ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 07 ноября 2011 года Дело N А32-8757/2010

15АП-8072/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 07 ноября 2011 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Д.В. Николаева, судей И.Г. Винокур, А.В. Гиданкиной

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Сапрыкиной А.С.

при участии: от ОАО "Агрообъединение "Кубань": представители по доверенности Терешенкова Н.Н., доверенность от 28.10.2011 г., Шаламкова Н.В., доверенность от 14.10.2011 г., Шананина Г.А., доверенность от 28.10.2011 г., Голышева С.Н., доверенность от 14.10.2011 г.;

от Межрайонной ИФНС России N 14 по Краснодарскому краю: представители по доверенности Конунникова Е.Н., доверенность от 26.09.2011 г., Любомирская Я.Н., доверенность от 28.10.2011 г.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по Усть-Лабинскому району Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 03.05.2011 по делу N А32-8757/2010 по заявлению ОАО "Агрообъединение "Кубань"

к заинтересованному лицу ИФНС России по Усть-Лабинскому району Краснодарского края о признании недействительным решения, принятое в составе судьи Гречка Е.А.

УСТАНОВИЛ:

ОАО «Агрообъединение «Кубань» (далее также - заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к ИФНС России по Усть-Лабинскому району Краснодарского края (далее также - налоговый орган, инспекция), о признании недействительным решения от 11.09.2009 N 11-39-45 в части доначисления:

- НДС за ноябрь 2006 в сумме 108 000 руб.;

- НДС за 2007 в сумме 2 346 971 руб.;

- налога на имущество за 2007 в сумме 72 900 руб.;

- налога на прибыль за 2006 в сумме 281 761 руб.;

- НДФЛ за 2008 в сумме 54 180 руб.

Оспариваемым судебным актом признано недействительным решения от 11.09.2009 N 11-39-45 ИФНС России по Усть-Лабинскому району Краснодарского края в части доначисления ОАО «Агрообъединение «Кубань»:

- НДС за ноябрь 2006 в сумме 108 000 руб.;

- НДС за 2007 в сумме 2 346 971 руб.;

- налога на имущества за 2007 в сумме 72 900 руб.;

- налога на прибыль за 2006 в сумме 281 761 руб.;

- НДФЛ за 2008 в сумме 54 180 руб.

Взысканы с инспекции Федеральной налоговой службы России по Усть-Лабинскому району в пользу ОАО «Агрообъединение «Кубань» расходы по уплате госпошлины, уплаченной платежным поручением от 09.03.2010 N 826 в сумме 2000 руб.

Не согласившись с принятым судебным актом, инспекция обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, просила оспариваемый судебный акт отменить по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе.

Определением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда осуществлена процессуальная замена ИФНС России по Усть-Лабинскому району Краснодарского края на Межрайонную ИФНС России N 14 по Краснодарскому краю.

В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оспариваемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.

Представитель Межрайонной ИФНС России N 14 по Краснодарскому краю в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Представитель ОАО "Агрообъединение "Кубань" в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в отзыве.

Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, дополнений, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст.65 АПК РФ предусматривает, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации и ст.ст.23, 45 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы, представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Согласно п.1 ст.374 НК РФ объектом обложения налогом на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

В соответствии с п.1 ст.375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

В случае если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.

Таким образом, критерием для отнесения недвижимого имущества к объектам налогообложения является их учет на балансе в качестве основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

В соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 N 94н "Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению" счет 01 "Основные средства" предназначен для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении.

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета к основным средствам как совокупности материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организации в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев, относятся здания, сооружения.

Порядок учета на балансе организации объекта основных средств регулируется также приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01".

В соответствии с названным приказом актив принимается к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия: объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владении и пользование или во временное пользование; объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; организация не предполагает последующей перепродажи данного объекта; объект способен приносить организации экономические выгоды (доходы) в будущем.

Пунктом 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.10.2003 N 91н, предусмотрено, что по объектам недвижимости, по которым закончены капитальные вложения, оформлены соответствующие первичные учетные документы по приемке-передаче, документы переданы на государственную регистрацию и фактически эксплуатируемым, амортизация начисляется в общем порядке с первого числа месяца, следующего за месяцем введения объекта в эксплуатацию. Допускается объекты недвижимости, по которым закончены капитальные вложения, оформлены соответствующие первичные учетные документы по приемке-передаче, документы переданы на государственную регистрацию, и фактически эксплуатируемые, принимать к бухгалтерскому учету в качестве основных средств с выделением на отдельном субсчете к счету учета основных средств.

Таким образом, объект недвижимого имущества обладает всеми признаками основного средства, установленными п. 4 ПБУ 6/01, в случае если закончены капитальные вложения в объект недвижимого имущества, сформирована его первоначальная стоимость, объект введен в эксплуатацию и оформлены соответствующие первичные учетные документы по приемке-передаче, организацией на объекте фактически ведется хозяйственная деятельность.

Из материалов дела следует, что общество представляло расчеты по налогу на имущество в разрезе ОКАТО в разные налоговые инспекции и тем самым налоговый орган дважды учел налогооблагаемую базу по Кореновскому подразделению, что привело к «задвоению» суммы налога. Так, в приложении N 4 к решению «Расчет среднегодовой стоимости имущества за 2007» сумма учтена в колонке «стоимость основных средств», «износ основных средств». При этом налоговый орган путем прибавлению к общей налогооблагаемой базе в колонке «итого налогооблагаемая база» увеличивает сумму налога на имущество в спорный период (13030385631 +585620552).

