АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 02 ноября 2011 года Дело N А51-10444/2011

Резолютивная часть решения объявлена 27 октября 2011 года. Изготовление мотивированного решения откладывалось в порядке статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Кузюра Л.Л., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коробейниковой А.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Дальневосточного управления государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта к Государственному учреждению Приморское региональное отделение Фонда социального страхования о признании недействительным решения при участии:

от заявителя - главный государственный инспектор Дусь М.А. по доверенности N 17 от 05.09.11. (пост., со спец. полн.);

от Фонда - консультант отдела правового обеспечения Каминская Ю.Е. по доверенности N 02-37/01-9759 от 01.12.10. (пост., со спец. полн.) установил:

Дальневосточное управление государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - заявитель, Управление, страхователь) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения Приморское региональное отделение Фонда социального страхования (далее - Фонд) от 23.06.2011 N 12134 «О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах».

В обоснование своего заявления управление указало на то, что расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения был представлен заявителем в пределах установленного законом срока, в связи с чем им не было допущено нарушения положений Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ).

Фонд требование заявителя не признал, ссылаясь на то, что направленный заявителем посредством системы электронного документооборота расчет содержал регистрационный номер, не соответствующий Управлению, в связи с чем он не был идентифицирован и не может считаться представленным. Фактически расчет по страховым взносам был представлен Управлением 26.04.2011, что свидетельствует о нарушении заявителем срока, установленного пунктом 2 части 9 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ.

Изучив материалы дела, суд установил следующее.

Дальневосточное управление государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта зарегистрировано в качестве юридического лица 13.03.2007 ИФНС России по Фрунзенскому району г. Владивостока, о чем выдано свидетельство серии 25 N 002909207. В качестве страхователя в Приморском региональном отделении Фонда социального страхования РФ Управление зарегистрировано 14.03.2007.

В мае 2011 года Фондом социального страхования была проведена камеральная проверка представленного Управлением расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения за 2010 год, в ходе которой было установлено, что расчёт представлен Управлением с нарушением установленного срока.

Данное нарушение отражено в акте камеральной проверки от 26.05.2011 N 12134/40. Акт вместе с уведомлением о времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки был вручен заявителю 30.05.2011.

По результатам рассмотрения материалов камеральной проверки в отсутствие представителя заявителя и возражений по акту проверки заместителем управляющего отделением Фонда было вынесено решение N 12134 от 23.06.2011 «О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах», которым Управление было признано виновным в нарушении срока представления расчёта по страховым взносам за 2010 год и привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 17 862,00 руб. на основании части 2 статьи 46 Федерального закона N 212-ФЗ. При этом согласно протоколу о рассмотрении материалов камеральной проверки страхователя от 21.06.2011 N 5, подписанного заместителем управляющего отделением Фонда, последним было принято противоположное решение - решение об отказе в привлечении Управления к ответственности.

Полагая, что у Фонда отсутствовали законные основания для привлечения его к ответственности по части 2 статьи 46 Федерального закона N 212-ФЗ, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Изучив материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое в отдельности и в их совокупности, суд считает, что заявление Управления подлежит удовлетворению по следующим обстоятельствам.

Согласно пункту 2 части 9 статьи 15, пункту 3 части 2 статьи 28 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также по расходам на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования, произведенным в счет уплаты этих страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона N 212-ФЗ отчетными периодами по страховым взносам признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.

Из изложенного следует, что плательщики страховых взносов обязаны были представить расчёт страховых взносов за 2010 год не позднее 15.01.2011.

Согласно части 2 статьи 46 Федерального закона N 212-ФЗ непредставление плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов в течение более 180 календарных дней по истечении установленного настоящим Федеральным законом срока представления такого расчета влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, и 10 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го календарного дня, но не менее 1 000 рублей.

Как установлено в ходе судебного разбирательства и не оспаривается Фондом, 13.01.2011 в 08:20 местного времени от Управления в адрес Фонда по системе электронного документооборота поступил документ 9489-6026-7135-01-2500403078 (р/н `2500403078') за 12 месяцев 2010 года, о чем заявителю была выдана квитанция, сформированная Фондом 14.01.2011.

В ходе судебного разбирательства судом также установлено, что указанный регистрационный номер принадлежит не Управлению, а индивидуальному предпринимателю Зоркову Александру Владимировичу. Посредством телефонной связи Фонд уведомил Управление о том, что расчет по страховым взносам за 2010 год им не представлен. В связи с этим в тот же день 26.04.2011 Управление нарочно представило в Фонд указанный расчет на бумажном носителе, по результатам камеральной проверки которого Фондом было вынесено оспариваемое решение.

Согласно части 3 статьи 34 Федерального закона N 212-ФЗ, если камеральной проверкой выявлены ошибки в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных плательщиком страховых взносов, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов, и полученным в ходе контроля, об этом сообщается плательщику страховых взносов с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 12.07.06. N 267-О, полномочия налогового органа, предусмотренные статьями 88 и 101 Налогового кодекса РФ, носят публично-правовой характер, что не позволяет налоговому органу произвольно отказаться от необходимости истребования дополнительных сведений, объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. При осуществлении возложенной на него функции выявления налоговых правонарушений налоговый орган во всех случаях сомнений в правильности уплаты налогов и тем более обнаружения признаков налогового правонарушения обязан воспользоваться предоставленным ему правомочием истребовать у налогоплательщика необходимую информацию.

Данный вывод можно применить и при проведении органами контроля в рамках камеральной проверки расчета по страховым взносам. Следовательно, если орган контроля выявил в представленном расчете ошибки или противоречия, он должен истребовать у плательщика взносов необходимые пояснения и только после этого выносить решение о привлечении к ответственности.

В соответствии с частью 5 статьи 34 Федерального закона N 212-ФЗ лицо, проводящее камеральную проверку, обязано рассмотреть представленные плательщиком страховых взносов пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений плательщика страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов установит факт совершения правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, или иного нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, должностные лица органа контроля за уплатой страховых взносов обязаны составить акт проверки в порядке, установленном статьей 38 настоящего Федерального закона.

В силу части 6 статьи 34 Федерального закона N 212-ФЗ, если в результате камеральной проверки не выявлены факты правонарушений, предусмотренных настоящим законом, или иные нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, акт проверки не составляется и о результатах камеральной проверки плательщику страховых взносов не сообщается.

Как следует из материалов дела, Управление представило расчет по страховым взносам за 2010 год (с указанием регистрационного номера управления - `2500409078') 26.04.2011 - в день, когда ему стало известно о том, что расчет, направленный заявителем в адрес Фонда 13.01.2011, Фондом не зарегистрирован. При этом сам факт представления заявителем расчета по страховым взносам за 2010 год 13.01.2011 с указанием неверного регистрационного номера страхователя (ошибка в одной цифре регистрационного номера) Фондом не оспаривается.

Указание неверного регистрационного номера само по себе не лишает Фонд возможности установить принадлежность представленного расчета конкретному страхователю. Доказательств обратного Фонд суду не представил.

Кроме того, в соответствии с положениями статьи 46 Федерального закона N 212-ФЗ наказуемым является факт непредставления расчета. Оформление расчета с ошибкой (неверным указанием регистрационного номера страхователя) не образует состава правонарушения, указанного в статье 46 Федерального закона N 212-ФЗ.

Более того, в соответствии со статьей 42 Федерального закона N 212-ФЗ привлечение к ответственности возможно только при наличии вины.

В статье 43 Федерального закона N 212-ФЗ перечислены обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, однако данный перечень не является исчерпывающим, о чем прямо указано в пункте 4 части 1 статьи 43 Закона. Согласно указанной правовой норме обстоятельствами, исключающими вину в совершении правонарушения, фактически признаются любые обстоятельства, которые могут быть признаны судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении правонарушения.

Поскольку статьей 46 Федерального закона N 212-ФЗ установлена ответственность за виновное непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, а не за представление расчета в электронном виде с техническими ошибками, то следует признать, что в рассматриваемом случае основания для привлечения Управления к ответственности отсутствовали.

Как следует из текста оспариваемого решения, заявитель привлечён к ответственности на основании части 2 статьи 46 Федерального закона N 212-ФЗ как за непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в течение более 180 календарных дней по истечении установленного настоящим Федеральным законом срока представления такого расчета. Однако, если исходить из того, что спорный расчёт заявитель представил 26.04.2011, то просрочка его представления не составила 180 дней. Оснований для квалификации действий заявителя по части 2 статьи 46 Федерального закона N 212-ФЗ у Фонда не имелось.

При изложенных обстоятельствах суд признаёт недействительным решение Фонда от 23.06.2011 N 12134 как не соответствующее положениям Федерального закона от 24.07.09. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

р е ш и л:

Удовлетворить заявление Дальневосточного управление государственного морского надзора.

Признать недействительным решение Государственного учреждения Приморское региональное отделение фонда социального страхования от 23.06.2011 N 12134 «О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах» как не соответствующее положениям Федерального закона от 24.07.09. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Решение суда подлежит немедленному исполнению

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

     Судья
Кузюра Л.Л.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка