ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 ноября 2011 года Дело N А62-1831/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2011 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 14 ноября 2011 года. Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Дорошковой А.Г., судей Полынкиной Н.А. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Шульгач И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-4607/2011) открытого акционерного общества «Авангард» на решение Арбитражного суда Смоленской области

от 26.07.2011 по делу NА62-1831/2011 (судья Пузаненков Ю.А.), принятое по заявлению открытого акционерного общества «Авангард» (ИНН: 6726504312; ОГРН: 1086726001614) к администрации муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области (ИНН:6726003059; ОГРН: 1026700949890), третье лицо: Совет депутатов Сафоновского городского поселения (ОГРН 1066726000252; ИНН 672601923), о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, при участии представителей:

от заявителя: Баркова Е.Ю. - инженер (доверенность от 03.11.2011 N51; Ветрова Е.Ю. - юрисконсульт (доверенность от 30.12.2010);

от ответчика: Федькина Н.В. - начальник юридического отдела (доверенность от 21.03.2011 N811;

от третьего лица: Федькина Н.Ю. - по доверенности от 30.06.2011 N64;

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Авангард» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением признании незаконным бездействия администрации Сафоновского района (далее - администрация, ответчик), выразившегося в неутверждении и невыдаче схем расположения земельных участков под автодорогой от ПК-0 до ПК-2-79 и автодорогой от поста N 9 до корпуса 170, расположенных по адресу: Смоленская область, г. Сафоново, ул. Октябрьская, 78. С целью восстановления нарушенных прав заявитель просил обязать Администрацию в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу утвердить и выдать Обществу схемы расположения земельных участков под указанными автодорогами.

Определением арбитражного суда от 21.06.2011 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Совет депутатов Сафоновского городского поселения Сафоновского района Смоленской области.

Решением арбитражного суда от 26.07.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым решением, ОАО «Авангард» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.08.2008 N 822-р Федеральное государственное унитарное предприятие «Авангард» приватизировано путем преобразования в открытое акционерное общество «Авангард» (т.1, л.д.8).

05.11.2008 в Единый государственный реестр юридических лиц была внесена запись о создании ОАО «Авангард».

По передаточному акту от 19.08.2008 (т.1, л.д.10-15) ОАО «Авангард» приняло приватизированный имущественный комплекс федерального государственного унитарного предприятия «Авангард», в который как объект недвижимого имущества включена автодорога от ПК-0 до ПК-2-79 протяженностью 250 метров (поз. 37 раздела 1.4 «Сооружения)), расположенная по адресу: г. Сафоново, ул. Октябрьская,78, инвентарный номер по техническому паспорту N000092919. Данный акт предусматривает также передачу в качестве объекта недвижимости автодорог завода, площадок, тротуаров, стоянок в асфальтовом исполнении общей площадью покрытия 74973,7 кв. метров, расположенных по этому же адресу и имеющих по техническому паспорту от 11.12.2006 инв. номер 8672.

24.07.2009 за обществом зарегистрировано право собственности на автодорогу от ПК-О до ПК-2-79, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 24 июля 2009 года сделана запись регистрации N 67-67-08/132/2009-015 (т.1, л.д.18).

10.03.2009 зарегистрировано право собственности на автодороги завода, площадки, тротуары, стоянки в асфальтовом исполнении, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 04 марта 2009 года сделана запись регистрации N 67-67-08/023/2009-409 (т.1, л.д.16).

Общество полагает, что в состав последнего объекта недвижимости вошла автодорога от поста N 9 до корпуса 170.

Поскольку земельные участки, на которых расположены названные автодороги, не были предусмотрены в составе приватизированного имущества, с целью последующей реализации права на приобретение их в собственность 12 января 2011г. Общество обратилось в администрацию с заявлением об утверждении и выдаче схем расположения земельных участков под автодорогами, являющихся графической частью межевого плана.

09.02.2011 администрация сообщила, что согласно генеральному плану города Сафоново Смоленской области, утвержденному решением Совета депутатов Сафоновского городского поселения от 12.08.2009 N39/1, а также Правилам землепользования и застройки (утверждены решением Совета депутатов Сафоновского городского поселения 12.10.2009 N41/3) данные автодороги являются территорией общего пользования.

Полагая, что бездействие органа местного самоуправления, выразившееся в неутверждении и невыдачи схем расположения земельных участков под автодорогой от ПК-0 до ПК-2-79 и автодорогой от поста N 9 до корпуса 170, расположенных по адресу: Смоленская область, г. Сафоново, ул. Октябрьская, 78, является незаконным и нарушающим права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 и частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.

