ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 октября 2011 года Дело N А32-26253/2010

15АП-10214/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2011 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р., судей Ильиной М.В., Тимченко О.Х., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Назыковым А.Л.,

при участии индивидуального предпринимателя Краюшкина А.И., представителя истца Сайфутдинова Р.Ф. (доверенность от 03.08.2010), представителя индивидуального предпринимателя Воржева В.Н. - Перкиной М.С. (доверенность от 15.09.2011), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Краюшкина Алексея Ивановича на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 08 июля 2011 года по делу NА32-26253/2010 по иску индивидуального предпринимателя Краюшкина Алексея Ивановича (ИНН 234800084925; ОГРН 304234808900177) к администрации муниципального образования Северский район (ИНН 2348014729; ОГРН 1022304547187), индивидуальному предпринимателю Воржеву Виктору Николаевичу (ИНН 234803845600; ОГРНИП 305234820400034), федеральному государственному учреждению «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю,

при участии третьих лиц - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Мамедова Али Ширзад Оглы, о признании незаконной постановки земельного участка на кадастровый учет, снятии его с кадастрового учета, признании недействительным договора аренды, принятое судьей Гладковым В.А.,

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель Краюшкин Алексей Иванович (далее - ИП Краюшкин А.И., истец) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к администрации муниципального образования «Северский район» (далее - администрация), индивидуальному предпринимателю Воржеву Виктору Николаевичу (далее - ИП Воржев В.Н.) со следующими требованиями:

- признать незаконной постановку на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 1509 кв.м., кадастровый номер 23:26:0203038:80, расположенного по адресу: п. Афипский, ул. Краснодарская, 26;

- снять с государственного кадастрового учета земельный участок площадью 1509 кв.м., кадастровый номер 23:26:0203038:80, расположенный по адресу: п. Афипский, ул. Краснодарская, 26;

- признать недействительным договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:26:0203038:80, заключенный администрацией муниципального образования Северский район и ИП Воржевым В.Н. и зарегистрированный в ЕГРП 27.04.2011;

- признать незаконными действия администрации муниципального образования Северский район, выраженные в отказе в предоставлении ИП Краюшкину А.И. в аренду земельного участка площадью 1509 кв.м. с кадастровым номером 23:26:0203038:80, расположенного по адресу: п. Афипский, ул. Краснодарская, 26. Определением от 30.09.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю. Определением от 09.12.2010 суд привлек ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю к участию в деле в качестве ответчика. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, а также Мамедов Али Ширзад Оглы. Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.07.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано. Не согласившись с указанным решением, истец обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении иска. Апелляционная жалоба мотивирована следующими доводами:

- суд первой инстанции пришел к неправильному выводу о пропуске истцом предусмотренного статьей 198 АПК РФ трехмесячного срока для оспаривания постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 23:26:0203038:80;

- при межевании и постановке на кадастровый учет спорного земельного участка не учтены интересы Краюшкина А.И. как арендатора смежного земельного участка и владельца расположенных на нем объектов недвижимости;

- администрацией нарушен порядок предоставления спорного земельного участка в аренду с предварительным согласованием места размещения объекта, администрация не обеспечила информирование заинтересованных лиц о предоставлении участка Воржеву В.Н. В судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции объявлялся перерыв с 10 по 17 октября 2011 года. Истец и его представитель в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении иска. Представитель Воржева В.Н. доводы жалобы не признал, просил решение суда оставить без изменения. Администрация муниципального образования Северский район просила рассмотреть дело в отсутствие ее представителя, в удовлетворении апелляционной жалобы просила отказать. Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости отмены решения в части ввиду следующего.

Как следует из материалов дела, Краюшкин А.И. (совместно с Мамедовым Али Ширзад Оглы) являлся арендатором земельного участка общей площадью 3765 кв.м. с кадастровым номером 23:26:0203038:77, расположенного в п. Афипском по ул. Краснодарская, 24-26, на основании заключенного с администрацией муниципального образования Северский район договора аренды N2600003300 от 23.03.2009.

