа» введена процедура наблюдения.

Реализуя право требования кредитора по договору N ГК-180/09 от 16.12.2009 о предоставлении субсидий, Росавиация 09.03.2010 обратилась в суд с настоящим заявлением.

Согласно пункту 1 статьи 63 Закона о банкротстве с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, может быть предъявлен к должнику только с соблюдением установленного настоящим Федеральным законом порядка предъявления требований к должнику.

По смыслу пункта 1 статьи 5 Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, то есть даты вынесения определения об этом. Возникшие после возбуждения производства по делу о банкротстве требования кредиторов об оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ являются текущими.

В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона о банкротстве требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.

В пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» разъяснено, что, если договоры были заключены до даты возбуждения производства по делу о банкротстве, а поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг произошли после этой даты, то требования кредиторов об их оплате независимо от смены процедуры, применяемой в деле о банкротстве, являются текущими.

Текущими являются любые требования об оплате товаров, работ и услуг, поставленных, выполненных и оказанных после возбуждения дела о банкротстве, в том числе во исполнение договоров, заключенных до даты принятия заявления о признании должника банкротом (Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 63 «О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве»).

Из материалов дела следует, что отношения между ОАО «КД авиа» и ОАО Авиакомпания «Уральские авиалинии» были урегулированы Соглашением о коммерческом сотрудничестве (ИНТЕРЛАЙН) от 07.11.2006. Фактически услуги по воздушным перевозкам пассажиров ОАО «КД авиа» оказаны ОАО Авиакомпания «Уральские авиалинии» согласно представленным в материалы дела документам, начиная с 09.09.2009, следовательно, право требования о возмещении расходов возникло у ОАО Авиакомпания «Уральские авиалинии» после указанной даты, из чего следует, что обязательство по оплате оказанных услуг возникло у ОАО «КД авиа» после принятия судом заявления о признании его несостоятельным (банкротом).

Таким образом, требование Росавиации правомерно квалифицировано судом первой инстанции как текущее, правовые основания для удовлетворения заявления Росавиации о включении в реестр требований кредиторов ОАО «КД авиа» перечисленной ОАО Авиакомпания «Уральские авиалинии» субсидии в размере 368 231 руб. 14 коп. отсутствовали.

В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 63 «О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве», переход права требования к другому лицу путем уступки или на основании закона (пункт 1 статьи 328 Гражданского кодекса Российской Федерации) не изменяет статуса данного требования с точки зрения его квалификации в соответствии со статьей 5 Закона о банкротстве, на основании чего суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что уступка права требования по обязательствам должника не и изменяет статуса такого требования.

Кроме того, договор о предоставлении субсидии заключен 16.12.2009, перечисление субсидии перевозчику осуществлено 18.12.2009, то есть тоже после введения в отношении должника процедуры наблюдения (02.10.2009).

Довод подателя жалобы о том, что право требования возникло у Росавиации с предоставлением субсидии с момента принятия постановления Правительства Российской Федерации N 321 от 13.04.2009, то есть до принятия судом заявления о признании должника банкротом, отклоняется судом апелляционной инстанции, как основанный на ошибочном толковании закона, поскольку момент возникновения права требования определяется в данном случае и регулируется специальными нормами Закона о банкротстве, а не постановлением, на дату принятия которого ссылается Росавиация. Обязательство по предоставлению субсидии конкретному лицу и в конкретном размере возникло в данном случае связи с осуществлением перевозок в рамках Соглашения о коммерческом сотрудничестве (ИНТЕРЛАЙН) от 07.11.2006, а не в связи с принятием постановления, как ошибочно полагает податель жалобы.

Согласно рекомендациям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в абзаце 2 пункта 39 Постановления от 15.12.2004 N 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», в случае, если при рассмотрении требования кредитора в рамках дела о банкротстве будет установлено, что оно относится к категории текущих, арбитражный суд в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выносит определение о прекращении производства по рассмотрению данного требования.

При таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Нарушений в применении норм материального и процессуального права не установлено. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Определение Арбитражного суда Калининградской области от 10.06.2011 по делу N А21-9310/2009 о прекращении производства по требованию Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий месяца со дня вступления постановления в законную силу.

     Председательствующий
И.В.Масенкова
Судьи
Т.С.Ларина
Л.Н.Марченко

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А21-9310/2009
Принявший орган: Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 20 октября 2011

Поиск в тексте