• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 04 августа 2011 года Дело N А65-3056/2011

г. Самара Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2011 года. Постановление в полном объеме изготовлено 04 августа 2011 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,

судей Марчик Н.Ю., Холодной С.Т., при ведении протокола секретарем судебного заседания Кремневой А.А., с участием:

от заявителя - Григорьев С.В., доверенность от 31 декабря 2010 г. N 5;

от муниципального дошкольного образовательного учреждения Алексеевский детский сад N 2 «Зайчик» Алексеевского муниципального района Республики Татарстан - извещен, не явился, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе муниципального дошкольного образовательного учреждения Алексеевский детский сад N 2 «Зайчик» Алексеевского муниципального района Республики Татарстан, п.г.т. Алексеевское, Алексеевский район, Республика Татарстан, на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 апреля 2011 г.

по делу N А65-3056/2011 (судья Сальманова Р.Р.), по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Республике Татарстан, г. Чистополь, Республика Татарстан, к муниципальному дошкольному образовательному учреждению Алексеевский детский сад N 2 «Зайчик» Алексеевского муниципального района Республики Татарстан (ИНН 1605001298, ОГРН 1021605754521), п.г.т. Алексеевское, Алексеевский район, Республика Татарстан, о взыскании,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к муниципальному дошкольному образовательному учреждению Алексеевский детский сад N 2 «Зайчик» Алексеевского муниципального района Республики Татарстан (далее - налогоплательщик) о взыскании в доход бюджета налога на добавленную стоимость в размере 3 003 руб. и пени в размере 501, 75 руб.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 апреля 2011 г. заявленное требование удовлетворено.

При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что требования налогового органа об уплате налога налогоплательщиком не исполнены.

Факт несвоевременной уплаты ответчиком НДС подтверждается материалами дела, пени начислены обоснованно согласно расчету.

Не согласившись с выводами суда, налогоплательщик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В апелляционной жалобе указывает, что для освобождения операции от обложения НДС лицензия необходима только при осуществлении учебно-производственного процесса, для воспитательного процесса такого требования не установлено.

Оказание услуг по содержанию детей не идентично образовательному процессу.

Родительская плата является платой, полученной учреждением за оказание услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях. Доказательств, свидетельствующих о том, что в составе платы за содержание детей взималась и плата за образовательные услуги, налоговым органом не представлено.

На данный момент лицензия находится на стадии оформления и ее отсутствие не является основанием для отказа в применении льготы по НДС.

Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 июля 2011 г. судебное разбирательство было отложено.

Согласно ст. 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в связи с нахождением судьи Рогалевой Е.М. в очередном отпуске в составе суда была произведена замена судьи Рогалевой Е.М. на судью Марчик Н.Ю.

После замены судьи согласно положениям указанной статьи дело рассмотрено сначала.

Представитель налогового органа считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.

В судебное заседание представитель муниципального дошкольного образовательного учреждения Алексеевский детский сад N 2 «Зайчик» Алексеевского муниципального района Республики Татарстан не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителя.

Проверив материалы дела, выслушав представителя налогового органа, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, налогоплательщик является некоммерческой организацией - муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением (детским садом), что следует из его Устава.

Согласно п. 1.10 Устава налогоплательщик обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте с 1,0 до 7 лет (возможен прием детей с 2 месяцев до 1,0 года). Основными целями образовательной деятельности являются охрана и укрепление здоровья детей, развитие их индивидуальных способностей, коррекция нарушений развития, помощь семье в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.

Налогоплательщиком по требованию налогового органа в связи с истечением срока действия лицензии на образовательную деятельность 19 июля 2010 г. была подана декларация по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2010 г., согласно которой подлежал уплате в бюджет НДС в сумме 3 003 руб.

В связи с неуплатой указанной суммы налога в установленные законом сроки в соответствии со ст.ст. 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщику были направлены требования от 30 июля 2010 г. N 20099, от 02 сентября 2010 г. N 21824, от 01 октября 2010 г. N 56849 об уплате налога.

Поскольку налогоплательщиком указанные требования налогового органа не были исполнены, то налоговый орган обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.

При принятии судебного акта суд первой инстанции не принял во внимание следующего.

Согласно подп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях.

В соответствии с подп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.

Пунктом 6 ст. 149 НК РФ предусмотрено, что перечисленные в данной статье операции, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, для получения льготы в виде освобождения реализуемых услуг от обложения НДС необходима совокупность следующих условий: отнесение услуг к числу направленных на содержание детей в дошкольных учреждениях и наличие лицензии только в том случае, если такая лицензия необходима.

В соответствии с п. 6 ст. 33 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» право на ведение образовательной деятельности возникает у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии. С 01 января 2011 г. данная норма закона утратила силу.

