ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 октября 2011 года Дело N А53-5876/2011

15АП-11321/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 31 октября 2011 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Д.В. Николаева судей А.Н. Герасименко, А.В. Гиданкиной

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Сапрыкиной А.С.

при участии: от общества с ограниченной ответственностью "Хапровская нефтебаза": представитель по доверенности Байдарик А.С., доверенность от 25.04.2011 г.;

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Ростовской области: представитель по доверенности Леонтьев А.А., доверенность от 18.05.2011 г. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области

от 05.09.2011 по делу N А53-5876/2011 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Хапровская нефтебаза" (ИНН 6122007090, ОГРН 1026101310597) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Ростовской области о признании незаконным решения в части, принятое в составе судьи Воловой Н.И.

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Хапровская нефтебаза» (далее также - заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в суд с заявлением (уточнённым в порядке ст. 49 АПК РФ) о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России N19 по Ростовской области (далее также - налоговый орган, инспекция), просило признать незаконным решения Межрайонной ИФНС России N19 по Ростовской области от 24.12.2010 N 89/14083 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в части доначисления налога на прибыль за 2008 по сделке с ОАО «Донэнерго» в сумме 284 103 руб., доначисления налога на добавленную стоимость за январь 2007 по сделке с ООО Торговый дом «Логистик» в сумме 62 731 руб., уменьшения предъявленного к возмещению из бюджета в завышенных размерах суммы налога на добавленную стоимость за январь 2007 по сделке с ООО Торговый дом «Логистик» в сумме 325 336 руб., за 3 квартал 2008 по сделке с ООО «СтройАгроСервис» в сумме 48 501 руб., за 4 квартал 2009 по сделке с ООО «Феникс» в сумме 62 566 руб., доначисления налога на добавленную стоимость за 4 квартал 2009 по сделке с ООО «Феникс» в сумме 189 818 руб., доначисления налога на имущество по сделке с ОАО «Донэнерго» в общей сумме 36 058 руб., в том числе за 2008 - в сумме 10 017 руб., за 2009 - 26 041 руб., доначисления соответствующей пени и привлечения общества к налоговой ответственности по п.1 ст.122 НК РФ в спорной части.

Оспариваемым судебным актом решение Межрайонной ИФНС России N19 по Ростовской области от 24.12.2010 N 89/14083 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» признано незаконным в части доначисления налога на прибыль по сделкам с ОАО «Донэнерго» в сумме 284 103 руб. (2008 г.), начисления штрафа по налогу на прибыль в сумме 17 046 руб. и соответствующей пени; доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 252 549 руб. по сделкам с ООО Торговый дом «Логистик» и ООО «Феникс», уменьшения предъявленного к возмещению в завышенных размерах налога на добавленную стоимость в сумме 435 953 по сделкам с ООО Торговый дом «Логистик», ООО «СтройАгроСервис», ООО «Феникс», начисления штрафа по налогу на добавленную стоимость в сумме 5 105 руб. и соответствующей пени; доначисление налога на имущество в сумме 36 058 руб. начисления штрафа по налогу на имущество в сумме 2 163 руб. и соответствующей пени.

В части требования о признании незаконным решения о доначислении налога на добавленную стоимость (уменьшения предъявленной к возмещению в завышенных размерах суммы налога на добавленную стоимость) по сделкам с ООО «М.видео Менеджмент» в сумме 1 417 руб., ООО «Эльдорадо» в сумме 427 руб., доначисления соответствующей пени и привлечения к налоговой ответственности производство по делу прекращено.

С Межрайонной ИФНС России N19 по Ростовской области взыскана в пользу общества с ограниченной ответственностью «Хапровская нефтебаза» ИНН 6122007090 ОГРН 1026101310597 государственная пошлина в сумме 2 000 руб.

Обеспечительная мера, принятая судом определением от 08.04.2011 в виде приостановления действие решения Межрайонной ИФНС России N19 по Ростовской области N89/14083 от 24.12.2010 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в обжалуемой части, отменена в части прекращения производства по делу.

Не согласившись с принятым судебным актом, инспекция обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, просила оспариваемый судебный акт отменить по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе.

В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оспариваемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.

Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Ростовской области в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Представитель общества с ограниченной ответственностью "Хапровская нефтебаза" в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в отзыве.

Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на основании решений заместителя начальника Межрайонной ИФНС России N 19 по Ростовской области от 31.05.2010г. N 89-04/28 проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2007г. по 31.12.2009г.

Проверкой, установлены нарушения, которые изложены в акте выездной налоговой проверки от 29.11.2010 N 89-04/13035 (т.1, л.д. 61-135).

Общество с выводами, содержащимися в акте поверки, не согласилось и представило в инспекцию возражения от 20.12.2010.

По результатам рассмотрения материалов проверки и возражений общества исполняющий обязанности начальника инспекции принял решение от 24.12.2010 N 89-04/14083 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», которым, в том числе, привлек общество к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ, в виде штрафа за неуплату налога на прибыль в сумме 37 999 руб., НДС - в сумме 7 209,2 руб., начислил пеню за несвоевременную уплату НДС - в сумме 76 752,02 руб., налога на прибыль - в сумме 128 883,54 руб., налога на имущество - 6 294 руб. и предложил обществу уплатить недоимку по НДС - в сумме 282 207 руб., по налогу на прибыль в сумме 789 792 руб., по налогу на имущество - в сумме 63 690 руб.

Общество с решением инспекции не согласилось и обжаловало в Управление ФНС России по Ростовской области.

Решением от 18.03.2011г N 15-14/1155 Управление ФНС России по Ростовской области оставило решение инспекции без изменения, а жалобу общества без удовлетворения.

Налогоплательщик с решением частично не согласился и оспорил в арбитражный суд.

Принимая постановление, суд апелляционной инстанции руководствуется следующим.

Общество оспаривает доначисление налога на прибыль в сумме 284 103 руб., начисление пени и привлечение к ответственности в виде штрафа в сумме 17 046 руб.

Основанием к доначислению налога послужил вывод инспекции о том, что общество необоснованно включило в состав расходов, уменьшающих налоговую базу, затрат, связанных с реконструкцией объекта недвижимости, непосредственно относящихся на увеличение балансовой стоимости объекта в сумме 1 183 763 руб. по договору N 26/43 от 27.03.2008 г, заключенному с ОАО «Донэнерго».

Указанный вывод инспекция сделала на основании того, что по договору аренды N 001/Е-С от 17.01.2008 г. общество передало ООО «Европласт - СМ» в пользование принадлежащее ему на праве собственности на основании Свидетельства о государственной регистрации права серия N 61 АГ N 191457 от 16.04.2007 г. нежилое помещение, для организации и использования производственного места для осуществления деятельности по производству металлопластиковых конструкций, расположенное по адресу: Ростовская область, Азовский район, с. Самарское, пер. Промышленный, 3.

Согласно п.2 вышеуказанного договора аренды имущество, сдаваемое в аренду, передается обществом Арендатору вместе со всеми принадлежностями зданий.

В рамках договора аренды N 001/Е-С от 17.01.2008 г. налогоплательщиком было также передано «Европласт - СМ» необходимое непосредственно для производства металлопластиковых конструкций оборудование: оборудование для производства дистанционной алюминиевой рамки для стекло пакетов (станок), экструдер бутила, тележка гидравлическая, компрессор, электропила торцовочная.

Протоколом N 14 от 22.06.2010 г. осмотра территорий, помещений установлено, что по адресу: Ростовская область, Азовский район, с. Самарское, пер. Промышленный, 3 находится здание автогаража Литер «Г».

В здании находятся машина для производства дистанционной алюминиевой рамки для стеклопакетов (станок), экструдер бутила, тележка гидравлическая, компрессор, электропила торцовочная. Здание и оборудование, находящееся в нем, используется для производства дистанционной алюминиевой рамки для стеклопакетов.

Инспекцией установлено, что после сдачи налогоплательщиком в аренду недвижимого имущества - здания автогаража - ООО «Европласт - СМ» для организации и использования производственного места для осуществления деятельности по производству металлопластиковых конструкций, данное сооружение используется только как цех для производства дистанционной алюминиевой рамки для стеклопакетов, а также для хранения расходных материалов и готовой продукции данного цеха. Таким образом, произошло изменение производственно-технологического назначения объекта, в связи с чем возникла необходимость в изменении функциональных характеристик объекта, а именно увеличение потребляемой мощности электроэнергии с 5,0 кВт до 105,0 кВт.

Вывод инспекции не соответствует Налоговому кодексу РФ.

В соответствии со статьей 247 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на прибыль организации признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов.

Согласно статье 252 Налогового кодекса РФ, расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

Согласно пункту 1 статьи 256 Кодекса амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации.

Условиями для учета амортизационных отчислений в соответствии со статьями 254, 256 Кодекса в налоговой базе является наличие амортизируемого объекта и его использование для получения дохода.

В соответствии с пунктом 2 статьи 253 Кодекса суммы начисленной амортизации относятся к расходам, связанным с производством и (или) реализацией.

В соответствии с пунктом 1 статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов.

На основании пунктов 7, 8 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.

Согласно пункту 2 статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.

В соответствии с договором N 26/43 от 27.03.2008 г., заключенным обществом с ОАО «Донэнерго» об оказании услуги по технологическому присоединению к электрической сети, ОАО «Донэнерго» оказывает услуги по определению условий присоединения энергопринимающих устройств Общества к электрической сети, обеспечения возможности подключения Объекта (Автогараж) в точке присоединения в связи с увеличением мощности с ранее заявленной 5,0 кВт до 105,0 кВт по третьей категории надежности на напряжение 0,4 кВ.

В обязанности ОАО "Донэнерго" входит, в том числе обеспечение технической возможности подключения электроустановок, подготовить и выдать Заказчику технические условия, зарезервировать электрические мощности на источнике питания Исполнителя. В обязанности предприятия входит оплата услуг за присоединение.

По результатам выполнения оказанных услуг ОАО "Донэнерго" представило заявителю пакет разрешительной документации (технические условия присоединения, акт разграничения балансовой принадлежности, схема электроснабжения и др.), составлен акт об оказании услуги по присоединению к электрической сети, выставлены счета-фактуры N 01/01231 от 31.08.2008 г. на сумму 349 210 руб. 09 коп., в том числе НДС - 53 269 руб. 34 коп., N 01/011232 от 31.08.2008 г. на сумму 1 047 630 руб. 25 коп., в том числе НДС - 159 808 руб.

Таким образом, целью данного договора является физическое подключение объекта к распределительным сетям в пределах заявленной единовременной мощности в дополнение к ранее выделенной.

На основании договора об оказании услуги по технологическому присоединению к электрической сети N 26/43 от 27.03.2008 г., заключенного между ООО «Хапровская нефтебаза» и ОАО «Донэнерго», соответствующие работы были приняты на учет Обществом на основании акта сдачи-приемки электромонтажных работ от 31.03.2008 г., сторонами был также составлен акт разграничения о принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон.

Данные работы оплачены Обществом, о чем свидетельствуют платежные поручения:

- N 193 от 29.04.2008 г. на сумму 349 210 руб. 09 коп., в том числе НДС - 53 269 руб. 34 коп.,

- N 225 от 22.05.2008 г. на сумму 349 210 руб. 09 коп., в том числе НДС - 53 269 руб. 34 коп.,

- N 000297 от 23.06.2008 г. на сумму 39 210 руб. 09 коп., в том числе НДС - 5 981 руб. 20 коп.,

- N 296 от 25.06.2008 г. на сумму 310 000 руб. 00 коп., в том числе НДС - 47 288 руб. 14 коп.

- N 327 от 08.07.2008 г. на сумму 349 210 руб. 09 коп., в том числе НДС - 53 269 руб. 34 коп.

Отражение финансово-хозяйственных операций в бухгалтерском учете Общества подтверждается регистрами бухгалтерского учета Общества - карточкой счета 44.1.1, оборотно-сальдовой ведомостью по счету 44.1.1, карточкой счета 60 Контрагенты: Донэнерго за 2008 г., оборотно-сальдовой ведомостью по счету 60 Контрагенты: Донэнерго за 2008 г.

Судом первой инстанции правомерно установлено, что в соответствии с договором N 26/43 от 27.03.2008 г., заключенным Обществом с ОАО «Донэнерго» об оказании услуги по технологическому присоединению к электрической сети, ОАО «Донэнерго» оказывает услуги по определению условий присоединения энергопринимающих устройств Общества к электрической сети, обеспечения возможности подключения Объекта (Автогараж) в точке присоединения в связи с увеличением мощности с ранее заявленной 5,0 кВт до 105,0 кВт по третьей категории надежности на напряжение 0,4 кВ.

Таким образом, целью данного договора является физическое подключение объекта к распределительным сетям в пределах заявленной единовременной мощности в дополнение к ранее выделенной.

В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям осуществляется на основе договора. Договором об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям не предусматривается оказание услуг по передаче электрической энергии.

За технологическое присоединение к электрическим сетям плата взимается однократно. Размер указанной платы устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, и должен компенсировать затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению нового объекта к электрическим сетям.

В соответствии с п. 7 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 15.02.2005 N 22-э/5, плата за технологическое присоединение взимается с лиц, заинтересованных в технологическом присоединении и подавших заявку на выдачу технических условий на технологическое присоединение, в том числе потребителей электрической энергии, вновь присоединяемых к электрическим сетям или расширяющих имеющиеся присоединения.

Расходы в виде платы за технологическое присоединение, взимаемой с организации при расширении имеющихся присоединений, учитываются для целей налогообложения с учетом следующего.

Так как в результате технологического присоединения к сетям сетевой организации при расширении имеющихся присоединений присоединяемое оборудование организации не подвергается достройке (дооборудованию, реконструкции, модернизации, техническому перевооружению и т.п.), предусмотренных п. 2 ст. 257 Налогового кодекса Российской Федерации, и технико-экономические характеристики этого оборудования не изменяются, то расходы организации в виде однократной платы сетевой компании в рассматриваемом случае не относятся к расходам, подлежащим включению в первоначальную стоимость амортизируемого имущества в соответствии с п. 2 ст. 257 Налогового кодекса Российской Федерации.

Данная правовая позиция изложена Министерством Финансов России в письме N 03-03-06/1/655 от 21.10.2010 г., где указано, что расходы в виде платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств налогоплательщика к электрическим сетям учитываются в расходах для целей налогообложения прибыли организаций при условии соответствия таких расходов критериям, установленным ст. 252 НК России.