Основанием заключения указанного договора явилось постановление главы муниципального образования Северский район от 06.03.2009 N551 о предоставлении Краюшкину А.И., Мамедову А.Ш.О. земельного участка площадью 3765 кв.м. с кадастровым номером 23:26:0203038:77, расположенного в п. Афипском по ул. Краснодарская, 24-26, в аренду сроком на 5 лет, под объектами торговли, общественного питания и бытового обслуживания (т. 1, л.д. 41).

Земельный участок истца с кадастровым номером 23:26:0203038:77 поставлен на кадастровый учет 07.08.2008 (кадастровый паспорт земельного участка от 07.08.2008 N26/08-03-9018 - т. 1, л.д. 198), договор аренды данного земельного участка зарегистрирован в ЕГРП 16.04.2009 (т. 1, л.д. 199).

В настоящее время Краюшкин А.И. является долевым собственником земельного участка с кадастровым номером 23:26:0203038:77, площадью 3765 кв.м., расположенного по адресу: Северский район, п. Афипский, ул. Краснодарская, 24-26 (т. 1, л.д. 218).

Постановлением главы муниципального образования Северский район N3534 от 03.12.2008 администрации муниципального образования Северский район утвержден проект границ земельного участка общей площадью 1509 кв.м., расположенного в п. Афипском по ул. Краснодарская, 24-26, для размещения торгово-складских помещений. Отделу имущественных и земельных отношений поручалось обеспечить предоставление заявки от имени администрации муниципального образования Северский район для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет (т. 1, л.д. 40).

На основании указанного постановления администрацией заказано выполнение межевых работ, проведение которых поручено ГУП Краснодарского края «Северский земельный центр» (т. 1, л.д. 90-94). Администрация муниципального образования Северский район обратилась в Территориальный отдел по Северскому району УФАКОН по Краснодарскому краю с заявлением от 16.04.2009 о постановке на государственный кадастровый учет указанного земельного участка (т. 1, л.д. 85).

Согласно отзыву ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю земельный участок с кадастровым номером 23:26:0203038:80 был поставлен на кадастровый учет на основании заявки о постановке на кадастровый учет N23/1/09-2140 от 16.04.2009 и межевого плана, заявка была подана администрацией муниципального образования Северский район (т. 1, л.д. 58).

Земельный участок площадью 1509 кв.м., разрешенное использование - для размещения торгово-складских помещений, расположенный по адресу: Краснодарский край, Северский р-н, п. Афипский, ул. Краснодарская, 26, поставлен на государственный кадастровый учет под номером 23:26:0203038:80, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости - 21.04.2009 (кадастровый паспорт от 27.04.2009 N2343/12/09-300660 - т. 1, л.д. 144).

Материалами дела подтверждается совместное обращение Краюшкина А.И. и Воржева В.Н. в октябре 2008 года к главе муниципального образования Северский район с заявление о дозакреплении земельного участка, расположенного в п. Афипский, ул. Краснодарская, 24-26, площадью 1509 кв.м., не имеющего свободного доступа кроме территории смежных земельных участков (т. 1, л.д. 37). Из письма администрации от 05.10.2009 следует, что подъезд к земельному участку площадью 1500 кв.м., расположенному в п. Афипский, ул. Краснодарская, 26, можно осуществить только с территории смежных земельных участков (т. 1, л.д. 138). Таким образом, о притязаниях Краюшкина А.И. на территорию, из которой был впоследствии сформирован земельный участок с кадастровым номером 23:26:0203038:80, и администрации муниципального образования Северский район, и Воржеву В.Н. было известно до постановки спорного участка на кадастровый учет и его предоставления в аренду ответчику.

04.06.2009 Воржев В.Н. обратился к главе муниципального образования Северский район с заявлением о предоставлении в порядке предварительного согласования места размещения объекта земельного участка площадью 1509 кв.м. под строительство торгово-складских помещений, расположенного по адресу: п. Афипский, ул. Краснодарская, 26 (т. 1, л.д. 141).

Акт выбора земельного участка для предварительного согласования места размещения торгово-складских помещений в п. Афипский, по ул. Краснодарская, 26, датирован 24.06.2009. Согласно данному акту общая площадь участка составляет 1500 кв.м. (т. 1, л.д. 127-135).

Постановлением от 12.02.2010 N275 администрация муниципального образования Северский район утвердила Воржеву В.Н. акт выбора земельного участка площадью 1500 кв.м. для предварительного согласования места размещения торгово-складских помещений в п. Афипском по ул. Краснодарской, 26 (т. 1, л.д. 123).

02.03.2010 Воржев В.Н. обратился к главе администрации муниципального образования Северский район с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 5 лет земельного участка площадью 1509 кв.м. с кадастровым номером 23:26:0203038:80 для строительства торгово-складских помещений, расположенный по адресу: Северский район, п. Афипский, ул. Краснодарская, 26. В качестве основания предоставления земельного участка Воржев В.Н. представил копию постановления от 12.02.2010 N275 и кадастровый паспорт земельного участка (т. 1, л.д. 147). Согласно сообщению Управления Росреестра по Краснодарскому краю от 16.02.2010 права и обременения в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:26:0203038:80, расположенного по адресу: Северский район, п. Афипский, в ЕГРП не зарегистрированы (т. 1, л.д. 148).

Постановлением от 17.03.2010 N510 главы муниципального образования Северский район Воржеву В.Н. предоставлен земельный участок площадью 1509 кв.м. (земли населенных пунктом) с кадастровым номером 23:26:0203038:80, расположенный в п. Афипском по ул. Краснодарской, 26, в аренду сроком на 5 лет для размещения торгово-складских помещений.

Основанием принятия данного постановления указано постановление администрации муниципального образования Северский район от 12.02.2010 N275 «О предварительном согласовании Воржеву В.Н. места размещения торгово-складских помещений в п. Афипском по ул. Краснодарской, 26», которому Воржеву В.Н. был утвержден акт выбора земельного участка площадью 1500 кв.м. для предварительного согласования места размещения торгово-складских помещений (т. 1, л.д. 146).

02.04.2010 администрацией муниципального образования Северский район и Воржевым В.Н. заключен договор аренды N2600004024 земельного участка общей площадью 1509 кв.м. с кадастровым номером 23:26:0203038:80, расположенного в п. Афипском по ул. Краснодарской, 26 (т. 1, л.д. 219-221). 27.04.2010 указанный договор аренды зарегистрирован Управлением Росреестра по Краснодарскому краю (т. 1, л.д. 224, 42).

В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.

Согласно пункту 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами (пункт 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, при предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта предшествуют постановке земельного участка на кадастровый учет. Однако в данном деле земельный участок, ставший предметом заключенного с Воржевым В.Н. договора аренды, был сформирован и поставлен на кадастровый учет в апреле 2009 года, до оформления акта выбора данного участка от 24.06.2009. Из материалов дела следует, что формирование и постановка на кадастровый учет земельного участка площадью 1509 кв.м. с кадастровым номером 23:26:0203038:80 осуществлялись по инициативе администрации муниципального образования Северский район вне рамок процедуры предварительного согласования места размещения объекта Воржева В.Н.

В соответствии с пунктом 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 статьи 30 Кодекса, если иной порядок не установлен настоящим Кодексом.

Подпункты 3 и 4 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предполагают проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка, а также подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов). При этом передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.

Как указал Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в постановлении от 09.09.2011 по делу NА32-32619/2010, в названных нормах закреплена процедура, предполагающая проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.

Поскольку на момент обращения Воржева В.Н. с заявлением от 04.06.2009 земельный участок площадью 1509 кв.м. был сформирован, орган местного самоуправления обязан был выставить его на торги (конкурс, аукцион). При этом информация, содержащаяся в заявлении Воржева В.Н. (просьба принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, либо предоставить земельный участок в аренду), уже не имела правового значения для решения вопроса о проведении администрацией торгов по продаже права на заключение договора аренды сформированного земельного участка.

Из материалов дела следует, что Воржевым В.Н. планировалось установить в отношении земельного участка истца сервитут, о чем было известно администрации еще до заключения с Воржевым В.Н. договора аренды (письмо администрации в адрес Краюшкина А.И. от 21.10.2009 - т.1, л.д. 38, письмо Воржева В.Н. в адрес администрации от 20.01.2010 с просьбой установления публичного сервитута - т. 1, л.д. 124, решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.06.2011 по делу NА32-29541/2010 - т. 1, л.д. 212).

Таким образом, истец был заинтересован в аренде спорного земельного участка, по крайней мере, с целью недопущения возможного в будущем обременения принадлежащего истцу земельного участка с кадастровым номером 23:26:0203038:77 сервитутом в пользу владельца смежного участка с кадастровым номером 23:26:0203038:80.

В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта. Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N4224/10 сформулирована правовая позиция, в соответствии с которой положения пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации призваны обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан. Публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Кодекса). На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию. По смыслу положений пункта 3 статьи 31 Кодекса об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов. При этом Кодекс не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.

Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Кодекса стадий и условий выбора земельного участка под строительство акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования о предстоящем предоставлении земельного участка.

Между тем, как следует из материалов дела, информация о предоставлении Воржеву В.Н. земельного участка площадью 1509 кв.м. в порядке предварительного согласования места размещения торгово-складских помещений была опубликована в газете «Зори» 10.09.2009 (т. 1, л.д. 152), тогда как акт выбора земельного участка оформлен 24.06.2009.

Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, Кодексом не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 Кодекса, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта. Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Кодекса. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Кодекса, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу (постановление Президиума ВАС РФ от 14.09.2010 N4224/10 по делу NА76-4758/2009-63-92).

Апелляционный суд не может признать публикацию в газете «Зори» от 10.09.2009 надлежащей, поскольку в информационном сообщении содержится указание на предоставление земельного участка площадью 1509 кв.м. конкретному лицу - Воржеву В.Н. в порядке предварительного согласования места размещения торгово-складских помещений в п. Афипском по ул. Краснодарская, 26 (т. 1, л.д. 152). Однако цели публичного информирования (защита интересов населения, выявление возможных претендентов на земельный участок) опубликованием сообщения о предоставлении участка Воржеву В.Н. не достигаются.

При таких обстоятельствах апелляционный суд полагает необходимым признать договор аренды от 02.04.2010 N2600004024 земельного участка общей площадью 1509 кв.м. с кадастровым номером 23:26:0203038:80, расположенного в п. Афипском по ул. Краснодарская, 26, недействительной (ничтожной) сделкой (статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации), поскольку гражданским и земельным законодательством не предусмотрены иные последствия предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов на право заключения договора аренды в случаях, когда предоставление участка в аренду может осуществляться только по результатам торгов.

Исковые требования в части признания незаконной постановки на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 1509 кв.м. с кадастровым номером 23:26:0203038:80, расположенного по адресу: п. Афипский, ул. Краснодарская, 26, и снятия с кадастрового учета указанного земельного участка подлежат отклонению, поскольку истцом не доказано нарушение его прав и законных интересов в результате формирования и постановки на кадастровый учет спорного участка. Из материалов дела не следует, что земельный участок с кадастровым номером 23:26:0203038:80 был сформирован частично или полностью за счет земельного участка истца с кадастровым номером 23:26:0203038:77.

Кроме того, требование о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 23626:0203038:80 противоречит другому его исковому требованию - о признании незаконным отказа в предоставлении истцу земельного участка площадью 1509 кв.м. с кадастровым номером 23:26:0203038:80. Снятие с кадастрового учета спорного участка ввиду незаконности его формирования исключает возможное его предоставление истцу.

Требование истца о признании незаконными действий администрации, выраженных в фактическом отказе в предоставлении истцу в аренду земельного участка площадью 1509 кв.м. с кадастровым номером 23626:0203038:80, расположенного по адресу: п. Афипский, ул. Краснодарская, 26, согласно заявлению от 20.10.2008, также подлежат отклонению.

В заявлении от 20.10.2008 Краюшкин А.И. и Воржев В.Н. просили дозакрепить спорный земельный участок площадью 1509 кв.м. как не имеющий свободного доступа иначе как через территорию земельного участка истца (т. 1, л.д. 37). Однако каких-либо ссылок на правовые нормы, обязывающие администрацию предоставить данный участок заявителям, с указанием вида избранного ими вещного или обязательственного права на несформированный на момент обращения земельный участок, заявление от 20.10.2008 не содержит. Такое заявление не может быть признано основанием для принятия администрацией решения о предоставлении земельного участка ИП Краюшкину А.И. в аренду.