Между тем содержание детей в детском образовательном учреждении не исчерпывается лишь осуществлением в их отношении образовательной деятельности, а также включает в себя услуги по содержанию детей в данном учреждении. При этом законодательством не закреплен запрет на взимание платы за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях.

Более того, ни Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании», ни Федеральным законом от 08 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» не предусмотрено лицензирование деятельности по содержанию детей в дошкольном образовательном учреждении.

Осуществляемая детским садом деятельность по содержанию детей в дошкольных учреждениях, в отличие от образовательной деятельности по программе дошкольного, общего образования, дополнительного образования детей, профессиональной подготовки, профессионального образования не названа в числе видов деятельности, подлежащих лицензированию.

Согласно подп. «а» п. 2 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. N 277, не подлежит лицензированию образовательная деятельность, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации.

Обеспечение содержания детей в дошкольном образовательном учреждении действительно связано с осуществлением таким учреждением образовательного процесса и воспитанием детей. Вместе с тем, как отмечено в решении Верховного Суда Российской Федерации от 27 января 2003 г. N ГКПИ 02-1399, обязанность родителей по оплате содержания детей не свидетельствует о возложении на родителей обязанности по оплате образования детей, поскольку дошкольное образование является бесплатным.

Более того, согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в указанном решении, дошкольное образование и содержание детей являются различными и самостоятельными видами деятельности дошкольного учреждения; при этом действующим законодательством не предусмотрено лицензирование деятельности по содержанию детей.

Следовательно, оказание услуг по содержанию детей не идентично образовательному процессу, то есть образовательной деятельности. Статья 149 (подпункты 4 и 14 п. 2) НК РФ также разделяет услуги по содержанию детей и услуги в сфере образования (образовательную деятельность).

Таким образом, из содержания приведенных норм не следует, что деятельность по содержанию детей в дошкольных учреждениях подлежит лицензированию.

Отсутствие у детского сада лицензии на ведение образовательной деятельности не имеет никакого правового значения для применения льготы по НДС в связи с оказанием услуг по содержанию детей в дошкольном образовательном учреждении.

Из договоров, заключенных между налогоплательщиком и родителями (законными представителями) воспитанников, следует, что детский сад (налогоплательщик) принимает на себя обязательства не только по обучению детей, но и по их содержанию, которое включает в себя осуществление медицинского обслуживания, лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий, вакцинацию детей и т.п.

Из Перечня затрат, учитываемых при установлении родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 849, следует, что родительская плата распределяется на оплату труда, приобретение услуг связи, транспортных и коммунальных услуг, услуг по содержанию имущества, арендную плату за пользование имуществом, увеличение стоимости основных средств, увеличение стоимости материальных запасов, необходимых для содержания ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования.

Денежные средства, поступившие налогоплательщику от родителей, являются платой, полученной за оказание услуг по содержанию детей в дошкольном учреждении, и не расходуются на обучение детей.

Следовательно, указанные суммы денежных средств в силу подп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежат обложению НДС.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 23 августа 2010 г. по делу N А55-40227/2009. Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2010 г. N ВАС-17263/10 отказано в передаче дела N А55-40227/2009 в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора данного постановления.

Частью 1 ст. 65 и ч. 4 ст. 215 АПК РФ на налоговый орган возложена обязанность документально доказать обстоятельства, послужившие основанием для взыскания обязательных платежей и санкций.

В нарушение указанных норм законодательства налоговый орган не представил доказательств того, что поступившие налогоплательщику денежные средства не являются платой за содержание детей в дошкольном учреждении и подлежат обложению НДС в соответствии с законодательством о налогах.

Налоговая декларация, поданная в налоговый орган налогоплательщиком, без подтверждающих документов не может являться безусловным основанием для отнесения поступивших налогоплательщику сумм к операциям, облагаемых НДС, и для взыскания с налогоплательщика сумм налога.

В силу п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Аналогичная норма содержится в п. 6 ст. 108 НК РФ, согласно которой неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При указанных обстоятельствах арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что налоговый орган не доказал обязанность налогоплательщика облагать НДС оказываемые в рамках своей деятельности услуги.

Следовательно, основания для взыскания с налогоплательщика сумм налога и пени в рассматриваемом случае отсутствуют.

В связи с неправильным применением норм материального права решение суда первой инстанции согласно п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ следует отменить и в удовлетворении заявленных Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 12 по Республике Татарстан требований отказать.

Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 апреля 2011 г. по делу N А65-3056/2011 отменить.

В удовлетворении заявленных Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 12 по Республике Татарстан, г. Чистополь, Республика Татарстан, требований отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

     Председательствующий
Т.С.Засыпкина
Судьи
Н.Ю.Марчик
С.Т.Холодная

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А65-3056/2011
Принявший орган: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 04 августа 2011

Поиск в тексте