• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 октября 2011 года Дело N А41-12308/11

Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2011 года Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2011 года

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Мальцева С.В., судей Быкова В.П., Исаевой Э.Р., при ведении протокола судебного заседания: Гудиевой Х.М., при участии в заседании:

от заявителя - Вачевских Татьяны Федоровны: Лежневой С.С., представителя (доверенность от 20.04.2011 г., удостоверенная нотариально в реестре за N 1-2682),

от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Солнечногорску Московской области: Варламовой М.С., специалиста-эксперта юридического отдела (доверенность N 03-21/0390 от 06.04.2011 г.),

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Солнечногорску Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 20 июля 2011 года по делу NА41-12308/11, принятое судьей М.Г. Торосяном, по заявлению Вачевских Татьяны Федоровны к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Солнечногорску Московской области о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица,

УСТАНОВИЛ:

Вачевских Татьяна Федоровна обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Солнечногорску Московской области (далее - ИФНС по г. Солнечногорску Московской области) о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица от 12 января 2011 года.

Кроме того, заявлено требование об обязании ИФНС по г. Солнечногорску Московской области зарегистрировать Закрытое акционерное общество «Дом рыбака «Истра» (том 1, л.д. 5-6).

Решением Арбитражного суда Московской области от 20 июля 2011 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме. При вынесении решения суд исходил из того, что в налоговый орган представлены все необходимые документы для государственной регистрации юридического лица - Закрытое акционерное общество «Дом рыбака «Истра» (л.д. 102-103).

Не согласившись с принятым судебным актом, ИФНС по г. Солнечногорску Московской области подала апелляционную жалобу, в которой просила решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления (л.д. 108-110).

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Московской области проверены Десятым арбитражным апелляционным судом статьями 258, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель ИФНС по г. Солнечногорску Московской области поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.

Представитель истца возражал против доводов апелляционной жалобы. Просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Заслушав мнение представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд считает, что не имеется оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, учредитель и генеральный директор Закрытого акционерного общества «Дом рыбака «Истра» Вачевских Татьяна Федоровна 28 октября 2010 года обратилась в инспекцию с заявлением о государственной регистрации юридического лица при создании, приложив пакет документов, определенных Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», о чем свидетельствует расписка налогового органа (том 1, л.д. 52).

Решением инспекции от 12 января 2011 года в государственной регистрации юридического лица отказано ввиду того, что заявление формы Р11001 считается непредставленным.

Полагая, что указанный отказ является незаконным и нарушает ее права и законные интересы, Вачевских Татьяна Федоровна обратилась в арбитражный суд с иском.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, пришел к выводу о соблюдении им требований, установленных статьей 12 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», и представлении всех документов, необходимых для государственной регистрации юридического лица.

Данный вывод суда является правильным, основанным на требованиях закона и соответствующим материалам дела.

Согласно статье 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя; документ об уплате государственной пошлины.

Перечень документов, перечисленный в названной норме права, является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.

Частью 1 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрено, что требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Указанные требования установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей».

Согласно пункту 1 указанного Постановления утверждена форма N Р11001 «Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании».

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что для государственной регистрации Закрытого акционерного общества «Дом рыбака «Истра» Вачевских Татьяной Федоровной в инспекцию были представлены все документы, предусмотренные статьей 12 указанного Закона, что подтверждается распиской в получении документов от 12 января 2011.

Отказывая заявителю в государственной регистрации, инспекция исходила из того, что в нарушение Приказа Федеральной налоговой службы России от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@ «О методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя» лист «В» к заявлению не приложен.

В силу части 2, 3 статьи 44 Федерального закона «Об акционерных обществах» общество обязано обеспечить ведение и хранение реестра акционеров общества в соответствии с правовыми актами Российской Федерации с момента государственной регистрации общества. Держателем реестра акционеров общества может быть это общество или регистратор.

Что касается приложения к заявлению листа «В» со сведениями о реестродержателе общества, то в силу части 2, 3 статьи 44 Федерального закона «Об акционерных обществах» общество обязано обеспечить ведение и хранение реестра акционеров общества в соответствии с правовыми актами Российской Федерации с момента государственной регистрации общества. Держателем реестра акционеров общества может быть это общество или регистратор.

Согласно пункту 5 части 2 Приказа Федеральной налоговой службы России от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@ «О методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя» сведения о держателе реестра акционеров акционерного общества представляются в регистрирующий орган, если держатель реестра акционеров на момент создания юридического лица определен. Сведения о держателе реестра акционеров акционерного общества указываются в листе «В» заявления формы N Р11001.

Таким образом, поскольку материалами дела подтверждается, что все необходимые документы, представленные Вачевских Татьяной Федоровной, оформлены надлежащим образом, то у инспекции не было оснований, предусмотренных статьей 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», для отказа в государственной регистрации создания юридического лица.

Довод апелляционной жалобы о том, что в пункте 8.13. устава общества определен держатель реестра акционеров - само общество, отклоняется апелляционным судом как несостоятельный, поскольку при заполнении листа «В» нужно указать полное наименования держателя реестра акционеров и его основной государственный регистрационный номер.

На основании части 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Таким образом, общество будет считаться держателем реестра акционеров с даты его регистрации и присвоения ему основного государственного регистрационного номера.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Апелляционный суд считает, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что налоговый орган незаконно отказал в государственной регистрации юридического лица. Поскольку данный отказ не соответствует законодательству и нарушает права заявителя.

Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам и не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.

Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Московской области от 20 июля 2011 года по делу N А41-12308/11 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

     Председательствующий
судья
С.В.Мальцев
Судьи
В.П.Быков
Э.Р.Исаева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А41-12308/11
Принявший орган: Десятый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 19 октября 2011

Поиск в тексте