По данному эпизоду доначисления налога на имущество в сумме 72 900 руб. за 2007 г. налоговый орган документально не обосновал заявленный довод о том, что при расчете по результатам проверки доначисленного налога на имущество налогооблагаемая база по обособленному подразделению в Кореновском районе инспекцией не учитывалась, в связи с чем, налоговый орган не согласен с доводом налогоплательщика об ошибочном двойном учете налогооблагаемой базы по налогу на имущество по головной организации и обособленному подразделению в Кореновском районе при расчете доначисленного налога.

В части доначисления налога на имущество в размере 72900 руб., согласно представленных пояснений Межрайонной ИФНС России N 14 по Краснодарскому краю от 25.10.2011 г. N 05-26/11924, налоговый орган указал, что инспектором фактически была допущена арифметическая ошибка.

Согласно п.п.1 и 2 ст.171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст.166 НК РФ, на установленные ст.171 НК РФ налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, за исключением товаров, предусмотренных п.2 ст.170 НК РФ, а также для перепродажи.

Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе (п.1 ст.39 НК РФ).

Операции по реализации товаров (работ, услуг) являются предпринимательской деятельностью, направленной на получение дохода. Согласно п. 2 ст.153 НК РФ при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) устанавливается исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

Соответственно, вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно п.п.1 и 2 ст.169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п.п.5 и 6 указанной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

Требования ст.169 НК РФ, предусматривающей порядок оформления счетов-фактур, имеют императивный характер, несоблюдение которых влечет за собой определенные последствия в виде отказа в принятии к налоговому вычету сумм НДС, предъявленных продавцом.

По смыслу указанных норм, право на вычет по НДС возникает при наличии совокупности следующих условий: получение и наличие счета-фактуры, выставленного в соответствии со ст.169 НК РФ, подтверждение операций соответствующими первичными документами, приобретаемые товары (работы, услуги) должны предназначаться для производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектом налогообложения.

В соответствии с п.1 ст.257 НК РФ в первоначальной стоимости создаваемого объекта могут быть учтены расходы на работы по ликвидации основного средства, предусмотренного в качестве подготовительных в смете на строительство нового объекта на месте снесенного объекта.

Налоговый орган не представил доказательства того, что обществом не велись подготовительные работы на объекте «Многолетние насаждения в х.Железном». Налогоплательщик представил договор от 24.01.2007, счета-фактуры NN 4, 22, 60, КС-2; акты выполненных работ, которые соответствуют условиям договора генерального подряда от 21.01.2007 N 67/ГСК-130 и локальные сметы. Налоговый орган не представил правового обоснования представленной лицензии ООО «ГлавКубаньСтрой» ГС-3-23-02-27-0-2356045181-013834-1.

Как видно из материалов дела в 2007 году в ОАО "Агрообъединение «Кубань» велись подготовительные работы на объекте «Многолетние насаждения в х. Железном» на основании договора N67/ГКС-130 от 24.01.2007г. ООО «ГлавКубаньСтрой» (Приложение N 6). По данным работам выставлены счета фактуры согласно которым на объекте «Многолетние насаждения в х. Железном» (ликвидированное СТФ N 2) выполнялись следующие виды работ (том 3,4,6 дела, акты по строительству):

N 16 от 31.01.2007г.на сумму - 8656078,00 руб. в т. ч., НДС-1320419,00 руб.;

Разборка бетонных и железобетонных конструкций методом обрушения;

Разработка грунта в траншеях;

Засыпка траншей и котлованов ;(ПриложениеN 7);

N 49 от 28.02.2007г. на сумму - 6424408,00 руб в т.ч., НДС - 979995,00 руб.; Разработка грунта с перемещением;

Разработка грунта в траншеях экскаватором;

Засыпка траншей и котлованов мусором;(ПриложениеN 8)

N 69 от 31.03.2007г.на сумму - 305209,00 руб. в т.ч. НДС - 46557.00 руб.,

Разработка и перемещение грунта;(Приложение N 9).

Таким образом, согласно представленных документов обществом проводились работы по уборке остатков от разборки и демонтажа объектов, очистка и выравнивание территории.

В 2006 году в х. Железном на ликвидированном объекте «Многолетние насаждения в х. Железном» (ликвидированное СТФ N 2) выполнялись следующие виды работ (подрядчиком ОАО ПМК «Усть-Лабинская» выставлены счёт фактуры с приложением актов выполненных работ):

согласно акту выполненных работ N40 от 26.04.2006г. на сумму 288101,63 руб.

-демонтаж металлоконструкций корпуса N5;

-демонтаж металлоконструкций корпуса N3;( Приложение N 10)

согласно акту выполненных работ N 41 от 26.04.2006г.на сумму 20399,73 руб.

-демонтаж оборудования кормоцеха;( Приложение N 11)

Подрядчиком ОАО «Племзавод «Кубань» выставлены счёт фактуры с приложением актов выполненных работ:

N2006 от 25.08.2006г.на сумму 272866 руб;

- разборка деревянных перекрытий ;