• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 06 октября 2011 года Дело N А12-9577/11

Резолютивная часть постановления объявлена «04» октября 2011 года. Полный текст постановления изготовлен «06» октября 2011 года. Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кузьмичева С.А., судей Комнатной Ю.А., Цуцковой М.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Жаткиной М.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ТСЖ «На Рокоссовского», г. Волгоград,

на решение арбитражного суда Волгоградской области от «28» июля 2011 года по делу N А12-9577/2011 (судья Е.С Пятернина) по заявлению ТСЖ «На Рокоссовского», г. Волгоград, к Управлению региональным тарифам администрации г. Волгоградской области, об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

В арбитражный суд Волгоградской области обратилось ТСЖ «На Рокоссовского» с заявлением к Управлению по региональным тарифам Администрации Волгоградской области о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 03-03/11-081 от 24.05.2011 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и назначении наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Решением арбитражного суда Волгоградской области от 28 июля 2011 года в удовлетворении заявленных требований товариществу отказано.

С вынесенным решением суда товарищество не согласилось и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям изложенным в апелляционной жалобе.

Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Как видно из материалов дела, что в УРТ Администрации Волгоградской области поступило обращение (входящий N 07/95 от 21.02.2011) гражданки, проживающей в многоквартирном доме, расположенном по адресу город Волгоград, улица Рокоссовского, дом 28, из которого следует, что ТСЖ «На Рокоссовского» неправомерно взимает плату за следующие коммунальные услуги: отопление и горячее водоснабжение.

Как следует из письма ТСЖ «На Рокоссовского» (входящий N31/1629 от 18 марта 2011 г.), многоквартирный дом, расположенный по адресу: город Волгоград, улица Рокоссовского, дом 28 оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии.

Поставщиком тепловой энергии в многоквартирный дом является МУП «ВКХ» согласно договору поставки тепловой энергии N 007183 от 30 июня 2010 г. Поставка тепловой энергии осуществляется согласно предоставленных ТСЖ «На Рокоссовского» счетов-фактур в соответствии с утвержденным и действующим тарифом для населения.

Выписка из протокола N 13 общего собрания членов ТСЖ «На Рокоссовского» от 13 мая 2010 г. свидетельствует о том, что на общем собрании принято решение об утверждении тарифов на отопление в размере 14,77 руб./м2, с 01.10.2010 - 16,92 руб./м2 ежемесячно; горячее водоснабжение- 59,94 руб./мЗ ежемесячно в течение года (при увеличении фактических затрат - доначисление, при уменьшении - возврат).

ТСЖ «На Рокоссовского» представлена методика расчета платы населению за коммунальные услуги, согласно которой начисление за отопление производилось с первого января 2010 года по сентябрь 2010 г. по тарифам 2009 года, а именно 0,0183*807,10=14,77 руб./ м2; с 01 октября 2010 г. по декабрь 2010 г. начисление производилось по тарифам 2010 г. 0,0183*923,69=16,91. С января 2011г. по февраль 2011г. начисление производилось по постановлению УРТ по Волгоградской области, устанавливающему тарифы на 2011 г. - 0,0183*1062,51=19,45. Стоимость м3 горячей воды определялась, исходя из стоимости 1м3 холодной воды и стоимости Гкал тепловой энергии, необходимой для подогрева 1м3 холодной воды 807,1*0,05261+7,88=50,33, в связи, с чем с 01 января 2010 г. по июнь 2010 г. до установки теплообменника производилась оплата по следующей формуле: 50,33*3,65=183,7. В последующем оплата за горячую воду не производилась.

Из предоставленных для оплаты коммунальных услуг квитанций следует, что с июля по сентябрь 2010 г. начислялась плата за «холодную воду для приготовления горячей» в размере 57,93 руб./чел; с октября 2010 г - в размере 38,62 руб./чел.; с января 2011г. - в размере 44,46 руб./чел.

В УРТ Администрации Волгоградской области от гражданки, направившей обращение о нарушении ТСЖ «На Рокоссовского» требований действующего законодательства, поступили квитанции за май-декабрь 2010 года, январь 2011 г., из которого следует, что при расчетах за отопление и горячее водоснабжение применялась вышеуказанная методика.

Поскольку, при расчетах ТСЖ «На Рокоссовского» с гражданами, проживающими в многоквартирном жилом доме по адресу: город Волгоград, улица Рокоссовского, дом 28, за оказанные коммунальные услуги - «горячее водоснабжение», «отопление», в проверяемом периоде ТСЖ «На Рокоссовского» нарушен установленный порядок ценообразования на указанные коммунальные услуги, а именно: неправомерно применяются недействующие тарифы на коммунальную услугу - отопление при начислении и предъявлении платы гражданам; кроме того, неправомерно формируется размер платы за горячее водоснабжение, а также начисляется плата «за холодную воду в горячей».

11 мая 2011 г. в отношении юридического лица ТСЖ «На Рокоссовского» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.

24 мая 2011 административным органом вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 03-03/11-081 о признании ТСЖ «На Рокоссовского» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением о привлечении к административной ответственности, товарищество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал на то, что факт совершения обществом административного правонарушения подтверждается материалами дела.

Данный вывод суда первой инстанции судебная коллегия Двенадцатого арбитражного апелляционного суда считает обоснованным по следующим основаниям.

Согласно ч. 2 ст. 14.6 Кодекса занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.

На основании ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.д.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" Правительству Российской Федерации предоставлено право по утверждению перечней продукции, товаров и услуг, цены (тарифы) и надбавки на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию. При этом установлено, что регулируемые государством цены (тарифы) и надбавки подлежат применению на внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 47 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 520, тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются уполномоченными органами в области регулирования тарифов, для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения.

Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Во исполнение указанной нормы Жилищного кодекса Правительством РФ принято Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила).

Пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 (далее именуется - Правила) установлено, что если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

Названными Правилами предусмотрены особенности применения тарифов на коммунальные ресурсы при приготовлении горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома.

При отсутствии централизованного горячего водоснабжения и приготовления горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома (локального источника теплоты, бойлера, разбавлением теплоносителя холодной водой при открытой системе теплоснабжения и другими способами) в соответствии с требованиями пункта 18 Правил установлено, что при приготовлении горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома размер платы за горячее водоснабжение рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на холодную воду и топливо, используемые для приготовления горячей воды.

Материалами дела установлено, что из протокола N 13 общего собрания членов ТСЖ «На Рокоссовского» от 13 мая 2010 г. следует, что на общем собрании принято решение об утверждении тарифов на отопление в размере 14,77 руб./м2, с 01.10.2010 - 16,92 руб./м2 ежемесячно; горячее водоснабжение- 59,94 руб./мЗ ежемесячно в течение года (при увеличении фактических затрат - доначисление, при уменьшении - возврат).

Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, может приниматься только по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания. Определение размера платы за отопление, горячее и холодное водоснабжение для жильцов многоквартирного дома к компетенции общего собрания жильцов не относится. Способ определения размера такой платы прямо предусмотрен федеральным законодательством, а компетенция общего собрания исчерпывающе названа в статье 145 ЖК РФ.

На основании изложенного, товарищество собственников жилья при производстве тепловой энергии для отопления многоквартирного дома с использованием автономной системы отопления, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме обязано ежемесячно производить расчет размера платы за отопление и горячее водоснабжение в соответствии с показаниями приборов учета использованных объемов соответствующих ресурсов и применением утвержденных органами регулирования тарифов на соответствующие ресурсы.

Суд первой инстанции правоверно указал на то, что установление фиксированного тарифа на указанные коммунальные услуги не относится к компетенции общего собрания собственников жилья. В компетенцию ТСЖ не входит утверждение тарифа на отопление и горячее водоснабжение.

Установление какого-либо фиксированного платежа - тарифа при оплате коммунальных услуг отопление и горячее водоснабжение в данном многоквартирном доме противоречит требованиям действующего законодательства.

Согласно требованиям Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ «О теплоснабжении» с 01 января 2011 г., органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающим организациями потребителям, а также тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя. Ранее указанные полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации были закреплены Федеральным законом от 14 апреля 1995 г. N41 -ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации».

При применении тарифов необходимо учитывать, что согласно части 3 статьи 19 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», плата за коммунальные услуги для граждан-нанимателей и собственников жилых помещений устанавливается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации с учетом надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, устанавливаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Соответственно, товарищество собственников жилья при производстве формировании размера платы за коммунальные услуги отопление и горячее водоснабжение обязано применять утвержденные органами регулирования тарифы на соответствующие ресурсы.

В рассматриваемом случае, факт неправомерного применения недействующих тарифов на коммунальную услугу - отопление и неправомерного формирования размера платы за горячее водоснабжение, а также начисления платы «за холодную воду в горячей» нашел свое подтверждение, поскольку данные тарифы были не только установлены решением общего собрания, но и применялись, что подтверждается квитанциями к оплате коммунальных услуг, направленными в адрес собственников квартир и представленных в УРТ Администрации Волгоградской области совместно с обращением о нарушениях действующего законодательства.

ТСЖ «На Рокоссовского» применялись заниженные регулируемые государством тарифы при осуществлении расчетов за оказанные коммунальные услуги горячее водоснабжение и отопление, и, как результат, неправомерное начисление и предъявление платы за коммунальные услуги отопления и горячего водоснабжения, жителям, проживающим в многоквартирном доме по адресу: город Волгоград, улица Рокоссовского, дом 28, в мае-декабре 2010 г., а также в январе 2011г.

В соответствии с ч. 3 ст. 26.1 Кодекса по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе, виновность лица в совершении административного правонарушения.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 Кодекса).

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в частности, наличие события административного правонарушения. При этом событие правонарушения подлежит доказыванию фактическими данными, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения.

Статьей 26.2 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Из имеющихся в материалах дела об административном правонарушении документов: протокола, постановления по делу об административном правонарушении следует, что административным органом представлены доказательства совершения товариществом административного правонарушения.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции, разрешая спор, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального права и процессуального права.

Все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем собранным доказательствам дана правовая оценка.

Доводы, заявленные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием к отмене принятого решения так, как направлены на переоценку выводов сделанных судом первой инстанции, а также не подтверждают нарушения со стороны административного органа требований установленных законодательством РФ.

Руководствуясь статьями 268-271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,

постановил:

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от «28» июля 2011 года по делу N А12-9577/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд, принявший решение.

     Председательствующий
С.А.Кузьмичев
Судьи
Ю.А.Комнатная
М.Г.Цуцкова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А12-9577/11
Принявший орган: Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 06 октября 2011

Поиск в тексте