Согласно части 1, части 2 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В части 7 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что со дня введения в действие ЗК РФ приватизация зданий, строений, сооружений, в том числе зданий, строений, сооружений промышленного назначения, без одновременной приватизации земельных участков, на которых они расположены, не допускается, за исключением случаев, если такие земельные участки изъяты из оборота или ограничены в обороте. Поскольку земельные участки под автодорогами не вошли в состав имущества, подлежащего приватизации, заявление общества о приобретении участков основано на нормах Земельного кодекса РФ и законодательстве о приватизации. Вместе с тем, суд находит правомерным вывод органа местного самоуправления о том, что спорные земельные участки ограничены в обороте.

Согласно пункту 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

При этом пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи, кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления, на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения, предусмотренного статьей 29 данного Кодекса исполнительного органа государственной власти, в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Из указанной нормы следует, что красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары), от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц.

В пункте 4 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что к территориям общего пользования относятся участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, скверами, бульварами и другими объектами. Эти территории предназначены для удовлетворения общественных интересов населения и приватизации не подлежат.

В соответствии с частью 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» не подлежат отчуждению земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов, а также общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие).

Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, автомобильными дорогами, скверами, другими объектами, в силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Из материалов следует, что на утверждение в администрацию заявителем представлен вариант схемы земельного участка на кадастровом плане (карте) территории, подготовленный МУП «Архитектура», согласно которой категория земель данных земельных участков определена как земли населенных пунктов и вид разрешенного использования - земельные участки автомобильных дорог. Именно с таким назначением категории земель вышеуказанных земельных участков и видом разрешенного использования просит утвердить Общество.

Решением Советов депутатов Сафоновского городского поселения Сафоновского района Смоленской области от 12.10.2009 N41/3 утверждены Правила землепользования и застройки Сафоновского городского поселения Сафоновского района Смоленской области (далее - Правила) (т.2, л.д.4-93).

Согласно пункту 4 статьи 1 главы 1 части 1 Правила обязательны для органов государственной власти, органов городского самоуправления, граждан и юридических лиц, осуществляющих и контролирующих градостроительную деятельность и земельные отношения на территории города, а также судебных органов как основание для разрешения споров по вопросам землепользования и застройки.

Как следует из карты градостроительного зонирования к данным Правилам и фрагмента к ней, земельные участки автодорог с номерами в ЕГРП 67-67-08/023/2009-409 и 67-67-08/132/2009-015 находятся между зонами П. 1. и П.2. и между зонами ОД.1. и Р.2., которые согласно условному обозначению относятся к территории общего пользования - территории, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары) (т.1, л.д.98).

Поскольку Общество подало заявление о приобретении спорных участков в собственность после утверждения Правил землепользования и застройки Сафоновского городского поселения, то Правила распространяются на рассматриваемые правоотношения. Кроме того, суд апелляционной инстанции полагает, что заявитель не обосновал право на приобретение земельных участков исходя из следующего. Земельные участки, занятые улицами, по своему правовому режиму представляют собой земли общего пользования. Они могут включаться в состав различных территориальных зон, но не подлежат приватизации.

Как усматривается из пояснений представителей сторон, материалов дела (генеральный план поселения и др.), улица Октябрьская предназначена для проезда не только к заводу «Авангард», но и к объектам (в.т. промышленным), принадлежащим иным лицам.

В данном случае в передаточном акте, утвержденном ТУ Росимущества 19.08.2008, помимо адреса (г. Сафоново, ул. Октябрьская, 78) автодорога протяженностью 250 м поименована «Автодорога от ПК-0 до ПК-2-79 по ул. Октябрьской», что исключает двоякое толкование местоположения этой дороги. Второй рассматриваемый объект недвижимости предусматривает передачу автодорог завода без указания каких бы то ни было идентифицирующих признаков. Перечень конкретных дорог (площадок) отсутствует. Общество, утверждая, что в число дорог вошла автодорога от поста N9 до корпуса 170, расположенная вне территории (ограждения) завода, соответствующие доказательства не представило. Имеющийся в материалах дела технический паспорт (со схемой) на этот объект недвижимости не содержит поименную расшифровку всех составных частей и признаков, позволяющих определить их местоположение. Отсутствие этой информации препятствует проведению судебной экспертизы. С учетом этого обстоятельства суд апелляционной инстанции, отложив рассмотрение дела, предложил сторонам с участием специалистов определить место положения (на территории общего пользования или нет) автодорог. Общество от участия в данных мероприятиях, обеспечения доступа членов комиссии на территорию завода отказалось (см. письмо от 27.10.2011 N42/4368).

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не находит основания для удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь п.1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Смоленской области от 26.07.2011 по делу NА62-1831/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в г. Брянске в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. Жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

     Председательствующий
судья
А.Г.Дорошкова
Судьи
Н.А.Полынкина
В.Н.Стаханова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка