ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 августа 2011 года Дело N А55-7583/2011

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена: 17 августа 2011 года.

Постановление в полном объеме изготовлено: 18 августа 2011 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Кузнецова В.В., судей Марчик Н.Ю., Холодной С.Т., при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е., с участием:

от заявителя - Квасов П.Ю., представитель по доверенности от 20.04.2011г.,

от ответчика - Галкина Е.А., представитель по доверенности от 10.06.2011г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 7 дело по апелляционной жалобе мэрии городского округа Тольятти на решение Арбитражного суда Самарской области от 15 июня 2011 года по делу NА55-7583/2011 (судья Стенина А.В.),

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Сервис-С» (ИНН 6321214421, ОГРН 1086320016640), г. Тольятти, к мэрии городского округа Тольятти, г. Тольятти,

о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от соблюдения процедуры предварительного согласования места размещения объекта дорожного сервиса с инженерно-техническим обеспечением,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Сервис-С» (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным бездействия мэрии городского округа Тольятти (далее ответчик), выразившимся в уклонении от соблюдения процедуры предварительного согласования места размещения объекта дорожного сервиса с инженерно-техническим обеспечением на основании заявления ООО «Сервис-С» от 20.05.2010 г. N 38; о признании постановление мэрии городского округа Тольятти от 24.03.2011 г. N 894-п/1 «Об отказе ООО «Сервис-С» в размещении объекта дорожного сервиса с инженерно-техническим обеспечением юго-западнее здания N126 по ул. Матросова в Комсомольском районе г.Тольятти» недействительным; о возложении на мэрию городского округа Тольятти обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Сервис-С» путем осуществления процедуры предварительного согласования места размещения объекта дорожного сервиса с инженерно-техническим обеспечением юго-западнее здания N126 по ул. Матросова в Комсомольском районе г. Тольятти.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 15 июня 2011 года по делу NА55-7583/2011 заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие мэрии городского округа Тольятти, выразившееся в уклонении от соблюдения процедуры предварительного согласования места размещения объекта дорожного сервиса с инженерно-техническим обеспечением на основании заявления ООО «Сервис-С» от 20.05.2010 г. N3 8. Признано недействительным постановление мэрии городского округа Тольятти от 24.03.2011 г. N 894-п/1 «Об отказе ООО «Сервис-С» в размещении объекта дорожного сервиса с инженерно-техническим обеспечением юго-западнее здания N126 по ул. Матросова в Комсомольском районе г. Тольятти». На мэрию городского округа Тольятти возложена обязанность по вступлении решения в законную силу, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Сервис-С» путем осуществления процедуры предварительного согласования места размещения объекта дорожного сервиса с инженерно-техническим обеспечением юго-западнее здания N 126 по ул. Матросова в Комсомольском районе г. Тольятти.

Ответчик в апелляционной жалобе просит отменить решение суда, считает, что судом неправильно применены нормы материального права и просит отказать в удовлетворении заявленных требований.

Заявитель считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.

Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 20.05.2010 г. ООО «Сервис-С» направило в мэрию г.о. Тольятти заявление (исх. N 38) о возможности выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта дорожного сервиса с инженерно-техническим обеспечением, указав необходимый размер земельного участка - 3 000 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Комсомольский район, юго-западнее здания N 126 по ул. Матросова.

Мэрией городского округа Тольятти издано постановление от 24.03.2011 г. N 894-п/1 об отказе ООО «Сервис-С» в размещении объекта дорожного сервиса с инженерно-техническим обеспечением на земельном участке, расположенном: юго-западнее здания N 126 по ул. Матросова в Комсомольском районе г. Тольятти по следующим основаниям: нахождение испрашиваемого земельного участка в границах территориальной зоны Р-4 (Зона природных ландшафтов); нахождение испрашиваемого земельного участка в границах территории магистральных улиц и дорог - территории общего пользования согласно Карте градостроительного зонирования городского округа Тольятти, Правил землепользования и застройки городского округа Тольятти от 24.12.2008 г. N 1059, постановления мэрии городского округа Тольятти от 24.12.2010 г. N 3790-п/1 «Об установлении перечня случаев предоставления для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления вправе распоряжаться, исключительно на торгах», от 22.04.2010 г. N 1027-п/1 (в редакции постановления мэрии городского округа Тольятти от 13.11.2010 г. N 3190-п/1.

В силу статьи 6 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статей 11, 22 и 29 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 10 статьи 3 Федерального закона 25.10.2001 г N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.2002 г. N 576 «О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю» решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю и их предоставление гражданам и юридическим лицам в аренду относятся к полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно пунктам 1, 3 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов, и 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов. Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.

В соответствии с пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственный власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, установленном пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ. При этом первоначальным этапом предоставления участка является выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.

В соответствии с пунктами 2, 5 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможным вариантами их выбора.

В силу пункта 6 статьи 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Как указано выше, во исполнение указанных норм законодательства заявитель обратился в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением и необходимым пакетом документов для решения вопроса об изготовлении и предоставлении акта выбора земельного участка, в том числе приложив эскизный проект, технико-экономические расчеты, сведения о вакантности земельного участка.

Из эскизного проекта следует, что объектом дорожного сервиса является автозаправочная станция для легковых автомобилей на три колонки.

Согласно положениям пункта 6 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», орган местного самоуправления по вопросу утверждения схемы расположения земельных участков, акта выбора земельного участка должен был принять соответствующий ненормативный правовой акт, однако органом местного самоуправления при принятии решения об отказе в выборе земельного участка не была соблюдена процедура предварительного согласования места размещения объекта: не была обеспечена возможность выбора земельного участка посредством определения вариантов расположения земельных участков; не утверждены схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора; не оформлен акт о выборе земельного участка.

Из вышеизложенного следует, что орган местного самоуправления допустил незаконное бездействие, выразившееся в непринятии последовательных решений в соответствии с процедурой предварительного согласования места размещения объекта.

Одним из оснований к отказу послужил и факт нахождения испрашиваемого земельного участка в границах полосы отвода автомобильных дорог.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации, землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного транспорта и предоставляемые в установленном настоящим Кодексом порядке гражданам и юридическим лицам в границах полос отвода автомобильных дорог для размещения объектов дорожного сервиса.

В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, автомобильная дорога - линейный объект. Согласно пункту 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 3 Правил землепользования и застройки городского округа Тольятти, действие градостроительных регламентов не распространяется на земельные участки, занятые линейными объектами.

Пунктом 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

Положение об использовании земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, утверждено постановлением мэрии городского округа Тольятти N 1027-п/1 от 22.04.2010 г. (в редакции постановления мэрии городского округа Тольятти от 13.11.2010 г. N 3190-п/1).

Согласно указанному постановлению, автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Федеральным законом от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» прямо предусмотрено размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги, которое должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов.

Статья 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ определяет объект дорожного сервиса - здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств).

Пунктом 4 статьи 25 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ предусмотрена возможность предоставления земельных участков в границах полосы отвода автомобильной дороги, предназначенных для размещения объектов дорожного сервиса гражданам или юридическим лицам для размещения указанных объектов.

В оспариваемом постановлении указывается, что испрашиваемый участок располагается в территориальной зоне Р-4 (Правила землепользования и застройки городского округа Тольятти от 24.12.2008 г. N 1059).

На основании заявлений общества от 30.04.2009 г. N 15, от 16.03.2010 г. N 37, от 02.02. 2011 г. N 49 мэрией городского округа Тольятти было издано постановление от 20.09.2010 г. N2591-п/1 «Об утверждении проекта корректировки красных линий западной стороны улицы Матросова, на участке от индивидуальной жилой застройки до ВЛ-35кВ Комсомольского района г. Тольятти.

Из схемы расположения земельного участка усматривается, что спорный участок находится в границах красных линий, отделяемых его от территориальной зоны Р-4.

Согласно вышеупомянутым Правилам, красные линии- - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты); градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей - территориальной зоны и в равной мере распространяемые на все земельные участки, расположенные в пределах территориальной зоны, виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В оспариваемом постановлении содержится взаимоисключающие утверждения о нахождении участка в территориальной зоне Р-4 и в границах территории магистральных улиц и дорог - территории общего пользования. Вместе с тем, спорный участок расположен в границах территории магистральных улиц и дорог

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в пункте 6 Постановления от 01.07.1996 г. N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления являются одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом, решением и действием (бездействием) гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица. В рассматриваемом случае имеются нарушения как закона, так и экономических интересов заявителя.

Пункт 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает указание в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что незаконное бездействие органа местного самоуправления и оспариваемый ненормативный акт нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, препятствуют реализации права общества на выбор и аренду земельного участка для размещения объекта дорожного сервиса, с целью осуществления деятельности общества, указанной в учредительных документах общества и в сведениях о видах экономической деятельности, которыми занимается юридическое лицо.

При указанных обстоятельствах, требования заявителя являются обоснованными.

Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 15 июня 2011 года по делу NА55-7583/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

     Председательствующий
В.В.Кузнецов
Судьи
Н.Ю.Марчик
С.Т.Холодная

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка